Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Инновации в науке» № 5(66)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал
РОЛЬ ОЗЕЛЕНЕНИЯ В ГАРМОНИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ОМСКА
THE ROLE OF PLANTING OF GREENERY IN HARMONIZATION OF URBAN SPACE ON THE EXAMPLE OF OMSK
Anastasia Kichigina
cand. Philos. Sci., docent, member of the Union of Artists of Russia, Docent of Omsk State Technical University,
Russia, Omsk
АННОТАЦИЯ
Целью статьи является выявление факторов формирования благоустроенной и комфортной для проживания городской среды за счет озеленения городского пространства, а также анализ эстетических составляющих образа города. Приводятся результаты исследования состояния зеленых зон города Омска.
ABSTRACT
The purpose of the article is to identify the factors of the formation of a comfortable and well-maintained urban environment for living at the expense of greening the urban space, as well as an analysis of the aesthetic components of the image of the city. The results of the study of the state of green zones in the city of Omsk are presented.
Ключевые слова: ландшафтный дизайн; Омск; образ города.
Keywords: landscape design; Omsk; image of the city.
Современные города являются средой обитания миллионов людей. Изначально города были центром сосредоточения науки и технического прогресса, но так же они являются основными очагами культуры. Город – это не только здания и коммуникативные сооружения, городская среда формируется еще и элементами естественного ландшафта, и благоустройством городского пространства и прилегающих территорий; город – результат постоянного взаимодействия людей и предметно-пространственного окружения, в котором взаимодействуют природный ландшафт, архитектурное пространство, транспортные и инженерные сети. Именно эта сложная структура формирует восприятие образа города, переплетаясь с прямыми впечатления от присутствия в городе, виденного на фотографиях, в живописи и графике, прочитанного или услышанного. Реклама, колористическое решение среды, ежедневное и праздничное оформление улиц, системы освещения городских пространств – все это наряду с архитектурными ритмами и объемами и создает визуальный образ города.
Обращение к проблематике формирования городских пространств является закономерным фактом. Общей целью подобного рода исследований являются выявление факторов формирования благоустроенной и комфортной городской среды, прежде всего, жителей города, а также анализ эстетических составляющих образа города. Проекты предложений по благоустройству городской среды, созданию ощущения комфорта в городской среде нуждаются в предварительном изучении, наблюдении, фиксации различных факторов, в том числе и природных, так или иначе влияющих на процесс проектирования современного городского пространства.
На формирование образа города также влияет формирование садово-парковых территорий и проектирование декоративных включений природных элементов в качестве дизайн-проектов. Озеленение как один из элементов благоустройства городского пространства призвано обеспечить формирование среды муниципального образования с активным использованием природных и растительных компонентов, а так же поддержание ранее созданного или изначально существующего природного ландшафта городской территории [1].
Научно-исследовательская деятельность Козловой Л. Н. направлена на изучение и анализ ландшафтно-планировочной структуры Омска XIX – XXI вв.; садово-паркового строительства и озеленения города, стилевых функциональных особенностей организации садов и парков города Омска XIX–XX вв.; градостроительных планов и проектных предложений по реконструкции и созданию зеленых зон города. В ходе исследований осмыслено влияние архитектурно-художественных стилей на формирование садово-парковых территорий города; выявлены особенности в становлении системы озеленения и устройства садово-парковых комплексов в Омске [2]. Козлова Л. Н. также проанализировала исторический опыт формирования и развития скверов, садов и парков г. Омска [3]; выявила архитектурно-градостроительные закономерности и приемы организации садово-парковых пространств; изучила творчество архитекторов и проектировщиков, внесших вклад в развитие садово-паркового искусства Омска с целью определения приоритетных направлений проектирования в различные исторические периоды. В статье «Тенденции XXI века в организации городских зон отдыха» ею рассмотрены проектные предложения по организации парковых территорий и озеленения в г. Омске во взаимосвязи с тенденциями развития садово-паркового искусства [4].
Практическая значимость работы Козловой Л.Н. связана с возможностью применения приемов садово-паркового искусства и ландшафтного дизайна для оптимизации городской среды и формирования природных уголков в промышленном городе; возможностью использования анализа исторического развития и современного состояния садово-парковых пространств для реконструкции и регулирования социально-функциональных процессов в городе.
На сегодняшний день самыми доступными типами городского озеленения являются высадки зеленых массивов, живых изгородей, планировки газонов и цветников, различных видов посадок (аллейных, рядовых, букетных) и др. За счет сочетания различных типов зеленых насаждений и определяется объемно-пространственная и визуально-композиционная структура ландшафтного дизайна садово-парковых зон и пешеходных территорий города, как и функциональные связи этих территорий с застройками городского пространства. При этом необходимо помнить, что озелененные территории не только формируют образ города, но и способствуют ревитализации городской среды.
Эта функция ландшафтного дизайна особенна важна для Омска, являющегося крупным промышленным городом. Титул «Город-сад» давно уже остался в прошлом Омска. Конечно, существующие садово-парковые зоны города все еще обильны и занимают большие пространства, однако зеленые насаждения там давно не обновлялись и не поддерживаются в должном состоянии, структуры парков понемногу разрушаются, а запланированные городом работы по созданию новых зеленых зон практически не воплощаются в жизнь.
На современном этапе реализации плана развития городской среды Омска идет недостаточно высокими темпами. Частично в этом можно обвинить ряд финансовых и строительных кризисов. Однако причиной можно считать и неизменное невнимание в инициативе специалистов по дизайну среды и архитектуре.
До сих пор остаётся под вопросом дальнейшее благоустройство набережной, весьма туманным видится будущее исторического центра города, хотя начатый процесс воплощения проекта реконструкции Омской крепости вселяет некоторую надежду. Так же интригующе неспешно продвигается работа над проектом левобережного городского парка культуры и отдыха. Отчасти процесс благоустройства и реструктуризации облика города тормозится с нецелевым использованием территорий, предназначенных Генеральным планом города Омска для размещения общественных центров, центров обслуживания, парков, садов и бульваров. Это не способствует формированию положительной эстетической городской среды Омска, особенно – жилых районов города, и созданию архитектурно выразительного образа города, обеспечивающего комфортные условия для проживания и отдыха людей. Особенно для оздоровления атмосферы промышленного города в Омске недостаточно зеленых насаждений, а те, что имеются, давно утратили эстетический и гармоничный вид.
Список литературы:
- Гладов, А. В. Озеленение как фактор повышения благоустройства города (на примере городского округа Самары) / А. В. Гладов // Вестник Самарского государственного университета. – 2015. – №2 (124). – С. 207–215.
- Козлова, Л. Н. Сад в центре Омска: возникновение и развитие / Л. Н. Козлова // Инновации в науке: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Секция «Искусствоведение» – 2016. – 55-1. – С. 66–73.
- Козлова, Л. Н. Скверы и бульвары как объекты проектирования коммуникативного пространства современного города / Л. Н. Козлова // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – №7 (49). – С. 187–189.
- Козлова, Л. Н. Тенденции XXI века в организации городских зон отдыха / Л.Н. Козлова // Регионы. Города. Ракурсы. Параллели : теор. докл. IV Всерос. творч. лаб. / ОмГТУ. – Омск, 2016. – С. 42–46.
Оставить комментарий