Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «Технические науки - от теории к практике» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2016 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Строительство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Жовква О.И. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ // Технические науки - от теории к практике: сб. ст. по матер. LIV междунар. науч.-практ. конф. № 1(49). – Новосибирск: СибАК, 2016.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ОСНОВЫ ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Жовква Ольга Ивановна

канд. архитектуры, доц. кафедры Киевского национального

университета строительства и архитектуры,

Украина, г. Киев

E-mailglavarch@ukr.net

 

FUNDAMENTALS OF LAYOUT ORGANIZATION OF ECCLESIASTICAL EDUCATIONAL COMPLEXES

Olga Zhovkva

рhD in architecture, docent of chair

Kiev National University of Building and Architecture,

Ukraine, Kiev

 

АННОТАЦИЯ

В статье выявляются особенности формирования планировочной структуры духовных учебных комплексов, как нового типа духовных учебных заведений. На основе обобщения мирового научно-практического опыта проектирования и строительства духовных учебных заведений обоснован функциональный состав и функциональные связи духовных учебных комплексов, приведена характеристика основных функциональных блоков и группы помещений.

В статье приведены основные планировочные схемы духовных учебных комплексов и охарактеризована коммуникационная структура, даны предложения относительно создания динамических схем, что позволит в дальнейшем более эффективно осуществлять реконструкцию комплексов.

ABSTRACT

The article reveals peculiarities of layout structure formation of ecclesiastical educational complexes as a new type of religious educational institutions. Based on the generalization of world scientific and practical experience in the design and construction of religious educational institutions, functional composition and functional relations of religious educational institutions are justified; the characteristic of main functional blocks and groups of premises is presented.

Main planning schemes of ecclesiastical educational complexes are shown, and the communication structure is characterized in the article; proposals concerning the establishment of dynamic circuits are given which allows implementing the reconstruction of complexes more effectively in future.

 

Ключевые слова: архитектура духовных учебных заведений, функционально-планировочная организация, планировочные схемы, функциональные связи, универсальное пространство, трансформативность.

Keywords: architecture of religious educational institutions, functional-designing organization, planning schemes, functional relations, universal space, transformation.

 

Введение. Опыт развития цивилизации свидетельствует, что образование является основой духовного, социального и экономического развития общества.

За последние годы религиозная жизнь в Украине значительно активизировалась. Согласно статистики, в Украине с 1997 прослеживается стабильный прирост религиозных организаций. Возводятся новые культовые сооружения и комплексы, что обуславливает потребность в священнослужителях, настоятелях и наставниках – выпускниках духовных учебных заведений. Про актуальность темы исследования для Украины также свидетельствует недавно принятые Верховным советом Украины изменения в некоторые законы Украины в части возможности основания религиозными организациями учебных заведений. Так, официальным религиозным организациям разрешено основывать высшие, профессионально-технические, общеобразовательные, дошкольные и внешкольные заведения, что позволит детям из религиозных семей получать образование в религиозной среде, а также укрепить моральные ценности у подрастающего поколения.

Сегодня, несмотря на поликонфессиональность Украины, малоизученной остается архитектура учебных заведений некоторых христианских (католических, протестантских) конфессий, а также мусульманских и иудейских заведений, несмотря на наличие на территории Украины достаточно большого количества представителей данных вероисповеданий.

Вопрос проектирования духовных учебных комплексов, как нового типа духовных учебных заведений, не изучен как в отечественной, так и зарубежной науке. Определение и выявление особенностей формирования архитектуры духовных учебных комплексов позволит улучшить проектные решения, оптимизировать и усовершенствовать их функционально-планировочную структуру, гармонизировать архитектуру и архитектурную среду.

Анализ последних источников. Исследование базируется на работах, как отечественных, так и зарубежных ученных разных направлений науки:

  • научных трудах по религии: П. Флоренського [11];
  •  научных трудах по истории сакральной архитектуре и истории Церкви: Н. Будур, И. Бондарь [1; 2];
  •  научных трудах, посвященных исследованию архитектуры духовных учебных заведений О. Жовквы, Р. Стоцько и В. Проскурякова [6; 10].

Исследование также базируется на работах, посвященных общетеоретическим проблемам формирования учебных заведений таких ученных, как: В. Ежов, П. Солобай [5; 9].

Данное исследование также опирается на работы, посвященные общетеоретическим и практическим проблемам архитектуры, а также развитию сакральной архитектуры, таких исследователей, как: А. Гутнов, А. Гайдученя, Ш. Шукуров, Є. Котляр, В. Куцевич и другие [4; 3; 12; 7; 8]. В их работах рассмотрены вопросы формирования архитектурно-художественного образа, композиционных решений объектов архитектуры, в т. ч. сакральных.

Что касается печатных изданий, то архитектуре православных и католических духовных учебных заведений посвящены: монография Р. Стоцько, В. Проскурякова «Архитектура духовных образовательных заведений Украинской Греко-Католической Церкви» и монография О. Жовквы «Архитектура православных духовных учебных заведений Украины» в которых авторами проведено исследование архитектуры духовных учебных заведений двух влиятельных христианских, изучена типология данных заведений [6, с. 85–96; 10, с. 45–57].

Труд священника П. Флоренского «Избранные труды по искусству». В работе «Иконостас» позволил глубже понять сущность устройства храма, как неотъемлемой части православного духовного учебного комплекса [11, с. 95–98].

Вопросам универсальности и трансформативности пространства посвящены труды таких архитекторов и ученных, как А. Гутнов, А. Гайдученя. Так, в книге «Мир архитектуры», А. Гутнов рассматривает вопрос универсального и свободного пространства зданий и сооружений, опираясь на провозглашенную Ле Корбюзье идею свободной планировки [4, с. 74–77]. Использование универсальных пространств и блоков при проектировании духовных учебных комплексов позволит повысить рациональность функционально-планировочной организации комплексов.

Указанные выше исследования и труды в совокупности дают возможность увидеть степень изученности вопроса формирования духовных учебных комплексов и сакральных сооружений, как их неотъемлемой части. Данные работы определенным образом освещают вопрос храмостроительства и формирования архитектуры духовных учебных заведений. Однако сегодня малоизученным остается вопрос комплексного формирования архитектуры духовных учебных комплексов основных мировых конфессий. Именно по этому, вопрос формирования архитектурно-планировочных решений духовных учебных комплексов требует всестороннего изучения и подготовки соответствующих научных положений и рекомендаций относительно проектирования.

Методика. Научное исследование базируется на подходах, которые рассматривают духовные учебные комплексы, как сложное системное явление, для комплексного изучения которого необходимо подключить такие смежные науки, как философия, искусствоведение, религиоведение, история.

В ходе исследования использовались: метод натурного обследования духовных учебных заведений Украины, близкого и далекого зарубежья; метод анкетного опроса представителей и руководства заведений; метод сравнительного анализа зарубежного и отечественного опыта проектирования; системный подход; средовой метод; графоаналитический метод и метод экспериментального моделирования.

При помощи метода натурного обследования изучено современное состояние и опыт проектирования и строительства христианских, иудейских и мусульманских духовных учебных заведений на территории Украины, а также за рубежом.

Обзор современного состояния проектирования и эксплуатации духовных учебных заведений Украины дал возможность выявить как недостатки, так и позитивные качества, а сравнительный анализ позволил определить пути возможного дальнейшего усовершенствования и развития заведений. Среди недостатков функционирующих в Украине духовных учебных заведений можно выделить:

  • материальная база обследованных объектов на 50–60 % не соответствует современным требованиям к современному учебному процессу.
  • большинство духовных учебных заведений не имеют собственных, запроектированных для проведения учебного процесса помещений, функционируют в приспособленных зданиях, не содержат в своем составе всех необходимых функциональных групп помещений.

При помощи данного метода определена необходимость модернизации существующего фонда духовных учебных заведений, а также необходимость внедрения нового типа здания – духовного учебного комплекса, в котором будут учтены основные современные образовательные требования.

Метод анкетного опроса, который заключался в проведении бесед с руководством духовных учебных заведений, дал возможность сделать предположение о необходимости внедрения в архитектурную типологию нового укрупненного типа духовного учебного заведения с достаточно большим количеством функций – духовного учебного комплекса, что также дало возможность предложить новые тенденции формирования архитектуры духовных учебных заведений, направленные на улучшение условий получения духовного образования.

При помощи метода сравнительного анализа проведено изучение и сравнительный анализ типологии духовных учебных заведений Украины и стран ближнего и дальнего зарубежья. При помощи данного метода определены общность и различия архитектуры духовных учебных заведений разных стран, различных конфессий и типов, предложен универсальный функциональный состав заведений, который может быть использован христианскими, мусульманскими и иудейскими конфессиями при проектировании духовных учебных комплексов.

В исследовании духовный учебный комплекс, с использованием системного подхода, рассматривается, как совокупность элементов, которые создают систему. Системный подход требует, прежде всего функционального анализа объекта – расчленения его на качественно разные с функциональной точки зрения элементы.

Графоаналитический метод, а также метод экспериментального проектирования и моделирования тесно связан с системным подходом к объекту исследования. Сущность метода заключается в том, что для развития теории сначала необходимо построить модель исследуемого явления.

Целью исследования является:

  • предоставление рекомендаций относительно функционального состава и функциональных связей между блоками духовных учебных комплексов,
  • характеристика основных функциональных блоков и группы помещений духовных учебных комплексов,
  • определение основных планировочных схем и характеристика коммуникационной структуры духовных учебных комплексов.

Основной материал исследования. Функция – одна из основных категорий, влияющих на формирование духовных учебных комплексов. Духовный учебный комплекс может быть моно- и полифункциональным объектом и иметь разнообразные виды. В основе функции духовного учебного комплекса лежит учебный процесс, элементами функции духовного учебного комплекса являются воспитанники. Основными функционально-планировочными единицами духовных учебных комплексов выступают: класс, молитвенные помещения, жилая комната [9, с. 14; 15].

Современный духовный учебный комплекс рекомендуется формировать из следующих функциональных блоков: учебного, сакрального, досугового, трапезного, административно-хозяйственного; жилого; миссионерского и спортивного.

В состав учебного блока входят: группа учебных помещений для подготовки специалистов начального, среднего (в т. ч. среднеспециального) и высшего уровня, а также преподавательские комнаты и кафедры. Данные помещения могут функционировать, как в одном блоке, так и в нескольких отдельных учебных блоках. Функциональное долголетие учебного блока обеспечит гибкость и динамичность его планировочной организации и структуры [3, с. 10–11].

Если позволят территориальные ресурсы, то в духовном учебном комплексе целесообразно в отдельном блоке организовывать работу учебно-производственных мастерских (иконописных, златошвейных, краснодеревных – по изготовлению киотов и иконостасов), а также классов для занятий хоровым пением и обучения регентов-псаломщиков.

Сакральный блок состоит из сакральных помещений и группы вспомогательных помещений.

Сакральный блок своей архитектурой вносит неповторимость и своеобразие в композицию духовных учебных комплексов разных конфессий [1, с. 13; 2, с. 16; 17; 7, с. 12; 12, с. 22–30].

Жилой блок формирует группа жилых помещений для воспитанников духовных учебных заведений, преподавателей и гостей учебного комплекса. Также желательно, чтоб в состав блока входила группа сакральных помещений в виде встроено-пристроенного храма (домовой церкви). Помещения для проживания преподавателей должны быть автономными от комнат воспитанников. Комнаты для гостей заведения также должны быть автономными и могут занимать отдельный этаж в жилом блоке.

Досуговый блок духовного учебного комплекса должны формировать: библиотечные помещения; издательский центр с типографией духовной литературы; группа помещений для организации встреч и дискуссий, интеллектуальных игр (шахматный клуб); группа зрелищны и выставочных помещений, а также в некоторых случаях, группа помещений для занятий спортом. Однако если позволят территориальные и материальные ресурсы, то группу спортивных помещений целесообразно размещать в отдельном спортивном блоке.

В состав административно-хозяйственного блока духовных учебных комплексов входят служебные помещения: кабинет настоятеля – ректора, кабинеты заместителей, бухгалтерии, администрации и т. д.; группа помещений медицинского обслуживания; группа вспомогательных и подсобных помещений (помещения для изготовления свечей); группа трапезных помещений.

В состав полифункциональных духовных учебных комплексов также может входить миссионерско-благотворительный блок в котором необходимо предусмотреть группы помещений для миссионерско-волонтерской деятельности; группы помещений для психологической и физической реабилитации детей и взрослых, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах; комнаты для бесед со священнослужителями, психологами, юристами, комнаты для временного пребывания людей, которые нуждаются в приюте); медицинский пункт; трапезную; сакральные помещения.

Анализ структур, функционирующих духовных учебных заведений показал, что главным для обеспечения их функционального долголетия или возможности технической модернизации с учетом современных требований учебного процесса, который постоянно меняется, является использование универсальных блоков с гибкой планировкой, на основе которых возможна организация систем, которые динамично развиваются [3, с. 36–43].

Благодаря заложенному принципу универсальности, данному блоку можно придать – учебную, административную, досуговую функции. Данный блок представляет собой единое перетекающее пространство, расчлененное в тех местах, где это необходимо по функциональным соображениям. В данном блоке жестко фиксируются только основные конструктивные элементы: вертикальные и инженерные коммуникации, а также основные несущие конструктивные элементы [4, с. 74–77].

Обобщенная функциональная структура крупных полифункциональных духовных учебных комплексов (на 700 и больше воспитанников) содержит в своем составе максимальное количество функциональных блоков, которые при помощи функциональных и композиционных связей в архитектурно-планировочные схемы.

Важным моментом организации духовных учебных комплексов становится обеспечение удобных функциональных связей с группой учебных, сакральных, жилых, досуговых, хозяйственных и административных блоков без пересечения пешеходных и транспортных потоков.

Коммуникационные связи между функциональными блоками можно ранжировать по интенсивности передвижения. ІІІ ранг коммуникаций предусматривает минимальный показатель пешеходных передвижений. Примером связей такого ранга может быть связь: «жилье – медицинский блок», «жилой блок – административный блок», «жилой блок – хозяйственная зона». ІІ ранг функционально-планировочных связей предусматривает средний показатель перемещений: «жилой блок – спортивный блок», «учебный блок – досуговый блок». К І рангу можно отнести связи постоянного характера: «жилье – учебный блок», «учебный блок – культовое сооружение», «жилье – трапезный блок». Связи между основными блоками целесообразно организовывать в нескольких уровнях: наземный (постоянные связи), подземный (периодические связи), надземный (нечастые связи).

Теперь более детально хотелось бы остановится на типологии и анализе основных групп помещений, которые формируют указанные выше блоки духовных учебных комплексов и предложить типологию помещений (Таблица 1).

Входная группа помещений различных функциональных блоков как правило состоит из вестибюля, гардеробной части и санитарного узла. Основное назначение вестибюльной части – рационально организовывать потоки движения воспитанников, преподавателей и гостей комплекса. Вестибюльная часть в духовном учебном комплексе может использоваться не только для обслуживания посетителей, но и для просветительской, миссионерской и клубной работы, может исполнять роль – гостиной.

Таблица 1.

Типология помещений

Универсальное помещение

Читальный зал

 

 

Класс на 20, 25 слушателей, аудитория

Выставочное помещение

 

       
 

 

Основными в современных духовных учебных комплексах являются учебные и учебно-прикладные группы помещений, которые формируют классы, аудитории, кабинеты, музыкальные и репетиционные классы, а также классы хорового пения, иконописные, золотошвейные, краснодеревные и столярные мастерские.

Учебные кабинеты на 10–25 слушателей – основные помещения комплекса, поскольку в них воспитанники проводят наибольшее количество времени. Наиболее оптимальной формой учебного помещения может быть прямоугольная форма с продольной внешней стеной и размерами в осях 3*6 м, 6*9 м. Такие пропорции позволяют разместить в три ряда рабочие столы воспитанников, обеспечив оптимальную освещенность всех рабочих мест. Используя другой конструктивный шаг, можно получить учебное помещение ІІІ типа на 25–50 слушателей.

При проектировании духовных учебных комплексов также можно использовать и более сложные формы учебных помещений: трапециевидные, пятиугольные, шестиугольные и т. д. Учебные помещения трапециевидной формы позволяют удобно сгруппировать рабочие столы с учетом возможности выделения в отдельную зону места для индивидуальной молитвы. В помещениях пятиугольной и квадратной формы можно хорошо организовать освещение рабочих мест природным освещением [5, с. 11; 44].

Однако сегодня требования относительно освещенности помещений нельзя считать основным, поскольку для фиксации полученной от преподавателя информации слушатели часто используют ПК, для работы с которыми наличие природного освещения не является обязательным условием. Нестандартные формы учебных классов открывают новые возможности в архитектурно-художественном решении интерьера духовного учебного комплекса, позволяют более свободно размещать оборудование и организовывать сакральную зону в классах.

Благодаря новейшим технологиям сегодня необязательно организовывать оборудование учебного помещения таким образом, чтоб все внимание фокусировалось на рабочей зоне преподавателя. Возможность организации в учебном пространстве нескольких экранов для трансляции лекционного материала, исключает необходимость в фокусировании внимания слушателей на одной зоне, что также позволяет организовывать расстановку рабочих мест не по прямолинейной схеме, а радиально или сегментами.

Как показал опрос, процесс обучения в высших духовных учебных заведениях проходит эффективно в классах вместимостью не более 25–30 слушателей для семинарий и 20–25 слушателей для академий.

Аудитории лекционные рекомендуется рассчитывать на 50–100 слушателей. Прогрессивным и экономичным направлением универсализации учебных блоков и создания аудиторий большой вместимости является возможность трансформации лекционных аудиторий средней величины в более крупные.

Классы для занятий прикладным трудом (иконописные, золотошвейные, краснодеревные мастерские) желательно размещать на первом этаже, допускается также их размещение в цокольных помещениях с обязательным естественным освещением.

В состав просветительско-досуговой группы помещений входят библиотечные помещения, издательский центр, интернет – залы; группа помещений для организации встреч и дискуссий; клубно-зрелищные помещения, выставочные помещения, холлы, рекреации.

Библиотека является олицетворением учебного заведения, его интеллектуальным центром, в котором собраны знания предыдущих поколений. Она формируется на основе помещений читального зала с зоной для работы с литературой, периодикой, просмотра газет, микрофильмов, прослушивания аудио записей, помещений абонемента, каталога, книгохранилища, фонда открытого доступа.

Размеры читальных залов зависят от количества учащихся в духовном комплексе. Учитывая переход от бумажного к электронному хранению информации, отпадает необходимость в организации читальных залов в их классическом понимании со стационарными рабочими местами. Нужные материалы, книги, издания воспитанники могут получить в электронном виде и обрабатывать их в любом наиболее комфортном для работы месте учебного комплекса.

Для библиотеки решающее значение имеют гибкость и многофункциональность – возможность использования рабочих залов также для проведения занятий, встреч, выставок.

Очень важной в структуре духовного учебного комплекса является группа зрелищных помещений. В актовом зале духовных учебных комплексов как правило проводятся торжественные собрания, лекции и т. д. Проектируя актовый зал также необходимо предусматривать возможность его многоцелевое использование, как конференц-зала, концертного, выставочного залов. Одним из вариантов многоцелевого использования актового зала является использование его в качестве больших лекционных аудиторий. Кроме того, актовый зал должен иметь возможность трансформироваться в более мелкие аудитории на 50–100 мест, что увеличит эффективность его эксплуатации.

Актуальным заданием при формировании учебных процессов в духовном учебном комплексе является создание универсальных помещений. Универсальность обеспечивается благодаря их организации, как помещений, способных трансформироваться и адаптироваться под необходимую функцию.

Понимание структурного формирования духовного учебного комплекса является очень важным вопросом при проектировании новых объектов, а также при проведении реконструкции зданий и сооружений под духовные учебные комплексы. Четкое определение основных групп помещений, их объединение в основные блоки, а также организация оптимальных связей между ними будет способствовать созданию более рациональных современных решений архитектурных композиций духовных учебных комплексов.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства разных духовных учебных заведений, моделирование и экспериментальное проектирование позволили выявить основные виды планировочных схем духовных учебных комплексов. Различают Т-, Н-, Ш, О- образные, периметральные, прямолинейные, криволинейные и другие композиции духовных учебных комплексов. Все существующие композиции являются результатом усовершенствования функционально-технологических схем и результатом стремления улучшить архитектурное пространство духовных учебных комплексов. Параллельно с использованием завершенных вышеперечисленных видов планировочных решений рекомендуется применять развивающиеся виды планировочных схем, что позволит в дальнейшем более эффективно осуществлять реконструкцию комплексов.

По коммуникационной структуре можно выделить коридорные, бескоридорные, зальные, анфиладные и смешанные композиционные схемы духовных учебных комплексов [6, с. 132–134].

Коридорные схемы характерны для линейных зданий духовных учебных комплексов. Коридорная система состоит из ячеек, которые связаны общей линейной коммуникацией – коридором.

Бескоридорная система объединяет ячейки, которые содержат часть цикла общего процесса в духовном учебном комплексе. Связью между ними являются помещения – холл, рекреация, а не линейная коммуникация. Как правило такое помещение и само имеет определенное назначение – место общих сборов, отдыха, обсуждений и дискуссий.

Охарактеризованные выше схемы могут быть использованы при проектировании духовных учебных комплексов разных конфессий (православных, католических, протестантских, мусульманских, иудейских). При формировании духовных учебных комплексов целесообразно совмещать перечисленные выше схемы, получая, таким образом, сложные смешанные и динамические композиции.

Заключение. Современным направлением в проектировании духовных учебных комплексов есть стремление к универсальности и возможности разнообразного использования помещений и блоков, что избавит комплекс от быстрой «моральной» амортизации и старения. Внутреннее членение такой универсальной структуры происходит при помощи средств, не связанных с основными конструктивными структурами: передвижные перегородки, стенки, ширмы и т. д.).

Так, основным требованием для функционально планировочной организации помещений духовных учебных комплексов становится гибкая трансформация, свободная планировка.

Сегодня под духовным учебным комплексом понимается среда, которая соответствует эстетическим и философским взглядам нашего времени, где созданы благоприятные условия для учебы, духовного и физического развития, самоусовершенствования, преподавательской и научной деятельности, проживания и отдыха. Духовный учебный комплекс должен обеспечить нормальное функционирование учебного процесса, возможность проведения встреч, обмена мыслями и отдыха. Духовный учебный комплекс – это не только храм науки, но и среда воспитания интеллектуальной и гуманной личности. По этому архитектура духовного учебного комплекса, как храма науки, должна быть достойна своего времени [6, с. 157-164].

 

Список литературы:

  1. Бондарь И.А. Лютеранство в контексте общеевропеского духовного развития: особенности религиозно-культурных отношений [Текст]: Автореф. дис. канд. филос. наук. – Киев, 2011. – 20 с.
  2. Будур Н. Православный храм. – М.: РОССА, 2009. – 271 с.
  3. Гайдученя А.А. Динамическая архитектура: Основные направления, развитие, методы. – К.: Строитель, 1983. – 96 с.
  4. Гутнов А.Э. Мир архитектуры: язык архитектуры. – М.: Мол. гвардия, 1985. – 351 с.
  5. Ежов В.И. Технология проектирования школьных комплексов. – М.: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1977. – 62 с.
  6. Жовква О.И. Архитектура православных духовных учебных заведений Украины. – Черновцы: ООО Друк Арт, 2009. – 192 с.
  7. Котляр Е.А. Синагоги Украины второй половины XYI – начала XX столетий как историко-культурный феномен: Автореф. дис. канд. искусствоведения. – Харьков, 2001. – 20 с.
  8. Культовые здания и сооружения различных конфессий: Пособие по проектированию / Под ред. В.В. Куцевича. – К.: «КиевЗНИИЭП», 2002. – 117 с.
  9. Солобай П.А. Типологические основы формирования архитектуры высших учебных комплексов: Автореф. с. д-ра арх. – Киев, 2012. – 36 с.
  10. Стоцько Р.З., Проскуряков В.И. Архитектура духовных образовательных заведений Украинской Греко-Католической Церкви: Монография. – Львов: Издательство Национального университета «Львовская политехника», 2009. – 160 с.
  11. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. – М.: Мысль, 1996. – 224 с.
  12. Шукуров Ш.М. Архитектура современной мечети. Истоки. – М.: Прогресс – Традиция, 2014. – 232 с.
  13. Hasan Uddin Khan International style Modernist Architecture from 1925 to 1965. – ITALY: TASCHEN, 240 p.
  14. PHILIP JOPIDIO New forms architecture in the 1990 s. – ITALY: TASCHEN, 240 p.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.