Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 15 сентября 2016 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бердиханова Ш.Н. РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЛОСТРОК КАРАКАЛПАКСКИХ НАРОДНЫХ ЛИРИЧЕСКИХ ПЕСЕН // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(31). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 26-32.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЛОСТРОК КАРАКАЛПАКСКИХ НАРОДНЫХ ЛИРИЧЕСКИХ ПЕСЕН

Бердиханова Шахида Нурлыбаевна

педагог кафедры теории музыки государственной консерватории Узбекистана,

Республика Узбекистан, г. Ташкент

RHYTHMIC ORGANIZATION MELOSTROK KARAKALPAK NATIONAL LIRICAL OF SONGS

Shakhida Berdikhanova

teacher of the department Music Theory State Conservatory of Uzbekistan,

Uzbekistan, Tashkent

 

АННОТАЦИЯ

Целью статьи является анализ метроритмической структуры мелострок каракалпакских народных лирических песен. Рассматриваются типы организации одиннадцатисложных мелострок, определяется функциональная значимость и роль ритма в формировании песенной строки.

ABSTRACT

The aim of the article is to analyze the structure metroritmics melostrok Karakalpak folk lyrical songs. Consider the types of organizations hendecasyllabic melostrok defined functional significance and the role of rhythm in the formation of the song line.

 

Ключевые слова: лирическая песня, мелострока, цезура, ритм.

Keywords: lyrical song, melostroka, caesura, rhythm.

 

Песенное творчество, в частности лирика, является важнейшим компонентом национальной культуры Каракалпакстана. Песня – художественное обобщение, отражающее все стороны жизни народа. Круг образов и настроений каракалпакской песни столь широк, что позволяет назвать ее музыкальной летописью жизни целого народа, его радостей и горестей, страданий и унижений, гнева и силы. Изучение их строения, определение ритмической, интонационной, ладовой основ представляется одной из важных и актуальных задач музыкознания.

Мелострока – это мелодико-ритмическое выражение стихотворной строки, которая является интонационно замкнутой смысловой единицей [8, с. 115].

Анализ каракалпакских песен показал, что на уровне мелострок распространены семи-, восьми- и одиннадцатисложные стихотворные размеры. Сравнивая мелостроки народной поэзии, следует отметить, что в лирических песнях в качестве базовых выделяются их восьмисложные и одиннадцатисложные варианты. В данной статье мы рассмотрим типы организации одиннадцатисложных мелострок на примере каракалпакских народных лирических песен.

По утверждению филологов, в каракалпакской поэзии наиболее распространенным является одиннадцатисложный стих. Одиннадцатисложные стихотворные строки складываются из составных групп бунаков. Например: 6+5; 7+4; 8+3 и др. В своем исследовании «Некоторые мысли о ритме каракалпакской поэзии» А. Алиев утверждает, что для каракалпакских песен характерным считается разделение одиннадцатисложного стиха на шести- и пятисложные группы бунаков (6+5), все другие варианты, образующие одиннадцатисложник, автор относит к свободным размерам [2, с. 15].

Вышеизложенная концепция поэтического стиха отражается и в построении мелодии одиннадцатисложных песен.

При формировании ритмических рисунков одиннадцатисложных стихотворных размеров большое значение имеют цезуры (образующиеся остановкой, паузой, иногда подчеркнутые распевом), которые выявляют ритмоинтонационные и напевные свойства одиннадцатисложников. При этом поэтическое членение поддерживается членением мелодическим.

В зависимости от количества цезур, одиннадцатисложники в каракалпакских народных лирических песнях подразделяются на несколько типов, каждый из которых имеет варианты оформления, выполняющего определенную функциональную нагрузку при выстраивании композиции песни.

Первый тип – одноцезурный. В данном случае пауза появляется после шестого или восьмого слога стиха. Соответственно выделяются две ее разновидности:

  1. с остановкой на шестом слоге, распетым шестым слогом или паузой после шестого слога;
  2. с остановкой на восьмом слоге, распевом восьмого слога или паузой после восьмого слога.
  1. Для начала рассмотрим ритмоформулы (РФ) мелострок первой группы.

Самым наглядным примером является мелострока, четко разделенная на шести- и пятисложные бунаки. В нижеследующем примере цезура выявлена за счет продления конечных слогов каждой группы бунаков.

№ 1 «Ақсынгүль» КНП. с. 24

Здесь с ритмической стороны обе группы бунаков достаточно близки. В интонационном плане мелодическая линия представляет собой единую восходящую волну, что, несмотря на длительную остановку во 2-м такте, способствует объединению мелодического развития мелостроки в единое целое. Данный тип организации мелостроки имеет несколько вариантов оформления мелострок, которые, в свою очередь, вносят определенную нагрузку и красочность в композицию песни в целом.

Разделение на шести–пятисложные группы бунаков в одиннадцатисложной мелостроке осуществляется не только остановкой и распеванием шестого слога, но и появлением паузы или вставных слогов после нее, которые непосредственно выполняют функцию разграничения:

№ 2 «Жездежан» КНП. с. 62

  1. Вторая группа одноцезурного одиннадцатисложника характеризуется тем, что в ней цезура (остановка, распев) идет после восьмисложного бунака, то есть мелострока оформлена в виде 8+3 (4+4+3). По сравнению с предыдущим видом мелостроки данного типа менее распространены.

Одна из разновидностей – это мелострока, без каких-либо изменений повторяющая стихотворную структуру песни (то есть цезуры между мелостроками и стихотворными строками одинаковы):

№ 3 «Муўсанамасы» КНП. с. 34

В приведенном примере восьмой слог первой строки песни по сравнению с другими дается в относительно распетом виде (то есть продолжителен по звучанию). А также кроме распева имеется вставной слог «я-рей», за счет которого трехсложная часть строки дважды повторена, что в свою очередь подчеркивает структуру 8+3 одиннадцатисложной мелостроки.

Особо важную группу одноцезурного одиннадцатисложника составляют песни, в которых цезура мелостроки не соответствует стихотворной. То есть, если в стихотворной строке – пауза, остановка идет после восьмого слога:

Тилинда-ди/ хаксанасы/ Ешбайдын.,

то в мелостроке «цезура» может быть после шестого слога:

№ 4 «Ешбай» КХН. с. 29

Эффект несовпадения здесь усиливается своеобразным «обрывом» слова. Факт несовпадения же объясняется тем, что исполнители при интерпретации песен не всегда придерживаются поэтического ритма, на основе которого на первый план выходит музыкальное оформление произведения.

Аналогичное явление можно наблюдать и в песне «Зиндан».

  1. Второй тип одиннадцатисложника представляет собой мелостроку, выстроенную без остановок, то есть безцезурную. Он, так же, как и первый тип, имеет несколько вариантов.

Самым распространенным вариантом данного типа является мелострока, в которой слоги равны по своей длительности, кроме последнего более протяженного:

№ 5 «Чимбай» КХН. с. 14

Аналогичное явление представляет собой и песня «Еденбайнамасы».

Безцезурный одиннадцатисложник в лирических песнях может быть представлен во взаимодействии с одноцезурными и двухцезурными типами мелострок. В таком случае он часто применяется в кульминационном разделе песни, то есть в третьей мелостроке. Например, в песне «Гел-гел-ай!» первые две мелостроки представляют собой одноцезурную структуру, а начиная с третьей, мелостроки выстроены на основе безцезурной РФ.

№ 6 «Гел-гел-ай!» КХН. с. 195

Вторая разновидность безцезурного одиннадцатисложника характеризуется торможением или продлением последнего и предпоследнего слогов мелостроки.

  1. Третий тип одиннадцатисложника определяется как двухцезурный. Его отличает ритмическое объединение отдельных групп бунаков.

Первый вариант данного типа характеризуется совпадением цезур мелострок со стихотворной строкой:

№ 7 «Жеңгежан» КХН. с. 241

Этот вариант может быть выражен и несколько иначе, то есть с распевом конечного слога каждой группы бунаков, что придает песне широкое дыхание. Например, в песне «Перийзат» в распетом виде изложена последняя и предпоследняя группы бунаков. Такое распевание считается характерным для заключительных разделов песен.

№ 8 «Перийзат» КНП. с. 32

Второй вариант двухцезурного одиннадцатисложника отличается тем, что трехсложный бунак (в конце стихотворной строки) более продолжителен, и в лирических песнях такая РФ характерна для каденционных частей (вторая и четвертая мелостроки).

№ 9 «Перийзат» КХН. с. 295

Таким образом, одиннадцатисложная мелострока в лирических песнях, в зависимости от стихотворного членения строк на группы бунаков, представляет собой три типа оформления интонационно-ритмической формульности.

Мелостроки, составляющие каракалпакскую лирическую песню, редко опираются на один и тот же тип структуры, так как каждый исполнитель, исходя из эмоционального состояния во время исполнения, может распевать мелостроки в разных мелоритмических комбинациях, что, в свою очередь, влияет и на РФ. Также следует подчеркнуть, что поэтическая и мелодическая организация мелострок находятся в тесных взаимоотношениях, а точнее, мелодия в определенной степени подчиняется поэтическим законам.

 

Список литературы:

  1. Адамбаева Т. Революцияға шекемги қарақалпақ музыкасы. – Нөкис: Қарақалпақстан, 1976.
  2. Адамбаева Т. Қарақалпақ Совет музыка сытарий хынан. – Нөкис: Қарақалпақстан, 1985.
  3. Адамбаева Т., Жийемуратов М. Жыраунамалары. – Нөкис: Қарақалпақстан, 1991.
  4. Азимова А. Звуковой мир каракалпаков. – Ташкент: 2008.
  5. Азимова А. Традиционный музыкальный язык узбекского, каракалпакского и уйгурского народов. – Ташкент: 2008.
  6. Айымбетов Қ. Халықданалығы. – Нөкис: Қарақалпақстан, 1988.
  7. Айымбетов Қ. Қарақалпақ фольклоры. – Нөкис: Қарақалпақстан, 1977.
  8. Акбаров Ил. Развитие музыкальной культуры в Каракалпакии. // Шарқ Юлдузи. – 1954. – № 4.
  9. Алиев А. Қарақалпақ поэзиясының ритми тууралы гейпара ойлар. // Әмударья. – 1969. – № 12.
  10. Ансерме Э. Структуры ритма / Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. – М.: 1986.
  11. Афонина Н.Ю. Проблемы ритмического анализа / Ритм и форма: сб. ст. / ред. Н. Афонина, Л. Иванова. – СПб., 2002.
  12. Байгаскина А.Е. Ритмика казахской традиционной песни. – Алма-Ата: АГК, 2003.
  13. Муратбаев Қ. Қарақалпақ поэзиясында қосық қурылысы. – Нөкис: Қарақалпақстан, 1977.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.