Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XVIII-XIX Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 08 декабря 2014 г.)

Наука: Медицина

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Любимова Н.С. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСКУРСА СЕКСУАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИИ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XVIII-XIX междунар. науч.-практ. конф. № 11-12(17). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

НЕКОТОРЫЕ  ОСОБЕННОСТИ  ДИСКУРСА  СЕКСУАЛЬНОСТИ  В  СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИИ

Любимова  Надежда  Сергеевна

психотерапевт,  аспирант  кафедры  истории  и  философии  ГБОУ  ВПО  РостГМУ  Министерства  здравоохранения  Российской  Федерации,  РФ,  г.  Ростов-на-Дону

E-mail: 

 

В  предыдущем  исследовании  мы  отметили  существенное  расхождение  между  широким  общественным  дискурсом  по  вопросам  сексуальности  в  России  и  крайне  скудным  научным  [7].  В  ходе  концептуализации  научного  дискурса  сексуальности  в  России  мы  выявили,  что  с  60х  годов  он  существует  исключительно  как  медицинский,  а  также  отметили  основные  факторы,  влияющие  на  динамику  данного  дискурса,  и  сделали  предположение  о  недостаточной  автономии  медицинского  научного  сообщества. 

Специфика  медицинской  науки  в  России  такова,  что  исследователи  всегда  занимаются  практической  деятельностью,  консультирую  пациентов.  Они  также  популяризируют  полученные  научные  знания,  развеивая  антинаучные  мифы  и  таким  образом  повышая  образовательный  уровень  общественного  дискурса.  В  связи  с  этим,  изучение  процесса  популяризации  знаний  специалистами  по  вопросам  сексуальности  представляет  большой  интерес  в  плане  понимания  динамики  дискурса  сексуальности  в  современной  России.

Ранее  мы  [2],  как  и  другие  исследователи  [3,  6],  отмечали  новый  виток  сексуальной  контрреволюции  в  России.  «Откат  к  традиционным  ценностям»  в  сексологических  вопросах  и  их  противопоставление  «чрезмерно  либеральным  ценностям  Запада»  актуализирует  сравнение  мнения  отечественных  и  зарубежных  коллег,  популяризирующих  сексологические  знания.

Мы  предполагаем,  что  имеются  препятствия  к  развитию  научного  дискурса  сексуальности  в  современной  России,  имманентные  данному  дискурсу.  И,  в  силу  слабой  автономии  медицинского  научного  сообщества,  специалистами  происходит  недостаточное  повышение  образовательного  уровня  общественного  дискурса  сексуальности  в  современной  России. 

Целью  нашего  исследования  является  изучение  влияния  современного  научного  дискурса  сексуальности  на  общественный  дискурс  сексуальности  в  России  в  ходе  популяризации  сексологических  научных  знаний. 

Материалом  к  данному  исследованию  послужили  интервью  ведущих  отечественного  [5]  и  зарубежного  [4]  сексолога,  опубликованный  в  июле-августе  2014  года  в  популярном  интернет-издании  The  Village,  сделанные  одним  и  тем  же  журналистом  с  разницей  не  более  месяца.  Методологическую  основу  данного  исследования  составили  сравнительный,  аналитический  и  диалектический  философские  методы.

Оба  специалиста  имеют  стаж  работы  в  области  сексологии  более  15  лет,  регулярно  выступают  экспертами  по  вопросам  сексуальности  в  средствах  массовой  информации  или  образовательных  проектах  в  своих  странах,  являются  членами  профессиональных  сексологических  объединений. 

С  первого  ответа  отечественного  специалиста  журналисту  задается  контекст  повреждения  или  аномальности  словами  «лечение»  и  «пациенты».  В  риторике  специалиста  отмечается  категоричность  суждений,  долженствование  и  вина.  Наблюдаются  сравнения  с  ценностями  Америки  и  Запада.  Примечателен  переход  от  вопроса  о  грамотности  населения  в  сексологических  вопросах  к  теме  вредности  и  запретов.  «Четкие  критерии  нормы»  побуждают  читателя  как  бы  проверять  себя  на  соответствие  или  не  соответствие  им.  Опора  в  рассуждениях  на  теоретически  модель  Г.С.  Васильченко,  эмпирическая  поддержка  которой  минимальна,  нет  никаких  исследований  детской  и  подростковой  сексуальности,  подтверждающих  её.  Привлечение  биологии  и  философии  в  качестве  аргументов,  вместо  приведения  их  данных,  причем  научные  данные  не  согласуются  с  аргументацией  данного  специалиста.  Так,  президент  Американской  психологической  ассоциации  (APA)  доктор  Геральд  Кучер  (Gerald  P.  Koocher)  не  заявлял  о  том,  что  порвал  с  позицией,  которой  долгое  время  придерживается  APA,  направленной  против  «переориентирующей  терапии»  гомосексуалов  [10].  С  точки  зрения  биологии  «матери  наук  о  живых  существах,  и  в  том  числе  медицины»  гомосексуальность  это  вариант  нормы  и  это  исследованный  и  доказанный  научный  факт  [8].  В  Голландии  никогда  не  была  официально  зарегистрирована  партия  педофилов.  В  Европе  никогда  не  шла  речь  о  легализация  инцеста,  а  обсуждается  исключительно  снятие  уголовной  ответственности  за  инцест  и  другие  «противоестественные  добровольные  формы  сексуальной  активности»,  которая  была  снята  в  России  еще  в  1922  году  со  вступлением  нового  Уголовного  кодекса  РСФСР.  Таким  образом,  искажение  научных  данных  и  иных  фактов,  сделанное  в  ходе  интервью  ведущим  отечественным  специалистом,  не  может  способствовать  повышению  образовательного  уровня  общественного  дискурса  сексуальности  в  современной  России.  Необходимо  повышение  уровня  научной  подготовки  ведущих  отечественных  специалистов,  осуществляющих  популяризацию  сексологических  научных  знаний  и  имеющих  влияние  на  общественный  дискурс  сексуальности  в  России. 

В  риторике  западного  специалиста  отмечается  создание  пространства  для  привлечения  широкого  круга  различных  специалистов,  широкой  дискуссии  и  широкое  понимание  самого  вопроса  сексуальности,  включая  отношения  и  любовь,  четкое  разграничение  конвенциональных  норм  и  научных  фактов.  «Странно  и  непонятно»  не  означает  «плохо»,  а  скорее  не  исследовано,  не  познано.  Сексуальное  образование  раскрывается  не  как  связанное  сугубо  с  половым  актом,  а  также  как  обсуждение  проблем  отношений,  любви,  стереотипов.  В  каком-то  смысле  общемировым  представлением  о  сексуальной  норме  можно  считать  определение  сексуального  здоровья  Всемирной  организация  здравоохранения:  «состояние  физического,  психического  и  социального  благополучия,  связанного  с  сексуальностью.  Для  этого  необходимы  позитивный  и  уважительный  подход  к  сексуальности  и  сексуальным  отношениям,  а  также  возможность  иметь  доставляющий  удовольствие  и  безопасный  секс,  свободный  от  принуждения,  дискриминации  и  насилия»  [1].  Однако,  специалист  производит  переформулирование  вопроса  о  норме  из  линейного  в  рефлексивный,  не  давая  ответа,  озадачивая  читателя  и  побуждая  к  размышлениям.  Перенос  интереса  с  позиций  и  точек  зрения  на  отношения  и  их  качество.  Ориентация  на  искренность,  гармонию  с  самим  собой  и  счастье  с  партнером,  на  индивидуализацию  отношений  и  сексуальной  жизни.

Иллюстрация  интервью  фотографиями  специалистов  и  их  кабинетов  наглядно  демонстрирует  медицинский  контекст  у  отечественного  специалиста  и  партикулярный  контекст  у  зарубежного  сексолога. 

Оба  специалиста  отмечают  негативное  отношение  к  порнографии  как  источнику  информации,  и  феномен  снижение  сексуальной  активности  у  молодых  мужчин.  А  также  однозначно  сходятся  в  необходимости  обсуждении  вопросов  собственно  полового  акта  в  более  широком  контексте  отношений  и  чувств  партнеров. 

Как  известно,  диалектика  сексуальности  заключается  во  взаимодействии  двух  тенденций:  раскрепощения  и  репрессии.  На  которых  очень  часто  в  своих  интересах  играют  общественные  лидеры  как  в  сторону  популизма,  так  и  в  сторону  клерикализма.  Наука  —  сфера  человеческой  деятельности,  направленная  на  выработку  и  систематизацию  объективных  знаний  о  действительности,  вне  зависимости  от  тех  или  иных  настроений  общества,  политиков  или  иных  социальных  групп  и  институтов. 

Если  на  западе,  в  ходе  становления  дискурса  сексуальности,  шло  преодоление  клерикализма  вплоть  до  отказа  от  метафизики,  то  в  России  второй  половины  XX  века  шло  преодоление  авторитаризма  иного  рода,  ханжества  в  чистом  виде,  без  религиозно-метафизической  подоплеки  [6;  7].  После  периода  советской  власти,  создавшей  табу  на  «половой  вопрос»  на  много  лет,  он  возник  в  медицинском  аспекте,  через  парадигму  здоровье/болезнь,  сформировав  некий  догматический  медикализм,  господствующий,  как  мы  видим,  и  по  сей  день.  Являются  ли  это  естественным  витком  сексуальной  контрреволюции  [6;  7]  или  же  неким  своеобразием,  обусловленным  спецификой  отечественной  ментальности?  Может  быть,  догматический  медикализм,  царящий  в  нынешнем  дискурсе  сексуальности  в  России,  является  не  чем-то  новым,  а,  парадоксальным  образом,  естественным  продолжением  православного  представления  о  «поврежденности  плоти»,  ее  априорной  испорченности  [3]?  Под  догаматическим  медикализмом  понимается  догматизированные  представления  медицинского  дискурса  при  обсуждении  антропологических  проблем,  в  том  числе,  в  сфере  сексуальности,  что  приводит  к  метафизическому  противопоставлению  разных  сфер  жизни  человека  с  последующей  мифологизацией.  Эти  проблемы  настоятельно  требуют  дальнейшего  изучении  для  понимания  дальнейших  перспектив  дискурса  сексуальности  в  России,  в  том  числе  —  возможности  перехода  сексологии  в  сугубо  научное  русло,  и  формировании  отечественной  парадигмы  сексуальности  на  основе  научных  знаний,  но  с  учетом  базовых  уникальных  ценностей  общества. 

Переход  к  раскрытию  сексуальной  индивидуации,  отмеченный  в  дискурсе  зарубежного  сексолога,  в  значительно  меньшей  степени  присутствует  в  риторике  отечественного.  Старейший  в  мире  сексолог  Ширли  Зусман  (Shirley  Zussman)  в  своем  недавнем  интервью  также  отмечает,  что  люди  хотят  в  первую  очередь  отношений,  близости  и  заботы,  а  не  случайного  секса.  Она  также  отмечает  в  век  развития  гаджетов  уменьшение  телесного  контакта  между  людьми,  объятий,  даже  просто  взглядов  друг  на  друга  [9].  В  русской  философской  мысли  есть  большое  обсуждение  именно  этого  аспекта  сексуальности.  Об  индивидуации  через  пол,  преодолении  так  называемой  «половой  родовой  любви»  и  реализации  через  пол  индивидуальности  и  духовности  человека  писали  Вл.  Соловьев  и  Н.  Бердяев. 

При  всем  своеобразии,  есть  актуальные  проблемы  в  сексуальном  дискурсе  всего  мира,  такие  как  рост  числа  разводов,  снижение  сексуальной  активности  молодых  пар  и  другие,  в  которых  Россия  могла  бы  внести  свою  научную  лепту,  участвуя  в  мировом  дискурсе  сексуальности  не  с  позиции  исключительно  противопоставления  себя,  а  с  позиции  дискурсивной,  выходя  за  узкие  рамки  догматического  медикализма,  обращаясь  как  к  научным  данным,  так  и  к  собственной  философской  мысли  в  вопросах  сексуальности.  В  связи  с  этим,  необходим  поиск  иной  постановки  вопросов  в  текущем  отечественном  дискурсе  сексуальности,  так  как  на  сегодняшний  день  препятствия  к  развитию  научного  дискурса  сексуальности  в  современной  России,  имманентные  данному  дискурсу. 

 

Список  литературы:

  1. ВОЗ:  [сайт].  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.who.int/topics/sexual_health/ru  (дата  обращения:  16.09.14).
  2. Дехтяр  Н.С.  Социально-психологические  аспекты  восприятия  сексуальности  с  современной  России.  Личность,  семья  и  общество:  вопросы  педагогики  и  психологии.  №  11  (34)  сборник  статей  по  материалам  XXXIV  международной  научно-практической  конференции.  Часть  II.  Новосибирск:  Изд.  «СибАК»,  2013.  —  с.  66—71.
  3. Жаров  Л.В.  Парадоксы  русской  сексуальности.  Ростов  н/Д.:  АПСН  СКНЦ  ВШ,  2006.  —  128  с.
  4. Интервью  «Мы  не  используем  понятие  „норма“»:  Шведский  сексолог  отвечает  российскому  коллеге».  сайт.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.the-village.ru/village/city/city-interview/163491-shvedskiy-seksolog-otvechaet-rossiyskomu  (дата  обращения:  28.08.14).
  5. Интервью  «Сексолог  Евгений  Кульгавчук  о  сексуальной  норме,  вреде  порнографии  и  эпидемии  разводов».  сайт.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.the-village.ru/village/city/city-news/161233-chto-novogo-seksolog  (дата  обращения:  28.08.14).
  6. Кон  И.С.  Клубничка  на  берёзке.  Сексуальная  культура  в  России.  3-е  изд.,  испр.  и  доп.  М.:  Время,  2010.  —  608  с. 
  7. Любимова  Н.С.  Концептуализация  медицинского  дискурса  сексуальности  в  отечественной  истории  1-я  Итоговая  научная  сессия  молодых  ученых  РостГМУ/  Сборник  материалов  Ростов-н/Д.:  ГБОУ  ВПО  РостГМУ  Минздрава  России,  2014.  —  с.  10—11. 
  8. Bruce  Bagemihl,  Biological  Exuberance:  Animal  Homosexuality  and  Natural  Diversity  (Stonewall  Inn  Editions)  Paperback  –  April  10,  2000;  —  р.  768. 
  9. TIME.  Here’s  What  a  100-Year-Old  Sex  Therapist  Thinks  is  Wrong  With  Sex  Today.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URLURL:  http://time.com/3144566/heres-what-a-100-year-old-sex-therapist-thinks-is-wrong-with-sex-today/  (дата  обращения:  22.08.14).
  10. The  Washington  Times,  APA  denies  any  retreat  on  gay  therapy.  2006.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URLURL:  http://www.washingtontimes.com/news/2006/sep/2/20060902-115257-5402r/  (дата  обращения:  16.09.14).

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (2)

# demographer 21.12.2014 00:00
Во-втором абзаце утверждается:<br />"Они также популяризируют полученные научные знания, развеивая антинаучные мифы ..."<br /><br />а весь следующий текст как бе опровергает
# Надежда 19.01.2015 00:00
Вы совершенно верно подметили. Во втором абзаце это то, как формально устроено. А дальше анализируется как получается.

Оставить комментарий