Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Инновации в науке» № 3(64)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал

Библиографическое описание:
Аманова Р.А. ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ // Инновации в науке: научный журнал. – № 3(64). – Новосибирск., Изд. АНС «СибАК», 2017. – С. 5-8.

ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аманова Роза Асановна

канд.искусствоведения, проф., зав.каф. муз.иск.факультета искусств  Кыргызско-Турецкого университета “Манас”,

 Кыргызстан, Бишкек

TRADITIONAL MUSICAL INSTRUMENTS AS A PHENOMENON OF SPIRITUAL CULTURE

 

Roza Amanova

Candidate of Art History, Professor, Head of Musical Art Chair of Arts Department, Kyrgyz Turkish “Manas University”,

 Kyrgyzstan, Bishkek

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются традиционные музыкальные инструменты, как предметы, отражающие социальные и хозяйственные отношения, связанные с бытом, обрядами, кочевым образом жизни, являющиеся духовными ценностями, передающие эстетические, мировоззренческие особенности, систему ментальности  народа. Как документ и материальный след музыки, инструмент является источником познания истории, культурных традиций этноса.

ABSTRACT

In the article traditional musical instruments are considered as objects reflecting social and economic relations connected with the daily routine, rituals, the nomadic way of life, which are spiritual values that convey aesthetic and ideological characteristics, the mentality system of the people. As a document and a material trace of music, the instrument is the source of knowledge of history and cultural traditions of the ethnos.     

 

Ключевые слова: музыкальные инструменты; расслоение синкретизма трудовой и духовной деятельности; профессионализм; акустические воздействия звука.

Keywords: musical instruments; syncretism stratification of labor and mental activity; professionalism; sound acoustical action.

 

Возможности, предоставляемые инструментом и потребности развивающегося музыкального мышления, требуют постоянного совершенствования исполнительской техники, создания и культивирования разнообразного инструментария, изменения его типовых характеристик. По мнению ученых усовершенствование инструмента имеет предел, заданный как его типологической конструкцией, так и физиологическими возможностями человека [14], [17], [16], [18].  

Процесс совершенствования конструкции, выразительных возможностей музыкальных инструментов, исполнительство, зависит от импровизационных способностей, мастерства музыканта, технических возможностей инструмента. Исследование инструмента – это путь познания особенностей народного музыкального и художественного мышления. «Поиск в музыкальных инструментах (в их конструкции, строе, способе исполнительства, особенностях исполняемой на них музыки) определенных стилевых признаков, позволят определить специфику музыкальной культуры, характер его мировоззрения и эстетической природы» [15].

Длительный процесс становления, развития, совершенствования музыкального инструментария проходил параллельно с процессом формирования кыргызского народа, в ходе исторического, социально-экономического, культурного развития. Памятники материальной культуры свидетельствуют о том, что основная масса бытовавших инструментов была связана с ритуально-обрядовой практикой. Эволюция функций инструмента: производственная, культовая, эстетическая, отражают процесс «постепенного вызревания музыкального инструментария из древнейших синкретических производственно-магических комплексов», «рождение и осознание специфической роли собственно музыки» [10]. Музыкальный инструмент, расширяющий возможности выявления чувств, увеличивает целенаправленность и эффективность эмоционального выражения, это не сиюминутный взрыв, а всегда искусство, коммуникативный акт.

Вышедшие из трудовой сферы, «цель которых, способствовать труду и благополучию рода, наигрыши составляли основу инструментального ингредиента культов, обрядов, ритуалов. Став составной частью действия, музыкальные инструменты способствовали развитию музыкальной формы, исполнительского мастерства, в итоге «омузыкаливанию, эстетизации ритуала» [6, с. 14].

Первыми музыкантами были охотники, пастухи, шаманы – носители тенгрианских культов, постепенно происходила дифференциация профессий, деятельностей. Сокращение функциональной почвы для пастушества в связи с коллективизацией, привело к смене пастухами профессии, они превращаются в чисто музыкантов, становятся профессионалами. Пастухи музицируют дома, для себя и, сопровождая пение, выходят на улицу, играют на гуляниях. Наблюдается расслоение синкретизма трудовой и духовной деятельности, искусства, превращение универсальных орудий в профилированные, смена универсалов специалистами: музыкантами, сказителями, художниками, это был естественный процесс, движущей силой явилось разделение труда. Благодаря специализации вырабатываются специализированные навыки исполнителя.

Образ жизни, специфика хозяйственно-трудовой деятельности, природно-климатические условия нашли отражение в звучании музыки, породили определенный тип музыкального инструментария. Скотоводство, охота, как основные сферы деятельности кыргызов оказали огромное влияние на строение инструмента, струны изготовлялись из конского волоса, бараньих и козьих кишок, жил животных; кожаные или деревянные деки, ладовые перевязи, приемы исполнительства, способы звукоизвлечения позволяли получить разнообразную звуковую палитру – от низких обертонов до, «густых», грудных звуков с хриплыми, фальцетными призвуками – высоких и напряженных. Природная среда (материал, из которого изготовлялся инструмент) создавала специфическую звуковую «палитру», определяющую национальный звуковой идеал, особенности, характер музыки.

На струнных инструментах музыканты извлекли тоны, обертоны и даже микротоны, на смычковых инструментах с волосяными струнами практиковалась флажолетная техника игры, позволяющая извлекать обертоновые призвуки, на щипковых – микротоновые «вибрации». Тоны и обертоны привносили в звучание музыки особый утонченный колорит, тембро-регистровое деление музыкального пространства, разная степень плотности звука по вертикали и горизонтали прослеживалась у всех тюркских народов. Е.Назайкинский, В. Сузукей, С.Субаналиев, С.Утегалиева и др. считают, что для музыки тюркских народов характерна тембро-регистровая трактовка звука/тона, с шумовыми добавками. Постепенное расслоение синкретизма трудовой деятельности, разделение труда, превращение универсальных орудий в профилированные; смена универсалов специалистами: музыкантами, сказителями, мастерами музыкальных инструментов – привело к формированию, кристаллизации инструментализма как самостоятельного рода художественного творчества.

В прошлом духовые и ударные инструменты использовались главным образом в военных походах, сражениях: сурнай и керней, для них был характерен сильный и резкий звук. Сигналы ударных и духовых инструментов: добул, добулбас, дап, чогойно чоор, сыбызгы и др. использовались не только для устрашения врага и поднятия воинского духа, с помощью их осуществлялось распределение действий войсковых частей. Воины выработали целую систему сигнальных наигрышей, оказавшись на большой дистанции друг от друга, при помощи сигналов они согласовывали свои действия, таким образом, общались.

В кыргызском богатырском эпосе встречаются названия духовых и ударных инструментов, используемых в походах для подачи сигналов. В трилогии  «Манас», малых эпосах «Курманбек», «Жаныш-Байыш», «Жаңыл Мырза», «Кедейкан», «Эр Табылды» и др. упоминаются древние инструменты: духовые – керней, сурнай, жезнай, чыныроон, сыбызгы, балтыркан чоор, чогойно чоор, ышкырык чоор, чопо чоор, туулга чоор и др.; ударные – добул, добулбас, дап, нагыра, чилдирман и др.; щипковые – кылдуу  чертме комуз, тартма кыл кыяк и др.; язычковые – темир комуз, жыгач ооз комуз и др.; самозвучащиеаса таяк, шалдырак, конгуроо, жылаажын, жекесан, зуулдак, жалбырак др., а также такие инструменты как, чынырткы, бапылдак, чымылдак и др.[2].

Походные духовые и ударные инструменты обычно имели большие размеры, отличались силой звучания, вселяли страх грозным, властным звуком. В эпосе «Манас» мы встречаем огромное разнообразие музыкальных инструментов:

«Сыбызгы, чоор ызылдап,                   «Сыбызгы, чоор шумит,

Жезнай үнү тызылдап,                         Слышится звук жезная,

Алтын купа добулбас,                           Как золотом литый добулбас,

Какса угулуп каңгырап,                         При каждом ударе громко звенит.

Тартып керней бапылдап,                    На низких нотах звуки кернейя,

Дап кактырып дапылдап,                     Бить на (дапе) бубне желает,

Чымылдагы, сурнайы                           Чымылдак и сурнай

Карап көрсө караны                              Все это увиденное

Чын балакет турбайбы» [13]. Зрелищный вид предает» (перевод-Р.А.).

Перед нами целый оркестр музыкальных инструментов, поддерживающих дух воинов, среди них главный  – керней, без которого предводители  воиск не выходили в походы  [12]. Музыкальные инструменты традиционно считалась одним из важных средств лечения болезней, исцеления. Наряду с магией и оперированием акустическим воздействием звука комуза или кыл кыяка, аса-таяка, немаловажное значение придавалось использованию условно-рефлекторных и ассоциативных реакций (поднятие настроения больного, торможение возбужденной психики за счет спокойных безмятежных звуков с постепенным замедлением); внушение и гипноз.

Песни и заклинания кыргызских бакшы так же сопровождались звуками колокольчиков и колец. Они навешивались на музыкальный инструмент аса таяк, на различные ритуальные принадлежности бакшы. Музыкальные инструменты, используемые в народном музицировании, не теряли своего прежнего сигнального назначения, так как охота и военные походы, ритуальные обряды определяли  образ жизни кочевников.

История инструментария уходит своими корнями вглубь веков, свидетельство тому многочисленные исторические памятники, трактаты средневековых ученых Востока (Абу Наср аль-Фараби (870-950), Ибн Сина Абдаллах (980-1037), Абу Муса Хорезми (783-850), Сафиаддин аль-Урмави ( 1217-1294 ), Ходжа  аль-Мараги (1353-1435) и  др.); китайские хроники эпохи Тан; путевые заметки и дневники путешественников, этнографов, историков, тюркологи капельмейстеры (М.Поло (1254-1324), А.Вамбери (1832-1913), А.Левшин (1797-1879), А.Эйхгорн (1844-1909), Г.Потанин (1835-1920) и др.;  археологические открытия последних десятилетий на территории Кыргызстана; изображения музыкальных инструментов на каменных рельефах, петроглифах, предметах прикладного искусства, настенных росписях и др.; коллекции старинных инструментов, хранящиеся в музеях; работы современных исследователей, – позволившие воссоздать исторически объективную панораму развития кыргызского народного инструментария. В перечисленных источниках говорится не только о бытовавших в прошлом музыкальных инструментах, подчеркивается мастерство исполнителя, утонченность его интерпретации, богатство творческой фантазии в импровизации.

Ч.Валиханов написал образцы нотных записей инструментальных наигрышей, что делает его материалы особенно привлекательными [5]. Особо следует отметить статью Э.Эмсгаймера «Варганы в Сибири и Средней Азии», большая часть которой посвящена искусству кыргызских темир-комузистов [19].  Посвященная статья генезису социально-половой дифференциации в бытовании таких инструментов как темир комуз, впервые была опубликована в 1941 году в журнале «Еthnos» с приложением транскрипции двух кюу —«Тагылдар тоо», «Аялдардын арманы», исполненных известным кыргызским темир-комузистом Адамкалыем Байбатыровым.

Изучению кыргызской народной музыки, затрагивающие проблему народного инструментария, посвящены труды А.В. Затаевича, В.С. Виноградова, В.М. Беляева [9], [8], [4] и др.

Ценнейший труд по истории  изустной традиции, в том числе и музыкальных инструментов Кыргызстана принадлежит В.С. Виноградову [8]. Исследованию кыргызской музыки были посвящены труды музыканта-этнографа А.В. Затаевича [9], автор дает описание пяти музыкальных инструментов, таких как комуз, или чертмек (танбуровидный щипковый хордофон), кыяк (смычковый хордофон), темир комуз (маультроммель), чоор (продольная флейта), сурнай (гобой). Им впервые был произведен обмер комуза и кыяка, принадлежащих известному кыргызскому акыну, музыканту, носителю традиционной музыки Токтогулу Сатылганову, даны распространенные строи комуза. По мнению С. Субаналиева: «присущие А. В. Затаевичу чуткость, наблюдательность, а также известный опыт подсказали ему необходимость фиксации строев тех или иных кюу, исполняемых на комузе или кыяке, исключительно важных в свете современных методологических представлений, направленных на постижение истинных свойств музыкального явления неевропейской культуры» [17].

Монография Ф. Караматова [11] отражает системный подход к исследованию музыкальных инструментов. В работах К. Верткова, посвященных инструментоведению, большое внимание уделяется музыковедческой терминологии. «Нередко народный инструмент имеет не одно, а несколько названий, но далеко не все они приводятся в работах, между тем эти разночтения могут пролить свет на важные для исследования смыслы названия» [7].

В исследованиях С. Субаналиева описана история зарождения и развития кыргызско инструментария и инструментальной музыки [17], представляющие собой целенаправленное органологическое исследование народных музыкальных инструментов, особенности конструкции, строя, технико-исполнительских средств, несущих отпечаток сложного процесса становления музыкального мышления кыргызского народа, его мировоззрения. Ученый считает, что именно кочевой быт и есть объективная основа возникновения богатейшего инструментария и высочайшего развития инструментальной музыки. Автором выявлены существенные стороны генезиса инструментального музицирования, определены перспективы изучения жанровых и стилистических особенностей музыки, детерминированных спецификой предназначенных для её исполнения инструментов. Следует отметить особый вклад этномузыковеда – Б.Алагушева   в сборе фактологических материалов о фольклоре и традиционной музыке кыргызов, в частности, о кыргызском инструментоведении  и о жизни великих музыкантов носителей, внесших огромный вклад в  сохранении и развитии изустной традиции [1].

Научные обобщения по музыкальному инструментарию дали возможность приступить к изучению исторических предпосылок, процессов взаимовлияния и взаимопроникновения музыкального наследия тюркских народов, внесших огромный вклад в развитие мировой музыкальной культуры, «музыкальные инструменты были всегда (остаются и сейчас) необходимым слагаемым музыкальной культуры той или иной страны (народа). Неоспорима их связь с творчеством народа, формами и жанрами его музыки, со всем музыкальным бытом людей» [3].

Перечисленные выше исследования дают целостное представление о бытовании инструментов, особенностях конструкции, строя, технико-исполнительских, музыкально-выразительных средств, несущих отпечаток сложного процесса становления музыкального мышления, отражающие материальную культуру, научно-практические знания, исторические традиции кыргызского народа, его художественного мировоззрения, достигнув высокой степени развития, инструмент стал подлинным выразителем богатства духовной жизни этноса.

                           

Список литературы:

  1. Алагушев Б. Кыргыздын элдык музыкалык аспаптары. – Фрунзе: Кыргызстан, 1974.; Алагушов Б. Карамолдо. //Бишкек.: «Кут Бер». 2008, –282 б.; Алагушов Б. Муратаалы Күрөңкөев.//Түз.Алагушов Б. Бишкек.:2010.2–32б.; Алагушов Б. Кылымдардын кылдары.//Бишкек.: «Шам», 2005, –508 б.
  2. Алагушов Б., Койгелдиева Т.,Турдумамбетова Ш. // Кыргыз музыкасынын тарыхынан. – Фрунзе: Мектеп, 1989.– 208с
  3. Антипина К.И. Народные сокровища Киргизии. – Фрунзе: Кыргызстан,1974.– С.17.
  4. Беляев В.М. Очерки по истории музыки народов СССР. – Вып. 1. – Москва.: Музгиз, 1962.
  5.  Валиханов Ч.Ч. Следы шаманства у киргиз // Собрание сочинений в пяти томах. – Алма-Ата, 1961. – Т.4. – С.48-71.
  6. Васильева Л. Релизиозные аспекты музыкальной культуры древнего мира. – Москва.: 1978.
  7. Вертков К.А. Некоторые вопросы изучения музыкальных инструментов народов СССР // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. – Москва.: Музыка, 1973. – С.262-274.
  8. Виноградов В.В. Киргизские инструментальные пьесы и напевы. – М..: Советский композитор1971. – 420с.
  9. Затаевич А.В. Киргизские инструментальные пьесы и напевы. – Москва.: Сов. Композитор, 1971.
  10. Земцовский И. Музыкальный инструмент и музыкальное мышление (к постановке вопроса) – Ленинград.: 1980. – 264с.
  11. Кароматов Ф. Узбекская инструментальная музыка: автореф. … канд. филол. наук.: – Ташкент, 1972. – 17с.
  12.  Кыргызча – орусча сөздүк: 40 000 слов / [ под. ред.  К.К. Юдахина]. – 4-ое изд., перераб. и доп. Бишкек: Улуу Тоолор, 2015. – 1092с.
  13.  «Манас» II китеп. Кыргызстан басмасы,1980, – 558с.
  14. Мациевский И. Народная инструментальная музыка как феномен культуры. – Алматы.: Дайк-Пресс, 2007. – 517с.
  15.  Мациевский И.В. Народный музыкальный инструмент в методологии его исследования // Актуальные проблемы современной фольклористики. – Ленинград.: 1980. – 166с.
  16. Мухамбетова А.И. Традиционная казахская музыка и ХХ век. –Алматы: Дайк-Пресс, 2002, – 540с.
  17. Субаналиев С. Киргизские музыкальные инструменты: Идиофоны, мембранофоны, аэрофоны. – Фрунзе: Кыргызстан, 1986. –168с.
  18. Утегалиева С. О специфике взаимосвязи слухового и визуального начал у музыкантов-инструменталистов бесписьменной традиции // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. – Ч.1. –Москва.: Советский композитор, 1987. – С.116-124.
  19. Эмсгаймера Э. //Варганы в Сибири и Средней Азии // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Сборник научных трудов под ред. С.Болхонцева. Ленинград.: 1986. – С.80-94

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.