Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXX Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 03 июля 2023 г.)

Наука: Социология

Секция: Методология и методика социологического исследования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Канаева Л.П. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. LXX междунар. науч.-практ. конф. № 7(53). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 4-8.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Канаева Лидия Петровна

канд. филол. наук, доц., Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»,

РФ, г. Саранск

FEATURES OF YOUTH SOCIALIZATION IN A POST-INDUSTRIAL SOCIETY

 

Lidiya Kanaeva

Candidate of Philology, Associate Professor N.P. Ogarev Mordovian State University",

Russia, Saransk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены концептуальные подходы к изучению процесса социализации в постиндустриальном обществе, потенциал общественных отношений как важнейший показатель социальной системы.

ABSTRACT

The article considers conceptual approaches to the study of the process of socialization in post-industrial society, the potential of social relations as the most important indicator of the social system.

 

Ключевые слова: молодежь; социализация; инновационные практики; традиционные представления; культурное поведение.

Keywords: young people; socialization; innovative practices; traditional ideas; cultural behavior.

 

Современный этап развития общественных отношений показывает актуальность акцентирования внимания на социализации личности, поскольку человек играл, играет и продолжает играть основную роль в современном социуме. Индивиду, как субъекту социального взаимодействия постиндустриального (информационного) общества, свойственно ведущее начало и главный ценностно-организующий вектор общественного развития, социального прогресса в совокупности его проявлений.

В указанном аспекте социализация личности представляет собой не столько процесс уподобления человека его социальному окружению (принятие социальных норм ближайшего круга общения, своего рода социальная адаптация), сколько процесс передачи социального опыта, приобщения к общественным нормам и общественным отношениям. Чем более широкий пласт социальной и культурной информации будет усвоен человеком в процессе его жизнедеятельности, тем в большей степени можно сказать, что человек социализирован в постиндустриальном обществе [1 c. 17].

Социальность в процессе становления и развития личности проявляется в формах и средствах приобщения к культурным доминантам, к той среде, которая формирует личность. В процессе мышления и практического опыта человек приобретает определенные знания, умения и навыки, которые позволяют ему успешно (или не совсем) социализировать, стать полноценным членом общества. Посредством культурной социализации индивид приобретает возможность и дальше социализироваться, т.е. обретать понимание сознательной, целеустремленной деятельности, которая проявляется в возможности формирования социально значимых качеств, приобщении к социально-культурным стандартам и т.д. Как результат, человек становится носителем культурного опыта, который передает уже сам будущим поколениям граждан.

Культурная компонента при этом будет выступать базовой характеристикой информационного поля взаимодействия, которую А. Н. Тесленко называет «информационной матрицей, описывающей главные единицы социализации и социального измерения». Научные изыскания при этом проводятся не только в аспекте структуры формирующейся личности, сколько в системе координат общественных взаимодействий, т.е. априори предопределяет векторность научного поиска, целенаправленность научного познания в процессе социализации личности [2 c. 12].

При этом качественные составляющие процесса социализации, которые характеризуют основы жизнедеятельности индивида, в научном сообществе рассматриваются в русле социализации, поскольку напрямую затрагивают процесс приобщения к основным культурным ценностям, формируя у человека собственную систему мировоззренческих установок. Именно в разрезе культурной социализации личности можно увидеть взаимоотношения человека и общества, основные достоинства диалога и имеющиеся недоработки в воспитательной фазе.

Современное общество при этом рассматривается как сложная, динамическая система, которая способна эволюционировать, но при этом сохранять фундаментальные основы развития и стабильности. Важнейшим показателем социальной системы будет при этом потенциал общественных отношений, своего рода универсальный показатель, которые отражает нереализованные возможности, связанные с прогрессивным характером изменений окружающей реальности. В частности, можно согласиться с мнением А. В. Мудрикa, который отмечает культурную константу процесса социализации личности, без которой невозможно представить современную личность. Социально значимые качества формируются именно в процессе социализации, и не проявляется при развитии вне общественных отношений. Разнообразные примеры с детьми-маугли, которые были лишены общения в обществе, только подчеркивают социальный характер взаимоотношений между людьми, все большое влияние социальных факторов, их доминирование над биологическими началами в человеке [3].  При этом социальный и культурный потенциал общественных отношений формирует благодатную почву, которая, по мнению В. М. Ивановой, способствует выполнению обществом социализирующей функции личности, передачи человеку культурных основ цивилизованности, отличающей его от представителей животного мира. Социокультурные возможности определяют только позитивные социальные практики (на момент соответствующих доминирующих представлений в социуме), однако социальный потенциал может сочетать в себе негативный и позитивный опыт, нейтральные проявления социальных взаимодействий. Разница социального и культурного потенциала позволяет сформировать у человека представление о свободе выбора. Социализация определяет его как процесс выбора из некоторого числа имеющихся альтернатив. В итоге, именно индивид определяет, как именно ему поступить в той или иной ситуации, какой выбор сделать и к каким последствиям могут привести определенные действия по выполнению поставленной цели. Именно в процессе выбора человек проявляет себя как личность с позитивными или негативными социально значимыми качествами. Однако предугадать, какой именно выбор будет сделан, достаточно сложно, однако сам формат общественных отношений толкает человека к нормативному поведению, поскольку из-за проявлений девиаций в разных формах последует наказание, показывающее человеку на недопустимость подобного поведения в обществе [4].

Процессы социальной и культурной трансформации, которые происходят до сих пор в российском обществе, определяют новый формат общественных изменений. Указанные преобразования лежат в плоскости кризисных явлений, прогрессивных проявлений и социальной травмы (смена социализма на капитализм, которая тяжело далась многим представителям российского общества). Травмирующие факты и обстоятельства непростых 1990-х годов и начала третьего тысячелетия, вызвали изменения в привычных социальных практиках и мировоззренческих установках, тем самым скорректировав основные модели поведенческих механизмов, а также формы социальной организации и дезорганизации. В указанном контексте качественные характеристики социальных практик и взаимодействий можно соотнести с социальным самочувствием граждан, степенью комфортности жизни, реального удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей, с изменением социальных статусов и социальных ролей, противопоставления городского и сельского образа жизни и т.д.

Например, в городской антропологии ХХ столетия постепенно фокус исследований переместился от изучения способов, при помощи которых городское поселение формирует свою социальную жизнь, к изучению социальных отношений и норм городской жизни. На данный момент, эта модель является актуальной для анализа социально-культурных процессов, протекающих в современном российском обществе, ставшего в большей части городским.

Процессы социализации в современном постиндустриальном обществе позволяют говорить о разнообразии научных и концептуальных подходов к изучению указанного феномена.

Соединяя основные теоретические построения, следует отметить, что социализации личности в современном информационном обществе характеризуется как динамический процесс нелинейного свойства, с возможностью множества альтернатив выбора для индивида, а также как процесс самоорганизующийся с учетом синтеза традиционных представлений и инновационных практик. Ретрансляторами культурной социализации будут образцы культурного поведения и ментальное их отражение в сознании человека. Общество будет представлять собой культурную среду, в которой создаются условия для передачи накопленного культурного опыта предыдущих поколений молодежи. В указанном проявлении индивиды будут характеризоваться посредством ресурса, необходимого для самостоятельного воспроизводства образцов культурного поведения.

Основной ресурс репликации является практически неизменным в обществе традиционного типа, однако постоянно находится в динамике в обществе индустриального и постиндустриального типов. При этом общество изначально ориентировано на инновационные практики, на ускоренный путь передачи культурного опыта, а также передачу любых социокультурных практик, испытывая тем самым сложный процесс эволюции. В указанном контексте важным является обращение к социальным и культурным доминантам, которые влияют на темпы репликации культурных практик в процессе социализации индивида. Определяющими в указанном контексте будут обратные связи, которые являются признаком самоорганизации общественных отношений.

Среди основных проявлений социализации молодежи в постиндустриальном обществе, можно выделить следующие аспекты:

– система ценностей и культурных ориентиров современной молодежи имеет тесную взаимосвязь с процессами общественного развития, восприятием молодым поколением окружающей действительности;

– в контексте культурной социализации традиционные социальные практики и ценностные ориентации постепенно заменяются инновационными формами, происходит своего рода конкуренция старых и новых норм поведения.  Особенно отчетливо указанные тенденции проявляются в новом информационном обществе, где общение происходит в виртуальных социальных сетях

– органы государственной власти должны координировать работу с молодежью в условиях культурной социализации, в возможности получения качественного образования и реализации жизненных притязаний молодого поколения.

 

Список литературы:

  1. Горшков М. К. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. – М. : ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с.
  2. Тесленко А. Н. Культурная социализация молодежи в условиях транзитивного общества : автореф. дис.. д-ра социол. наук / А. Н. Тесленко. – Саратов : СГТУ, 2009. 25 с.
  3. Мудрик А. В. Воспитание как составная часть процесса социализации / А. В. Мудрик [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-kak-sostavnaya-chast-protsessa-sotsiali-zatsii. – Загл. с экрана (дата обращения: 05.09.2022).
  4. Иванова В. М. Социализация личности и ее ценностные ориентации / В. М. Иванова [Электронный ресурс] URL: https://www.isras.ru/abstract_ bank/1208431117.pdf. – Загл. с экрана (дата обращения: 06.09.2022).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.