Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Инновации в науке» № 8(69)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал

Библиографическое описание:
Ефименко А.А., Медведева О.П. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЛАКАТОВ А. РОДЧЕНКО, Г. КЛУЦИСА, Л. ЛИСИЦКОГО // Инновации в науке: научный журнал. – № 8(69). – Новосибирск., Изд. АНС «СибАК», 2017. – С. 11-13.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЛАКАТОВ А. РОДЧЕНКО, Г. КЛУЦИСА, Л. ЛИСИЦКОГО

Ефименко Александра Александровна

магистрант, Южный Федеральный Университет, Академия архитектуры и искусств, кафедра Дизайна

РФ, г. Ростов-на-Дону

Медведева Ольга Павловна

канд. пед. наук, проф., Южный Федеральный Университет, Академия архитектуры и искусств, кафедра Дизайна

РФ, г. Ростов-на-Дону

COMPOSITIONAL PECULIARITIES OF SOCIAL POSTERS OF A. RODCHENKO, G. KLUTSIS, L. LISSITZKY

Olga Medvedeva

candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Southern Federal University, Academy of Architecture and Arts, Design Chair,

Russia, Rostov-on-Don

Aleksandra Efimenko

masters Degree Student, Southern Federal University, Academy of Architecture and Arts, Design Chair,

Russia, Rostov-on-Don

 

АННОТАЦИЯ

Цель статьи заключается в определении особенностей композиции плакатов А. Родченко, Г. Клуциса, Л. Лисицкого, и практического их применения в современном социальном плакате. При анализе произведений художников использовались метод сравнительного анализа и методика формально-стилевого анализа. С помощью этих методов были выявлены виды и приемы композиции, наиболее характерные для каждого из авторов.  Использование особенностей композиции Родченко, Клуциса и Лисицкого  современными плакатистами заметно улучшит качество их работ и привлечёт внимание общества к данному виду искусства.

ABSTRACT

The aim of the article is to determine peculiarities of poster compositions of A. Rodchenko, G. Klutsis, L. Lissitzky, and their practical application in the modern social poster. When analyzing artists’ works, the method of comparative analysis and the technique of formal-style analysis are used. With the help of these methods, types and techniques of the composition most typical for each of the authors are identified. Using the composition features of Rodchenko, Klutsis and Lissitzky by modern poster designers will significantly improve the quality of their work and draw the public's attention to this art form.

 

Ключевые слова: социальный плакат; советские художники; композиция.

Keywords: social poster; Soviet artists; composition.

 

Печатная продукция в городской среде – неотъемлемая часть коммуникации в современном обществе. В связи с развитием рыночных отношений и необходимости рекламы существует потребность в данном виде графики. Разновидностью печатной продукции является плакат. Под данным понятием в словаре Большая советская энциклопедия, понимают следующее: «Плакат (нем. Plakat, от франц. placard - объявление, афиша, от plaquer - налепить, приклеивать) – разновидность графики, единичное произведение искусства. Лаконичное броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях» [1, с. 21].

Существует несколько разновидностей плаката, один из них – социальный. Он весьма актуален на данный момент. Социальный плакат — это вид плаката, пропагандирующий базовые моральные ценности общества. Цель такого обращения к социуму – это вызвать отклик на призыв решить проблему, выраженную на листе плаката. С его помощью можно поднимать важные вопросы и решать их, а также влиять на характер и образ жизни индивидуума.

Следовательно, данный вид печатной продукции оказывает влияние на социум в целом, являясь значимым вектором развития страны. Социальный плакат – это мощное средство пропаганды и не правильное его использование может вызвать негативные последствия в обществе. Чтобы этого избежать, современным художникам-графикам необходимо знать правила грамотного построения композиции данного вида печатной продукции. Композиция является главным организующим элементом художественного произведения, придающим ему целостность и гармоничность, это соподчинение его элементов задумке художника.

Для того чтобы понять основы построения композиции следует изучать творчество классиков советского социального плаката, таких как А. Родченко, Г. Клуцис и Л. Лисицкий. Великие мастера работали в период революционных изменений в социальной жизни и изобразительном искусстве. Можно предположить, что в их творчестве присутствовали общие композиционные приемы построения социальных плакатов.

Александр Михайлович Родченко (1891-1956 гг.) — русский советский художник. Занимался фотографией, живописью, скульптурой, графикой, плакатом театра и кино. Яркий представитель конструктивизма, одним из первых стал заниматься дизайном и рекламой в СССР. Создавал агитационные плакаты совместно с поэтом Владимиром Маяковским. Являлся в 1920 - 1930 годах профессором ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа деревоотделочного и металлообрабатывающего факультета. Родченко был разработчиком концепции и системы формообразования новой идеальной среды. Его первым плакатом в стилистике конструктивизма являлась реклама организации «Добролет», выполненная в различных вариантах цветовой гаммы. Затем, образование тандема «реклам-конструктора» А. Родченко и поэта В. Маяковского положило начало воплощению идей революции в социальном плакате. Они занимались созданием рекламных плакатов, однако их работы с уверенностью можно назвать социальными и агитационными. Требование пользоваться товарами только советского производства, призыв к патриотическим чувствам – всё это указывает на их социальную направленность и говорит о том, что данные произведения являются пропагандой отечественных товаров.

Александр Родченко обладает своим неповторимым стилем построения композиции. Особенности работ художника достаточно ярко выражены, среди них:

  • закрытая композиция («Добролет...», 1923 г.) – художник часто использует данный вид композиционного построения, рамкой, ограничивающей пространство изображения, часто являются шрифты;
  • зеркальная симметрия («Самый деловой, аккуратный самый (Реклама ГУМа)», 1923 г., «Реклама часов «Мозер», 1923 г.) – в данных работах можно проследить чёткое деление изображения на две части, это подчёркивается контрастным цветом, или перспективой;
  • контраст – практически во всех работах используются яркие, насыщенные, контрастные цвета. Особенно выразительны в общей композиции шрифты;
  • доминанта – в большинстве произведений присутствует выделяющийся элемент, привлекающий внимание.

Художник использует не только приведенные, но и другие приемы и средства построения композиции, однако эти являются преобладающими.

Густав Густавович Клуцис – ещё один выдающийся плакатист того времени. Густав Клуцис (1895-1938) — художник-авангардист, конструктивист, одним из первых использовал цветной фотомонтаж. «Изобразительное и декоративное искусство, как и любая другая творческая деятельность, обладает особой энергетикой, воздействующей на внутренний мир человека. Искусство говорит своим специфическим языком, которым, в первую очередь, должен овладеть и применять его сам творец» [2, с.10]. Поэтому Г. Клуцис вместе с художником-плакатистом С. Я. Сенькиным разработал образовательную программу для художников – мастеров агитационного и политического плаката. Передавал студентам знания работы в различных художественных техниках, которые использовал для создания плакатов. Сам изучал различные свойства фотографии, менял масштаб изображений, применял метод многократных экспозиций и коллаж. Художник особенно увлекался индустриальной тематикой, искал новые приемы, для их дальнейшего использования. Плакаты Клуциса в технике фотомонтажа являлись сильным оружием политической пропаганды и агитации.

Отличительной чертой композиционного построения его произведений являлось:

  • открытая композиция («Комсомольцы, на ударный сев», 1931 г.). Данный эффект достигается путём использования ритмических повторений изображения («Выполним план великих работ»,1930 г.). Уходящей перспективе («Из России нэповской будет Россия социалистическая», 1930 г.). Фигурам, которые движутся в определённую сторону («Кадры решают всё» И.В. Сталин», 1935 г.).
  • ритм – использование изображений, удаляющихся от зрителя в определённом ритме, создает ощущение глубины пространства изображения;
  • динамика – эффект движения достигается за счет ритмических повторений изображения, например, эффект полёта или движения техники. Даже в закрытой, зеркальной композиции плаката «Без революционной теории не может быть революционного движения», 1927 г. геометрическая фигура, похожая на песочные часы, создает ощущение динамики и уходящей перспективы;
  • доминанта – в данном случае доминантой является крупное изображение (фотография). «Выполним план великих работ», 1930 г. – рука, ««Кадры решают всё». И.В. Сталин», 1935 г. – фигура вождя;
  • детализированность – практически все работы мастера тщательно проработаны, используется большое количество различных фотографий, применяется мелкий шрифт.

Лазарь Маркович Лисицкий (1890 – 1941гг.), также известен под псевдонимом Эль Лисицкий - художник и архитектор, яркий представитель советского авангарда. Одним из первых стал использовать супрематизм в архитектуре. В 1926 году он стал преподавателем ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа. Эль Лисицкий выполнял свои произведения в стиле супрематизма, занимался фотомонтажом, разрабатывал новую концепцию создания гармоничной целостной среды выставочной экспозиции.

Плакатные произведения Лисицкого имеют такие композиционные особенности, как:

  • динамика – композиция является динамичной, благодаря использованию ритма (плакат для «Русской выставки» в Цюрихе 1929 г., «Москва — столица СССР», 1940 г.), также за счет эффекта неуравновешенности элементов изображения («Клином красным бей белых», 1920 г.). В композиции плаката «Клином красным бей белых», выполненным в стиле супрематизма, Лазарь Маркович достигает эффекта направленного движения за счёт изображения перевёрнутого острого треугольника, врезающегося в белый круг;
  • контраст – художник активно использует во всех плакатных работах, как тоновой, так и цветовой контраст. Красным цветом он ярко выделяет шрифты и различные элементы произведения;
  • укрупнение - часто изображает человеческие лица крупным планом, в работах с использованием фотографии.

Проведенное краткое обзорное исследование подтверждает наличие общих композиционных приемов и средств в построении композиции плакатов Г.Г. Клуциса, А. М. Родченко, Л.М. Лисицкого. Можно выделить такие характерные общие черты, как:

  • наличие доминанты;
  • контрастность.

Так же можно выделить различия их композиционных построений:

  • Родченко более часто использует открытую композицию, а Клуцис закрытую;
  • Клуцис применяет детализированность, а Родченко и Лисицкий - лаконичность;
  • Родченко использует статику, а Клуцис и Лисицкий - динамику;
  • Родченко главным объектом композиции часто делает шрифт, Клуцис - изображение, а Лисицкий использует их в равной мере.

Творчество советских художников ярко передает общественное настроение тех лет. Лозунги на социальных плакатах резки и безапелляционны, выражения лиц людей, изображенных на плакатах, решительны, люди уверенны в счастливом будущем. Даже шрифты, используемые плакатистами, ярко характеризуют историческую обстановку на тот момент времени, их рубленые формы упрощены, низведены до простого каркаса, суть графем передана прямоугольниками. Художники не только чувствовали дух своего времени и передавали его через свои произведения, но они его принимали и поддерживали, мотивируя людей к решительным действиям. Благодаря революционным методам построения композиции советский социальный плакат мастеров Родченко, Клуциса и Лисицкого стал мощным средством пропаганды, просвещения и агитации граждан страны. Изучение их творчества и способов построения композиции будет полезным для современных художников-графиков.

 

Список литературы:

  1. Иоффе М.Л., Большая советская энциклопедия: 19 т. / М.Л. Иоффе. - М.: Советская энциклопедия, 1969 – 1978. - 21 с.
  2. Медведева О.П. Моделирование и макетирование – необходимая составляющая образования студентов художественных вузов. Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире»: том 3. С.-П., 2016. – 184 с., С. 10.
  3. Огинская Л. Густав Клуцис // - М.: Советский художник, 1981. — 200 с.
  4. Хан-Магомедов C. О. Лазарь Лисицкий / - М.: С. Э. Гордеев, - 2011.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.