Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Инновации в науке» № 5(66)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал
СЦЕНИЧЕСКИЙ ГРИМ КАК КОМПОНЕНТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО РЯДА В СПЕКТАКЛЕ ЖАНРА ОПЕРЕТТЫ
SCENIC MAKE-UP AS THE COMPONENT OF A GRAPHIC ROW IN THE OPERETTA PERFORMANCE
Petr Borisenko
graduate student of department of the theory of art and cultural science The Altai state university
Russia, Barnaul
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются взаимосвязи изобразительного ряда сценических образов, выразительные особенности грима, подчеркивающие характер и психологизм героев. Исследуются исторические и социологические основания создания визуальных образов жанра оперетты.
ABSTRACT
The article analyzes the relationship of the fine series of scenic images, especially expressive make-up, emphasizing the character and psychology of the characters. We study the historical and sociological foundation creating visual images of leading operetta genre typecasting.
Ключевые слова: изобразительный ряд, грим, визуальное оформление спектакля, декорация, костюм.
Keywords: Pictorial series, make-up, the visual design of the performance, stage design, costume.
Оперетта, как жанр окончательно оформившаяся в XIX в., а фактически – берущая свои истоки еще с античных мистерий, изначально, в своей художественной сути, несла задачу развлекательную и, как следствие, всегда отличалась ярко выраженным изобразительным рядом, в котором одно из ведущих мест место занимал сценический грим. С самого начала появления опереточных спектаклей именно внешний «бурлеск» подвергался многочисленным нападкам критиков, формируя отчасти негативное отношение к «легкому жанру». Понятие «легкий жанр», на наш взгляд, следует понимать не как характеристику глубины драматургии, качества оформления, уровня исполнительского мастерства солистов, а как, своего рода, ориентацию жанра на демократические слои населения, создание источника эстетического наслаждения, доступного широким массам. Оперетта – искусство «для всех», она говорит современным зрителю драматургическим и музыкальным языком. Это объясняет популярность оперетты как жанра среди широких слоев населения. Мелодии оперетт становились популярными, имена героев нарицательными, При этом во все времена сценический грим персонажа являлся необходимым фактором художественного воздействия на зрителя.
Оперетта в СССР пользовалась колоссальным успехом. Выдающиеся мастера-режиссеры Г. Ярон, И. Туманов, В. Канделаки, Г. Ансимов в Москве; Г. Кугушев, В. Курочкин в Свердловске (ныне Екатеринбург); А. Феона, Н. Янет, Ю. Хмельницкий, М. Дотлибов в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) и многие другие, осуществляя постановки, отражающие разные направления жанра оперетты и музыкальной комедии (советской, национальной, классической, неовенской), подняли планку актерского исполнительского мастерства и средств визуального оформления спектакля на очень высокий уровень. Четко разработанная партитура актерского содержания обусловила необходимость тщательной разработки изобразительной формы. Гримы Т. Шмыги в спектакле «Конкурс красоты» А. Долуханяна, В. Богачева в оперетте «Белая ночь» Т. Хренникова и «Девичий переполох» Н. Стрельникова, гримы разных персонажей А. Орлова, Г. Богдановой-Чесноковой, А. Маренича, В. Сытника во многих спектаклях вошли в сокровищницу национального музыкального театра. Процесс создания художественного образа долог и труден. Он требует точной и скрупулезной проработки каждого элемента. Грим несет смысловую нагрузку, ничуть не меньшую, чем декорация, костюм, мизансцена, танец, жест. Как и другие составляющие спектакля, он не может быть случаен. «Зачем артисту грим? Особенно артисту мужчине» – этот вопрос звучит все чаще и чаще, и переходит в искусственно созданную проблему «украшательства», свойственную, к сожалению, некоторым представителям актерской профессии. Но, задающие этот вопрос, забывают о предназначении грима, как выразителя чувств, помощника в сценическом перевоплощении актера, важном соединительном элементе между реализацией актером-творцом художественной задачи спектакля и пониманием зрителем истинной идеи, заложенной в спектакле автором. Классическая и неовенская оперетта сохраняет определенные каноны искусства грима, связанные с понятием амплуа: герой, героиня, комик, субретка, простак, комик, резонер. Четкое разделение на амплуа в оперетте дает возможность актеру рельефнее, точнее выразить идею спектакля в том числе, с помощью грима. Герой, как правило, – представитель высшего общества, находящийся в тисках классовых противоречий с героиней. Он страдает и борется за свое чувство.
Рассмотрим типичный сюжет на примере оперетты Имре Кальмана «Сильва». Написанная в 1915 году, триумфально прошедшая по сценам театров Европы и мира, и ставшая своего рода символом жанра оперетты и излюбленным спектаклем меломанов всех возрастов. Лирическая пара главных героев оперетты – Князь Эдвин фон Воляпюк и певица кабаре Сильвия Вареску. В чем специфика и особенность грима персонажа? Обратимся к актерской задаче, поставленной режиссером, на примере постановки Алтайского государственного театра музыкальной комедии. Внутренний конфликт, вызванный желанием Эдвина быть с Сильвой и невозможностью совершить этот поступок в силу своего положения в обществе. Преодоление этого конфликта. Борьба за свое счастье. Основная функция грима – передать переживания персонажа за счет подчеркнутой выразительности глаз, рельефных черт лица. Для реализации этой цели актер, исполняющий роль Эдвина, поднимает линию бровей, делая акцент на глаза, использует верхнюю и нижнюю подводку глаза, тени, тушь для ресниц. Общий тон лица подчеркнуто бледный, с выраженными скулами, минимумом румян. Контрастный цвет костюма (первый акт – фрак, второй – белый мундир) только подчеркивает графичность грима. Актер использует грим не для того, чтобы быть красивым героем, а для возможности точнее и сильнее подчеркнуть страдания персонажа. Тем убедительнее выглядит актер в третьем акте, после скандала во дворце князей Воляпюк – расстегнутый ворот мундира, растрепанная прическа, темные круги под глазами, блуждающий взгляд. Сильва Вареску – Артистка кабаре, но в первую очередь – страдающая, любящая женщина, мучающаяся невозможностью быть вместе с любимым человеком. Актриса, исполняющая эту роль в театре музыкальной комедии, использует также минимум выразительных средств грима, делая акцент на глаза. Черный тон волос помогает дополнительно подчеркнуть контрастность грима. Сдержанный цвет румян, умеренный блеск помады только помогают восприятию глубины образа. Точно подобранная художником цветовая гамма и фасон костюмов 1 и 2 акта выделяет актрису из общего фона персонажей и подчеркивает ее благородство и достоинство. Если основная лирическая пара (Сильва – Эдвин) несет на себе, в основном, функцию вокально-драматическую, то каскадная пара спектакля – субретка и простак несут на себе функцию игрово-танцевальную, проживая на сцене любовные коллизии своих персонажей, более легко и беспроблемно. БониКанислау-граф, завсегдатай Кабаре «Орфеум» – друг Эдвина и основной «виновник» знакомства его с Сильвой, молодой человек, прожигающий свою жизнь, как бы сейчас сказали – представитель «золотой молодежи». Он воспринимает любое, происходящее с ним событие, играючи, в отличие от рефлексирующего, мятущегося Эдвина. Взъерошенные кудри цвета блонд, светлый общий тон, накрашенные ресницы, дающие эффект наивного, широко распахнутого глаза – все нюансы грима работают на характеристику этого легкомысленного персонажа. В паре со своей партнершей – актрисой, исполняющей роль СтассиЭгенберг – они выглядят как изящная статуэтка мейсенского фарфора. Этот эффект увеличивает чуть заметный «девичий» грим (светлый, близкий к белому цвет лица, намек на румяна, чуть заметная подводка глаза, розовый цвет помады золотые, чуть кукольные локоны прически). Линии и цвета костюма подчеркивают «полетность», каскадную легкость этих двух персонажей. Так называемые «возрастные» персонажи спектакля несут на себе функцию комическо-игровую и, конечно, без использования более острого (не буффонадного, конечно) грима, воплощение этой функции невозможно. Ферри Керекес, старый театрал, завсегдатай кабаре «Орфеум», человек, сам переживший когда-то любовь к шансонетке (которая в итоге окажется женой князя Воляпюк), знающий с юных лет и Эдвина и Бони, уважающий и признающий талант Сильвы, предстает перед нами своеобразным «Дон-Кихотом» – последним романтиком своего времени. Благородная седина прически, удлиненные, чуть завитые волосы с элегантным локоном на лбу, тонкие, закрученные вверх усы, небольшая эспаньолка и мягко подчеркнутые гримом глаза на фоне бледного тона лица, помогают артисту передать трагедию персонажа, прожившего жизнь в страдании от неразделенной любви. Леопольд Воляпюк – отец Эдвина, человек, находящийся в плену сословно- родовых предрассудков и от этого выглядящий комично. Артист, исполняющий эту роль, прибегает к шаржированному гриму, балансируя на грани острохарактерного и буффонадного гримов. Высоко поднятая с помощью пластической накладки линия лба, искусно завитый редкий хохолок на лбу, склеротический «румянчик» на щеках и подчеркнутые губки бантиком, удачно найденные актером, помогают передать убогость этого закосневшего представителя древней аристократии Юлиана Воляпюк – мать Эдвина, сама в прошлом – звезда варьете. Существует несколько версий трактовки этого персонажа. В варианте постановки Алтайского государственного театра музыкальной комедии, Юлиана, будучи, так же как и Сильва, шансонеткой, близко не поднимается до уровня таланта Сильвы. Став женой князя Воляпюк, она не может избавиться от простых манер, ее вкус не становится изысканным, подобно ее титулу. Отсюда и чуть шаржированная манера игры и детали костюма и, конечно, грим. Рыжий, излишне увеличенный в высоту парик с нелепым пером, яркий макияж с контрастными румянами, яркой помадой и даже мушка а-ля «Помпадур».
На примере оперетты «Сильва» в постановке Алтайского государственного театра музыкальной комедии(2014) нами рассмотрен живописный и декоративно-прикладной аспект создания визуального компонента спектакля. Грим, как действенное звено ряда выразительных средств, пространственно-временных видов сценического искусства, является фактором, формирующим цельный художественный образ, как отдельного персонажа, так и всей пьесы в целом.
Список литературы:
- Вархолов, Ф.В. «Грим» М, «Советская Россия»,1964. 200с.
- Владимирская, А.Р. «Оперетта.Звездные часы» 3 изд. / Спб. «Планета музыки»,2009. 200с.
- Завадский, Ю.А. «О внешнем оформлении образа». М, «Искусство» 2013. 130с.
- Львов, Н. «Грим и образ» изд. ВЦСПС / Профиздат,1960. 88с.
- Раугул, Р.Д. «Грим» изд. «Искусство»,Л,М,1939. 120с.
- Станиславский, К.С. «Моя жизнь в искусстве». М.,«Искусство»,1989. 349с.
Оставить комментарий