Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(105)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ПОЭТИКА ПЕСНИ «СНАРУЖИ ВСЕХ ИЗМЕРЕНИЙ» ЕГОРА ЛЕТОВА
Игорь Федорович Летов (Егор Летов псевдоним) – музыкант, поэт, основатель и незаменимый лидер группы «Гражданская оборона», играющей в панк-рок, нойз-рок, анархо-панк стилях. Фигура Егора Летова омифопоэтизирована в медийном пространстве, можно говорить также о том, что он один из самых ярких и известных представителей направления, которое называется «Концептуальный панк-рок». Поклонники нарекли его «патриархом», «королем», «крестным отцом» отечественного панк-рока. Егор Летов оставил огромное интеллектуальное наследие (примерно 500 произведений, написанные за короткий срок в 24 года с 1983 по 2007).
Пространство в рок-поэзии зиждется на трех элементах по мнению Ю.В. Доманского: первый элемент поэтический (текст произведения), второй элемент музыкальный (звучание композиции) и третий элемент заключает в себе перформанс (перформативное поведение на сцене во время концерта). Также следует не забывать о том, что рок-поэзия по сути своей вариативна: три элемента переплетаются и взаимодействуют между собой, меняя восприятие [1, с. 5].
Так происходит с текстом «Снаружи всех измерений», который был выпущен в двух вариантах. Первая вариация 1985 года прозвучала в альбоме «Поганая молодежь». Здесь текст приобретает более панковский характер за счет инструментальных особенностей (гаражное звучание, атональный шум, ненастроенная электрогитара, звонкие тарелки). Также панковский «оттенок» тексту придают песни, которые находятся в этом альбоме. «Поганая молодежь» с антиобщественными мотивами, «Двоится в глазах» бунтарство против логики и рационального восприятия в целом, «Старость – не радость» несет протест уже в самом названии, а текст лишь углубляет (обнажает) проблему страшной одинокой старости, «Я выдуман напрочь» стирает любые причинно-следственные связи, съедает логику и вообще мир в целом, заявляя громогласно «Все есть выдумка», в композиции «Я ненавижу женщин» появляется один из главных мотивов для панк-рока – ненависть, причем ненависть к такому миру, который пропитан рациональностью, а рациональность – это антибунтарство. В следующих песнях подчеркивается сумасшествие лирического героя («Не смешно») и его противопоставление всему миру, в котором он ищет таких же, как он, «сумасшедших и смешных, сумасшедших и больных». Находясь в этом альбоме, текст «Снаружи всех измерений» приобретает пространство «вне общества», «антисоциальное», сужая хронотоп до четырех стен.
Вторая вариация появилась в 2007 года в альбоме «Зачем снятся сны?». Егор Летов прокомментировал появление перепева «Снаружи всех измерений так: «…эта песня просто создана для «Снов». А то, что она изначально возникла не в своё время, — случаются такие казусы». Текст словно вплетается в этот огромный макрокосмический хронотоп нового альбома: здесь воспевается человек, его глубина сознания, у лирического героя «звезды в бороде», он «возникает здесь», то есть он – повсюду, внеположности.
В первом куплете «Снаружи всех измерений» повествовательная нить лирического героя являет память и душу читателю. Причем делается акцент на том, что они живы:
По моей незасохшей руке
пробирается тихо память
По моей незастывшей реке
проплывает тихонько птица
По моей неубитой душе
плачет скорбно забытый разум
Я летаю снаружи всех измерений
Лирический герой находится в живом пространстве, в куплете оно вне смерти. Разум героя скорбно плачет по той причине, что он забыт, он пребывает в стагнации в то время как память «пробирается» и существует. На этом месте возникает дуализм человеческого бытия: разум и душа отделены друг от друга. Следовательно, смещается и трескается пространство, ибо оппозиция внутри/снаружи априори парадоксальна (дух/тело, трансцендентное/имманентное). Так, в повествовании первого куплета память (нечто духовное) выполняет функцию материального, скользя по руке, как и разум, который скорбно оплакивает свое забытье, являясь миру синхронно как трансцендентным, так и имманентным.
Таким образом, в тексте противопоставляется внешний мир внутреннему, создавая бинарные оппозиции: свой/чужой и внутренний/внешний. Следует заметить, что в дом, как и в тело героя, проникают извне внешние предметы. Причем где-то тело и дом образуют синкретизм, сливаясь в целое.
Список литературы:
- Доманский Ю.В.: Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения//Русская рок-поэзия: текст и контект: Сб. науч. тр. Вып. 2. Тверь, 1999. С. 1-15.
- Лотман Ю.М.: Худежоственное пространство в прозе Гоголя//В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя. М., 1988. С. 251-292.
Оставить комментарий