Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2013 г.)
Наука: История
Секция: История России
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОБРАЗ СОВЕТСКОГО ВНЕШНЕГО ВРАГА В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПЛАКАТЕ В 1920—30-Е ГГ. XX В.
Чогандарян Марина Георгиевна
аспирант Оренбургского педагогического университета, г. Оренбург
Основным императивом внешней политики большевиков после 1917 года, являлось представление о существовании враждебного капиталистического окружения. Политическая элита советского государства с учетом международной обстановки и взаимоотношений с капиталистическими странами, неустанно предупреждала советских граждан о надвигающейся войне. Советская пропаганда использовали различные каналы визуальной пропаганды для конструирования и распространения в массовом сознании советских граждан образа внешнего врага.
Одним из важнейших средств массовой агитации и пропаганды в исследуемый период являлся политический плакат. Политический плакат — разновидность графики, сопровождаемой лаконичным текстом, сделанное в агитационных и пропагандистских целях. Одной из особенностей политического плаката являлось яркое условное декоративное цветовое решение, а также броская надпись-призыв. Советский политический плакат заявил о себе в период Гражданской войны, играя роль проводника идейных взглядов РСДРП(б). Он был везде — как экраны, обои, иконостас, тем самым плакат определял зрительное восприятие советских людей. Неотъемлемыми качествами советского политического плаката являлась идейная целеустремленность и революционная страстность, что сделало его массовым средством агитации и пропаганды. «Плакаты являются основным средством воздействия на пролетариат» — пишет в своей работе «Дебаты по поводу закона о плакатах», основоположник марксизма Ф. Энгельс. Довольно ярко охарактеризовал плакат искусствовед В.П. Полонский: «Он требует, призывает, приказывает, повелевает. Плакат-орудие массового внушения, средство организации коллективной психологии» [8, С. 11]. В оценке политического плаката ему вторит Ф. Энгельс. В условиях дефицита изобразительных средств массовой информации, первые советские плакаты обладали довольно высокой степенью воздействия на сознание граждан. Советским пропагандистским плакатом было создано множество образов внешних и внутренних врагов и противников. Безусловно, эти образы зеркально отражали идеологическое и политическое противостояние первого в мире социалистического государства с капиталистическими странами.
Таким образом, советская власть придавала огромное значение плакатной пропаганде. Основную роль в 1920-е гг. в наглядной агитации играли соответствующие плакаты, прежде всего знаменитые «Окна сатиры Роста».
В 1920-е гг. в список наиболее опасных внешних врагов Советского Союза входили, прежде всего, Англия, Франция, Германия и Италия. Англия и Франция, в советской пропаганде периодически выдвигались на первый план в качестве потенциальных противников, организаторов интервенции и т. п. В политическом плакате вышеуказанного периода создается собирательный образ внешнего врага. С целью передать опасность конкретной внешнеполитической ситуации художники часто рисуют образы врагов устрашающими и жестокими. В графическом языке широко используется экспрессия и гипербола, отличительной чертой становится аллегория. Например, такая стихотворная подпись сопровождала карикатуру заслуженного ветерана советской политической пропаганды — М. Черемных, «Жирная Америка и тощая Европа»: «Европа смотрит взглядом тусклым, товара нет и порван зонт, и под дождем штыков французских, Европы мрачен горизонт» [5, С. 536].
После того, как в 1930-е гг. лидер советского государства выдвинул тезис «об обострении классовой борьбы в процессе построения социализма», страх перед внешними врагами усиленно конструировался, прежде всего, наглядными средствами пропаганды. Одним из важнейших средств, как и в предыдущее десятилетие массовой агитации и пропаганды являлась визуальная плакатная пропаганда. Образ враждебно настроенного капиталистического мира в советском политическом плакате 30-х гг. у художников ассоциировался с коварством, злобой, стяжательством, жестокостью, лицемерием, облаченными в черный фрак и котелок. Советские художники обращались и к новым техни-ческим средствам, проверяя их пригодность для поставленной цели. В частности, художник-авангардист Г. Глуцис использовал фотомонтаж, о чем сам писал: «Я создаю свои работы, используя фототехнику, химию, оптику и аппаратуру, как новую изобретательную технику, для создания художественно-идеологического образа» [2, С. 116].
К числу первых фотомонтажных пропагандистках плакатов Глуциса, посвященных «антиимпериалистической войне», относится плакат «Пушечное мясо». В рассматриваемый период техника фотомонтажа стала действенным оружием плакатной пропаганды. Сам художник не раз отмечал преимущества фотомонтажа, как метода воздействия на массового зрителя: «Заменяя рисунок от руки фотографией, художник более правдиво, более жизненно, более понятно для масс изображает тот или иной момент» [3, С. 120].
С приходом к власти Гитлера, Германия все более выдвигалась в число наиболее опасных противников первого социалистического государство в мире. Советской пропагандой конструировался образ Германии как страны, руководствующейся агрессивной внешнеполитической доктриной, направленной, в первую очередь, против СССР. Репрессии против коммунистов, сожжения книг на площадях, дали советским пропагандистам большое количество материала для «демонизации» гитлеровского режима, а, заодно, и позволили увеличить количество негативных ассоциаций, вызываемых понятием «фашизм». М. Горький писал в 1934 г. по поводу прихода Гитлера к власти: «Если нация, которая дала миру Ганса Сакса, Гёте, Бетховена, семью Бахов, Гегеля, Гумбольдта, Гельмгольца и многих десятков крупнейших «мастеров культуры», — если эта нация избирает вождем своим Гитлера, это, конечно, факт, свидетельствующий об истощении творческой энергии ее командующего класса...» [1, С. 206].
Гротескными злободневными карикатурами на международные темы являлись работы классиков политического плаката — Кукрыниксов. Значимым моментов в творчестве художников-графиков, стали антифашистские плакаты. Еще в 1932 году обличая сопротивляющихся врагов, рисуют на фраке капиталиста свастику. Однако следует отметить, что конкретные исторические лица «внешних врагов» в плакате не фигурируют, и образ врага еще не разграничен. В этом сказалось то, что до середины 1930-х гг., Германии в ряду врагов СССР отводилась второстепенная роль. Основным внешним врагом СССР в это время называли Великобританию.
В 1934 году на XVII съезде ВКП(б) Генеральный секретарь ЦК Сталин проанализировал общую картину международного положения. Развязанная Японией война против Китая обострила обстановку на Дальнем Востоке. Победа национал-социализма (фашизма) в Германии, торжество реваншистских идей привели к усилению противоречий в Европе. Наконец, выход Японии и Германии из Лиги Наций послужил новым толчком к росту вооружений и подготовке новой войны. Советский лидер подчеркнул, что в создавшихся условиях буржуазный пацифизм «влачит жалкое существование», «дышит на ладан», а капиталистические государства стремительно вооружаются. «Дело явным образом идет к новой войне» [9, С. 8, 10], — заключил Генеральный секретарь ЦК.
Исходя из сталинской концепции, опасность для СССР представляли не отдельные зарубежные страны (например, Германия или Япония), а все капиталистическое окружение. Сталин, заявлял: «...у нас капиталистическое окружение, значит, мы окружены врагами, врагами цивилизованными и более культурными, чем мы, врагами опытными, которые ни перед чем не остановятся» [7, С. 92].
С началом Гражданской войны в Испании антифашистская тема в советском плакате звучит громче. Против опасности войн выступают М.Черемных в плакате «Чтоб из этой лапы выпал нож, антифашистского фронта силы множь!», а также П.Караченцев, считающий «завоевателей мира» врагами собственных народов. Задача осмеяния советских внешних врагов, в частности фашистов, успешно решалась и карикатуристами. В частности, в плакате Б. Пророкова «Фашизм-враг культуры», фашизм получил аллегорическую трактовку, изображался змеей в виде свастики, звероподобным чудовищем, приемы гротеска и гиперболы, символики и аллегории помогали художникам передать опасность главного внешнего врага Советского государства накануне Второй мировой войны.
Целый ряд плакатов Бориса Ефимова — протагониста карикатуры, посвящен образу советского внешнего врага в 30-е гг.: «Лицо врага» (1931), «Карикатура на службе обороны СССР» (1931), «Фашизм — враг народов» (1937), «Поджигатели войны» (1938), «Фашистские интервенты в Испании» (1938) [4, С.101].
Во всех перечисленных случаях образ врага выражен очень четко, представлен как нечто единое. Это одна из черт советской плакатной живописи. В данном случае проявляется пропагандистский прием отождествления, для последующей «демонизации» противника [6, С. 23].
Таким образом, политический плакат, как средство визуальной пропаганды, внес существенный вклад в процесс формирования и распространения образа советского внешнего врага.
Список литературы:
- Горький М. Собрание сочинений. М., 1953. — Т.27. — 351 с.
- Клуцис Г. Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства.//Изофронт. Классовая борьба на фронте пространственных искусств. Сборник статей объединения «Октябрь». Под ред. П.И. Новицкого. М., Огиз-Изогиз, 1931. — 243 с.
- Клуцис Г.Г. //Советские художники. М., 1937. — Том. 1. — 287 с.
- Краткая энциклопедия карикатуры. Под авт. Москина Д.Н. Петрозаводск, 2000. — 208 с.
- Крокодил.1923. — № 3. — С. 536
- Крысько В. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). М.,1999. — 450 с.
- Невежин В.А. «Если завтра в поход...»: Подготовка к войне и идеологическая пропаганда в 30-х — 40-х годах. М.: 2007. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://militera.lib.ru/research/nevezhin_va/index.html (дата обращения 14.05.2013).
- Полонский В.П. Русский революционный плакат. М., 1925. — 192 с.
- Стенографический отчет. XVII съезд ВКП (б) 26 января — 10 февраля 1934 г. М., 1934. — 300 с.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий