Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Инновации в науке» № 5(66)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал
АРХИТЕКТУРНЫЙ ПАЛИМПСЕСТ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЬНОГО ОБРАЗА ГОРОДА
ARCHITECTURAL PALIMPSEST AS A CREATIVE ADVICE OF FORMATION OF THE WHOLE IMAGE OF A CITY
Anastasia Kichigina
cand. Philos. Sci., docent, member of the Union of Artists of Russia, Docent of Omsk State Technical University,
Russia, Omsk
АННОТАЦИЯ
В статье дается определение архитектурного палимпсеста, анализируется феномен палимпсеста в аспекте дизайна городской среды и архитектуры. Рассматриваются примеры применения палимпсеста в городском пространстве. Дается анализ типов архитектурного палимпсеста и оценка результатов внедрения его принципов в городскую среду на примере архитектурных сооружений города Омска.
ABSTRACT
The article defines the architectural palimpsest, analyzes the phenomenon of the palimpsest in the design aspect of the urban environment and architecture. Examples of the use of palimpsest in urban space are considered. An analysis is given of the types of architectural palimpsest and evaluation of the results of introducing its principles into the urban environment using the example of architectural structures in the city of Omsk.
Ключевые слова: палипмпсест; архитектура; дизайн; образ города.
Keywords: palympests; architecture; design; image of the city.
Явление палимпсеста в градостроительстве, несмотря на экзотичность определения, далеко не ново. Изначально этот термин служил определением текста, написанному на любом писчем материале, после того, как он был целиком или частично очищен от прежнего текста. Позднее он стал определением для любого произведения визуального искусства, написанного или сделанного поверх уже имеющегося изображения/ текста/ объекта, или с использованием уже готовых объектов как медиа-материала в процессе создания арт-объекта. Так же этот термин может образно быть применен к «переработанной» архитектуре. Встраивание в старинный архитектурный комплекс строения или арт-объекта современной стилистики; добавление современных деталей, материалов при реконструкции здания либо комплекса зданий – это проявление палимпсеста в архитектуре. Филипп Робер в своих исследованиях относится к палимпсесту как к концептуальному инструменту в архитектурном творчестве и выделяет основные аспекты применения палимпсеста [3]:
- Здание в стиле (придание современному проекту признаки определенного стиля с помощью вкрапления архитектурных элементов более ранних стилей, либо разработка концепции здания, предусматривающей сосуществование с уже существующими сооружениями, либо концепция создания единого пространственно-временного континуума за счет использования «памяти места»);
- Форма-функция (реконструкция сооружения в соответствии с измененной функцией здания, гармонирующая с исторической формой здания);
- Объемы и пространства (изменение структуры пространства здания с сохранением основного объема и конструктивных элементов самого сооружения);
- Старые конструкции и декор (концепция диалектических отношений между новыми функциональными задачами сооружения и существующими за счет контраста между разными по природе элементами или наоборот, за счет гармонии элементов, обеспечивающих визуальную целостность здания);
- Архитектура интерьера (использование старых конструкций, таких как лестницы, антресоли, несущие конструкции, в проектах интерьеров реконструируемых зданий).
В.А. Кузнецова включает палимпсест в методику совершенствования символических пространств города, выделяя пласты палимпсеста символического пространства: научный, религиозный, политический, культурный, мифологический, памятный и деловой [2]. Так же вопрос палимпсеста в архитектуре рассматривается в статье «Явление палимпсеста в архитектуре промышленных и инженерных объектов» [1] в аспекте анализа реконструкции как творческий прием в формировании образа города. Благодаря новой экономической действительности и изменению отношения общества к национальному наследию, мы можем рассматривать реконструкцию как «нормальную» архитектурную практику.
Всем современным городам свойственно это явление. В процессе развития города, с течением времени, возникает необходимость новых построек и городских структур внутри уже имеющихся архитектурных комплексов, либо необходимость технического/технологического обновления зданий, что делает актуальным творческие принципы палимпсеста. Не всегда подобное смешение стилей было осознанным проектом, в истории архитектуры встречаются попытки повторного использования архитектурных объектов, уничтожающие все достоинства былого образа, и не приобретающие своего. Удачным примером применения этих принципов в городской структуре можно считать Лондон, Париж, в средовых объектах – прилегающие территории Лувра, территория Винзавода в Москве. Среди примеров применения палимпсеста последнего времени в Омске можно назвать бар MISHKIN&MISHKIN, который расположился в бывшем здании Сибзавода, в части его помещений. Экстерьер здания остался нетронутым, за исключением гигантского баннера-вывески на фасаде. Интерьер же подвергся переделке – дизайнеры его превратили с современный клуб в стиле лофт. Однако чаще всего в Омске применяется иной тип преобразования архитектурных форм. Например, здание на перекрестке улиц Думской и Пушкина, 1914 года постройки, стало объектом архитектурной доработки в 2006 году, результатом которой стала пристройка административного здания в три раза больше изначального объема сооружения (Рис. 1). Современные архитекторы преобразовали стиль первоначального здания для придания своей пристройке стиля, близкого к сооружению 1914 года. Однако, многие горожане остались недовольны новостройкой.
Рисунок 1. Результат применения архитектурного палимпсеста в здании на ул. Думская, 5
Рисунок 2. Концертный зал до и после реконструкции
Если здание на Думской стало частью нового проекта, то здание концертного зала Омской филармонии подверглось масштабной реконструкции как внутри, так и снаружи. Построенное в 1967 году, оно было признано не соответствующим современному уровню технического оснащения, акустики и комфорта. Было принято решение провести перепланировку внутренних функциональных помещений для усиления акустических свойств. Перепланировки затронули так же и внешний вид здания – появились дополнительные входы с улицы, изменилось не только декоративное оформление фасада, но и архитектурные элементы фасада. Появились новые декоративные элементы, увеличилась площадь фасадного остекления (Рис. 2).
Можно заключить, что язык форм, строительные технологии и архитектурные решения зданий, подвергшихся реконструкции, содержат выдающийся творческий потенциал. В настоящее время существует обновленное понимание того, что история архитектуры – это также и история зданий, которые были переработаны, переустроены, расширены – одним словом обновлены и приспособлены к современному использованию. Явление цивилизованного палимпсеста в дизайне городской среды становится тем актуальнее, чем острее стоит вопрос сохранения архитектурного и культурного наследия.
Список литературы:
- Козлова, Л. Н. Явление палимпсеста в архитектуре промышленных и инженерных объектов [Электронный ресурс] / Л. Н. Козлова, М. А. Попова // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6. – С. 131-131. – Режим доступа: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=16735 (дата обращения: 12.02.2017).
- Кузнецова, В. А. Совершенствование символических пространств города. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archvuz.ru/2010_22/47
- Робер Ф. Архитектура как палимпсест. [Электронный ресурс] / Ф. Робер // Архнадзор. – 2008. – Режим доступа: http://www.archnadzor.ru/2008/02/07/arhitektura-kak-palimpsest/ (дата обращения: 12.02.2017)
Оставить комментарий