Статья опубликована в рамках: XXIV-XXV Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 02 октября 2019 г.)
Наука: История
Секция: История России
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РАСКУЛАЧИВАНИЕ В МАЙКОПСКОМ ОКРУГЕ В 1930 г
АННОТАЦИЯ
В статье предпринимается попытка проанализировать процесс раскулачивания в Майкопском округе в 1930 г. Определить социальный, имущественный состав раскулачиваемых крестьян. Подсчитать количество раскулачиваемых и места их ссылки.
Ключевые слова: коллективизация, кулак, раскулачивание, менталитет, методологический плюрализм, Северный Кавказ.
Одной из трагичных сторон сплошной коллективизации на Северном Кавказе является раскулачивание. Современными исследователями, раскулачивание трактуется как репрессивная мера против зажиточных и всех не согласных с политикой большевиков крестьян. Между тем такой феномен как, раскулачивание на Северном Кавказе изучен неравномерно. В последнее десятилетие, в национальных автономиях Северного Кавказа, учёными накоплен значительный позитивный опыт в изучении данного вопроса. Атаев Р.А., Бейтуганов С.Н., Бечелов З.Ш., Гутиева М.А., Ибрагимов М.М., Сулейманов С.И., Темеев М-С.М. и другие учёные исследовали такие вопросы как: становление новых органов власти в селах и аулах, взаимоотношение власти и крестьянства в 1920-е гг., особенности коллективизации и раскулачивания в национальных автономиях Северного Кавказа и др.[1].
Тем не менее, необходимо признать, что на сегодняшний день практически отсутствуют публикации посвящённые коллективизации и раскулачиванию в русских районах Северо-Кавказского края. Первые попытки в изучении этого феномена предпринимают А.П. Скорик, А.В. Бондарев, А.С. Левакин и др. [2]. В область их интересов входит аграрная политика большевиков на юге России, репрессии против крестьянства и казачества, анализ противоречий между властью и социумом, изучение этно-национального уклада казачьих сообществ и др.
В данной статье будет предпринята попытка осветить процесс раскулачивания в Майкопском округе. Для написания статьи были привлечены материалы, извлечённые из Национального Архива Республики Адыгея (НАЦАРХИВ РА). Многие архивные документы впервые вводятся в научный оборот и имеют грифы: «Секретно», «Особо ценно», «Для внутреннего пользования».
Переходя непосредственно к раскулачиванию необходимо сделать не большой экскурс в историю, а именно как данный округ был образован. Майкопский округ был образован постановлением Северо-Кавказского крайкома ВКП (б) в 1924 г. С севера он имел границы с Адыгейско-Черкесской Автономной областью, с востока с Армавирским округом, с юга с Абхазской Автономной Республикой, с запада с Кубанским округом. Население на 1923 г. составляло 301 254 человек. Административной единицей Майкопского округа являлся г. Майкоп с населением 52 500 человек. В Майкопском округе развивалось как сельское хозяйство, так и промышленность. На одно крестьянское хозяйство в среднем приходилось 13 га. пахотной земли. Развивались различные виды кооперации, с преобладанием кооперативов универсального типа, как потребительских, так и сельскохозяйственных [3, с. 21-22].
Необходимо отметить, что первые этап раскулачивания, его можно назвать подготовительным или «показательным» прошёл в Майкопском округе ещё летом 1929 г., за пол года до известного постановления ЦК ВКП (б). Был раскулачен 321 крестьянин, 84 кулака были высланы. У крестьян было изъято 825 р., 20 470 пудов хлеба, 130 лошадей, 19 быков, 5 молотилок, 49 сельскохозяйственных машин, 7 мельниц, 13 строений [4, Лл. 13-14].
По решению советских и партийных органов Майкопский округ был отнесён к районам первоочередной коллективизации, где завершить её предполагалось не позднее осени 1930 г.[5, с. 46]. Северо-Кавказским крайисполкомом устанавливались задания на выселение кулачества по районам и станицам края. Так, в целом по Майкопскому округу определено было выселить за его пределы 1000 кулацких хозяйств, из них 300 по Майкопскому району, в том числе из станиц Гиагинской -57, Дондуковской-35, Ханской-30, Кужорской-27, Келермесской -23 и т.д.[6, с. 3-7]. Между тем, необходимо отметить, что планы по высылке кулаков были пересмотрены в сторону увеличения. Так, по одному Майкопскому району вместо предполагаемых 300 хозяйств было выслано 626 хозяйств, в два раза больше планируемого [7, Лл.123-124].
Интересным источником по изучению процесса раскулачивания являются акты и протоколы конфискованного имущества кулаков. Так, в частности колхозу «Генеральная линия ВКП (б)» наряду с сельскохозяйственными орудиями, слитками золота и серебра, были переданы такие мелочи как: простыни, платки, куски кожи, шнуры, цепочки, строительный уровень и т.д.[8, Лл. 13].
Анализ протоколов комиссий по учёту и распределению имущества кулацких хозяйств выявил репрессивный характер местных органов власти. Политика сельских советов в этот период была направлена на отъём крестьянского имущества и раскулачивание хозяйства. Зачастую раскулачиванию подвергались бывшие красные партизаны (дело В.А. Чернова), нетрудоспособные граждане (дело Н.А. Сердюковой), крестьяне бедняки (В.В. Куценко). Комиссии редко возвращали конфискованное имущество, в связи с чем, участилось количество жалоб в Майкопскую рабоче-крестьянскую инспекцию [9, Лл. 30-49].
По мере нарастания раскулачивания, участились случаи протестных акций крестьянства на Северном Кавказе. В 1930 г. ОГПУ было выявлено 988 массовых эксцессов, с числом участников 235 тыс. [10, с. 642]. Прежде всего крестьяне протестовали против насильственной коллективизации, хлебозаготовок, раскулачиванию, не оставались в стороне и крестьяне Майкопского округа. Крупнейшие акции неповиновения политике раскулачивания прошли в станице Махошевской, (сейчас Республика Адыгея). Против политики раскулачивания выступили бывшие красные партизаны, женщины. Для подавления выступлений были привлечены специальные отряды ОГПУ[11, с. 94-95;].
Под воздействием политики большевиков менялись и крестьянские настроения. Если зимой 1930 г. на первом этапе раскулачивания крестьяне в целом поддерживали политику раскулачивания, то уже осенью выражали протесты: «не буду сеять, не буду работать для дурмаедов» (ст. Дондуковская), «если нас выселят, то имейте ввиду, вслед за нами приедете и вы к нам» (ст. Абадзеховская) [12, Лл. 43-44].
Таким образом всего в Майкопском округе было раскулачено 2669 кулацких хозяйств. Имущество было передано в фонды колхозов, а также частично разбазарено. Большинство крестьян были сосланы в отдалённые местности СССР (Урал, Западная Сибирь, Северный Казахстан). Происходил процесс раскрестьянивания-утраты интереса к сельскохозяйственному труду.
Список литературы:
- Атаев Р.А. Власть и крестьянство Северного Кавказа в 1920-е гг.: формирование новых социально-политических реалий // Известия Алтайского Государственного Университета. 2007. №3-4(56). С.13-16; Бейтуганов С.Н. Восстание крестьян в Кабардино-Балкарии в 1928-1931 гг. Исторический очерк. Режим доступа: URL: http: // www.fond-adygi.ru (дата обращения: 18.03.2019); Бечелов З.Ш. К вопросу о социалистическом преобразовании сельского хозяйства в Кабардино-Балкарии // Мир Науки. 2015. №2. С. 1-7; Ибрагимов М.М. Противодействие коллективизации в национальных областях Северного Кавказа на рубеже 1920-1930-х гг. // Теория и практика общественного развития. 2012. № 5. С. 171-175; Гутиева М.А. Власть и общество на Северном Кавказе в условиях сплошной коллективизации на рубеже 1920-1930-х гг.: опыт и уроки истории // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 5. С. 188-196; Сулейманов С.И. Репрессии советской власти против крестьянства Дагестана в 20-30-е г. XX в. // Вестник Института ИАЭ. 2012. №3. С. 23-28; Темеев М-С.М. Принудительные хлебозаготовки и антиколхозные выступления крестьян в Дагестане (1929-1930 гг.) Режим доступа: URL: http:// www.rusnauka.com (дата обращения 08.03.2019 г).
- Скорик А.П., Бондарев В.А. Государственное регулирование «перегибов» коллективизации: казаки и красноармейцы-переселенцы на Кубани (1930-е гг.) // Казачество Юга России в процессе становления и развития российской государственности: Тезисы региональной науч.-прак. конф. г. Урюпинск, 26-29 апреля 2007 г. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007 . С. 10-13; Скорик А.П., Бондарев В.А. Коллективизация и расказачивание на юге России в 1930-е гг. Основные проблемы и перспективы исследования // Казачество России: прошлое и настоящее: Сб. науч. Ст. Вып.2.- Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦРАН, 2008. С. 291-306; Бондарев В.А., Левакин А.С. Раскулачивание как контрмодернизация (на примере Юга России) // Крестьянство и власть в истории России XX век: сборник научных статей участников Международного круглого стола журнала «Власть» и Института социологии РАН (12 ноября 2010 г.). М.: АПР, 2011. С. 102-103; Скорик А.П. Репрессивная политика большевиков в казачьих районах Юга России в условиях коллективизации: принципы, методы, результаты // Былые годы. Российский исторический журнал г. Сочи. 2012. №4.(26). С. 42-47.
- Бондаренко Ф. Природа и хозяйство Майкопского округа. Майкоп: Изд-во Майокри. 1926.
- Национальный архив Республики Адыгея (далее НАЦАРХИВ РА). Ф.Р.56. Оп.1. Д.29.
- Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы: в 5 т. Т. 2. ноябрь 1929-декабрь 1930 гг./ под ред. Н. Ивницкого, В. Виноградова, Л. Виолы, В. Данилова и др. М.: РОССПЭН, 2000.
- Филькин А.Г. Документальные свидетельства массовых репрессий казаков в фондах Национального архива Республики Адыгея (на примере станицы Гиагинской) //Материалы V научной конференции. Краснодар, 2011. №3.
- НАЦАРХИВ РА Ф.Р.72. Оп. 1. Д. 624.
- НАЦАРХИВ РА Ф.Р.111. Оп.1. Д. 7.
- Там же.
- Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы: в 5 т. Т. 2. ноябрь 1929-декабрь 1930 гг./ под ред. Н. Ивницкого, В. Виноградова, Л. Виолы, В. Данилова и др. М.: РОССПЭН, 2000.
- Там же.
- НАЦАРХИВ РА Ф.Р.72. Оп. 1. Д. 624.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий