Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 12 мая 2015 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Корниенко Е.Р. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ ПРОШЛОГО // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5(21). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ  ИДЕИ  ПРОШЛОГО

Корниенко  Елена  Ревовна

канд.  пед.  наук,  доцент  СГМУ,  РФ,  г.  Архангельск

Е-maillenarevo.kamal@mail.ru

 

Отечественная  система  воспитания  в  настоящее  время  претерпевает  существенные  изменения,  проявляющиеся  в  выработке  нового  содержания.  В  качестве  главного  результата  выдвигается  готовность  и  способность  молодого  поколения  нести  личную  ответственность  как  за  собственное  благополучие,  так  и  благополучие  общества.

Русские  мыслители  всегда  обращали  свое  внимание  на  образование  как  фактор  возвеличивания  России.  Известные  педагоги  России  возвышались  до  государственно  мыслящих  граждан  России.  Так,  Граф  Разумовский,  будучи  министром  народного  просвещения,  предсказывал  большую  беду  русскому  обществу,  так  как  семейным  воспитанием  и  обучением  занимались  иноземные  учителя.  В  это  время  великий  ученый  и  педагог  М.В.  Ломоносов  написал  трактат  «О  сохранении  и  размножении  русского  народа»,  где  впервые  провел  факторный  анализ  развития  и  формирования  личности  молодого  человека  —  россиянина  [1,  с.  58].

Несмотря  на  огромный  опыт,  накопленный  отечественной  педагогикой,  процесс  воспитания  молодежи  в  новых  условиях  испытывает  серьёзные  трудности.  Главное  направление  гражданского  воспитания  заключается  в  возрождении  в  нашем  обществе  патриотизма  как  важнейшей  духовно-нравственной  и  социальной  ценности.  Из  общей  цели  патриотического  воспитания,  заключающейся  в  формировании  у  молодёжи  высоких  социально  значимых  качеств,  готовности  реализовать  их  в  интересах  общества  и  государства,  вытекает  ключевая,  с  нашей  точки  зрения,  задача:  приобщение  молодёжи  к  системе  социально-культурных,  нравственных  и  гражданских  ценностей,  отражающих  богатство  и  своеобразие  истории  и  культуры  своего  Отечества,  народа.

Анализ  современной  воспитательной  ситуации  в  российском  образовательном  пространстве  выявил  противоречия  междусовременным  нравственным  состоянием  членов  общества  и  отсутствием  ценностных  ориентаций  у  молодого  человека  жить  «по  чести»  и  работать  на  благо  Отечества;  декларированием  ценности  Человека  и  недостаточной  разработкой  путей  выхода  общества  из  нравственного  кризиса;  накопленным  отечественным  педагогическим  опытом  патриотического  воспитания  и  его  недостаточным  практическим  применением  в  образовательной  системе.  Указанные  противоречия  обусловливают  проблему,  которая  состоит  в  создании  всероссийской  концепции,  или  программы,  по  воспитанию  Сына  Отечества. 

Комплекс  идей,  составляющих  возможную  концепцию  возможно  заимствовать  в  наследии  педагога,  писателя,  историка,  философа,  книгоиздателя,  общественного  деятеля  —  Н.И.  Новикова:  идея  народности  воспитания,  идея  многостороннего  воспитания  человека,  идея  воспитывающего  обучения.  Образование  «сердца»  занимает  первенствующее  положение  в  процессе  формирования  человеческой  личности,  поэтому  идея  добродетельного  человека  Н.И.  Новикова  будет  играть  ключевую  роль.  В  общем,  идеи  педагога  положили  начало  формированию  взгляда  на  человека-патриота  как  личность  гуманистически  ориентированную,  свободную,  нравственную.  В  свою  очередь  нравственное  перерождение  человека,  воспитание  в  нем  высоких  и  благородных  чувств  связаны  у  Н.И.  Новикова  с  темой  служения  Отечеству.  Только  служение  на  благо  народа  и  страны  делает  человека  истинным  Сыном  Отечества.

В  рамках  неофициальной  педагогической  мысли  в  конце  XVIII  века  были  сформулированы  представления  о  патриоте  как  гуманистически  ориентированной  свободной  личности,  воплощающей  одновременно  общечеловеческие  и  национальные  идеалы.  Так,  русский  просветитель,  истинный  сын  Отечества,  Н.И.  Новиков,  считал,  что  национальное  воспитание  пробуждает  «отечественный  дух»  и  «народную  гордость». 

В  журнале  «Кошелек»,  который  Н.И.  Новиков  издавал  как  еженедельное  сочинение  в  1774  г.,  (а  ранее,  в  1769  г.  выходил  журнал  «Трутень»  и  в  1772  г.  Журнал  «Живописец»),  есть  замечательное  по  содержанию  и  гражданскому  пафосу  предисловие.  «Будучи  рожден  и  воспитан  в  недрах  отечества,  —  пишет  журналист,  —  обязан  оному  служить  посильными  трудами»  [3,  с.  158].  Такова  гражданская  позиция  русского  просветителя. 

С  первой  страницы  журнала  издатель  заявляет  о  своем  «почтении  к  древним  великим  добродетелям,  украшавшим  наших  праотцов»  и  вместе  с  тем  негодует  по  поводу  тех  людей,  которые  так  «обольщены…  дарованиями  иноземцев»,  что  «чужие  земли  предпочитают  своему  Отечеству»,  также  «ко  стыду  целой  России…  думают,  что  россиянин  должен  заимствовать  у  иностранных  все,  даже  и  до  характера»  [4,  с.  477].  В  результате  россияне  «добровольно  из  разумного  человека  переделываются  в  несмысленных  обезьян  и  представляют  себя  на  посмешище  всея  Европы».  Таким  образом,  в  журнале  определялись  две  основные  темы:  восхваление  «древних  добродетелей»  и  осмеяние  «несмысленного  обезьянства»  в  отношении  к  французам.  «…Какое  счастие  родиться  на  брегах  Сены  и  иметь  волшебное  наименование  француза  для  отворения  дверей  во  всяком  месте»  [4,  с.  480],  —  так  журнал  «Кошелек»  выполнял  одну  из  своих  задач:  обличение  нелепого  увлечения  русских  всем  французским.

Против  неразумного,  слепого  подражания,  против  презрительного  отношения  ко  всему  русскому  выступал  Н.И.  Новиков.  В  журнале  «Трутень»  мы  находим  ироническое  сообщение  об  открытии  в  Париже  «Академии  волосоподвивательной  науки»  и  характеристику  «Молодого  российского  поросенка»,  который  объездив  чужие  страны  «для  просвещения  своего  разума»,  «возвратился  уже  совершенно  свиньею»,  и  критику  иностранных  гувернеров,  морально  калечащих  молодежь.  Н.И.  Новиков  критиковал  поверхностное  французское  образование,  формальное  восприятие  западной  культуры,  заимствованную  от  французского  дворянства  моду  на  «скороспелое  в  науках  знание».  Он  с  осуждением  писал  о  том,  что  в  «Москве  есть  обыкновение  русским  художникам  платить  гораздо  меньше  иностранных,  хотя  бы  последние  и  меньше  имели  искусства,  дурная  привычка  считать  русских  актеров  хуже  французских  или  английских...»  [4,  с.  63].  «Я  не  знаю,  отчего,  —  читаем  в  «Трутне»,  —  во  многих  вкралося  предрассуждение,  что  русские  ничего  так  хорошо  делать  не  могут,  как  иностранные»  [4,  с.  124].  В  сатирических  статьях  журнала  Н.И.  Новиков  выставлял  напоказ  манеры,  привычки  столичных  «щеголей  и  щеголих»  («петиметров»),  желавших  во  что  бы  то  ни  стало  одеваться,  обставлять  жилище,  заводить  кареты  и  так  далее  обязательно  так  же,  как  это  делалось  в  Париже  и  других  столицах  Западной  Европы.  Просветитель  считал,  что,  благодаря  этому  увлечению,  чрезмерному  восхищению  иностранными  нравами,  русские  обычаи,  русская  литература  и  русский  язык  были  приведены  в  положение  чего-то  «недостойного»,  «низкого».

Идея  соборности,  идея  «национального»  являются  исключительно  русскими  и  имеют  в  настоящее  время  для  образования  особый  смысл.  Они  имеют  громадный  воспитательный  потенциал.  Это  хорошо  понимал  русский  просветитель-педагог  XVIII  века  Н.И.  Новиков.

Вопросы  национального  развития  России  привлекали  Н.И.  Новикова.  Просветительство  второй  половины  XVIII  века  было  тесно  связано  с  формированием  русской  нации  и  развитием  русской  национальной  культуры.  Именно  в  это  время  широкое  распространение  в  обществе  получили  такие  значительные  понятия,  как  «нация»,  «гражданин»,  «патриотизм»,  «Отечество». 

В  центре  внимания  просветителя  Н.И.  Новикова  находились  вопросы  социальной  и  национальной  жизни  его  Отечества.  Разоблачение  космополитизма  и  галломании  дворян,  оторвавшихся  от  национальной  почвы,  защиту  и  пропаганду  национально-патриотических  принципов  и  традиций  Н.И.  Новиков  считал  своим  гражданским  долгом,  одной  из  важнейших  задач  просветительской  деятельности.  Этому  он  посвятил  издания  своих  сатирических  журналов.

Благополучие  народа  и  процветание  государства  напрямую  зависит  от  «доброты  нравов»,  а  это  в  свою  очередь,  от  воспитания.  В  связи  с  этой  проблемой  просветитель  и  педагог,  Н.И.  Новиков  опубликовал  статью  «О  воспитании  и  наставлении  детей»,  где  писал:  «Единое  воспитание  есть  подлинный  творец  добрых  нравов;  чрез  него  вкус  добродетели,…  чрез  него  отечественный  дух,  благородная  (на  истине  и  знании  основанная)  народная  гордость,  …любовь  к  простоте  и  к  натуре  со  всеми  другими  человекодружественными,  общественными  и  гражданскими  добродетелями  должны  овладеть  сердцами  граждан»  [2,  с.  418].  «Воспитание  юношества»  важно  не  только  для  конкретной  семьи,  но  и  для  правителя  и  государства.  Воспитание  —  «великое  важное  дело».

Итак,  идея  Сына  Отечества,  идея  патриотизма  являются  основополагающими  для  государства,  так  как  социально  значимы.  При  этом  их  следует  воспринимать  и  как  вненациональные  понятия,  так  как  практически  нет  государства  со  стопроцентным  мононациональным  населением.  Всё  это  говорит  о  том,  что  понятие  «Сын  Отечества»  выступает  гарантом  единства  и  силы  многонационального  государства. 

Резюмируя  вышесказанное,  заключим,  что  идея  «Сына  Отечества»  является  объединяющей  социальный,  нравственный,  культурный,  исторический,  этнический  компоненты  общества  и  личности  на  основе  любви  к  стране,  —  данное  обусловливает  необходимость  появления  в  российской  образовательной  доктрине  концепции  воспитания  Сына  Отечества.

 

Список  литературы:

  1. Ломоносов  М.В.  О  воспитании  и  образовании.  М.,  1991.  —  163  с.
  2. Новиков  Н.И.  Избранные  сочинения.  М-Л,  1954.  —  570  с.
  3. Новиков  Н.И.  и  его  современники.  М.,  1961.  —  268  с.
  4. Сатирические  журналы  Новикова.  «Трутень»,  1769—1770.  «Пустомеля»,  1770.  «Живописец»,  1772—1773.  «Кошелек»,  1774.  М.;  Л.:  Изд-во  АН  СССР,  1951.  —  616  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.