Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Технические науки - от теории к практике» (Россия, г. Новосибирск, 04 сентября 2013 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Технология материалов и изделий легкой промышленности
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВОЙЛОКА
Болатова Джамиля Гайдарбековна
ассистент каф. дизайна, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, г. Черкесск
TECHNOLOGY OF FELT
Bolatova Dzhamilya Gaydarbekovna
assistant department of design, North Caucasian State Technological Academy of Humanities, Cherkessk
АННОТАЦИЯ
Этапы производства. Назначение. Виды.
ABSTRACT
Stages of production. Purpose. Species.
Ключевые слова: мокрое валяние, сухое валяние.
Keywords: wet felting, dry felting.
Материал, получаемый в процессе валяния, и обладающий хорошими звукоизоляционными и теплоизоляционными свойствами, называется войлок (происходит от тюркского "ojlyk" — покрывало). Войлок является уплотнительным, прокладочным материалом. Валяние-это технологическая последовательность получения войлока, при котором образуется материал за счет сцепления и переплетения волокон. Шерстяные волокна имеют чешуйчатый слой, и это позволяет волокнам сцепляться между собой под действием пара или горячей воды, растворов кислот или щелочи, сокращаться, тем самым создавая более прочные связи между волокнами. Также процесс валяния шерсти называется войлоковалянием.
В процессе войлоковаляния изготавливаемое изделие уменьшается в размерах (усаживается), соответственно растет прочность изделия и его плотность. Усадка войлока варьируется от 30 до 80 процентов, плотность имеет максимальное значение на уровне 0,55 г/см3. При увеличении плотности наступает перенапряжение волокон и изделие разрушается.
Этапы войлоковаляния:
1. Разрыхление шерсти
2. Смешивание и замасливание смеси
3. Изготовление основ
4. Уплотнение и пропитывание основ
5. Отделка.
В начале шерстяные волокна на специальных щипальных и трепальных аппаратах разрыхляют. Затем подготовленная шерсть попадает в смесовые аппараты, где ее замасливают и смешивают. Третий этап войлоковаляния — это получение ваты на чесальных аппаратах. В ходе процесса слои накладываются друг на друга, формируя заготовку больше необходимого размера. После этого заготовка попадает на свойлачивающие аппараты с подвижными плитками, прогретыми до необходимой температуры, где основу уплотняют, затем пропитывают раствором кислоты или щелочи. На валяльных машинах подготовленные изделия уменьшают (уваливают) до необходимого размера и плотности. В ходе обработки после очередного этапа заготовку вытягивают, равняя на специальных аппаратах для растягивания. Отделка включает в себя шлифовку, очищение от ворсинок, прессование, обрезку и аппретирование [1, c. 8—13].
Виды войлока:
1. Шерстяной
2. Полушерстяной
3. Минеральный (из минеральной ваты)
4. Химический (из химических волокон)
Назначение войлока:
1. Технический (грубошёрстной, полугрубый, тонкошёрстный)
2. Бытовой (подошвенный, обувной, шорный)
3. Строительный.
Существует две техники валяния: мокрое валяние и сухое валяние.
Мокрое валяние является традиционным способом изготовления войлока.
Материалы и инструменты, необходимые для мокрого валяния:
1. Шерсть.
Виды шерсти для валяния:
· остевая шерсть (используется для валяния грубых изделий, не контактирующих напрямую с нежной кожей, например валенок, полусапог, сумок);
· сливер (расчёсанная овечья шерсть, без остевых волосков чаще всего неокрашенная, используется для набивания игрушек, создания основы изделия, с последующим наложением шерсти других цветов);
· очес (чес шерсти, состоящий из мелких волосков, используется для валяния полотна, фетра, мягкого войлока);
· -выбеленка (чес овечьей шерсти, вытянутая и выбеленная, используется в качестве светлого тона, и для домашнего окрашивания);
· верблюжья (расчесанная шерсть верблюда, используется для валяния игрушек и др. изделий без использования шерсти-основы);
· ангора или мохер (шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий);
· полутонкая шерсть (пуховые волосы от 25 до 29 микрон в диаметре (тонине) используется для сухого и мокрого валяния, для отделки изделий и декора);
· тонкая шерсть (пуховые волосы от 19 до 25 микрон в диаметре (тонине) используется для сухого и мокрого валяния, для отделки изделий и декора);
· топс (пуховые волосы до 19 микрон в диаметре (тонине) используется для сухого и мокрого валяния, самая дорогая шерсть);
По выделке шерсть делят на вату (короткие волокна) и гребенную ленту (длинные волокна, расчесанные и уложенные в виде ленты от 1 метра длиной).
2. Горячая вода.
3. Мыло (лучше всего использовать специальное мыло для валяния, в крайнем случае детское мыло. Использовать жидкое мыло не желательно, содержащийся пенообразующий лаурилсульфат натрия вызывает сильное раздражение кожи и аллергические реакции при длительном воздействии на кожу).
4. Коврик (можно использовать рифленый резиновый коврик, бамбуковые коврики, жесткий кусок ковролина или упаковочный воздушно-пузырчатый полиэтилен, наиболее доступный и недорогой материал).
Мокрое валяние подразумевает обильное использование воды, что может оказать негативное воздействие на поверхности и материалы, которые не переносят влагу. Освоив базовые навыки мокрого валяния можно создавать изделия как плоских форм (ковры, панно, картины), так и полуобъемные войлочные изделия с применением форм-макетов (сумки, кошельки, шапки, шляпы, обувь). Техника мокрого валяния широко используется при изготовлении украшений и декоративных предметов интерьера, таких как: вазы, войлочные цветы, гирлянды и многое другое.
Сухое валяние, или же фильцевание (на английском «needle felting») — это античное искусство, дошедшее до наших дней, датируемое временами Римской империи. Эта техника использовалась римлянами, как для изготовления теплой водостойкой одежды, так и для нанесения декоративных рисунков на различные тканые поверхности. Сейчас фильцевание широко применяется для нанесения различных рисунков на ткань или же для создания сложных войлочных форм, таких как игрушки.
Материалы и инструменты, необходимые для сухого валяния:
1. Игла.
Иглы имеют несколько параметров, по которым их можно классифицировать: толщина, вид сечения, количество зубцов
Толщина (размер) является основным параметром. Толстые иглы применяются на начальном этапе, ими обычно формируется первоначальная форма объекта, иглы средней толщины на основном этапе, а тонкой иглой дорабатываются формы и линии.
Иглы для сухого валяния бывают нескольких видов сечения. Основные: треугольное, корончатое, звездчатое.
Иглы с треугольным сечением используются на этапе основной работы с изделием. Зазубрины распределяются по всей рабочей поверхности, а простота формы позволяет легко проходить игле в изделие, ускоряя процесс сваливания.
Звездчатое сечение применяется в основном на финальном этапе работы, например, когда необходимо отполировать поверхность изделия.
Иглы с корончатым сечением имеют зазубрены лишь на конце острия. Благодаря этому, игла не способна деформировать изделие, соответственно используется для приваливания декоративных элементов, узоров к изделию.
2. Иглодержатель.
Иглодержатель — это, как правило, деревянная или пластиковая ручка, в которую вставляются фильцевальные иглы, от одной до нескольких сразу.
3. Поверхность (поролоновая подложка или специальный матик) [2, c. 1].
Войлоковаляние — яркое, самобытное явление мировой культуры, одновременно обладающее устоявшимися традициями и значительным потенциалом развития новых технологий [3, c. 20].
Рисунок 1. Изделия в технике сухого валяния
Список литературы:
1.Масалимов Т.Х., Ахадуллин В.Ф. Художественный войлок: учеб. пособие. Уфа, 2007. — 112 с.
2.Основные техники валяния из шерсти // Статья. — 2011. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://inhandmade.ru/vojlokovalyanie/osnovnye-tekhniki-valyaniya-iz-shersti.html (дата обращения 25.08.2013).
3.Шайтанова М.М. Войлоковаляние — от ремесла к искусству // Исследовательская работа, Кафедра теории и методики обучения изобразительному искусству и дизайна костюма Волгоград, 2010. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.livemaster.ru/topic/43703-moya-studencheskaya-rabota-po-vojloku (дата обращения 28.08.2013).
дипломов
Комментарии (3)
Оставить комментарий