Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(104)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Аллахвердиев Л.М. МЕДИЦИНСКИЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ ОТ ГИППОКРАТА ДО НАШИХ ДНЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛАТИНСКИХ АФОРИЗМОВ) // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 18(104). URL: https://sibac.info/journal/student/104/178987 (дата обращения: 24.12.2024).

МЕДИЦИНСКИЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ ОТ ГИППОКРАТА ДО НАШИХ ДНЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛАТИНСКИХ АФОРИЗМОВ)

Аллахвердиев Лойман Мехман-оглы

студент лечебного факультета, Оренбургский государственный медицинский университет,

РФ, г. Оренбург

MEDICALETHICAL PRINCIPLES FROM HIPPOCRATES TO THE PRESENT DAY (BASED ON LATIN APHORISMS)

 

Loyman Allachverdiev

student of Therapeutic Department, Orenburg State Medical University,

Russia, Orenburg

 

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье рассматриваются основные деонтологические принципыи их отражение в крылатых латинских выражениях. Неоспорима роль афоризмов в передаче знаний от древнегреческих врачевателей новым поколениям врачей. Афоризмы можно назвать школой мудрости, в которых даются указания по лечению и уходу за больными, по поддержанию здоровья, в них раскрываются основные качества врача, в том числе нравственные. Почему мы обратились к афоризмам? Multum in рarvо«Многое в малом» – такова задача латинской мысли, выраженная в форме афоризма.

ABSTRACT

This article discusses the main ethical principles and their reflection in the famous Latin expressions and sayings. The role of aphorisms in transferring knowledge from ancient Greek healers to new generations of doctors is the undeniable. Aphorisms can be called a school of wisdom, which gives instructions for the treatment and care of patients, on health maintenance, they reveal the main qualities of a doctor, including moralones. Why did we turn to aphorisms? Multum in parvo – Much in little – this is the goal of Latin thought, expressed in the form of an aphorism.

 

Ключевые слова: деонтология; деонтологические принципы; крылатые латинские выражения; слово.

Keywords: medical ethics; ethical principles; famous Latin expressions; the word.

 

Идея великого и благородного служения человечеству, заложенные еще нашими предшественниками – Гиппократом, Т.Парацельсом, Ф.Бэконом,  М.Я.Мудровым, Н.И.Пироговым и многими другими – являются той основой, на которой строится сейчас вся современная медицина. Однако сегодня наш мир полон разногласий, время от времени появляются новые болезни, лечение которых до сих пор не известно. И врачу, как никогда, становится тяжело выполнять свой долг, следовать принципам.

Конец XX–начало XXI века ознаменовался «техническим бумом». Стали появляться новые машины, новое оборудование, которые кардинально меняли жизнь человека. Это коснулось и медицины.  К началу XXI века медицина обогатилась новыми технологиями, такими как бионические протезы, искусственные органы, таблетки с камерой, МРТ и многие другие, также появились новые отрасли медицины – это трансплантология, генная инженерия, биомехатроника и т.д. Благодаря таким инновациям у врачей появились новые возможности в диагностике и лечении многих заболеваний. Однако не стоит забывать и об обратной стороне монеты, так какие все современные достижения в области медицины используются во благо здоровью, некоторые из них могут нанести вред не только конкретному человеку, но и всему человечеству в целом. Какими бы ни были хорошими инновационные технологии, в лечении и выздоровлении пациента огромную роль играет деонтология.

Термин «деонтология» был предложен английским философом Иеремией Бентамом. В литературе он используется сравнительно недавно и понимается как учение о должном. В качестве предмета деонтологии как раздела медицинской науки следует рассматривать принципы, основанные на взаимоотношении врача и пациента. Так что же такое медицинская деонтология?

Термин «медицинская деонтология» шире, чем просто взаимоотношение медицинских работников и пациента. Оно происходит от греческого deontos (должное) + logos (учение) и предполагает оказание больному максимально возможной помощи, направленной на исключение возможности причинения ему вреда и способствующей повышению эффективности лечения больного. Также к области медицинской деонтологии можно отнести те проблемы, которые касаются ответственности медработника за жизнь и здоровье больного, вопросов соблюдения врачебной тайны, предупреждения ятрогенных заболеваний и др.

В различные исторические эпохи у народов мира существовали свои представления о медицинской деонтологии, связанные с укладом жизни, культурными, религиозными и другими особенностями. История медицинской этики, моральной нравственности медицинских работников уходит в глубокую древность и берет свое начало от древнеиндийской «Аюрведы», древнегреческих и древнекитайских заповедей, арабских книг,  в особенности «Канон врачебной науки», написанной Абу али Ибн-Сина (Авиценна), вавилонского «Закона Хаммурапи», в которых высказывались наставления медикам быть сострадательными, милосердными, добрыми, отзывчивыми людьми, не теряющими самообладание [6, c.313].

Особенно важная роль в определении нравственных начал медицинской деятельности принадлежит Гиппократу, родившемуся в 460 году до н.э. на о. Кос. Особое внимание он уделял врачебной этике.  Собранные в «Гиппократовский сборник» 60 медицинских трактатов оказали значительное влияние на развитие медицины – как науки, так и специальности. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Этика Гиппократа – это так называемый «свод» заповедей, требований, запретов, регламентирующих отношение врача к пациенту и его родственникам, к своим коллегам, к своей профессии и к обществу в целом. Основные принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности, описаны в «Клятве» Гиппократа.  В ней заключены вечные истины, которые не может изменить время. Произносит её каждый, кто собирается стать медиком.

Итак, 10 принципов Клятвы Гиппократа:

  1. обязательство перед учителями, коллегами и учениками;
  2. принцип не причинения вреда;
  3. обязательство оказания помощи больному (принцип милосердия);
  4. принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;
  5. принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;
  6. принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;
  7. принцип соблюдения компетентности;
  8. обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;
  9. обязательство личного совершенствования;
  10. о врачебной тайне (принцип конфиденциальности).

Простой афоризм Гиппократа: «Если больному после разговора с врачом не стало легче – это не врач», в очередной раз подтверждает, что уже тогда для врачевателей было важным принципом «взаимоотношения между врачом и пациентом, а также его родственниками и близкими». По мнению Гиппократа, врач должен быть: «...по нраву своему человеком прекрасным и добрым... Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах». «Medicus amīcus et servus aegrotum» – «Врач – друг и слуга (помощник) больных».

Беспокоясь о здоровье больного, врачеватель не должен был начинать с заботы о своем вознаграждении, так как «обращать на это внимание вредно для больного». Более того, иногда подобает лечить «даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить… Лучше упрекать спасенных, чем обдирать находящихся в опасности» [4, c.139].

В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скромность, …решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство…Ведь поистине врач-философ подобен богу – «Medicus enim philosophus est deo aequalis» [4, c. 138].

Особое внимание Гиппократ уделял афоризмам (лат. «Aphorismi»; от греч. Aphorismos – законченная мысль). В «Гиппократовском сборнике» даже есть целая работа, посвященная афоризмам, которую, пожалуй, большинство исследователей считают единственным произведением Гиппократа.

В дальнейшем с изучением медицины выдающиеся врачи, ученые, создавали новые выражения, которые стали очень популярными и которыми до сих пор пользуются многие врачи. На сегодняшний день существует огромное количество латинских выражений, связанных с медициной. Всех их условно можно разделить на несколько групп в соответствии с тематикой.

Первая группа, о которой пойдет речь, объединяет фразы, описывающие качества, которыми должен обладать хороший врач, его внутренний мир, свойства его души и, самое главное, его отношении к профессии, которую он выбрал: Noli nocere! – Прежде всего – не навреди; Medica mente, non medicamentis. – Лечи умом, а не лекарствами; Officium mediciest, ut toto, ut celeriter, ut jucunde sanet. – Долг врача лечить безопасно, быстро, приятно.

Вторая группа латинских выражений содержит в себе высказывания, связанные с особенностями лечения, течением болезни, отношением пациентов к медицине и самой сущности врачевания: Deest remedii locus, ubi, quae vitia fuerunt, mores fiunt. –  Нет места лекарствам там, где то, что считалось пороком, становится обычаем; Facile omnes, cum valemus, recta consilia aegrotis damus. – Все мы, когда здоровы, легко даем советы больным; Mens sana in corpora sano.– В здоровом теле – здоровый дух; Contraria contrariis curantur. – Противоположное лечится противоположным (принцип аллопатии); Diagnosis bona – curatio bona.–Хороший диагноз (предопределяет) хорошее лечение.

Следующая группа содержит вводные слова и выражения, медицинскую терминологию и профессиональную лексику: Exitus letalis – смертельный исход; Anamnesis morbi – сведения о болезни; Anamnesis vitae – сведения о жизни; Facies Hippocratica – маска Гиппократа, лицо умирающего; Habitus aegroti – внешний вид больного.

Многие отечественные медики также оказали большое влияние на развитие медицинской этики. Например, М.Я. Мудров в «Слове о способе учить и учиться медицине практической» (1820 г.) говорил: «Я намерен сообщить вам новую истину, … Врачевание не состоит в лечении болезни. Врачевание состоит в лечении самого больного. Каждый больной, по различии сложения своего, требует особого лечения, хотя болезнь одна и та же». Он считал, что во врачах необходимо воспитывать гуманизм, честность и бескорыстие. Вопросы медицинской этики после него поднимали многие врачи – Н.И.Пирогов, В.В.Вересаев, И.П.Павлов и многие другие [1, c.70].

Как было упомянуто ранее, конец XX–начало XXI вв. ознаменовался инновационными технологиями, ростом темпа научно-технического прогресса. Это привело к тому, что врачи начали забывать о гуманистических основах медицины и больше внимание стали уделять современным технологиям. Сейчас беда многих врачей, особенно узких специалистов, заключается в том, что они в больных видят не человека, который переживает за свое здоровье, а только совокупность органов, один из которых или несколько не функционируют. У таких «врачей» пациент перестает чувствовать себя человеком. Отсюда и вытекает недовольство больных. Появление точных, малоинвазивных методов лечения и способов оперативных вмешательств привели к снижению деонтологической составляющей профессии врача. А это часть является одной из главных, так как в сознании людей слово «операция» или даже обследование вызывают страх [2, c. 4]. А ведь врач – это друг и слуга больных (Medicus amicus et servus aegrotorum est). Именно доктор должен успокоить пациента, объяснить ему, что будет с ним происходить, и настроить на то, что все будет хорошо. От степени доверия больного к врачу будет зависеть не только согласие на медицинские манипуляции.

Каким же должен быть современный врач?  Размышляя об этом вопросе, мы решили ответить на него, используя крылатые выражения, которые, как нам кажется, наиболее точно охарактеризуют доктора.

Во-первых, Non scholae, sed vitae discimus. – Мы учимся не для школы, а для жизни; Scientia potential est. – Знание – сила; Medica mente, non medicamentis. – Лечи умом, а не лекарствами. Данные выражения показывают нам, что врач должен быть умным, образованным и начитанным человеком [3, c. 62]. Медицина – это не что иное, как постоянное развитие. С каждым днем появляются новые болезни, новые методики их лечения, и без изучения материала, без практикования этого материала, невозможна профессия врача. На протяжении всей своей жизни он должен совершенствовать свои навыки, свою технику и, конечно же, свои знания как в той области, в которой он работает, так и в той, которую он раньше не изучал.

Во-вторых, Salus aegróti supréma lex medicórum. – Благо больного – высший закон врачей; Homo sum: humani nihil a me alienum puto. – Я человек и ничто человеческое мне не чуждо; Comple aegrotum bona spe! –Внушай больному надежду на хорошее! Эти афоризмы говорят о таком важном понятии как гуманизм, составляющий в медицине ее этическую основу и служащий развитию личности врача [3, c. 62]. Гуманизм – удивительное качество, которое предполагает сострадание людям, попавшим в беду, даже не сколько сострадание к больному, сколько оказания ему помощи ради возвращения к полноценной жизни.

В-третьих, Qui bene diagnostit bene curat. Кто хорошо диагностирует — хорошо лечит; Arte et humanitate, labore et sciential. – Искусством и человечностью, трудом и знанием! Реr scientiam – ad salutam aegroti. – Посредством знания – к здоровью больного. Эти крылатые выражения говорят нам о таком качестве, как интеллигентность [3, c. 62]. Современный врач должен тонко чувствовать состояние пациента, быть вежливым и внимательным по отношению к нему. Высокий уровень развития интеллекта, воспитанность, образованность должны воспитываться как самим человеком, решим связать свою жизнь с медициной, так и медицинский университет в процессе обучения студентов. Настоящий врач-интеллигент не будет «хамить», грубить своему пациенту.

В-четвертых, Medice, curate ipsum! –Врач, исцели себя сам. Оно показывает, что современный врач должен обладать личным обаянием [3, c. 62]. Что под этим подразумевается? Врач должен быть тактичным, добрым к больному. Пациенту важно то, как доктор с ним общается, с какой интонацией он разговаривает и как при этом он жестикулирует. Его сердечность, скромность, дружелюбность создают тот необходимый контакт, которые разрушает «стену» между врачом и пациентом.

В-пятых, Fides facit fidem. – Доверие рождает доверие. Данная фраза говорит о том, что между врачом и больным должны быть доверительные отношения и доктор должен быть честен по отношению к пациенту [3, c. 62]. В пределах разумного следует быть откровенным в оценке тяжести заболевания и его прогноза, иначе, вселяя в душу больного только хорошее и не говоря ему истинной картины заболевания, можно прийти к крайне печальным последствиям и сильному упадку морального духа пациента, потере им всякой надежды.

В-шестых, Vivere animo.  – Быть твердым духом; Aliis inserviendo consumor. – Служа другим, сгораю. О чем это говорит? О том, что врач должен быть самоотверженным [3, c.62]. Самоотверженность врача – это норма жизни для данной профессии. Врачи жертвуют своей жизнью ради спасения больного, проверяют на себе новые препараты, ставят над собой эксперименты, веря, что это в будущем поможет их коллегам в лечение людей.

В-седьмых, Medĭce, cura aegrōtum, sed non morbum.Больной ищет не такого врача, который умеет говорить, а такого, который умеет лечить. Данное выражение показывает, что врач должен обладать профессиональным тактом [3, c.62]. Профессиональный такт – это проявление по отношению к другим сдержанности и приличия. В основе профессионального такта лежит способность врача соответствовать конкретным условиям и особенностям больного, в умении быстро и правильно оценивать обстановку, возможные последствия поступков, сдерживать свои чувства и не терять самообладание, а также предвидеть результаты своих действий.

В-восьмых, Oratio medicus est.– Слова утешения облегчают боль; Aegroto dum anĭma est spes esse dicĭtur.– Пока у больного есть дыхание, есть и надежда. Альтруизм (фр. altruisme от лат. alter – другой) – нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага.

Таким образом, мы пришли к выводу, что деонтологические принципы являются основой в изучении медицины, ведь они наравне с профессиональными знаниями определяют успех деятельности. А воспитательная роль латинских афоризмов очень важна, так как знакомство с изречениями на деонтологические темы еще раз подчеркивает значимость этих принципов.

 

Список литературы.

  1. Александрова Д.П. Становление медицинской этики // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-meditsinskoy-etiki(дата обращения: 29.04.2020).
  2. Изимбергенов Н.И.Новые этико-деонтологические проблемы современной медицины // Медицинский журнал Западного Казахстана. 2016. №2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-etiko-deontologicheskie-problemy-sovremennoy-meditsiny(дата обращения: 20.04.2020).
  3. Костомарова Е. В., Коровина И. А., Деревянко А. А. Ретроспективный анализ требований, предъявляемых к современному врачу // Известия ВГПУ. 2015. №5 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektivnyy-analiz-trebovaniy-predyavlyaemyh-k-sovremennomu-vrachu(дата обращения: 17.04.2020).
  4. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 560с.
  5. ЦисыкА.З.Латинский язык и основы медицинской терминологии. – М.: Медицина, 2017 – с. 410-411.
  6. Шерова З.Н., Маматова Д.М., Каттабеков А.С., Ахатова Г.Х. Развитие этики и деонтологии//Молодой ученый. 2015. №22.

Оставить комментарий