Поздравляем с Днем народного единства!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(103)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Белошицкая Т.С., Мокроусов С.И. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ КОМБИНАТОРНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ИЗО // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 17(103). URL: https://sibac.info/journal/student/103/178147 (дата обращения: 03.11.2024).

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ КОМБИНАТОРНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ИЗО

Белошицкая Татьяна Сергеевна

студент 4 курса, кафедра искусств, институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет,

РФ, г. Тюмень

Мокроусов Сергей Иванович

канд. пед. наук, Тюменский государственный университет,

РФ, г. Тюмень

CREATIVE DEVELOPMENT THROUGH COMBINATORIAL METHOD IN ART LESSONS

 

Tatyana Beloshitskaya

4 student, Department of Arts, Institute of Psychology and Pedagogy, Tyumen State University,

Russia, Tyumen

Mokrousov Sergey Ivanovich

candidate of Pedagogical Sciences, Tyumen State University,

Russia, Tyumen

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются возможности комбинаторного метода в процессе обучения изобразительному искусству и развитию творческих способностей у учащихся средних классов общеобразовательной школы.

ABSTRACT

A summary, reflecting the subject matter of the article.

 

Ключевые слова: композиция, комбинаторика, формальная комопзиция, творческие способности.

Keywords: сomposition, combinatorics, formal comopsiation, creative abilities.

 

Художественная деятельность является основным средством развития творческих способностей. Каждый вид искусства, обладая специфическими возможностями воздействия на личность, тем не менее, всегда может в полной мере развить ее творческие способности, а, следовательно, и воспитать полноценную, гармонически развитую, творческую личность. В современных педагогических и психологических исследованиях особое место занимает необходимость организации занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей. В работах, таких авторов, как А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддъяков определено, что в процессе осуществления предметной чувственной деятельности выделяют наиболее существенные свойства предметов, а также явлений, в том числе устанавливать связи между различными предметами и явлениями, а также в образной форме их отражать. Данный процесс особенно заметен в видах практической деятельности: происходит формирование обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения, а также сопоставления, в том числе развивается умение осуществлять планирование своей деятельности. Отсюда и вытекает необходимость организации занятий с детьми не только изобразительным искусством, но также и специфичными видами изобразительного творчества.

Невзирая на промышленное возникновение, комбинаторика непосредственно связана с художественной стороной.

Определение комбинаторики кажется довольно простым, но логичным - сочетание новых элементов из набора простых геометрических фигур, поиск соединений, комбинации при реорганизации этих элементов.

Все без исключения мастерство конструктивизма строится на данном убеждении.         Комбинаторика - это способы определения разных сочетаний (композиций), комбинаций, размещений из определенных компонентов в конкретном режиме. Комбинаторные (вариационные) способы формообразования используются с целью раскрытия максимального многообразия комбинаций из ограниченного количества компонентов. Трудность целой фигуры, соответствующей большому количеству условий - многофункциональных, полезных, художественных, усложняет формирование цивилизованных комбинаторных концепций «в истинном виде». Во время проектирования идея комбинаторики действует только как стимул - элементы формы, с помощью которой может быть создана комбинаторная система (геометрическая, конструктивная, цветная и т.д.) Важным фактом для управления комбинаторным процессом является то, что в комбинаторике всегда есть два принципа: постоянный и переменный. Постоянное начало комбинаторики - это идея, концепция или схема, которая ведет к комбинаторным исследованиям - к концептуальной комбинаторике.

Проблема управления развитием творческих способностей учеников остается актуальной в педагогике и психологии. Проблема не была полностью разработана в отношении общей модели общеобразовательной школы и системы дополнительного образования для школьников средней ступени, включенной в педагогический процесс.

Сегодня роль учета творческих способностей учащихся в практической деятельности учителя особенно возрастает. Педагогический учет и развитие творчества школьников составляют единое целое, учет и поддержка помогают ребенку. Это особый тип организованного взаимодействия, который сопровождается изменением семантически-ценностных ориентаций и установок взрослых, что создает идеальные условия обучения и обеспечивает творческое развитие ученика.

Модель, которая предусматривает учет творческого потенциала учеников в пространстве образовательной деятельности, состоит из двух уровней:

Первый уровень включает в себя различные задания по развитию расхождения мышления; творческая работа; комбинаторные задачи; задачи по развитию словесного творчества;

Второй уровень оперативно-эксплуатационный. Его суть – объединить интерактивные формы обучения. Предоставить помощь и образовательную поддержку. Осуществлять индивидуально ориентированный подход. Использовать современные технологии и методики; вводит субъектно-предметные отношения в образовательной деятельности.

Развитие творческих навыков связано с обучением навыкам и практикой навыков. Чем разнообразнее навыки ученика, тем более сложные задачи выполняют школьники. Чем реальные замысел ученика, тем больше творческий потенциал.

Учитель, который стремится развивать творческий потенциал ученика, должен: обеспечить ученикам благоприятные условия в классе, то есть помогать и стимулировать их, когда возникают вопросы, новые перспективы, идеи. Но в то же время учитель должен уделять внимание и специальную подготовку различным аспектам творческого мышления: выявлению проблем, связям; альтернативы и оригинальность в гипотезе; оценка развития идей.

Что же касается развития творческих умений посредством комбинарного метода. Необходимый фактор развития навыков графики учеников является осознание специфики создания художественного образа, принципы искусства основаны не на желании точно копировать формы и явления окружающего мира, а также на их творческую трансформацию, отбор наиболее выразительного и содержательного, типичного и характерного. С развитием навыков для реалистичного отображения реальности, навыки академического рисунка и живописи – основа профессионального творчества. Обучение учеников состоит из овладения приемами декора и преобразования формы. Создавая качественный художественный образ, основополагающим моментом организации является композиция, которая дает четкость работе, взаимное подчинение и гармоничное единство всех элементов его структуры. Комбинаторика это  поиск наиболее оптимальных вариантов комбинации различных формальных элементов и их вариаций в процессе создания  композиции и выполняется разными способами: группировка, перестановка, смежность, суперпозиция, инверсия (зеркальное отражение, революция, симметрия), чередование объектов-элементов композиции, взаимосвязь объектов и в практике обучения  искусству и дизайну творчество наиболее традиционный метод изучения комбинаторики это построение формальной композиции, состоящей из условных, часто простых, геометрических элементов.

При построении декоративного натюрморта комбинаторика включает в себя в первую очередь изучение различных возможных комбинаций и расположение объектов на визуальной плоскости. В процессе анализа принципов комбинаторики Г.И. Патксенов отмечает, что «готовых правил при размещении предметов и элементов формы на изобразительной плоскости нет». [3, с.97]  По нашему мнению, это не совсем так. Чтобы опровергнуть этот тезис, достаточно привести примеры распределения композиционных элементов по уже ставшему традиционным правилу «золотого сечения», а также определение масштаба изображаемых объектов относительно масштаба выбранного формата мелкий самолет и др. Практика академического рисования в целом изобилует похожими правилами, которые имеют существенное рациональное компоненты. Вопрос в другом, есть ли желание у художника использовать различные правила при построении художественного образа.

При создании декоративной композиции – коллаж, изучение комбинаторики основано на разработке некоторых композиционных комбинаций. Простые комбинаторные операции включают в себя ряд действий, основанных на изменении в конфигурации, в расположении объектов и их место в изображении.

Для успешного решения проблем комбинаторики состав коллажа должен отличаться от ярко выраженной модульной структуры. «Модуль – это исходная единица измерения, которая повторяется и укладывается без остатка в целостной форме (объекте). Кратность – укладываемость модуля без остатка – позволяет собирать различные формы и обеспечивает их взаимозаменяемость» [1].

В результате использования комбинаторики при построении декоративной композиции меняется внутренняя организация композиционного ряда. Практика показывает, что творческая деятельность, направленная на целевое использование комбинаторных операций, в процессе создания декоративного коллажа, может способствовать развитию композиционного мышления у учеников. Комбинаторика имеет достаточно возможностей в различных областях искусства и дизайна. Сочетания навыков, полученных в процессе создания композиции, поможет ученикам успешно реализовать их в тех видах творческой деятельности, в которых эти аспекты моделирования имеют необходимость.

 

Список литературы:

  1. Гусейнов, Г.М. Композиция костюма /Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова и др. — Москва: Академия, 2004. — 432с.
  2. Запорожец А. В. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, Л.А. Вагнер, В. П. Зинченко и др. М.: Просвещение, 1967.
  3. Панксенов, Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. учебныз заведений /Г.И. Панксенов. — Москва: Академия, 2008. — 144с.
  4. Парамонова Л.А. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей: старший дошкольный возраст / Л.А. Парамонова, Г.А. Урадовских // Дошкольное воспитание. – 1985. - №7. – С.46-49
  5. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования /Давыдов, В.В. — Москва: Педагогика, 1986. — 240с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.