Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(103)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Кокорина М.В., Колчанова Е.А. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 17(103). URL: https://sibac.info/journal/student/103/178162 (дата обращения: 22.11.2024).

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

Кокорина Мария Витальевна

студент, кафедра психологии и педагогики детства, Тюменский государственный университет,

РФ, г. Тюмень

Колчанова Елена Августовна

канд. филос. наук, доц., Тюменский государственный университет,

РФ, г. Тюмень

DEVELOPING PRIMARY SCHOOL CHILDREN’S CREATIVE THINKING SKILLS BY THE MEANS OF MAGIC FAIRY TALES

 

Maria Kokorina

student, department of psychology and pedagogy of childhood, Tyumen State University,

Russia, Tyumen

Elena Kolchanova

candidate of Sciences in Philosophy, associate professor, Tyumen State University,

Russia, Tyumen

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается и подтверждается необходимость развития художественно-образного мышления младших школьников. Влияние волшебной сказки на развитие мышления доказывается проведенным исследованием.

ABSTRACT

The article considers and confirms the necessity of developing creative thinking among primary school children. The conducted research proves that reading fairy tales influences the development of children’s mentality.

 

Ключевые слова: художественно-образное мышление, мышление, младший школьник, развитие, волшебная сказка.

Keywords: creative thinking skills, mentality, primary school children, development, magic fairy tale.

 

Различные отрасли человеческого существования претерпевают коренные изменения, которые, в свою очередь, вызвали построение качественно новой системы национального образования. Образование теперь нуждается в кардинальном пересмотре целей, принципов, содержания и форм обучения, способствующих воспитанию личностных качеств ребенка, включающих в себя также и художественно-образное мышление. Для формирования эстетических взглядов, ценностей, убеждений личности необходимо развивать художественно-образное мышление, которое заключается не только в полноценном восприятии реально существующего окружающего мира, но и постижения мира искусства.

На этапе с 6-7 до 9-11 лет у ребенка происходит изменение стиля жизни: он переходит от игры к учебной деятельности, которая дарит ему также новый социальный статус – ученик. Ребенок начинает воспринимать себя не только, как сына или дочь, друга, но и как ученика. У него меняются интересы, появляются новые ценности и начинаются активные процессы всестороннего психического развития. Особая роль в данном случае отдается мышлению, так как оно является основой дальнейшего развития ребенка.

Вопрос развития мышления изучался многими психологами, среди которых встречаются такие, как Жан Пиаже, Г.А. Цукерман, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубиншейн, П.Я. Гальперин и другие.

Под мышлением А.Н. Леонтьев понимает – процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. [2]

А С.Л. Рубинштейн выделяет различные виды мышления, такие как теоретическое, наглядное, абстрактно-теоретическое, художественное, практическое и наглядно-действенное. Но что же собой представляет художественно-образное мышление? [4]

Обращаясь к термину художественно-образное мышление, его дает В.Ю. Борисов, который отмечает, что это «…индивидуальная форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиции определенного эстетического идеала». [1, с. 178]

Вопрос развития художественно-образного мышления в различных его аспектах рассматривался различными авторами в своих статьях и книгах, среди которых Субботина Д.Д., Лупандина А.Е., Цаплин А.О., Пряхина Е.М., Миняйленко О.Г. и другие.

В своей работе мы решили обратиться к вопросу развития художественно-образного мышления средствами волшебной сказки.

Советский филолог, фольклорист В.Я. Пропп несколько своих трудов посвятил волшебной сказке. В своей книге «Морфология волшебной сказки» автор описывает волшебную сказку, как произведение, которое имеет постоянные величины – количество и способы исполнения функций, атрибуты персонажей, языковой стиль, и переменные величины – функции действующих лиц и их последовательность. [3]

Благодаря сказкам, ребенок знакомится с окружающим миром, наблюдает за взаимоотношениями героев, их проблемами, встречающимися им на пути. На основе сказок он также учится справляться с возникшими проблемами, искать выход из трудных ситуаций. Она знакомит маленького читателя с такими понятиями, как «добро», «зло», «любовь», «дружба», «справедливость», «честь» и т.п. Сказка также является одним из важнейших и наиболее эффективных воспитательных средств, потому что происходит эмоциональное воздействие на учащегося, мы вызываем отклик в душе ребенка, «расшевеливаем» его чувства, учим его сочувствовать и сопереживать. Именно поэтому мы решили использовать волшебную сказку как средство развития художественно-образного мышления младших школьников.

Для определения уровня развития художественно-образного мышления нами были выделены компоненты художественно-образного мышления – восприятие, воображение и креативность – и разработаны критерии. К данным критериям были подобраны методики, используемые на констатирующем и контрольном этапе.

Для проведения исследования была определена база – МАОУ СОШ №68 города Тюмени. Где мы выявили, что уровень развития художественно-образного мышления младших школьников колеблется около средних значений. Компоненты, составляющие художественно-образное мышление у большинства детей развиты недостаточно. Следовательно, художественно-образное у младших школьников развито недостаточно и есть необходимость его развивать. На основе этого был составлен блок развивающих занятий, который проводился в экспериментальной группе.

Блок развивающих занятий включал в себя использование различных волшебных сказок и приемов работы с ними.  В процессе проведения использовались следующие методы и формы работы с волшебной сказкой: анализ сказок; рисование по мотивам сказки – учащиеся после прочтения той или иной волшебной сказки создавали образ героя в своих альбомах; творческая работа по мотивам сказки – учащимися в группах создавался макет, будто для театральной постановки; инсценирование сказки; сочинение сказок; метод «Что было бы…» – предлагались различные вопросы после прочтения сказки; гиперболизация – учащиеся придумывали образ героя, преувеличивая некоторые его свойства; переписывание сказок – на уроке происходило изменение концовки сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка»; создание образа по словесному описанию – образ героя с преувеличенными свойствами воссоздавался в альбоме; работа с картами В.Я. Проппа – происходил анализ сказки с использованием карт; использование кругов Р. Луллия – детям предлагалось сопоставить героя и его описание, тем самым происходила проверка изученных сказок.

После проведения блока развивающих занятий с использованием средств волшебной сказки в экспериментально группе, у учащихся произошло развитие художественно-образного мышления, в отличие от контрольной группы. Уровень развития компонентов художественно-образного мышления младших школьников значительно повысился, о чем говорит проведенное нами исследование.

Подводя итог рассмотренному нами вопросу развития художественно-образного мышления младших школьников средствами волшебной сказки, сформулируем ключевые выводы:

Во-первых, развитие художественно-образного мышления младших школьников является важным аспектом развития личности. Художественно-образное мышление младшего школьника развивается в художественно-творческой деятельности, которая направлена на создание художественного образа. И только благодаря творческой деятельности, которую следует использовать педагогу, будет происходить развитие данного вида мышления.

Во-вторых, волшебная сказка имеет свой потенциал в образовательном процессе. Благодаря сказке и различным формам работы с ней мы можем передать детям определенный социальный, эмоциональный и нравственный опыт, который был накоплен поколениями тысячи лет назад. Давая ребенку разнообразные способы решения тех или иных учебных задач, мы делаем его обучение комфортным и доступным для понимания. Именно поэтому важно использовать волшебную сказку на ранних этапах обучения, так как она дает ребенку возможность понять суть вещей или явлений на понятном ему языке, в наглядной форме.

В-третьих, использование педагогом представленных приемов и методов работы с волшебной сказкой не только положительно повлияет на развитие художественно-образного мышления младших школьников, но и поможет разнообразить урок и повысить эмоционально восприятие произведений.

В конце стоит отметить то, что важными факторами в данном вопросе является эмоциональная вовлеченность педагога и творческая атмосфера в классе.

 

Список литературы:

  1. Борисов В.Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4–5 классов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – №125. – С. 176-188.
  2. Леонтьев А.Н. Психология мышления. Хрестоматия. / [Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова]. –М.: МГУ, 1982. –192 с.
  3. Пропп В.Я.  Морфология волшебной сказки / В.Я. Пропп. –М.: Изд-во Лабиринт, 2001. –192 с.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –Спб: Питер, 1999. –С. 408-413.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.