Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 11 мая 2016 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть 1, Сборник статей конференции часть 2

Библиографическое описание:
Крылов С.Н. ОБРАЗОВАНИЕ ХУДОЖНИКОВ-МОНУМЕНТАЛИСТОВ В 1918–1950 годы В СССР // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5(27). Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 49-56.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБРАЗОВАНИЕ ХУДОЖНИКОВ-МОНУМЕНТАЛИСТОВ В 1918–1950 годы В СССР

Крылов Сергей Николаевич

преподаватель кафедр монументально-декоративной живописи и общей живописи, менеджер по конгрессно-выставочной деятельности Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица,

РФ, г. Санкт-Петербург

MONUMENTAL EDUCATION IN 1918–1950 years IN THE USSR

Sergey Krylov

teacher on chair of monumental and decorative painting, manager congress and exhibition activities of Saint-Petersburg Stieglitz State Academy of Arts and Design,

Russia, Saint-Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Из-за возможности охвата обширной аудитории монументальное искусство стало наиболее актуальным направлением для развития в молодом Советском государстве. В первые послереволюционные годы остро обозначается проблема подготовки квалифицированных художников-монументалистов. Автор статьи обращается к вопросу формирования учебных программ по направлению монументальной живописи в первых художественных вузах Советского Союза.

ABSTRACT

Monumental art has become the most relevant direction for the development of the young Soviet state because of the possibility of a broad audience coverage. The theme of training of qualified muralists was important in the first years after revolution. The author addresses the question of formation of educational programs in the direction of the monumental painting in the first art universities of the Soviet Union.

 

Ключевые слова: академическое образование; советское искусство; монументальная живопись; кафедра монументально-декоративной живописи; ЛВХПУ им. В.И. Мухиной.

Keywords: academic education; soviet art; mural painting; the chair of monumental and decorative painting; Vera Mukhina Higher School of Art and Design.

 

Майоликовое панно М.А. Врубеля «Принцесса Грёза» на фасаде гостиницы «Метрополь», многочисленные панно и росписи вокзалов, гостиниц, частных особняков и храмов, выполненные К.А. Коровиным, В.М. Васнецовым, М.В. Нестеровым, А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерихом, П.В. Кузнецовым – эти работы бесспорно свидетельствовали о могучем потенциале монументальной живописи предреволюционной России, развитию которого способствовал модерн. Великие художники, такие как К.С. Петров-Водкин, Б.М. Кустодиев, К.Ф. Юон и другие, заложили в советскую культуру богатейший опыт отечественного и мирового искусства, создав фундамент для творчества с новой идеологией. Перелом, наступивший в судьбе русского искусства с утверждением в стране власти Советов, был разителен и неизбежен, преемственная связь с высокими завоеваниями предоктябрьской эпохи начинает прерываться. Предложенная В.И. Лениным программа монументальной пропаганды начала действовать в первые месяцы после подписания декрета СНК «О памятниках Республики» в апреле 1918 года.

Ещё в предшествовавшие Революции годы некоторые прогрессивные деятели, как А.И. Бернардацци и В.М. Васнецов, ратовали за необходимость вывести искусство из частных музеев, приблизить его к народу, направить его в пользу духовного и культурного развития пролетариата. Теперь же государство наиболее, чем когда-либо, было заинтересовано в развитии искусства, рассчитанного на охват обширной аудитории. Однако на протяжении 20-х годов художникам с трудом удаётся найти место в архитектуре нового государства. Монументальные искусства в первое десятилетие СССР развивались «довольно обособленно друг от друга, лишь в отдельных случаях вступая во взаимодействие с архитектурой и между собой. В основном же художники и скульпторы искали образного выражения эпохи, пользуясь средствами только «своего» вида искусства» [7, с. 41]. Подобные явления мешали успешному развитию монументальной живописи в соответствии с новыми задачами и возможностями социалистического общества. Произведения 1920 – начала 1930-х годов не стали событием в развитии монументальной живописи, причина чего видится в недостаточной системности при проектировании монументальных произведений, когда архитектор, скульптор и художник ведут свой проект совместно, давая друг другу возможность для реализации. Государству необходимы были программы для обучения художников-специалистов по монументально-декоративной росписи зданий. Есть основание рассмотреть, как решалась эта задача в первые послереволюционные десятилетия.

Московские ВХУТЕМАС (с 1926 года ВХУТЕИН) становятся первым в Советском Союзе учебным заведением, с выпускающим монументальным отделением. Отделением руководил Л.А. Бруни (вольнослушатель ИАХ по мастерским Я.Ф. Ционглинского, Ф.А. Рубо, и батальному классу Н.С. Самокиша), а также преподавали профессора: К.Н. Истомин (учился в Мюнхене в школе венгра Шимона Холлоши, затем на искусствоведа в МГУ), Н.М. Чернышев (вып. МУЖВЗ 1911 года, ученик А.Е. Архипова, С.А. Коровина, В.А. Серова, изучал МДЖ в мастерской В.В. Матэ и Д.И. Киплика [1]), П.В. Кузнецов (вып. МУЖВЗ, ученик А.Е. Архипова, К.А. Коровина, В.А. Серова), И.М. Рабинович (вып. КХУ 1912 года, в 1912–1915 учился в студии А.А. Мурашко), Н.И. Шестаков (вып. МУЖВЗ) и А.В. Шевченко (вып. ИСЦХПУ 1907 года, и ученик А.Е. Архипова и К.А. Коровина по МУЖВЗ). С 1923 по 1926 годы ректором ВХУТЕМАСа был В.А. Фаворский (учился в Мюнхене в школе венгра Шимона Холлоши). Хотя фактически В.А. Фаворский преподавал на полиграфическом отделении, остаётся несомненным его прирожденное монументальное мышление, то есть способность лаконично организовывать художественные изображения на плоскостях, расположенных в трёхмерном архитектурном пространстве. Монументальное мышление, тяготение к последовательному эмпирическому обоснованию творческих процессов вкупе с педагогическим талантом можно в полной мере ощутить, назвав имена его учеников: А.А. Дейнеки, К.В. Эдельштейна, В.Б. Эльконина, Г.И. Рублёва, Б.В. Иорданского, С.А. Павловского, которые закончили институт в 1929–1930-х годы. С их именами связано формирование художественного сознания и культуры 1930-х годов, а также, фактически, становление советской монументальной живописи.

В.А. Фаворский и Л.А. Бруни были признанными мастерами графики. Их первая совместная монументальная работа, роспись Музея охраны материнства и младенчества (ул. Кропоткина, Москва), состоялась в 1932–1933 годах при участии В.Б. Эльконина. Несмотря на то, что художники оказались в крайне невыгодных условиях (небольшие, узкие помещения изначально не предполагали художественного обогащения), авторам удалось преобразить старый интерьер, расширить и обогатить архитектурное пространство ритмически. Уже в первом проекте авторы считают важной составляющей придание художественного образа помещениям в целом, в чем им содействует В.И. Мухина, создавшая для Музея ряд барельефов.

«Значительный вклад в формирование советской монументальной живописи, в накопление творческого опыта был сделан Мастерской монументальной живописи при Всероссийской Академии архитектуры» [2, с. 31], в которой с 1935 по 1948 годы под руководством Л.А. Бруни и В.А. Фаворского трудились 30 художников: Н.М. Чернышев, Б.П. Чернышев, М.С. Родионов, А.Д. Гончаров, В.Б. Эльконин, К.В. Эдельштейн, Г.С. Павильонов, А.И. Сахнов, С.А. Павловский и другие. «Только что организованная Мастерская монументальной живописи ставит своей целью научно обоснованное и всестороннее изучение проблемы синтеза искусств и целого ряда связанных с ней задач» [8, с. 4]. И несмотря на то, что в мастерской работают художники с ярко выраженными творческими индивидуальностями, изучение синтеза искусств является общим для всех.

С наступлением советской власти мозаичная мастерская В.А. Фролова и мозаичное отделение Института имени И.Е. Репина были закрыты, мозаичное искусство было признано религиозным. А.В. Щусев фактически возродил мозаичное дело, настояв на оформлении траурного зала Мавзолея В.И. Ленина флорентийской мозаикой. В 1929-м году В.А. Фролов занимает мозаичную мастерскую Института имени И.Е. Репина, где выполняет работы для Мавзолея и затем – для станций «Маяковская» и «Новокузнецкая». Хотя в мастерской создавались важнейшие заказы правительства Советского союза, нельзя утверждать, что из неё выходят профессиональные художники-монументалисты. Правильнее будет – мастера-мозаичисты.

Следует отметить, что выпускники Института имени И.Е. Репина (в описываемые годы носившего названия: ПГСХУМ – с 1918 по 1921, ВХУТЕМАС – 1921 по 1922, ВХУТЕИН – с 1922 по 1924, ЛВХТИ – с 1924 по 1930, ИНПИИ – с 1930 по 1932, ИнЖСА – с 1932 по 1933, ЛИЖСА – с 1933 по 1944; в 1944 присвоено имя И.Е. Репина) в те годы выполняли художественные проекты монументального назначения по государственной линии. Но вопрос внедрения их творчества в архитектурную среду заслуживает особого внимания. В те годы во время обучения студенты вуза распределялись по персональным мастерским, фактически – по жанровым мастерским, названным фамилией педагога-руководителя. По видам живописи распределения не было. Преподаватели вуза рассматривали монументальную живопись в качестве станкового произведения, выполненного в технологии монументального искусства и расположенного в архитектурной ситуации, независимо от структурных особенностей здания. Основными определяющими художественную выразительность пластическими средствами монументального искусства являются: декоративная трактовка формы, использование или отказ от тонального контраста, условная подача изображаемого пространства, уход от иллюзорности, архитектоническая взаимосвязь структуры и композиции произведения с архитектурным пространством. Перечисленные художественные средства не играют существенной роли в произведениях, созданных последователями «школы» Института имени И.Е. Репина; таким образом, монументальная живопись как отдельный род искусства, предполагающий синтез с архитектурной средой за счет собственных пластических возможностей, для них не существует. Подобные тенденции сохраняются по сей день без ощутимого развития.

Война затормозила первый стремительный импульс развития монументального искусства в стране. В послевоенный период правительство острее ощущает нехватку художников-монументалистов. В 1945 году открываются новые учебные заведения и кафедры, в которых начинается специализированная подготовка кадров по художественной и декоративной отделке общественных зданий: МИПИДИ под руководством А.А. Дейнеки [3; 4, с. 114]; МВХПУ (б. Строгановское) [5], первый заведующий кафедрой МДЖ – В.Ф. Бордиченко (ученик Д.Н. Кардовского); и ЛХПУ (б. Штиглица), первый заведующий факультетом МДЖ – Д.Ф. Филиппов (выпускник ленинградского ВХУТЕИНа, ученик А.И. Савинова).

Целью обучения на кафедре МДЖ в ЛХПУ с самого момента его организации была подготовка кадров квалифицированных художников-реставраторов, монументалистов и мастеров альфрейного дела, которые смогли бы вернуть советским городам, разрушенным войной, величественный облик, гармоничный и комфортный для советского человека [6, c. 41]. Но при организации новой кафедры первым делом предстояло утвердить верное, в понимании искусства, отметая ложное, временное, случайное. И хотя художники, пришедшие на кафедру, имели некоторый опыт работы в архитектуре (например, Д.Ф. Филиппов выполнил настенную роспись в доме отдыха посёлка Мартышкино под Ленинградом в качестве дипломного проекта в ВХУТЕИНе), в целом они были станковистами. «Мухинской монументальной школе» ещё предстояло формироваться.

В 1948–1951 годы на кафедре МДЖ преподавал А.Н. Самохвалов (ученик К.С. Петрова-Водкина), он вел дипломное проектирование у ряда выпускников. Из-за краткого времени пребывания на кафедре нельзя заключить, что его непосредственное влияние значительно сказалось на формировании «школы». В 1952 году из-за политических причин МИПиДИ был расформирован, часть его студентов, учеников А.А. Дейнеки и Г.И. Рублёва, перешла на кафедру МДЖ ЛВХПУ. У московских студентов был значительный опыт практической работы в архитектуре, а также хорошее композиционное рисование (без натуры), хотя в натурной работе они проигрывали ленинградцам. Таким образом, можно утверждать, что на становлении «монументальной школы» ЛВХПУ им. В.И. Мухиной сказались два основных влияния живописных школ: Московский ВХУТЕИН (А.А. Дейнека и Г.И. Рублёв – ученики В.А. Фаворского и Л.А. Бруни) и Институт имени И.Е. Репина (П.Д. Бучкин – ученик В.В. Матэ, А.А. Казанцев – ученик К.Ф. Юона и Р.Р. Френца, Г.А. Савинов – ученик А.И. Савинова и А.А. Осьмёркина, П.А. Сидоров – ученик А.И. Савинова, И.П. Степашкин, Р.Р. Френц – ученик Н.С. Самокиша, Д.Ф. Филиппов – ученик А.И. Савинова).

Рассмотрев становление образовательных процессов в направлении монументально-декоративной живописи первых послереволюционных десятилетий можно сделать выводы: 1) до Великой отечественной войны отделения по подготовке художников-монументалистов формируются в Москве; 2) петербургские мозаичисты выполняют мозаики для московских объектов (мавзолей, метрополитен); 3) приезд студентов МИПиДИ, прошедших школу А.А. Дейнеки, наследника монументалистов Российской империи, на кафедру МДЖ ЛВХПУ задало положительный импульс, основанный на практическом опыте, для развития «мухинской монументальной школы» и выдвинуло кафедру МДЖ в лидеры среди учебных отделений и заведений в Петербурге. С установлением Советской власти в Санкт-Петербурге образовательные процессы в сфере монументально-декоративной живописи развивались медленнее, чем в Москве. Причины этому видятся в ряде факторов: Москва предлагала значительно большие объёмы строительства объектов общественного предназначения (вокзалы, метрополитен, гостиницы и прочее); в Москве в те годы было значительно больше художников, получивших опыт практической работы в архитектурном пространстве; близость правительства государства сказывается на потребности в объектах с использованием монументальной живописи как основного инструмента пропаганды идеологии партии.

Сокращения:

ВХУТЕИН – Высший художественно-технический институт.

ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские.

ИАХ – Императорская Академия художеств.

ИнЖСА – Институт живописи скульптуры и архитектуры.

ИНПИИ – Институт пролетарского изобразительного искусства.

ИСЦХПУ – Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище.

КХУ – Киевское художественное училище.

ЛВХТИ – Ленинградский высший художественно-технический институт.

ЛИЖСА им. И.Е. Репина – Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Всесоюзной академии художеств.

ЛХПУ – Ленинградское художественно-промышленное училище (б. Штиглица). С 1948 ЛВХПУ – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (б. Штиглица). С 1953 ЛВХПУ им. В.И. Мухиной – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной.

МВХПУ (быв­шее Строгановское) – Москов­ское выс­шее худо­же­ственно-про­мыш­лен­ное учи­лище (быв­шее Строгановское).

МДЖ – монументально-декоративная живопись.

МИПиДИ – Московский институт прикладного и декоративного искусства.

МУЖВЗ – Московское училище живописи, ваяния и зодчества (Москва).

ПГСХУМ – Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские.

 

Список литературы:

  1. “Artru.info” интернет-портал – [Электронный ресурс]. – URL: http://artru.info/ar/bio/4510/ (Дата обращения: 07.04.2016).
  2. Валериус С.С. Монументальная живопись. Современные проблемы. – М.: «Искусство», 1979. – 87 с., 88 л. ил.
  3. Дейнека А.А. Биография – [Электронный ресурс]. – Официальный сайт художника, 2016. – URL: http://www.deineka.ru/ (пров.: 10.01.2016).
  4. Зернова Е.С. Воспоминания монументалиста. – М.: Советский художник, 1985. – 192 с., ил.
  5. Истрия МГХПА – [Электронный ресурс]. – Официальный сайт МГХПА им. С.Г. Строганова, 2016. – URL: http://www.mghpu.ru/about/history (пров.: 10.01.2016).
  6. Савинов Г.А. Кафедра – это моя жизнь // Кафедра монументально-декоративной живописи. – СПб: Искусство России, 2011. – С. 40–53.
  7. Толстой В.П. Монументальное искусство СССР. – М.: Советский художник, 1978. – 384 с., ил.
  8. Шункова Е.В. Мастерская монументальной живописи. 1935–1948 // Мастерская монументальной живописи при академии архитектуры СССР. 1935–1948. – М.: Советский художник, 1978. – С. 3–45.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий