Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 11 мая 2016 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть 1, Сборник статей конференции часть 2
отправлен участнику
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ
METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING THE HISTORY OF MUSIC IN THE CONTEXT OF VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS-MUSICIANS
Marina Kruglova
cand. ped. Sciences, Associate Professor Musicology and Music Education Institute of Arts,
Moscow State Pedagogical University,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются методические аспекты преподавания Истории музыки в системе высшего профессионального музыкального образования. Выявляются основные недостатки и проблемы в вопросах методики изучения предмета. Анализируются традиционные и современные методы освоения музыкально-исторических дисциплин, представленные в научных исследованиях последних лет. Раскрывается значение новых подходов к методам изучения Истории музыки, отвечающих достижениям современного научного знания и уровню образования.
ABSTRACT
In this article methodical aspects of teaching History of music in system of the higher professional music education are considered. The main shortcomings and problems of questions of a technique of studying of a subject are characterized. The traditional and modern methods of studying of musical and historical disciplines presented in scientific researches of the last years are analyzed. Value of new approaches to methods of studying of History of music, answering to achievements of modern scientific knowledge and education level reveals.
Ключевые слова: профессиональная подготовка музыканта; история музыки; музыкально-исторические дисциплины; методы музыкального анализа; стилевой подход; культурологический подход; комплексный подход; межнаучные связи.
Keywords: vocational training of the musician; history of music; musical and historical disciplines; methods of the musical analysis; style approach; culturological approach; integrated approach; interscientific communications.
Важнейшим компонентом профессионального становления музыканта, какую бы квалификацию он не выбрал для дальнейшей деятельности, является музыкально-историческая подготовка. Благодаря своему комплексному, интегративному характеру музыкально-исторические дисциплины занимают одно из ведущих мест в воспитании специалистов широкого профиля[1], потребность в которых в условиях современного социума неизменно возрастает. Функциональная многозначность Истории музыки как учебной дисциплины объясняется тем, что ее освоение позволяет подготовить музыканта к многоплановой, разносторонней деятельности в профессиональной сфере, интегрируя, обобщая и актуализируя знания, полученные из различных специальных и общих гуманитарных дисциплин.
В «орбиту» изучения Истории музыки вовлекается широкий круг понятий, сведений, категорий, методов исследования из разных научных областей, что дает возможность комплексно подходить к проблемам анализа как музыкальных, так и любых других культурных феноменов. Благодаря данным свойствам История музыки выступает фундаментом формирования у студентов глубоких знаний о музыке, искусстве, культуре и позволяет приобрести целый спектр специальных и общекультурных компетенций, дающих музыканту широкие возможности для выполнения различных профессиональных функций в современном обществе.
Очевидно, в связи с этим, что технология изучения предмета должна соответствовать его междисциплинарному статусу, характеру, законам и логике содержания. Это обязывает педагогов-музыковедов к тщательному анализу и совершенствованию процесса преподавания музыкально-исторических дисциплин в вузе, к разработке и внедрению в учебный процесс новых методик, отвечающих достижениям научного знания и уровню современного образования.
Однако, в реальной практике качество музыкально-исторической подготовки студентов не всегда соответствует заданным культурно-образовательным ориентирам, что послужило основанием для тщательного анализа состояния рассматриваемой проблемы и выявления, с одной стороны, проблемных «зон» в данной области, с другой – изучения методологических и методических «ресурсов», заложенных в ней представителями музыкальной науки за последние годы.
В теории и практике музыкального образования накоплен определенный опыт по вопросам музыкально-исторической подготовки студентов высшего и среднего звена музыкального образования. Отдельные теоретические и методические ракурсы данной проблемы исследовались в работах А.И. Волкова, Е.Е. Володиной, С.П. Барковской, Е.В. Балаганской, И.А. Гивенталя, Н.А. Голубевой, И.Я. Куликовой, Н.Л. Нечаевой, Н.М. Провозиной, А.В. Полякова, Л.А. Рапацкой, М.А. Саленко, Р.Н. Слонимской, Е.Р. Сизовой, О.К. Щеткиной, И.П. Шаклеиной, И.Б. Эдуардовой и др. [2] Наиболее развернутое обоснование у представителей музыкальной науки получила проблема изучения Истории музыки на стилевой основе (И.И. Волков, Н.А. Голубева, Е.Р. Сизова и др.). Главная задача стилевого подхода состоит в развитии у студентов способности восприятия, воспроизведения, интерпретации и анализа музыки в контексте ее культурно-исторических и стилевых детерминант. Этим обусловлено серьезное внимание педагогов к методам стилевого анализа, направленным на выявление смысловой основы произведения в единстве его музыкально-языкового и художественно-образного аспектов, определяемых законами историко-стилевого развития музыкального искусства.
Обоснование важности стилевого подхода и методика его реализации представлены в работе Н.А. Голубевой «Проблема историко-стилевого анализа в учебном курсе истории музыки». Историко-стилевой анализ, находящийся на пересечении теоретического и исторического ракурса исследования музыки, позиционируется автором и как ведущий вид учебной деятельности студентов на занятиях по Истории музыки, и как эффективная методика анализа музыкальных произведений. «Изучение музыкального творчества в курсе истории музыки должно быть связано с постижением музыкального произведения в качестве звена в цепи стилевой эволюции, заключающего в себе характерные приметы стиля автора, творческого направления и стиля эпохи» [2, с. 9].
В методике М.А. Саленко, представленной в работе «Преемственность музыкально-исторической подготовки учителя музыки: педагогический колледж – педагогический вуз», также важное место отведено стилевому анализу, реализуемому посредством метода обобщения через стиль. Специфика использования данного и других характеризуемых в исследовании методов[3] отражает общую логику и единую конечную цель преподавания музыкально-исторических дисциплин в рамках среднего специального и высшего музыкально-педагогического образования [11]. Использование в колледже тех же методов, что и в вузе, по разумению автора методики, нацелено на опережающую подготовку учащихся к вузовской учебной работе по курсу Истории музыки.
Для Е.Р. Сизовой основным условием постижения студентами закономерностей музыкально-исторического процесса служит формирование у них историко-стилевого мышления. Основываясь на идее о диалектической взаимосвязи мышления и стиля, исследователь акцентирует внимание на двух аспектах изучения исторического развития музыки: выявление общих законов музыкального искусства различных эпох – с одной стороны и специфических особенностей конкретных музыкальных стилей – с другой. Такой подход обеспечивает «глубину изучения локальных музыкально-стилевых вопросов и широту охвата общих историко-культурных проблем» [12, с. 81]. Ведущим методическим инструментом для данного вида анализа исследователь избирает метод исторического обобщения, позволяющий систематизировать разрозненные представления о путях развития музыкального искусства, и «вскрывать единую сущность музыкального искусства различных эпох и направлений во всем их бесконечном разнообразии» [12, с. 81].
Той же цели служит метод моделирования, реализуемый у автора через создание универсальных иерархически-организованных стилевых моделей, дающих возможность амбивалентного изучения музыкальных явлений. Это выражается, с одной стороны, в познании индивидуально-особенного, единичного в конкретном явлении, с другой – «в выявлении его исторической обусловленности, позволяющей «встроить» данное явление в общий музыкально-исторический контекст» [12, с. 83]. Тем самым, данный метод позволяет смоделировать множество художественных явлений на основе категории стиля. Выступая одновременно средством знаково-контекстного обучения, моделирование дает возможность самостоятельного изучения музыкальной культуры, позволяет студентам перейти от абстрактных знаковых моделей к конкретным предметным и межпредметным моделям, благодаря чему в итоге осуществляется переход от учения к труду [13].
Более широкий простор для выбора методов изучения Истории музыки дают комплексный и культурологические подходы. Так, в педагогической теории Л.А. Рапацкой, посвященной формированию художественной культуры педагога-музыканта, комплексный подход выступает методологической основой постижения закономерностей художественно-исторического процесса и позволяет наиболее полно раскрывать общность и диалектическую взаимосвязь различных видов искусств в системе культуры, выявляя интегративный потенциал музыки и ее роль в существовании разнообразных форм художественного синтеза. В соответствии с этим, определяются методы музыкально-исторической подготовки студентов (главным образом, проблемные), среди которых важное место отводится синхроническому и диахроническому анализу. Метод синхронического анализа направлен на обобщение закономерностей развития музыки в контексте художественной культуры. Его основу составляет историко-культурная типология, «ориентирующая студентов на изучение синхронных процессов развития разных видов искусств с помощью стилевых обобщений» [10, с. 23]. Установить причинно-следственные связи рождения синтетического музыкального образа (особенно в программной музыке) дает возможность метод диахронического анализа, способствующий выявлению механизмов взаимодействия музыки с другими видами искусств.
Неисчерпаемые возможности для анализа музыки в контексте культуры демонстрирует культурологический подход, являющийся на сегодняшний день ведущей методологией изучения Истории музыки и универсальным средством соприкосновения исторического музыкознания с различными гуманитарными науками (философией, историей, культурологией, социологией, психологией, искусствознанием, герменевтикой, семиотикой и др.). Культурологический подход позволяет привлекать для музыкального анализа методы данных наук и создает, тем самым, условия для реализации в учебном процессе так называемых межнаучных связей. Последние, с точки зрения дидактики, предполагают «не столько привлечение фактов из разных наук для иллюстрации общих положений, сколько показ общности теоретического объяснения объектов, изучаемых с разных сторон и разными методами, общность методов и процесса познания в разных научных дисциплинах» [4, с. 160]. Необходимость привлечения межнаучных связей (и, как следствие, общенаучных методов) в практику музыкально-исторической подготовки студентов-музыкантов связано с повышением научного уровня содержания образования, процессом интеграции наук, необходимостью формирования нового синтетического мышления, стремлением к формированию у студентов единой научной картины мира и целостного представления о нем [5, с. 68].
Вопросы совершенствования методов преподавания музыкально-исторических дисциплин в вузах культуры на основе культурологического подхода исследует Е.В. Балаганская. Система методов, предлагаемая автором, опирается на взаимосвязь музыкально-исторических и культурологических дисциплин и ориентирует на интеграцию музыковедческой и общекультурной компетентности студентов [1].
Культурологическое осмысление музыкально-исторических явлений, «восхождение от специфически-музыкального к более широким, культурологическим и социологическим категориям, а через них – к осмыслению общечеловеческого содержания, заложенного в произведении» [3, с. 2] становится основополагающим направлением для исследований А.И. Демченко. С целью осмысления музыки как художественного свидетельства породившей ее эпохи и выявления содержательной сущности музыкальных произведений им был предложен концепционный метод музыкально-исторического анализа. Необходимость использования данного метода его автор обосновывает недостатками традиционной методики изучения истории музыки, в рамках которой, «рассмотрение произведений подчас выливается в сумму разного рода наблюдений, аспектов, ракурсов, не связанных логикой единого, цементирующего стержня» [3, с. 1]. В качестве такого стержня рассматривается концепционная основа произведения, являющаяся «высшим объединяющим фактором», сводящим в смысловую целостность все компоненты рассматриваемой композиции. Последовательность осуществления концепционного анализа проходит несколько этапов: от выявления специфически музыкальных средств выражения содержания к категориям обобщающего, культурологического характера, выявляющих заложенный в сочинении глубинный смысл.
С 1990-х годов новое освещение проблема методов изучения Истории музыки получила в рамках исследований, направленных на выявление роли русской духовной музыки в целостной профессиональной подготовке музыкантов (Е.Е. Володина, И.Я. Куликова, О.К. Щеткина и др.). Так, в работе И.Я.Куликовой проводится мысль о том, что содержание музыкально-исторической подготовки музыкантов обусловлено культурологическими представлениями о целостности мирового музыкально-исторического процесса во взаимосвязи светского и духовного начал. На раскрытие этой взаимосвязи направлена система методов обучения, включающая метод культурологического обобщения, метод духовно-нравственного анализа, метод диалога искусства светской и храмовой традиций, метод ассоциативного сопоставления художественных образов разных видов храмовых искусств [7, с. 7].
Схожие задачи решаются в исследовании О.К. Щеткиной «Русская духовная музыка XI–XVII веков в системе профессиональной подготовки студентов педагогического университета». Эффективность изучения спецкурса «Русская духовная музыка XI–XVII вв.», представленного в работе в качестве средства духовно-нравственного воспитания и профессионального совершенствования студентов, определяется комплексом методов, в числе которых автор выдвигает метод выявления духовно-нравственного смысла русской духовной музыки, метод погружения в культуру, метод аутентичного исполнения русской духовной музыки [14, с. 6].
Необходимо отметить, что мысль о влиянии христианских идеалов на профессиональное музыкальное образование все чаще заявляет о себе в последние годы. Постижение музыкальных произведений религиозно-духовного и светского направления как сокровищницы духовных и нравственных ценностей является насущной потребностью современного изучения Истории музыки (как в рамках музыкознания, так и музыкального образования), позволяя по-иному взглянуть на ее содержание, процессы и логику развития. Данная идея акцентируется в исследованиях С.П. Барковской, Е.Е. Володиной, Р.И. Лозовской, В.В. Медушевского, Л.А. Рапацкой и др.
Новый взгляд на музыкальное творчество диктует необходимость поиска таких технологий и методик, которые ориентированы на выявление скрытых смыслов произведений музыкального искусства и объяснение духовных импульсов их рождения. Так, выдвинутый В.В. Медушевским метод духовно-нравственного анализа музыки, обращает исследователей к христианской стороне бытия музыки, к идее ее божественного происхождения, выявляя в ней ценности высшего порядка и расширяя, тем самым, границы представлений о возможностях музыкального анализа [8].
Актуальность подобного рода инновационных подходов к методам музыкального анализа осознается в последнее время все отчетливее. В современной науке они связаны, прежде всего, с поиском фундаментальных оснований художественного творчества (философских, религиозных, социокультурных, психологических и др.), стремлением выявить истинное, глубинное содержания произведения искусства.
Тем не менее, несмотря на определенные научные достижения в этом направлении, можно констатировать, что на сегодняшний день они довольно слабо реализуются на практике. Обзор научно-исследовательской и методической литературы, связанной с вопросами преподавания музыкально-исторических дисциплин, с проблемой методов их изучения, позволил констатировать следующее:
- В музыкальной педагогике высшей школы пока не сложилось единого подхода к проблеме методов изучения Истории музыки как важного компонента целостной профессиональной подготовки музыканта. На настоящий момент среди ученых нет общности во мнениях по данному вопросу, а выбор методов носит произвольный характер.
- В учебном процессе продолжают использоваться большей частью устаревшие методы работы, во многом отстающие от современной теории и практики профессионального обучения.
- Выбор методов часто ограничен профильной направленностью подготовки специалистов в определенной сфере музыкальной деятельности. Так, большая часть исследований (главным образом, кандидатских диссертаций), ориентирована на область профессиональной подготовки будущих учителей музыки и обусловлена именно ее спецификой.
- Система используемых методов не в полной мере отвечает, во-первых, комплексному характеру Истории музыки как учебной дисциплины, во-вторых, современным установкам целостной подготовки музыканта-профессионала. Для этого процесс отбора методов должен опираться, прежде всего, на взаимодействие общедидактических, общенаучных и собственно музыкальных методов. Их оптимальное сочетание будет способствовать системному осмыслению проблем исторического развития музыкального искусства в контексте культуры, формированию у студентов гибкого, синтетического мышления, необходимого для понимания и объяснения различных культурных феноменов прошлого и настоящего.
Обозначенные выше проблемы обнаруживают недостаточную эффективность сложившейся в отечественном музыкальном образовании системы музыкально-исторической подготовки студентов и диктуют необходимость углубления и расширения исследовательских позиций в данной области. Современная музыкальная наука располагает достаточным опытом и возможностями для дальнейшего продвижения в данном направлении с целью создания прочной методической «платформы» изучения музыкально-исторических дисциплин, призванных обеспечить высокий профессиональный уровень обучения специалиста в сфере культуры и образования.
Список литературы:
- Балаганская Е.В. Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2000. – 168 с.
- Голубева Н.А. Проблема историко-стилевого анализа в учебном курсе истории музыки: дис. ... канд. пед. наук. – М., 1998. – 174 с.
- Демченко А.И. Концепционный метод музыкально-исторического анализа – [Электронный ресурс]: Учеб. пособие для муз. вузов. – Саратов: Pan-Art, 2000 / URL: http://sarcons.ru/tl_files/Publikacii/Demchenko/16Koncepcionnyjmetod.pdf (Дата обращения: 02.05.2016).
- Краевский В.В., Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. школ и в качестве учебного пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Под ред. М.Н. Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 319 с.
- Круглова М.Г. Межнаучные связи как условие музыкально-исторической подготовки студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2013. – № 3. – С. 64–69.
- Круглова М.Г. Формирование культурологических интегративных знаний у студентов-музыкантов в процессе музыкально-исторической подготовки: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2009. – 191 с.
- Куликова И.Я. История христианской музыки как компонент целостной музыкально-исторической подготовки студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2004. – 167 с.
- Медушевский В.В. Духовный анализ музыки: Учебное пособие в двух частях. – М.: Композитор, 2014. – 630 с.
- Рапацкая Л.А. Культурологический подход как методологическая основа подготовки педагога-музыканта широкого профиля // Вопросы музыкальной культуры и образования. Сборник научных трудов. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. – Вып. 7. – С. 3–8.
- Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.02, 13.00.01. – М., 1991. – 450 с.
- Саленко М.А. Преемственность музыкально-исторической подготовки учителя музыки: Педагогический колледж – педагогический вуз: дис. …канд. пед. наук. – М., 2000. – 161 с.
- Сизова Е.Р. Историко-стилевое мышление как педагогическая проблема // Изв. Урал. гос. ун-та. Серия «Проблемы образования, науки и культуры». – Екатеринбург: УрГУ, 2007. – Вып. 22. – С. 79–87.
- Сизова Е.Р. Моделирование в структуре учебной деятельности – [Электронный ресурс] // Высш. образование в России. 2007. № 9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-v-strukture-uchebnoy-deyatelnosti (Дата обращения: 20.04.2016).
- Щеткина О.К. Русская духовная музыка XI–XVII веков в системе профессиональной подготовки студентов педагогического университета: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2007. – 220 с.
[1] Под понятием «специалист широкого профиля» в области музыкального образования подразумевается тип музыканта, обладающего широким спектром личностных и профессиональных качеств, дающих ему возможность для полноценной реализации в музыкальной и смежных с ней сферах деятельности – педагогической, научно-исследовательской, исполнительской, творческой, организационно-управленческой, методической, культурно-просветительской и др. Среди данных качеств – стремление к расширению профессиональных и культурных интересов, готовность к преодолению узко специальных умений, мобильность, гибкость мышления, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
[2] Характеристика и особенности реализации методов изучения Истории музыки представлены также в диссертационном исследовании автора настоящей статьи «Формировании культурологических интегративных знаний у студентов-музыкантов в процессе музыкально-исторической подготовки» [6].
[3] Система методов, описываемых автором, включает: метод проблемного изложения ведущих идей музыкально-исторической науки, метод поиска культурной доминанты эпохи, метод обобщения через стиль, метод сопоставления различных художественных текстов, метод индивидуально-творческих заданий методического характера и метод музыкально-исторических интеллектуальных упражнений и др.
отправлен участнику
Оставить комментарий