Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVI-XVII Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 06 октября 2014 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Алламбергенова И.Х. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДАНИЯ В КАРАКАЛПАКСКОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКЕ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XVI-XVII междунар. науч.-практ. конф. № 9-10(16). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ  ПРЕДАНИЯ  В  КАРАКАЛПАКСКОЙ  ФОЛЬКЛОРИСТИКЕ

Алламбергенова  Инабат  Хасанбаевна

ассистент,  факультет  каракалпакской  филологии  Каракалпакский  государственный  университет,  Узбекистан,  Республика  Каракалпакистан,  г.  Нукус

E-mail:  muxabbat1105@.mail.ru

 

Творения  каракалпакского  устного  творчества,  переходя  в  течение  веков  из  поколения  в  поколение  и  обновляясь  бесценным  наследием  народа,  вобрали  и  отразили  в  себе  его  духовную  культуру.

Наш  край  не  только  местом  обитания  и  родной  землей  народа,  но  и  является  священным  местом,  сохраняющим  его  историю,  обычаи  и  традиции,  историческую  культуру.  Предания,  в  которых  говорится  о  местах  захоронения,  преклонения,  мечетях  и  мавзолеях,  в  науке  получили  название  «предания-некронимы».  Они  характеризуются  описанием  в  своем  содержании  религиозных  представлений.

В  целях  распространения  суфизма  Шиблий  ата  прибыл  в  Южное  Приаралье  в  X  веке.  Он  обосновался  здесь  и  продолжил  свою  деятельность  для  достижения  своих  целей.  Как  установили  учение,  он  родился  в  861  году  в  городе  Багдаде  и  достиг  звания  шейха.  В  945  году  он  скончался  в  Южном  Приаралье.  Его  могила  находится  в  ауле  Даруаза  кум  Кегейлийского  района.  В  предании  говорится,  что  «Гайып  ата,  паромщик  канала  Куаныш  жарма,  увидел  лежащего  под  водой  человека  и  быстро  спас  его.  Спасенный  Гайыпу:  «Я  очень  люблю  Аллаха  и  очень  хотел  бы,  хотя  бы  один  раз,  увидеть  его.  Меня  зовут  Абу  Бакир  Шиблий.  По  велению  Аллаха  вы  спасли  меня.  Пусть  поклонники  сначала  поклонятся  вашей  могиле,  а  только  потом  —  моей.  Со  временем,  когда  умер  Гайып  ата,  его  похоронили  возле  могилы  Шиблий  ата»  [2,  c.  69].  В  этом  предании  видно  ярко  выраженный  характер  некронима.

Среди  народа  также  распространено  сказание  об  Аллаяре  супы.  В  нем  рассказывается  о  том,  какие  трудности  перенес  Аллаяр  для  того,  чтобы  стать  супы.  Аллаяр  был  знаменит  своей  беспощадностью,  мошенничеством  и  жадностью.  В  те  времена,  когда  герой  служил  городскому  хакиму,  один  бедный  подданный  привел  свою  тяжелобольную  жену  к  целителю  Улыкпану.  Он,  проверив  пульс  женщины,  посоветовал  найти  логово  кабана,  взять  три-четыре  его  волоска,  сжечь  их  и  дать  женщине  понюхать.  Этот  бедный  человек  возразил,  что  здесь  невозможно  найти  кабана.  Тогда  Улыкпан  сказал  так:  «В  таком  случае  вы  идите  к  городскому  хакиму,  найдите  там  Аллаяра  и  вырвите  четыре  волоска  с  его  груди,  сожгите  их  и  дайте  жене  понюхать.  Другого  выхода  нет!»  Бедный  человек  пошел  к  Аллаяру  и  сказал  все,  что  сказал  ему  целитель.  Только  тогда  Аллаяр  понял,  с  кем  сравнивают  его  люди,  и  поплевал  себе  за  пазуху.  После  этого  он  пришел  к  Улыкпану  и  просил  принять  его  мюридом.  Однако  Улыкпан  не  удовлетворил  его  просьбу.  Все  же  Аллаяр  не  ушел  и  прислуживал  в  его  доме.  Однако  Улыкпан  в  целях  его  испытания  дал  ему  поручение,  сказав:  «Иди  на  базар,  купи  потроха  зарезанной  коровы  и  принеси  их  домой  без  мешка  и  не  задев  земли».  Аллаяр  приобрел  потроха  животного,  взвалил  на  плечи,  остальные  внутренности  обернул  вокруг  головы,  пояса,  шеи  и  таким  образом  шел  по  широкой  улице.  Жители  города,  увидев  такой  поступок  хакима,  были  очень  удивлены.  В  сопровождении  всех  собак  улицы,  под  градом  камней,  бросаемых  детьми,  он  добрался  до  дома  Улыкпана.  Только  после  этого  Улыкпан-хаким,  увидев  такое  унижение  городского  хакима,  принял  его  в  мюриды.  Именно  Аллаяр-супы  подарил  исламскому  миру  четыре  труда  [3,  c.  100].

В  этом  сказании  главное  не  то,  что  оно  правдиво  рассказывает  о  том,  как  Аллаяр  стал  супы,  а  то,  что  появление  у  него  высоких  человеческих  качеств  изложено  с  точки  зрения  народа.

В  религиозных  преданиях  говорится,  что  представители  определенной  религии  показывают  чудеса.  Этими  необычными  силами  они  подтверждают,  что  являются  избранниками  бога.  Например,  во  всех  рассказах  о  Салмен  ишане  говорится,  что  он  владеет  чудодейственной  силой.  Автор  книги  «Репрессированные  священнослужители»  Т.  Абдимуратов  приводит  такой  характерный  сюжет:  судя  по  информации  Сагынбай  ага  Айткул  улы,  он  в  1953  году  сидел  в  одной  камере  Нукусской  тюрмы  с  Салмен  ишаном.  «Однажды  была  сильная  жара,  в  камере  было  невыносимо,  тогда  я  просил  у  Салмен  ишана,  нельзя  ли  облегчить  наше  положение,  однако  тот  промолчал.  Через  некоторые  время  дверь  приоткрылась,  и  в  камеру  подуло  свежим  ветерком.  Увидев  это,  стража  снова  закрыла  дверь  на  замок.  На  третий  день  мы  опять  изнывали  от  жары  и  вновь  обратились  к  уважаемому  ишану  с  просьбой,  однако  тот  промолчал,  но  через  час  дверь  тихонько  приоткрылась,  и  вновь  задул  свежий  ветер.  Стража,  увидевшая  это,  больше  не  стала  закрывать  дверь». 

По  словам  людей,  сидевших  в  одной  тюремной  камере  вместе  с  Салменом  ишаном,  прокурор  по  фамилии  Тень,  мучавший  их,  однажды  вечером,  возвращаясь  с  работы  в  свою  гостиницу,  стал  жертвой  бродячих  собак  и  скончался  от  их  укусов  [1,  c.  84].

Предания  —  эволюционирующий  жанр,  продолжающий  развиваться  до  сегодняшнего  дня.  Среди  народа  распространен  ряд  рассказов  о  сказителях  и  острословах.  Эти  рассказы  пополняют  и  обогащают  жанр  фольклорными  методами,  отвечающими  современным  требованиям  (с  использованием  художественных  приемов).

 

Список  литературы:

  1. Абдимуратов  Т.  Репрессияға  ушыраған  уламалар.  Нукус  «Каракалпакстан»  1992.  —  84  стр.
  2. Хожанияз  улы  Г.,  Жумабай  улы  О.  Каракалпакстандагы  мукаддес  орынлар.  Нукус  «Каракалпакстан»  1994.  —  69  стр.
  3. Усенов  Е.  «Хан  максым».  Нукус  «Каракалпакстан»  1997.  —  100  стр.  

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.