Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLV Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 28 февраля 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ермакова С.С. ЖУРНАЛ «ХОРОВОЕ И РЕГЕНТСКОЕ ДЕЛО» О РУССКОМ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 4(38). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 11-16.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЖУРНАЛ «ХОРОВОЕ И РЕГЕНТСКОЕ ДЕЛО» О РУССКОМ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

Ермакова Светлана Сергеевна

доц. Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева,

РФ, г. Чебоксары

MAGAZINE "CHORUSES AND REGENCY BUSINESS" ABOUT RUSSIAN CHURCH-SINGING ART

Svetlana Ermakova

dotsent Chuvashskogo state pedagogical  university  I.Y. Yakovlev,

Russia, Cheboksary

АННОТАЦИЯ

В статье представлен обзор публикаций в журнале «Хоровое и регентское дело» с позиции определения главных духовно-музыкальных тем, обсуждавшихся в российской печати в начале XX века. Анализ публикаций показал, что к наиболее значимым темам относятся тема исторического пути  и современного тому времени состояния русской духовной музыки, выбора формы для духовных произведений, церковно-певческого репертуара.

ABSTRACT

The article provides an overview of the publications in the journal "Choral and regency deal" from a position of determining the main spiritual and musical themes discussed in the Russian press at the beginning of the XX century. Content Analysis has shown that the most important topics are the theme of the historic and the modern way by the time the state of Russian sacred music, choose the form for the spiritual works, church-singing repertoire.

 

Ключевые слова: хоровое и регентское дело; русская духовная музыка; Новое и старое направления.

Keywords: choir and regency case; russian spiritual music; new and old directions.

 

Рубеж XIX–XX веков известен как период расцвета теоретической мысли в области русской музыкальной медиевистики. В. Металлов, А. Преображенский, М. Лисицын, А. Никольский, В. Смоленский пишут глубокие работы по истории, теории, палеографии древнерусского церковного пения. В специальных исследованиях, на страницах музыкальных журналов, газет музыканты излагают свои научные взгляды, дискутируют по вопросам исторического пути и современного им состояния духовной музыки.    

В настоящей статье ставится цель сосредоточить внимание на некоторых духовно-музыкальных темах начала XX века, горячо обсуждавшихся на страницах журнала «Хоровое и регентское дело» (1909–1917 гг.).

Генеральная тема, вбирающая в себя остальные, может быть обозначена как тема осмысления исторического пути и современного состояния русской духовной музыки. Во второй половине XIX – начале XX веков написаны  блистательные научные работы, посвященные изучению системы древнерусского богослужебного пения. Под влиянием идеи вернуться к  национальным корням в конце XIX века зарождается и крепнет Новое направление в церковной музыке. Журнал «Хоровое и регентское дело» (далее «ХРД» – С. Е.) отразил на своих страницах историю становления Нового направления, полемику между сторонниками Нового и почитателями старого направлений.

Вдохновителем Нового направления выступил С. В. Смоленский. Важнейшие исследования С. В. Смоленского – «Азбука знаменного пения. Извещение о согласнейших пометах старца А. Мезенца», «Мусикийская граматика Н. Дилецкого», «Певческие нотации», рефераты о Кондакарях проникнуты одной мыслью – о большом значении прошлого для будущего русского церковного пения. После кончины С. В. Смоленского А. Преображенский, А. Никольский размышляли о выдающемся масштабе его личности, вкладе в русскую церковную музыку, напоминали идеи, откристаллизовавшиеся в научную позицию историка музыки.

А. Никольский писал: «С. В. Смоленский был одним из убежденнейших поклонников древних распевов, от надлежащей разработки которых он ожидал коренного преобразования нашего церковного пения, истинного расцвета его… Рассуждая о переложениях древних распевов, Ст. Вас. заявлял… что гармоническая основа для этих распевов неприложима по существу» [6, с. 152]. С. В. Смоленский высказывал свои мысли в кругу музыкальных деятелей и певцов Синодального хора, призывая современных композиторов создавать русскую гармонию и контрапункт. Призывы были услышаны и поддержаны первыми композиторами Нового направления – А. Кастальским, А. Гречаниновым, П. Чесноковым. «Таким образом, – заключает А. Никольский, – С. В. Смоленский был одним из идеологов Нового направления, имевшим мужество, наперекор господствующим вкусам и взглядам, доказывать… необходимость возрождения древне-церковных напевов на началах, заимствованных из духа и существа этих напевов» [6, с. 156].

А. Никольский, развивая идеи С. Смоленского, вносил вклад в изучение истории, теории древнерусского пения, церковных распевов и создание на их основе духовно-музыкальных произведений. На страницах журнала он опубликовал статьи, научная глубина которых не исчерпана до нашего времени: «Крюковая система, ее смысл и значение», «Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков», «Формы русского церковного пения».

В статье «Крюковая система, ее смысл и значение» А. Никольский выделяет несколько положений:

– преобладание в сочинениях современных духовных композиторов древних напевов в виде переложений, гармонизаций, свободных обработок свидетельствует о перемещении к ним «центра тяжести нашего истинно-церковного пения… после полуторавекового иноземного пленения» [4, с. 42]; 

– чтобы постигнуть дух, подлинную силу и красоту старинных напевов сыну XX века нужны особые средства. Этим средством могут послужить крюки.

Ученый с внутренним любованием размышляет о названии знамён «статья», «крюк», «стопица», «запятая», «палка», «голубчик тихий» и др. Для человека начала XX века, как, впрочем, и начала XXI века, наименования крюков обретают образную прозрачность, конкретизируют выразительный смысл знаков при чтении, скажем, таких строк: «Для ровного и спокойного движения – основного в древнерусских церковных напевах имеются знамёна: «крюк», «стопица», «запятая» и «палка». Эти знаки… призваны участвовать в передаче «замедленного» речитатива, певучего чтения – полного важности и  значительности чтения отдельных слогов и целых слов. В названиях: «запятая» и «палка» есть намёк и на эту нарочитую замедленность, и на важность наступательного движения (с палкой-посохом у власть имущих людей)» [4, с. 45]. В заключении статьи автор утверждает необходимость знакомства с крюковой системой для понимания духа древнерусских распевов, в чём мало может помочь нотная запись. «Крюки придают церковному пению столь углубленный характер, такое серьезное содержание, что остаётся лишь одно – преклониться перед ним» [4, с. 72].

Анализ публикаций в журнале «ХРД» показывает, что формирование теоретических основ Нового направления было осложнено различными обстоятельствами. Так, представления о музыкальной форме, в которую должны быть заключены произведения Нового направления, не отличались единством. С. Смоленский, А. Никольский отстаивали путь русской церковно-певческой самобытности, но преобладал всё же иной взгляд. Он выражен в словах свящ. М. Лисицына: «Теперь наступило время  сделать синтез, влить своё содержание в виде церковно-обиходных и песенно-народных мотивов в западные музыкальные формы» [3, с. 22]. Соединение церковно-обиходных, народно-песенных интонаций с западными музыкальными формами, по мнению сторонников данной позиции, должно было способствовать прогрессу музыкального искусства.

Церковно-певческая практика исполнения новых духовно-музыкальных сочинений сопровождалась рядом затруднений. А. Никольский видит «больной вопрос» современной практики церковного пения в умалении религиозной глубины певческих частей Богослужения. Автор отмечает уклонение профессионального хора от исполнения специальных праздничных изменяемых песнопений, которые передаются клиросу, и разучивание «главных (?!)» неизменяемых музыкальных частей службы. «Церковные гласовые напевы находят себе мало применения, и на пустынном фоне ектений и жалком распевании стихир левым клиросом – безвкусно и крикливо высятся «номера». Получается пестро, мишурно, нецельно» [5, c. 190]. В итоге вместе с художественной красотой службы страдает религиозно-символическая идея праздника.

Ф. Владимирский описывает «мытарства» российского регента на пути к новой церковной музыке [1].  С одной стороны, произведения признанных корифеев – Кастальского, Гречанинова сложны для исполнения провинциального небольшого хора. С другой стороны, у талантливых композиторов Нового направления появились малоодаренные подражатели, к сочинениям которых невольно обращается регент. Стиль этих «новых» опусов отличается вторичностью высказывания или тяжеловесным усложнением мелодии и гармонии, что обнаруживает желание авторов написать «почуднее», пооригинальнее. Ф. Владимирский видит возможность соответствия «новой» музыки богослужебному назначению в заботе автора «вместе с новизной и о музыкальной красоте, ясности, простоте своих произведений» [1, с. 38]. Приведенные высказывания о практике церковно-певческого исполнения новых произведений вызваны стремлением авторов утвердить верные основы Нового направления, критикой возникающих отклонений.

На страницах журнала «ХРД» печатались также сторонники старого направления в русской духовной музыке. Одна из таких статей озаглавлена «О старом и новом направлениях» [2].

Аргументация автора, защищающего старое направление, может быть сведена к трём положениям.

1. Если направление искусства в течение долгого времени не угасает и притягивает к себе внимание многих ценителей, то оно, по мнению А. Кудеяра, может и должно жить. Нежизненное отмирает само собой.

2. Старое направление упрекают в чужеземном происхождении, отдалённости от духа русского. Но искусство не имеет национальности, прекрасное наднационально и всемирно. Не все ли равно, если русский Бортнянский написал «Тебе Бога хвалим», пользуясь иностранными формами, – и можно ли сказать, что «Реквием» Моцарта не имеет значения и неприемлем для исполнения в русской церкви?» [2, с. 63].

3. Среди сторонников Нового направления утвердилось мнение, будто произведения итальянской школы лишены церковности. Но понятие церковности, полагает автор, очень условно. А. Кудеяр полемизирует с общепринятым мнением, «неправильным и вульгарным», утверждающим, что в церковном пении не должно быть ничего похожего на светскую музыку. Музыкальный критик предлагает довольно расплывчатое и, как нам кажется, не фиксирующее суть явления, определение: «Истинная церковность – в соответствии духа, текста, настроения религиозного с духом музыки. Выражено искренно... полно чувства… заставило пережить молящегося иллюстрируемое известное евангельское событие – это церковно» [2, с. 63]. С этой точки зрения, лучшие произведения итальянской школы наполнены искренним чувством и, значит, заключает автор, церковны. Приведенные аргументы в защиту достижений старого направления показывают, что А. Кудеяр разделял характерную для римско-католического христианства концепцию взаимодействия церковного и светского искусства.

Обзор некоторых публикаций в журнале «Хоровое и регентское дело» показал:

1. Генеральная тема печатных выступлений в «ХРД» может быть объемно обозначена как тема осмысления исторического пути и состояния русской духовной музыки начала XX века. Заинтересованную полемику вели сторонники Нового и старого направлений, обсуждались принципы формообразования в переложениях древних церковных напевов и авторских композициях.

2. Идеология Нового направления в начале XX века отнюдь не была господствующей, она отстаивалась в горячей полемике. Признание идей Нового направления возникло, прежде всего, благодаря масштабной исследовательской, просветительской и концертной деятельности С. В. Смоленского.

3. Идеи С. Смоленского, А. Никольского о возрождении национальных основ церковного пения, о сохранении драгоценного дара – старинных обиходных распевов, о создании русской гармонии и контрапункта оказались плодотворными для музыкальной культуры начала XX века. Они перешагнули границы своего времени, сохранив научный, музыкально-художественный потенциал до наших дней.

 

Список литературы:

  1. Владимирский Ф. О «новой» церковно-музыкальной литературе // Хоровое и регентское дело. – 1911.  – № 2. – С.33–38.
  2. К-яр А. О старом и новом направлениях // Хоровое и регентское дело. – 1910. – № 4. – С. 61–65.
  3. Лисицин М. Церковь и музыка (По поводу новых течений в музыкальном искусстве). – СПб.: Типо-литография В. Комарова, 1902.   – 26 с.
  4. Никольский А. Крюковая система, её смысл и значение // Хоровое и регентское дело . – 1912. –  №3. С. 41–47.  – № 4.  – С. 65–72.
  5. Никольский А. Один из «больных» вопросов церковного пения // Хоровое и регентское дело.  – 1911. –  № 9. – С. 189–193.
  6. Никольский А. С.В. Смоленский и его роль в новом направлении русской церковной музыки  // Хоровое и регентское дело. – 1913. –  № 10.  – С. 151–156.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.