Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(106)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Серяпина Л.В. ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 20(106). URL: https://sibac.info/journal/student/106/180673 (дата обращения: 28.12.2024).

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Серяпина Любовь Владимировна

магистрант, кафедра русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы, Самарский государственный социально-педагогический университет,

РФ, г. Самара

INFLUENCE OF CHILDRENS LITERATURE ON THE DEVELOPMENT OF EM0TIONAL INTELLIGENCE

 

Liubov Seriapina

master’s student, Department of Russian, foreign literature and methods of teaching literature, Samara State University of Social Sciences and Education,

Russia, Samara

 

АННОТАЦИЯ

В статье показана значимость чтения в контексте развития эмоционального интеллекта. На основе данных, полученных путем интервьюирования старшеклассниц, отражено положительное влияние чтения на развитие эмоционального интеллекта.

ABSTRACT

The article shows the importance of reading in the context of the development of emotional intelligence. Based on the data obtained by interviewing high school students, the positive influence of reading on the development of emotional intelligence is reflected.

 

Ключевые слова: детская литература, эмоциональный интеллект, детское чтение.

Keywords: children’s literature, emotional intelligence, children’s reading.

 

Предмет статьи: исследование взаимосвязи чтения детской литературы в контексте развития эмоционального интеллекта. Цель работы: сопоставить результаты интервьюирования старшеклассниц о восприятии литературы со степенью развития эмоционального интеллекта. Метод исследования: экспериментальный на основе интервьюирования. Результаты работы: отражена значимость эмоционального интеллекта, показана взаимосвязь чтения детской литературы с развитостью эмоционального интеллекта респондентов, приведены результаты интервьюирования старшеклассников, подтверждающие нашу гипотезу.

Эмоциональным интеллектом принято называть способность к использованию и переработке информации, содержащейся в эмоциях. Сегодня этот навык становится одним из ключевых, так как именно эмоции и их восприятие отличает человека от машины. При развитом эмоциональном интеллекте люди способны понимать свои чувства и чувства других людей [6], что способствует грамотному управлению эмоциями и разрешению проблемных ситуаций. Данный феномен относят к внутриличностному эмоциональному интеллекту и называют фасилитацией собственного мышления, то есть способностью вызывать эмоции, помогающие решать те или иные задачи [1]. Исходя из модели П. Сэловея, Дж. Мэйера и Д. Карузо, эмоциональный интеллект включает в себя три рефлексивно-мотивационные свойства личности, а именно: оценку и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций в мышлении и деятельности.

В школьном возрасте степень развития эмоционального интеллекта влияет на успеваемость учеников. Доказано, что дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта показывают лучшие академические результаты. Это связано с тем, что любые эмоции, даже негативные необходимы для мышления в целом и для умения концентрировать своё внимание в частности. Л.С. Выготский говорил что эмоция, является одной из составляющих мышления [3]. Чтобы чему-то научиться, овладеть какой-либо информацией мысли должны быть сосредоточены, а эмоции – сбалансированы. Неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей могут привести к неудаче в карьере и даже жизни в целом [5]. Так, каждый из нас наверняка сталкивался с такой ситуацией, когда под влиянием негативных эмоций хуже рассказывал стихотворение на уроке литературы, от излишнего волнения допускал ошибки в тесте или же, находясь в дурном настроении, резким словом обижал близких. Так или иначе, необходимо осознавать значимость эмоций, понимать их и управлять ими. Эмоциональная регуляция также играет роль в процессе запоминания, передачи и добавления новой информации к уже известной.

Одним из способов развития эмоционального интеллекта является чтение литературных произведений [4]. Прививать любовь к чтению важно в детстве, так как дети более восприимчивы к любой информации, особенно к эмоционально окрашенной. Это связано с тем, что дети живут эмоциями, живут моментом. Эмоция для ребенка первостепенна. Дети все считывают, а все что слышат, стараются ярко представить. Эмоциональный фон книги помогает им понять все то, что закладывает автор в свое произведение.

При помощи словесных характеристик в художественной литературе автор создает вербально-художественный образ, через который выражаются мысли и чувства. По мнению Т.С. Бутовой, фигуры речи являются средством эмоционального воздействия на читателя, слушателя. Так же они способствуют активизации внимания к повествованию. Выразительные средства оказывают воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей [2].

Гипотеза исследования: литературные герои близкие по духу, характеру к читателю, со схожими нравственными проблемами вызывают эмоциональный отклик и способствуют развитию эмоционального интеллекта. Для проверки этой гипотезы было проведено интервьюирование школьников о внеклассном чтении. Вопросы интервью:

  1. Расскажи, какие литературные произведения тебя зацепили? Чем они были привлекательны для тебя?
  2. Соотносишь ли ты себя, своё поведение с героями произведения?
  3. Как менялись твои литературные предпочтения по мере взросления с 10 лет до настоящего времени?

Участники исследования: 27 старшеклассниц 16-17 лет.

Результаты. У большинства респондентов в числе любимых произведений оказались книга Э. Ремарка «Три товарища». Девушки отмечали, что в произведении их привлекал тонкий юмор автора и интересные сюжетные линии. Трагический конец произведения заставлял задуматься об устройстве мира, жизни, возможных ошибках и пороках человека. Среди книг, которые также пользуются популярностью у девочек, мы отметили «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте и «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера. Все эти книги связывают истории любви, такие разные, но такие похожие своей мощной, сильной, пронизывающей до самых костей силой человеческих чувств. Следует отметить, что все вышеперечисленные произведения написаны зарубежными авторами. Респонденты в интервью не раз говорили, что произведения отечественной литературы, особенно рекомендуемой в школе для внеклассного чтения порой тяжелы для восприятия. По мнению одной из опрошенных в юношеском возрасте «сложно воспринимать тяжелый слог наших писателей».

При ответе на второй вопрос мнение школьниц разделилось: одна треть выбирала для своего чтения такие произведения, в которых читательницы находили отклик и что-то схожее между собой и героями произведений. Остальная часть опрошенных ответили, что они «просто восхищались героинями», девочкам хотелось брать пример с них и подражать им. Школьницы говорили, что они даже подмечали «едкие» фразы литературных героев, которые потом использовали в своей жизни. Возможно, опрошенные не смогли дать однозначного ответа на вопрос интервью о соотношении своего поведения с поведением литературных героев, так как много при чтении происходит бессознательно. Читатели интуитивно выбирают себе те произведения, которые им «по душе».

При ответе на третий вопрос девушки отмечали, что их больше всего привлекала литература с «насыщенным содержанием, несколькими сюжетными линиями, написанная лёгким языком». Респонденты рассказывали, что в 10-13 лет им нравилась развлекательная литература. Яркий захватывающий сюжет был основным при выборе книги. Так в этом возрасте большой популярностью пользовалась серия про Гарри Поттера. В возрасте 13-16 лет произошли существенные изменения: на смену развлекательной, веселой, «прикольной» литературы пришли более глубокие драматичные произведения. Девушки говорили, что в более старшем возрасте у них появилось понимание, что книги могут не только развлечь, но и чему-то научить.

Вывод: в процессе чтения литературных произведений школьники учатся рефлектировать, идентифицировать эмоции литературных героев и свои собственные. Выбор литературного произведения, не относящегося к школьной программе, напрямую зависит от интересов, вкусов, предпочтений и читательского опыта. Именно поэтому одним читателям ближе лиричные и задумчивые персонажи, а другим дерзкие и смелые герои. Литературные произведения способствуют нравственному воспитанию читателей и развитию эмоционального интеллекта.

 

Список литературы:

  1. Андреева И.Н. О новой теории эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Веснік БДУ. Серыя 3, Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. - 2010. - № 3. - С. 48-51.
  2. Бутова Т.С. Нравственное воспитание младших школьников в процессе восприятия литературных и изобразительных образов героев народных сказок / Т.С. Бутова // В сборнике: Ребёнок в языковом и образовательном пространстве Сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции, приуроченной к 195-летию со дня рождения К.Д. Ушинского и 155-летию выхода учебника "Родное слово". - 2019. - С. 191-195.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.: Т.2. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1982. –504с.
  4. Гиниятуллина Э. Д. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника / Э. Д. Гиниятуллина // Universum: психология и образование. - 2019. - № 2. - С. 9-11.
  5. Комарова Э.П. Эмоциональный интеллект: понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т. 10. № 3-2. - С. 43-46.
  6. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. -1997. - № 4. - С. 20-27.

Оставить комментарий