Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(100)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Ситдикова А.Р., Колчанова Е.А. СПЕЦИФИКА ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ ВОСТОКА И ЗАПАДА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 14(100). URL: https://sibac.info/journal/student/100/175585 (дата обращения: 10.05.2024).

СПЕЦИФИКА ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ ВОСТОКА И ЗАПАДА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

Ситдикова Анастасия Родионовна

студент 4 курса, направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство», Тюменский государственный университет,

РФ, г. Тюмень

Колчанова Елена Августовна

канд. филос. наук, доцент кафедры изобразительного искусства, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет,

РФ, г. Тюмень

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены особенности художественного образования в США и Японии, основные концепции обучения изобразительному искусству в России; влияние пейзажной живописи на развитие познавательного интереса учащихся.

ABSTRACT

The article considers peculiarities of art education in the USA and Japan, basic concepts of fine arts education in Russia; Influence of landscape painting on development of cognitive interest of students.

 

Ключевые слова: особенности художественного образования в США, особенности художественного образования в Японии, концепции обучения изобразительному искусству в России, методы обучения, особенности обучения, изобразительное искусство, пейзаж

Keywords: features of art education in the United States, features of art education in Japan, concepts of teaching fine arts in Russia, teaching methods, learning features, fine arts, and landscape

 

С древних времен люди и ученые сравни­вали культуры Востока и Запада. Культуры Востока и Запада отличаются по религиоз­ным, философским, социальным, взглядам на окружающий мир и взаимоотношений природа и человек. Различны методы и приемы воспитания и обучения.

Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. На занятиях по изобразительному искусству развиваются художественно-творческие способности учеников, формируется образное и ассоциативное мышление и эмоционально-эстетическое восприятие действительности.

В настоящее время в художественном образовании России идет поиск новых методов, приемов и средств. Актуальность такова, что тема статьи нова для российского художественного образования и ее исследование, безусловно, обогатит представления о приемах и методах обучения изобразительному искусству за рубежом.

Историей художественного образования в России занимались известные ученые, как А.В. Бакушинский, педагоги-художники Б.М. Неменский, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев. В трудах этих ученых осуществлен не только исторический анализ развития художественного образования в России, но и разбор приемов и методов обучения с дошкольного до высшего художественного образования.

Асо Макото и Амано Икуою являются авторами многочисленных работ по проблемам художественного образования в Японии («Образование и модернизация Японии», «Образование для креативных талантов»). Кадзуо Исидзака также занимался разработкой школьных программ в Японии («Образование в Японии», «Методика индивидуального обучения», «Методика работы учитель — ученик»).

Проблема художественного образования широко обсуждается в американских научных кругах. Так вопрос об основных положениях, на которых базируется школьная программы преподавания изобразительного искусства отражена в работах Г. Кларка. По мнению этого ученого главная цель обучения изобразительному искусству – это развитие способности воспринимать и понимать произведения искусства.

Тема пейзажной живописи включена в процесс обучения изобразительному искусству в странах Европы, Азии и России.  Несмотря на различные взгляды педагогов и художников на приемы создания пейзажной живописи целью художественно-творческих работ было отразить красоту природы и место человека в ней.   Отечественные художники вдохновлялись живописью Востока и Запада.  Россия всегда была срединной частью между Востоком и Западом, поэтому мотивы европейской и восточной пейзажной живописи можно увидеть в творчестве таких художников как: Аристарх Лентулов, Варвара Бубнова, Николай Рерих, Николай Фешин.

Представленные научные взгляды в сфере художественного образования с одной стороны отражают процесс обучения в разных странах изобразительному искусству, с другой стороны, ставит еще больше вопросов о том, какие методы и приемы наиболее эффективны для развития личности ребенка, возможности его раскрытия через искусства и гармоничного существования в мире и природе.

Особенности художественного образования США.

За основу рассмотрения особенностей я взяла программу учебного плана по изобразительному искусству в школе Фэрбэнкс. Программа предусматривает широкий ряд деятельности, которая предоставляет возможность ребенку развивать идеи через образность, обеспечивая необходимый баланс к более широкому учебному плану. Искусство может оказывать положительно влияние личной и культурной идентичности детей, и их развитию в целом.

Изобразительная деятельность искусств предоставляет возможность детям осмыслить и выразить их мир в визуальной, материальной форме. Понимание визуальной образности открывает дополнительные пути изучения для детей, что дает им расширить свои творческие способности. Возможности исследовать и расследовать художественные элементы в их окружающей среде помогают ученикам ценить природу вещей и направлять их естественное любопытство. Уверенность и удовольствие, которое вытекает из целеустремленной художественной деятельности, могут иметь положительный эффект на изучении детей в других областях учебного плана.

Структура учебного плана по искусству структурирована таким образом, что может обеспечить дифференцированную программу для каждого из четырех уровней: детские классы; первые и вторые классы; третьи и четвертые классы; пятые и шестые классы. Каждый уровень имеет шесть разделов, по которым ведется обучение (рисунок, живопись, печатная графика, керамика, конструирование, текстиль). Деятельность в каждом разделе взаимосвязана и она вовлекает детей в восприятие и исследование визуального мира, создание творческих работ. Эта деятельность помогает развивать эстетическое отношение к окружающему миру и развивать изобразительною деятельность детей.

На занятиях по живописи учащиеся методом наблюдения изучают свойства цвета в природе; пользуются цветом, чтобы выразить в творческих работах свои интересы и образные идеи.  При прохождении раздела «Живопись» учащиеся развивают умения отображать предметный мир с помощью цвета и тона, что позволяет познавать искусство живописи и вырабатывать свой стиль в изобразительном творчестве. Занятия способствуют развитию художественного вкуса, эстетического отношения к миру через создание творческих живописных работ.

Таким образом, программа предусматривает взаимосвязь шести дисциплин в процессе преподавания изобразительного искусства с первого класса до конца обучения в школе. Ученики включаются на уроках изобразительного искусства в процесс освоения эстетики и истории искусства, и активной преобладающей на всем протяжении занятий продуктивной деятельности. На уроках, ведущихся по этой программе, тесно переплетается восприятием произведений искусства с изобразительной деятельностью детей.

Особенности художественного обучения в школах Японии

Культура Японии ярко выделяется своей необычной многогранностью на общем фоне мировой культуры, и для западного человека кажется очень притягательной и загадочной. Главной ее особенностью является то, что в центре философских и художественных исканий оказалась природа на протяжении всего средневекового периода, а её закономерности считались универсальными, определявшими жизнь и взаимоотношения людей. С многообразными проявлениями природы сопоставлялся внутренний мир человека. Под влиянием подобного отношения к природе формировались виды, жанры искусства, происходил рассвет пейзажной живописи. Япония, как страна созерцательного мировоззрения, самобытной древней культуры и всеобъемлющего научно-технического прогресса, для большинства европейцев и представителей других континентов, является страной загадочной и одновременно привлекательной. В настоящее время для учреждений высшего звена созданы различные образовательные программы, в содержание которых входит обязательное изучение таких дисциплин, как японский язык, музыка, изобразительное искусство, каллиграфия. В стране восходящего солнца хорошо понимают, что воспитание творческих способностей не только у будущих художников, но и у научных деятелей имеет большое значение.

Творческие дисциплины занимаю важное место в японском образовании. Японцы знают, что критическое мышление очень важный аспект в мире информационных технологий. Поэтому ещё в начальной школе педагоги развивают у детей познавательный интерес к творчеству, к живописи, в частности. Основу художественного образования в японской школе составляет цвет. Цвет понимается здесь как основное средство художественной экспрессии, выражения индивидуальности ребенка, как богатейшее языковое средство. Мир познается прежде всего через цвет, и начальная японская школа реализует этот посыл в различных формах. Одна из них - уроки любования и созерцания, а через них - познания природы, ее закономерностей.

Основные концепции обучения изобразительного искусства в России

К настоящему времени существует несколько основных направлений обучения изобразительному искусству. Каждое из них имеет свои цели, свою структуру, свое содержание и реализуется через свою программу.

Концепция В.С. Кузина. Первую концепцию всеобщей графической грамоты представляет традиционная программа, действующая во многих школах страны. Это направление было основано во время становления Российской Академии художеств (начало XVIII в). Современные авторы этой концепции — Владимир Сергеевич Кузин, Николай Николаевич Ростовцев.

Основные задачи программы по изобразительному искусству:

- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, творческого воображения, художественного вкуса, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся [2]

Концепция Б.П. Юсова. Вторая концепция целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся на художественный образ, разработана в конце 60-х - начале 70-х гг. заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания профессором Б. П. Юсовым. Ее основная идея - «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися». Эта концепция рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства.

Главной задачей программы по изобразительному искусству является создание художественного образа в различных видах и жанpax изобразительного искусства средствами графической грамоты. Изобразительная грамота наполнилась новым содержанием, идущим от специфики художественно-изобразительного языка, от способов создания художественного образа. Способы создания художественного образа предполагают виды учебной деятельности: изображения на плоскости, в объеме (лепка), в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению, на основе фантазии и воображения, а также эстетическое восприятие окружающей действительности и искусства.

Концепция Б.М. Неменского Третья концепция приобщения к мировой художественной культуре разработана в начале 70-х под руководством народного художника, педагога РСФСР Б. М. Неменского. Ее главная идея — формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опыт предыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20—30-е гг. (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а на первый план выдвигается личность ребенка.

Основные задачи программы:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

- формирование художественно-творческой активности;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков [6]

Концепция Т.Я. Шпикаловой. Четвертая концепция приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа. Основоположником этой концепции является доктор педагогических наук, профессор Тамара Яковлевна Шпикалова. Художественный образ в этой концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа.

Основные задачи программы:

- формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков;

- создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.

Учебный предмет «изобразительное искусство» включает основы всех зрительных видов искусств: живописи, графики, скульптуры, народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.

Влияние пейзажной живописи на развитие познавательного интереса учащихся.

Познавательный интерес можно рассматривать как один из значимых мотивов учения, как устойчивую черту личности и как эффективное средство обучения. Изучение пейзажной живописи в средней школе является важной и интересной темой во всем творческом процессе обучения. Через пейзажную живопись особенно можно развить познавательный интерес учащихся к творчеству.

Рисование является средством познания действительности, влияет на развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру, целенаправленного, осознанного, эмоционального восприятия предметов и явлений с целью их изображения. Процесс живописного воспроизведения образов действительности неразрывно связан у ребёнка с осмысливанием характерных особенностей изображаемого, с посильной оценкой его качеств, где большую роль играют эстетические чувства, отношение к тому, что изображается. Передача этого отношения в рисунке связана с овладением художественного материала и его техникой, с поисками доступных для ребёнка средств художественного выражения (одним из которых является передача пространственных явлений) [3]

Ознакомление школьников с пейзажной живописью позволяет формировать: ценностные ориентации; интерес к различным видам деятельности человека; умение высказывать личностное отношение к изображаемым предметам и природе; давать сравнительную оценку явлению, отраженном на изображении. Рассматривая картины великих художников, детей подводят к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. С помощью живописи развивают мыслительную деятельность школьников, способствующей раскрытию творческого потенциала личности.

Развитие познавательного интереса учащихся средствами живописи в период начального и среднего школьного возраста представляется наиболее благоприятным. В этом возрасте накапливается опыт информации об окружающей действительности, умение создавать художественные образы, наблюдение и мышление. Например, акварель является уникальным материалом, способным открыть ребенку путь в особое творчество, развить его художественные способности. Посредством пейзажной живописи можно развить эстетическое восприятие учащихся. Значит сделать их восприимчивыми к красоте цвета и форм, способными замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться такими открытиями, удерживать их памяти, прочувствовать гармонию природы. Это важно, так как через это закладываются фундамент эстетического мировосприятия, миросозерцания, а значит, эстетического и художественного развития детей.

Посредством пейзажной живописи можно обучить учащихся изображению пространства. Именно с построения пространства и композиции начинается работа над пейзажем. Познакомить с цветом как средством передачи времени года, состояния природы, погоды, настроения; рисунком (линия и пятно), передающим характерные особенности формы, величины объектов природы; композицией построением картины, выбором формата полотна в зависимости от содержания изображаемого, построением планов, выделением главного; сочетанием цветов. Обучить сопоставлять настроение пейзажа с настроением, выраженным в других искусствах - музыке, поэзии, танце. С помощью этих средств выразительности живописи развивается познавательный интерес учащихся.

Выводы

В статье рассматривались основные концепции и особенности обучения изобразительного искусства в таких странах, как США, Япония и Россия; рассматривалось влияние пейзажной живописи на развитие познавательного интереса учащихся.

Главной задачей художественного образования США, в частности в школе Фэрбэнкс, как можно шире раскрыть личность ребенка и его творческие способности. Индивидуальность одна из главных особенностей американского художественного образования. Главная формула занятий изобразительным искусством является воображение, наблюдение и любознательность.

Рассматривая школьное художественное образование в Японии, можно сказать, что в ХХI веке художественное образование играет важную роль в образовании в целом. Педагоги страны уверены, что художественного образование очень важно для творческого развития детей, а также их критического мышления. Творческие дисциплины занимаю важное место в японском образовании. Японцы знают, что критическое мышление очень важный аспект в мире информационных технологий. Поэтому ещё в начальной школе педагоги развивают у детей познавательный интерес к творчеству, в частности к живописи.

В российском художественном образовании были выявлены четыре концепции преподавания, которые существуют и действуют на данный момент. Традиционная программа В.С. Кузина, основная задача которой состоит в овладении учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, а также развитие у детей изобразительных способностей, творческого воображения, художественного вкуса пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству. Вторая концепция Б. П. Юсова рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства. Программа третьей концепции Б. М. Неменского акцентирует внимание на личности ребенка, а художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся. И последняя концепция Т. Я. Шпикаловой направлена на изучение народного искусства во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры.

Рассматривалось влияние пейзажной живописи на развитие познавательного интереса учащихся. Изучение пейзажной живописи в средней школе является важной и интересной темой во всем творческом процессе обучения. Рисование является средствoм пoзнания действительнoсти, влияет на развитие наблюдательности и интересa к окружающему миру, целенаправленного, осознанного, эмоционального восприятия предметов и явлений с целью их изображения. Посредством цвета, рисунка и композиции учащиеся познают основы живописи, рассматривают различные виды пейзажа, а также на практических занятиях пишут пейзажи с натуры, по представлению и по памяти.

 

Список литературы:

  1. Кувалдина, Е. А. Роль семьи в развитии познавательных интересов школьника [Текст] / Е. А. Кувалдина // Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития. – Киров, 2004. – С. 118-119.
  2. Кузин B.C. Психология, - М.; Просвящение 1982 г.
  3. Лыкова Е.С. Пейзажное изображение пространства и его восприятие детьми // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. №1 (28).
  4. М. Коник, П. Сирин. Школа созерцания и любования для всех. Декоративное искусство 1971. № 9
  5. Неменский Б.М: «Изобразительное искусство и художественный труд», Б. М. Неменский [и др.]. Рабочая программа.
  6. Неменский Б.М: Рабoчая прогрaмма по ИЗО 7 класс. Москва, - М. «Дрофа» 2008.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 1 апреля 2020)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.