Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Инновации в науке» № 6(82)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОЛИТИКА ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ В СТЕПНОМ ГЕНЕРАЛ- ГУБЕРНАТОРСТВЕ (В НАЧ. ХХ В.)
THE ADMINISTRATIVE POLICIES OF THE CZAR AUTHORITIES IN THE STEPPE’S GOVERNORATE-GENERAL. (BEGINNING OF THE 20TH CENTURE)
Zhaidarman Ganibaeva
Candidate of Historical Sciences, senior teacher,History Department and Religious Studies Aktobe Regional State University named after K. Zhubanov,
Kazakhstan, Aktobe
АННОТАЦИЯ
В статье представлены мнения представителей региональной власти (Степной ген-губернатор, военные губернаторы областей чиновники областных правлений) по внедрению института крестьянских начальников в казахских волостях. Итогом обсуждений стал Приказ по Степному генерал-губернаторству №94 от 30 сентября 1902 года о введении «Временного Положения о крестьянских начальниках…» на территории Акмолинской области с 1 октября 1902 года, а на территории Семипалатинской области с 1 января 1903 года.
ABSTRACT
In the article are represented the opinions of representatives of regional power (Steppe’s governor-general) the military governors of oblasts, officials of oblast’s governing accordingly to inculcation of the institute of peasant chiefs in Kazakhs regions. The result of discussion became “Order on Steppe’s governor-general №94 from September 30, 1902, about the instruction of “Temporary position about peasant chiefs …” on the territory of Akmolinsk region from October ,1 1902, and on the territory of Semipalatinsk region from January 1,1902.
Ключевые слова: аграрная политика, формы управления, территориально-административная реформа, Степной генерал-губернатор, о введении «Временное положение о крестьянских начальниках».
Keywords: agrarian policy, forms of administration, territorial-administrative reform, steppe’s Governor-General, on introduction of “Temporary Regulations on Peasant Chiefs”.
Начало ХХ в. в истории Казахстана является насыщенным событиями, повлиявшими на дальнейший ход социо-культурного развития казахского кочевого общества. Несмотря на значительные шаги, сделанные исторической наукой в изучении этого важнейшего периода, многие аспекты требуют детализации и дальнейшего исследования. Административная политика, проводимая царской администрацией во второй половине ХIХв. в Казахской Степи уже переосмыслена современными историками, но осталась практически без должного внимания последняя территориально-административная реформа российского правительства в Степном ген-губернаторстве, а именно институт крестьянских начальников, введенный 10 июня 1902 года.
К началу ХХ в. оставался широким круг вопросов, подлежащих ведению уездных учреждений. Уездные начальники с двумя помощниками кроме обязанностей полицейских, выполняли функции органов финансового управления, уездных учреждений по крестьянским делам, а также городских управлений. Деятельность уездного начальника в качестве председателя уездного присутствия по крестьянским делам свидетельствовало об увеличении крестьян – переселенцев в казахской Степи. Приток переселенцев изменил и социо-этническую структуру населения Казахстана. Уездные начальники в силу огромной территории уезда и изменившихся обстоятельств не имели возможности в полной мере выполнять возложенные на них обязанности. 2 июня 1898 года императором Николаем II было утверждено «Временное положение о крестьянских начальниках». Данный документ касался территории Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской губерний. С этого времени стал обсуждаться в Министерстве внутренних дел вопрос о введении данного института в Казахской степи. Российское правительство понимало, что «Временное Положение…» касается только сибирские губернии, но в силу пограничного положения и общих природно-климатических условий с Казахской степью стал обсуждаться вопрос о возможности введения данного института и по отношению к казахскому населению. Правительство стояло перед выбором: ввести институт крестьянских начальников по аналогии сибирских губерний или же ввести институт земских начальников по аналогии губерний Европейской России. Министр внутренних дел пригласил к обсуждению данного вопроса Степного генерал-губернатора и военных губернаторов областей, уездных начальников, которые дали бы заключение о возможности введения новой системы управления на подведомственных им территориях. Военный губернатор Акмолинской области генерал-лейтенант Санников привлек к обсуждению данного вопроса «лиц, близко знакомых с делом крестьянского управления». Советник военного губернатора Акмолинской области, надворный советник Т.И.Тихонов считал, что Степные области не могут быть приравнены к 4-м Сибирским губерниям, где вводилось Положение о крестьянских начальников, где преобладало оседло-земледельческое, крестьянское население, а Степи – кочевое население.
Обсуждению был подвергнут вопрос- сколько крестьянских участков необходимо создать в степных областях, по аналогии с сибирскими губерниями или же необходимо учитывать специфику кочевого общества, а именно огромные площади и рассеянность населения на этой территории.
Военный губернатор Тургайской области Я.Ф. Барабаш, что 12 участков будет по местных условиям достаточным до тех пор, пока не произойдет населения в процессе крестьянской колонизации. [1.265.]
Уральская область имела свои особенности, так как определенную часть территории занимали казаки, которые находились в введении Военного министерства. Исходя из этого, военный губернатор Уральской области предлагал разделить каждый из 4-х уездов (Уральский, Темирский, Гурьевский, Лбищенский) на три участка, что в среднем составило бы 36 тысяч душ на каждом участке.
Обсуждение данного вопроса развивалось по следующим направлениям:
1. О необходимости внесения изменений и дополнений во «Временное положение о крестьянских начальниках» от 2 июня 1898года.
2. Изменение названия «крестьянские начальники» на земских начальников
3. Вводить институт крестьянских начальников постепенно
4. О числе крестьянских участков, на которые должна была быть разделена территория каждой из 4-х областей.
5. О штатных кандидатах к крестьянским начальникам, которые могли бы замещать крестьянских начальников во время их болезни, отпуска, отсутствия по тем или иным причинам. Военный губернатор Тургайской области считал, что нужно проектировать одного штатного кандидата в крестьянские начальники, а другие военные губернаторы областей предлагали по два кандидатов на эту должность в области. [2.268.]
6. О функциях и деятельности уездного съезда
7. О содержании крестьянских начальников
Министерство внутренних дел, обсудив предложения Степного генерал-губернатора, военных губернаторов пришло к следующему заключению:
1. «Временное Положение о крестьянских начальниках» в губерниях Тобольской, Иркутской, Томской и Енисейской от 2 июня 1898 года распространить на Акмолинскую, Семипалатинскую, Тургайскую и Уральскую. с соблюдением следующих правил:
1) Статью 3 «Положения..» дополнить указанием, что в состав участков крестьянских начальников не входили казачьи поселения, состоящие в ведении войскового начальства;
2) Статью 5 дополнить примечанием «…в тех местностях, где не было селений, крестьянские начальники с разрешения Общего присутствия областного правления имели право выбрать себе местожительство вне пределов участка»;
3) Контроль за деятельностью крестьянских начальников Акмолинской и Семипалатинской областей возлагалось на Степного генерал-губернатора, а Уральской и Тургайской областей на министра внутренних дел.
4) В дополнение к ст.35 « Временного Положения…» постановить, что крестьянским начальникам Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областей возлагается исполнение лежащих на уездных начальниках обязанностей по общему наблюдению за «инородческим управлением и народным судом, а также попечению о нуждах инородцев» согласно «Степному положению» от 25 марта 1891 года (ст. 33-38, 61, 67, 72, 74-75, 123, 139);
5) Оклады и содержания крестьянским начальникам желательно назначить 2200 рублей в год, т.е. в том же размере, что назначено крестьянским начальникам в Забайкальской области. И это было бы справедливо, по мнению министерства внутренних дел, так как чиновники по крестьянским делам получали оклад в 2000 рублей, а круг их обязанностей был меньше, чем крестьянских начальников. На канцелярские расходы и разъезды по делам службы крестьянским начальникам предлагалось 800 рублей. Кроме того, выделялась особая сумма в размере 300 рублей на наем переводчиков в казахских волостях.
Кандидату крестьянского начальника назначался оклад в размере 1000 рублей. Семипалатинское совещание ходатайствовало о назначении 1400 рублей кандидату крестьянского начальника в этой области, и исходило из сравнения оклада старшего чиновника особых поручений при военном губернаторе.
6) На хозяйственные и канцелярские расходы уездных съездов выделялась сумма в размере 1200 рублей в год, что соответствовало сумме, определенной временным штатом от 2 июня 1898г. для уездных съездов 4-х сибирских губерний. [3.265-273.]
8 декабря 1899года в Комитете Сибирской железной дороги обсуждался вопрос об увеличении состава лиц, ведающих переселенческим вопросом в Сибири. Император Николай 2, участвовавший в этом Совещании, обратил внимание на «нежелательную пестроту» в устройстве крестьянских учреждений в Сибири и Степных областях. Он высказал рекомендацию об объединении разных учреждений в лице крестьянских начальников и желательности введения в Степных областях института крестьянских начальников на основании «Временного положения о крестьянских начальниках» от 2 июня 1898г.
Принимал участие в обсуждении компетенции и функциональных обязанностей крестьянских начальников и юристконсульский департамент Министерства юстиции, который подготовил свое мнение о введении института крестьянских начальников в Степных областях от 11 июня 1901 года. Министерство юстиции, изучив материалы дела, в принципе не видел важных препятствий во введении данного института. Но вместе с тем, обратил внимание на необходимость присвоения будущим крестьянским начальникам более широких судебных компетенций. И высказал сомнение, способны ли крестьянские начальники разобраться в особенностях обычного права местного населения. [4.286-287.] Мнения министерства юстиции поддержал и губернатор Степного генерал-губернаторства, который считал, что крестьянский начальник должен имеет широкие судебные права в Степи до тех пор пока государство не найдет средств поставить судебную и следственную часть в соответствующее положение и не только в качественном, но и количественном положении.
Степной генерал-губернатор Н.Н. Сухотин был убежден в необходимости введения института крестьянских начальников в Степи, как единственной меры, отвечающей местным потребностям. Он считал, что деятельность крестьянских начальников сослужила бы великую службу по внесению русской культуры в край, умягчению нравов, введению порядка, установлению спокойствия в Степи. Но вместе с тем, в своем представлении Министру внутренних дел М.А.Таубе от 17 декабря 1901года генерал –губернатор подчеркивал, что реализация проекта МВД по реорганизации уездных учреждений и в конечном итоге ограничению деятельности уездных начальников к кругу мелких полицейских обязанностей может повлечь нежелательные последствия. Уездные начальники как административные должности, благодаря долголетнему существованию уже имели определенное значение, олицетворение власти в глазах коренного населения. С введением должностей крестьянских начальников престиж власти уездных начальников упадет на вторые роли. В связи с этим, Н.Сухотин предлагал сохранить за уездными начальниками функции председательствующих на уездных съездах, так как это лица, которые уже имели достаточный опыт управления казахским населением, пользовались особым доверием генерал губернаторов и военных губернаторов. Кроме того, все они имели определенный образовательный ценз. [5.292-293.]
Важным был вопрос о сроках введения данного института. В связи с тем, что введение института крестьянских начальников связано со значительными расходами казны, предлагалось поэтапное введение новых административных единиц в степных областях. Военный губернатор Тургайской области считал введения института крестьянских начальников вначале в Тургайской и Акмолинской области, а именно с 1 января 1902 года. Эти области, по его мнению, более подготовлены, так как поток переселенцев направлен именно в эти районы и уже функционировали переселенческие участки. А в Уральской и Семипалатинской области на год позже, т.е. с января 1903 года [6.283].
Годовой расход правительства при введении института крестьянских начальников в Степи составлял 247600 рублей в год. [7.279.]. В связи с финансовыми расходами интерес представляет мнение Министерства финансов на проект реформирования уездных учреждений, предлагаемый МВД. Министерство финансов признало преувеличенными оклады крестьянских начальников, их расходы на канцелярские товары. Министерство финансов предложило ограничиться окладом в размере 1700 рублей, что составляло высшую норму содержания крестьянских начальников, допущенных законом от 2 июня 1898г.
10 июня 1902 года было утверждено о распространении «Временного положения о крестьянских начальниках» на Акмолинскую, Семипалатинскую, Уральскую и Тургайскую области.
Список литературы:
- ЦГА РК ф. 64. оп.1 д.818 л.265.
- ЦГА РК ф. 64.оп.1 д.818 л. 268
- ЦГА РК ф. 64 оп.1 д.818 лл.265-273.
- ЦГА РК ф. 64 оп.1 д.818 лл. 254, 286-287.
- ЦГА РК ф. 64 оп.1 д. 818 лл.292-293.
- ЦГА РК ф. 64 оп.1 д.818 л. 283.
- ЦГА РК ф. 64 оп.1 д. 818 л. 279.
Комментарии (1)
Оставить комментарий