Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 15 августа 2016 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть 1, Сборник статей конференции часть 2

Библиографическое описание:
Кравченко К.А. АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 8(30). Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 66-70.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Кравченко Ксения Алексеевна

канд. пед. наук, доц. кафедры рисунка, живописи и художественного образования Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета,

РФ, г. Новосибирск

THE ACADEMIC DRAWING IN MODERN EDUCATIONAL PROCESS

Ksenia Kravchenko

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Novosibirsk state pedagogical university,

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье определено современное состояние преподавания академического рисунка в процессе подготовки будущего учителя изобразительного искусства. Определены основные противоречия в образовательном процессе. Намечены пути совершенствования методики преподавания академического рисунка в педагогическом вузе.

ABSTRACT

In article the current state of teaching the academic drawing in the course of training of future art teacher is defined. The main contradictions in educational process are defined. Ways of improvement of a technique of teaching the academic drawing in pedagogical higher education institution are planned.

 

Ключевые слова: академический рисунок, художественно-педагогическое образование, эстетическое воспитание.

Keywords: academic drawing, art pedagogical education, esthetic education.

 

Рассматривая пути совершенствования системы обучения академическому рисунку на художественных факультетах педагогических вузов, нельзя не заметить, что современная система обучения имеет несомненные достижения, которые необходимо сохранить. Это сочетание научной, художественно-творческой и педагогической подготовки, профессиональная направленность преподавания, наличие системы педагогической и пленэрной практик, система развития навыков самостоятельной работы и др.

Однако новые подходы к высшему художественно-педагогическому образованию предполагают при обучении академическому рисунку особое внимание обращать на понимание последовательности развития профессиональных компетенций студентов, понимание образной структуры изобразительного искусства, усиление аналитической составляющей и формирование эстетического (творческого) начала, удовлетворяя тем самым потребности в высоком уровне профессионализма выпускника [6].

Существенные изменения процесса профессиональной подготовки специалистов художественно-педагогического образования отражены в требованиях государственных документов (Концепции художественного образования в Российской Федерации, Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации, Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования), обосновывающих необходимость инновационной деятельности вузов, осуществляющих подготовку кадров в области педагогического образования. В этом контексте преобразования, происходящие в сфере образования, являются закономерным отражением новых задач, стоящих перед высшей школой, в связи с переходом на многоуровневую систему обучения [5].

Содержание и методологические принципы художественно-педагогического образования, включающие в себя формирование художественно-практической компетентности, подразумевают овладение не только изобразительной грамотой и средствами художественной выразительности, но и эстетическое воспитание. В связи с этим встает проблема обновления содержания, форм и методов художественно-педагогического образования с учетом новых требований и количеством учебных часов, отводимых государственным стандартом на освоение специальных дисциплин [1, с. 23–24].

Проблемы осложняются тем, что государственные стандарты определяют нормативный тип выпускника в виде условных компетенций вместо четких требований к содержанию теоретических знаний и практических умений будущего специалиста в соответствии со спецификой получаемой им профессии.

Разработка, обоснование принципов и методов обучения, их экспериментальная проверка и внедрение в практическую деятельность педвузов требует дальнейшего, более углубленного исследования базовых принципов обучения. При этом необходимо использовать академические традиции художественного образования, найти соотношение между усилением академической подготовки и длительным процессом эстетического воспитания студентов, создавая условия для реализации их индивидуальных творческих возможностей в условиях современной структуры учебного процесса, основанной на требованиях ФГОС.

Академический рисунок, являясь базовой специальной художественной дисциплиной, составляет основу реализации формирования и развития профессиональных компетенций будущего учителя ИЗО. При этом существующие в настоящее время средства и методы обучения академическому рисунку уже не обеспечивают необходимый уровень формирования и развития профессиональных компетенций в новых условиях реформирования высшего образования [2].

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов, учебных планов и рабочих программ свидетельствует, что уделяется недостаточно внимания разработке содержания преподавания академического рисунка в условиях постоянного сокращения аудиторных часов, отводимых на практические, профессиональные дисциплины и требуется совершенно новый подход к методике обучения академическому рисунку. На этом фоне выделяются две противоположные точки зрения на проблему содержания обучения академическому рисунку. Первая придерживается того мнения, что в условиях сокращения часов необходимо давать только основные базовые знания и умения, т. е. акцентировать технические аспекты обучения академическому рисунку. Другие специалисты предлагают усилить теоретические аспекты обучения без взаимодействия с практической деятельностью студентов. Однако ни тот ни другой подход не отвечает современным требованиям к качеству подготовки будущего учителя ИЗО, как творческой личности, владеющей необходимыми знаниями, умениями изображения в контексте целостного, гармоничного мировоззрения, не обеспечивает должного уровня взаимодействия аналитических и эстетических начал в изобразительной деятельности, что значительно обедняет целостный процесс художественно-образного познания в процессе рисования [3].

Современное положение преподавания академического рисунка в педагогическом вузе характеризуется наличием ряда противоречий:

  • между традиционными подходами к содержанию, формам и функциям высшего художественно-педагогического образования и необходимостью определения его новых концептуальных основ, методологических принципов, связанных с реформированием системы образования;
  • между объективной потребностью гармонизации в учебном процессе художественно-образных и эстетических начал и традиционной акцентировки на освоение аналитических основ рисования;
  • между типовой системой подготовки учителей и новой парадигмой высшей школы, нацеленной на развитие у будущего специалиста самостоятельной познавательной и творческой активности, направленной на дальнейшее самосовершенствование профессиональных компетенций [4].

В этом контексте можно предположить, что эффективность процесса обучения академическому рисунку значительно повысится, если выявить и акцентировать эстетические аспекты в процессе обучения академическому рисунку, а также разработать методику обучения академическому рисунку, основанную на взаимодействии художественно-образных форм познания и эстетических функций академического рисунка.

Таким образом, процесс подготовки будущего учителя ИЗО по академическому рисунку будет в большей степени адекватен современным образовательным условиям.

 

Список литературы:

  1. Медведев Л.Г. Изобразительное искусство в современном образовательном процессе // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна Сборник статей. ФГБОУ ВПО «НГПУ». – 2015. – С. 20–25.
  2. Медведев Л.Г. О состоянии художественного образования // Профессиональное образование. Столица, 2014. – № 8. – С. 14–16.
  3. Медведев Л.Г. Академический рисунок в процессе художественного образования. – Омск, 2008.
  4. Медведев Л.Г. Художественное образование в социокультурном пространстве // Педагогический журнал Башкортостана, 2014. – № 3 (52). – С. 46–52.
  5. Медведев Л.Г., Шаляпин О.В. О концепции развития непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире, 2012. – № 3. – С. 75–82.
  6. Шаляпин О.В. Педагогика портретного искусства (педагогические принципы портретного образа в системе подготовки художника-педагога): дис. ... д-ра пед. наук. – М., 2011. – 370 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.