Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Инновации в науке» № 2(63)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал

Библиографическое описание:
Кравченко К.А. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Инновации в науке: научный журнал. – № 2(63). – Новосибирск., Изд. АНС «СибАК», 2017. – С. 33-35.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кравченко Ксения Алексеевна

канд. пед. наук, доц. кафедры рисунка, живописи и художественного образования  Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета,

РФ, г. Новосибирск

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND GRAPHIC PROCESS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Ksenia Kravchenko

candidate of pedagogical Science, associate professor of the drawing, painting and art education of Institute of arts Novosibirsk state pedagogical university,

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

Организацию учебно-изобразительной деятельности младших школьников необходимо направлять на формирование процессов восприятия и представления, создание благоприятных условий для усвоения умений и навыков работы с художественными материалами, а также обучение методически грамотному ведению работы.

ABSTRACT

The organization of educational and graphic activity of younger school students needs to be directed to formation of processes of perception and representation, creating favorable conditions for assimilation of skills of work with art materials, and also training in methodically competent conducting work.

 

Ключевые слова: изобразительная деятельность; воображение; типичные ошибки.

Keywords: graphic activity; imagination; typical mistakes.

 

В современной художественной педагогике эстетическое воспитание и художественное образование младших школьников привлекают к себе внимание в связи с интересными научными разработками в области педагогики, психологии и методики преподавания изобразительного искусства.

Исследования в области методики преподавания изобразительного искусства учащимся младшего возраста включают в себя как анализ детских работ с целью выявления типичных ошибок, так и осознание причин возникновения ошибок в изобразительной деятельности детей на уровне восприятия, представления и технического исполнения. Итогом  таких исследований является научно обоснованная система заданий и упражнений, а также методические рекомендации, направленные на организацию учебно-изобразительного процесса таким образом, чтобы создать условия, при которых изобразительная деятельность детей протекала бы более осознанно и успешно [3].

Познание объективного мира представляет собой сложный диалектический процесс, включающий в себя разнообразные формы отражения действительности в виде образов восприятия, представлений, понятий и воображения.

Важно правильное формирование процесса восприятия и представления у детей, создание благоприятных условий для усвоения ими умений и навыков работы с художественными материалами, а также обучение методически грамотному ведению работы.

Основная цель обучения изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста – научить изображению предметов и явлений как средству образного отражения своих жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные отчетливые представления, знание основных законов изобразительной грамоты, а также практическое умение выразить их в изобразительной форме [2].

Представления, нужные для изобразительной деятельности, образуются в процессе восприятия. Дети младшего школьного возраста образы от жизненных впечатлений реализуют в изобразительной деятельности только через образы воображения. Благодаря воображению ребенок творчески преобразует действительность. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познавания. Воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта. На этом основании мы можем утверждать, что никакая творческая деятельность, даже детская, невозможна без изучения теоретических основ изобразительной грамоты.

Исследования показывают, что совершенно необходимо учить детей и художественному восприятию, и использованию образов воображения в изобразительной деятельности, а также развивать творческую самостоятельность и активность, направленные на овладение научными знаниями и средствами изображения [4].

На первом этапе необходимо определить «болевые точки» в изобразительной деятельности детей, т.е. найти типичные ошибки, которые они допускают в процессе рисования, а также попытаться понять причины возникновения этих ошибок.

Знание особенностей восприятия в младшем школьном возрасте дает возможность педагогу правильно понимать детскую психологию в процессе создания композиции, позволяет более эффективно подходить к применению конкретных методических приемов и создавать наилучшие условия для проявления детьми интереса к изобразительному искусству, их активности в работе. В этом процессе необходимо «идти от ребенка», понимать с какими он сталкивается трудностями и почему. Для этого проводится анализ детских работ, в ходе которые демонстрируют наиболее распространенные ошибки в изобразительной деятельности.

Ошибки, связанные с особенностями восприятия:

- фризообразность изображения (изображение располагается на листе полосами, одна над другой);

- масштабное выделение композиционного центра (главное действующее лицо композиции может быть несоразмерно больше второстепенных изображений (например, человек больше дома или дерева и т.п.);

- линейность изображения (контурное рисование).

Ошибки в области технического исполнения:

- неграмотное использование технических средств и материалов (краски, кисти, фломастер и т.д.).

- нарушение методической  последовательности ведения работы (дети, как правило, увлекаются мелкой детализацией).

Возникновение композиционных ошибок в детских работах связано с психологией восприятия, а также с отсутствием научных знаний. Характерная для детских рисунков фризообразность изображения, например, возникает в работах в связи с тем, что плоскостное восприятие у человека врожденно. Так и у детей пространственное мышление еще не развито и мир они воспринимают плоскостно.

Недостатки объемно-пространственного восприятия у детей приводят к некоторым особенностям в изобразительной деятельности. Например, в детских рисунках все фигуры находятся, как правило, в одной плоскости. В данном случае при организации учебного процесса важно с помощью некоторых заданий и упражнений развивать у детей объемно-пространственное  видение окружающего мира. В связи с тем, что изучение законов перспективы затруднено в младшем школьном возрасте, то рекомендуется применять иные приемы, позволяющие организовать пространство на плоскости листа. Например, наложение фигур и предметов друг на друга; размер фигур (те, что дальше, меньше тех, что на первом плане); а также законы цветоведения (закон выступающих и отступающих цветов (холодные отступают, теплые – выступают).

Педагог должен объяснить детям закономерности, по которым выстраивается композиция, помочь преодолеть возникающие трудности с помощью некоторых упражнений. Например, занятия аппликацией дают возможность вырезанные из бумаги детали и фигурки свободно передвигать по листу, находя для них удачное место. Это намного упрощает решение таких композиционных задач, как: выделение композиционного центра, формообразование, ритмическая организация, статика и динамика изображения [1].

Следующей особенностью изображения в работах детей является то, что, изображая различные предметы, дети срисовывают их по контуру. И хотя их глаз воспринимает, прежде всего, цветовое пятно, дети, не зная законов формообразования, изображают контур, а потом закрашивают его или оставляют нетронутым. При этом линейность изображения связана еще и с неграмотным использованием технических средств и материалов. Поэтому важно показать детям, как работать теми или иными художественными материалами и инструментами, объяснить их назначение, предложить выполнить несколько упражнений.

Тем более что правильный выбор и использование художественных материалов помогает избежать многих ошибок в последовательности ведения работы над композицией. Дети чаще всего начинают с прорисовки мелких деталей, не зная, что правильный метод ведения работы – от общего к частному [5]. Поэтому полезно на начальном этапе рекомендовать детям конкретные художественные материалы. Например, при работе акварелью или гуашью следует сначала выдать кисти большого размера, работая которыми, они вынуждены располагать изображение на листе в виде больших цветовых пятен. Когда цветовые отношения в композиции разработаны, детям выдается более мелкая кисть или фломастер, с помощью которых они могут проработать детали изображения.

Руководя процессом композиционного размещения изображения, педагог должен учитывать особенности композиции сюжетных рисунков, характерные для младших школьников.

Выявив психологические особенности художественного восприятия у детей, можно найти способы организации учебного изобразительного процесса таким образом, чтобы в игровой форме дать детям научные знания, помогающие преодолеть возникающие трудности, т.е. создавать равномерную композицию, избегая фризообразности, изучить все разнообразие способов выделения композиционного центра, изучить законы формообразования, а также помочь практическому овладению умениями и навыками работы с художественными материалами и выработать грамотную методическую последовательность ведения работы.

Организация учебного изобразительного процесса при работе с детьми младшего школьного возраста требует выполнения определенных заданий и упражнений.

1. Создание равномерной композиции.

Чтобы создать композицию, избежав фризообразности, детям предлагается выполнить упражнение в аппликативной форме, при этом необходимо объяснить им, что цветовые пятна следует располагать по всей изобразительной плоскости.

2. Выделение композиционного центра.

Обычно дети выделяют композиционный центр только масштабом. Задача педагога показать иные способы: закон качества, закон центрального расположения, закон смыслового фактора.

3. Изучение законов формообразования.

Чтобы избежать линейности изображения, учащимся предлагается выполнить задания в технике аппликации, позволяющие понять законы формообразования, например, аппликативное изображение льва.

Вырезать из оранжевой цветной бумаги кружок, трапецию и два маленьких полукруга, а из синей бумаги треугольники для носа и глаз. На следующем занятии ученикам предлагается снова изобразить льва, но уже красками. Дети берут большую кисть и оранжевой краской располагают на листе пятно головы льва с гривой и тела льва. Затем маленькой кистью прорисовывают глаза, нос, хвост и завитки шерсти на гриве.

Эти задания позволяют детям понять, как образуется сложная форма, а также научить их ведению работы от общего к частному. Для подробного изучения законов формообразования, которые являются едва ли не основополагающими в изобразительной деятельности, можно порекомендовать чередовать выполнение заданий в аппликативной форме с заданиями, выполняемые красками и кистью.

Таким образом, очевидно, что процесс обучения младших школьников изобразительному искусству должен быть организован в соответствии с психологическими возрастными особенностями учеников, а также основываться на последовательном изучении изобразительной грамоты и средств выразительности. Рассмотренный нами подход к занятиям изобразительной деятельностью с младшими школьниками позволяет разработать ряд приемов, которые помогут так организовать учебный процесс, чтобы изобразительная деятельность детей протекала более эффективно и успешно.

 

Список литературы:

  1. Кравченко К.А. Формирование декоративного восприятия студентов художественного колледжа на занятиях по рисунку: дисс. канд. педагогических наук. – Омск, 2009.
  2. Ломов С.П., Медведев Л.Г.  Изобразительное искусство как фактор формирования научного мировоззрения школьников // Философия образования. - Новосибирск: Изд. СО РАН,  2015. - № 6 (63). - С. 168-180.    
  3. Медведев Л.Г., Чекалева Н.В. Педагогика детского изобразительного творчества // Омский научный вестник. - 2012. - № 2 (106). - С. 233-235.      
  4. Сухарев А.И., Шаляпин О.В. Проблемы художественного образования // Философия образования. - Новосибирск: Изд. СО РАН, 2011. - Т. 35. № 2. - С. 188-195.
  5. Шаляпин О.В., Беляев А.В. Основные задачи обучения рисунку в детской художественной школе // Наука вчера, сегодня, завтра. - 2016. - № 8-1 (30). - С. 87-91.

Оставить комментарий