Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI-VII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 05 февраля 2018 г.)

Наука: Философия

Секция: Философия и ее роль в современном обществе

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Рахматуллина Р.Р., Ниязгулова А.Р., Порошина А.В. [и др.] ФИЛОСОФСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. VI-VII междунар. науч.-практ. конф. № 1-2(4). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 56-61.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФИЛОСОФСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Рахматуллина Регина Рафисовна

студент, очного отделения, сестринского дела, "Салаватский медицинского колледжа",

РФ, г.Салават

Ниязгулова Алия Ражяповна

студент, очного отделения, сестринского дела, "Салаватский медицинского колледжа",

РФ, г.Салават

Порошина Алена Владимировна

студент, очного отделения, сестринского дела, "Салаватский медицинского колледжа",

РФ, г.Салават

Шарипова Нафиса Рифкатовна

студент, очного отделения, сестринского дела, "Салаватский медицинского колледжа",

РФ, г.Салават

Ишбулдина Альбина Ганиевна

студент, очного отделения, сестринского дела, "Салаватский медицинского колледжа",

РФ, г.Салават

Мухаметдинова Регина Рависовна

студент, очного отделения, сестринского дела, "Салаватский медицинского колледжа",

РФ, г.Салават

Насырова Илюза Ильгизовна

студент, очного отделения, сестринского дела, "Салаватский медицинского колледжа",

РФ, г.Салават

Ильбаева Ильсия Ильшатовна

студент, очного отделения, сестринского дела, "Салаватский медицинского колледжа",

РФ, г.Салават

Хасанова Альбина Явдатовна

учитель по основам философии, "Салаватский медицинский колледж"

РФ, г.Салават

Человеческий мир безгранично огромен – эстетика, нравствен­ность, целеполагание. Наша жизнь немыслима без целеполагания. Основой всего этого являются интересы человека. Интересы влияют на всю жизнь человека. В нашем религиозном мировоззрении целеполагание трактуется по-иному, чем в философии: только Бог является единственным полагателем основных целей, а человек – лишь исполнитель Божьей воли.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформу­лировавшим его в виде вопроса о том, что есть ценность. Благо есть реализованная ценность – полезность.

В большинстве случаев для реализации своих поставленных целей мы ориентируемся на различные ценности. Ценность для нас – это как положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта в отличие от его качественных характеристик. Ценность трактуется как характеристика благого, хорошего, а антиценностью, как правило, является неблагое, дурное, плохое. По содержанию можно разделить на социальные и духовные; по субъекту – на личностные, общечеловеческие. Совокупность типичных ценностных ориентаций, присущих какой-либо социальной группе, называют социальным. Духовные ценности можно считать своеобразным духовным капиталом человечества, который не только обесценивается, но и разрастается. Они определяют поведение человека в каких-либо других системах ценностей.

Личностные ценности отражаются в форме ценностных ориентаций. Ценностными ориентациями является отношение личности к социальным ценностям, которые выступают в качестве регулятора поведения человека.

У каждого человека, живущего в этом огромном мире, как и у коллектива, имеется множество ценностных ориентаций. Некоторые из них на человечество влияют в малой степени, а некоторые возвышают. Большое влияние имеет ориентация на высшие ценности – идеалы. Идеалом является образец, некий прообраз, понятие совершенства, высшая цель наших стремлений. Процесс ориентации на ценность неразрывно связан с оценкой, которая и является главным осознанием ценности. Оценка складывается из собственной оценки и рекомендации к отбору того, что признается ценностью. Тот, кто умеет оценивать и формулировать свои суждения о полезности или вредности, необходимости или ненужности того, что оценивается им. Оценка организует практическую деятельность, и, таким образом, у разных индивидов, различных групп и наций она бывает различной.

Ценностью, на которую, главным образом, нацелены все человеческие достижения, является благо человека. Философы, которые принадлежат к разным культурным обществам, очень долгое время спорили о том, представляют ли собой эти достижения некое естественное благо, или же их можно воспринимать только в качестве святыни. Философы и культурологи согласны с тем, что каждый человек должен служить общему благу, так как оно есть мера всех вещей. Именно ценности составляют многие движущие силы культурного процесса.

В нашей истории с каждым днем меняются социальные реалии, рождаются новые духовные ценности. Для возникновения другой эпохи нужны новые ценностные ориентации, которые меняют структуру всей жизни нового поколения. В двух разных культурах мы можем обнаружить одни и те же ценности, которые друг от друга ничем не отличаются, но, несмотря на это, они выстраиваются в определенное положение, поэтому культура – это выстроенность всех наших ценностей. Процесс смены общих ценностей очень длительный и непредсказуемый, и порою он может принять неожиданную перестройку всей системы представлений. К тому же ценностные ориентации одной ушедшей эпохи могут возрождаться, обретать новые неожиданные звучания в другую эпоху. С этой точки зрения можно сказать, что культура обладает разнообразным набором ценностей.

Человеческий мир очень зациклен на нравственно-психо­логических мотивациях. Это очень заметно в современной России, которая внезапно столкнулась с множеством ценностей, которые требуют неотложного выбора. Обретая богатство, стоит задуматься над тем, обеспечит ли это счастливую человеческую жизнь? Родить ребенка для того, чтобы создать счастливую семью или ради свалившегося вдруг пособия? Пойти служить, чтобы защитить свою Родину или чтобы просто выполнить свой гражданский долг перед государством?

В конце XIX века родилась аксиология, когда философам открылся новый пласт человеческого бытия. В жизни конкретного человека мы видим многочисленные примеры, когда люди действуют не ради корысти, не ради осознанных интересов, а во имя высоких ценностей. Ценности вооружают нас осознанием глубинных оснований своей души.

Более того, необходимо подчеркнуть, что российский общест­венный деятель М.С. Горбачев в свое время начал перестройку страны с провозглашением общечеловеческих ценностей. Это логическое мышление данной программы, к сожалению, базировалось на марк­систском мышлении. Наши интересы и ценности рассматриваются как синонимы. Именно из-за этого идеологическая перестройка, в конечном счете, все-таки провалилась. Многие противники пере­стройки Горбачева справедливо возражали: как можно вообще говорить о каких-то общечеловеческих ценностях?

Допустим, ценность жизни. Ведь если нет земного существо­вания, остальные ценности утрачивают свою непреложность. Человек с этого момента перестает воспринимать жизнь как высшую ценность. В древнеиндийской культуре, где господствовала идея воскрешения души, люди часто бросались под священные колесницы, чтобы завершить предназначенное судьбой существование и вернуться на Землю в другом обличье.

В своей жизни мы порой не успеваем задуматься над тем, отчего вековая ценность, которая значима для человечества, вдруг начинает перетекать в свою противоположность.

Однако человеческие ценности не угасают, а только возрождаются в новой реальности. Но это вовсе не значит, что наши предпочтения очень глубоко сопряжены с тем, что принято в культуре. Многие люди отвергают свои ценности. В истории человечества были моменты, когда люди следовали заповедям аскетизма. Например, в Древней Греции предки учили своих потомков отказываться от всех призрачных желаний и радостей жизни.

Здоровая культура обладает очень богатой палитрой ценностей. Они очень разнообразны и представляются в широком диапазоне. Кризисная культура, напротив, нацелена сузить спектр ценностных ориентаций, стянуть все к нескольким точкам, обескровить все содержание культуры. Сегодня в нашей культуре наметилась опасность, которая связана с ценностями. Мы живем в век, где все шире распространяются чувства смыслоутраты. В каждый прожитый нами час предлагают новый смысл, новые ценности, и для каждого они свои. Таким образом, из всего сказанного вытекает, что ценности, о которых мы говорим, должны меняться как от ситуации к ситуации, в которой нам не была представлена возможность найти свои ценности, и нет такого человека в мире, для которого его жизнь не содержала бы наготове какое-нибудь новое дело.

Отныне, так как мы живем в эпоху разрушающихся традиций, вместо создания новых ценностей происходит обратное. Универсальные современные человеческие ценности приходят в упадок, человек останавливается в ценностном лабиринте, который в итоге включает сложные механизмы реализации его ценностей и собственных убеждений. Человечеству в этом сложном современном мире необ­ходимо научиться разгадывать множество тайн, научиться подчинять себе ход всяких событий, благо оно имеет для этого уникальные способности и широчайшие возможности. В эту эпоху мы стали бессильны перед натиском утилитарных ценностей, так как находимся в плену материальных возможностей и желаний. На основе изучения было доказано, что каждый четвертый гражданин своей страны думает только о том, как заработать денег и как стать богатым. И, таким образом, утрачивается самая значимая для человека ответственность – за свою жизнь, а что уж в этом случае говорить о жизни других. В этом современном мире каждый пытается отдалиться от своих родных ради собственных экономических целей, и какие же ценности могут быть у таких людей, если у них даже нет семейной ценности, которую ранее наши предки так упорно пытались сохранить. Именно поэтому в нашем мире все большее число людей охватывается чувством бесцельности и пустоты и для них не существуют ценности. Конечно, для того чтобы человек смог найти смысл даже в эпоху отсутствия ценностей, он должен быть наделен в полной мере способностью совести.

Нельзя сказать, что проблема ценности – основная проблема человечества, однако пока люди не научатся ценить все вокруг и свою жизнь, то шанс решить самые глобальные проблемы, такие как экологические проблемы, проблемы истощения ресурсов, проблемы сохранения мира, невелик.

Таким образом, подытожив, можно сказать, что ценности – то, что свято для человека, и у каждого они своеобразны. Одно из основных понятий философии, которое выражает все жизненные установки человека. Аксиологическая проблема современного человека в этот нелегкий проблемный период заключается в том, как в этом разнообразии ценностей и целей обрести только такие принципы и убеждения, которые смогут надолго сохранить свою уникальность, неповторимость и, конечно же, неизменность. Может быть, даже в этом современном мире человеку стоит сделать паузу и подумать о своей судьбе, попытаться осознать, какую же все-таки важность приобретает ценностный выбор и что может его ожидать в будущем?

 

Список литературы:

  1. Т.Б. Длугач, проф. Института философии РАН, д-р философских наук г. Москва, Издательство КноРус, 2011, стр. 261-274.
  2. Алексеев П.В. философия, г. Москва 2010, стр. 117.
  3. Философия: учебник для высших учебных заведений Л.Г. Кононович г. Ростов-на-Дону, 2000 г. стр 263-287.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.