Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 13 января 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Садивский Я.П. ТРОМБОННЫЙ РЕПЕРТУАР В УКРАИНСКОЙ МУЗЫКЕ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. № 1(8). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ТРОМБОННЫЙ  РЕПЕРТУАР  В  УКРАИНСКОЙ  МУЗЫКЕ

Садивский  Ярема  Петрович

соискатель  Национальной  музыкальной  академии  Украины  им.  П.  Чайковского,  Украина,  г.  Киев

E-mail

 

Репертуар  камерного  духового  ансамбля  в  украинском  музыкальном  искусстве  формировался  под  влиянием  национальной  и  европейской  музыкальной  традиции.  В  начале  ХХ  века  он  обогатился  национально  выразительными,  высокохудожественными  произведениями  для  виолончели  и  флейты,  а  также  для  ансамблей  с  их  участием.  Сольный  репертуар  для  духовых  инструментов  в  украинской  музыке  первой  половины  ХХ  века  был  весьма  ограниченным,  он  содержал,  в  основном,  переложения  для  медных  духовых  инструментов  произведений,  написанные  для  вокалистов  или  других  инструментов.  Инструктивный  и  художественный  материал  составляли  произведения  Ж.  Арбан,  В.  Брандта,  О.  Беме,  В.  Вурма,  направленные  на  совершенствование  исполнительской  выразительности  и  виртуозности,  однако  не  имевшие  образного  и  драматического  развития.  Исполнялись  и  достаточно  редкие  образцы  флейтовой  музыки  украинских  композиторов:  «Фантазия  на  две  украинские  темы»  для  флейты  и  фортепиано  Н.  Лысенко  и  «Романенко»  —  трио  для  двух  скрипок  и  флейты  И.  Воробкевича,  несколько  ансамблей  для  четырех  флейт  А.  Гумербана,  камерный  ансамбль  для  деревянных  духовых  Л.  Фанештиля,  а  также  «Эклога»  для  флейты  В.  Золотарева,  «Украинская  рапсодия»  для  кларнета  В.  Безкоровайного.  В  целом,  камерные  ансамбли  духовых  в  20-е  годы  ХХ  в.  развивались  как  отдельные  эксперименты,  тяготеющие  к  выразительно  романтическим  тенденциям,  фольклорному  тематизму,  а  в  30-е  годы  —  к  иллюстративному  типу  программности. 

Жанры  камерного  искусства  более  активно  и  разнообразно  развивались  в  творчестве  западноукраинских  композиторов  и  исполнителей-инструменталистов  младшего  поколения,  получивших  специальное  образование  за  рубежом:  в  Праге,  Вене,  Париже,  Берлине,  Лейпциге.  Вернувшись  на  родину,  они  стремились  поднять  до  надлежащего  профессионального  уровня  как  концертное  исполнительство,  так  и  организацию  системы  музыкального  образования,  способствуя  развитию  национально  музыкального  творчества  на  основе  лучших  образцов  европейского  музыкального  инструментализма.  Талантливый  музыковед  В.  Витвицкий,  характеризуя  галицкий  музыкальный  процесс  того  времени,  отмечал:  «В  музыкальном  Львове  1930-х  годов  были  деятельны,  кроме  старших  (Ф.  Колессы,  И.  Кишакевича),  известные  украинские  композиторы:  С.  Людкевич,  В.  Барвинский,  Н.  Нижанкивский,  С.  Лысько,  М.  Колесса,  Б.  Кудрик,  С.  Туркевич-Лукиянович,  Р.  Симович.  В  их  творчестве  было  высокое  и  ценное  национальное  достояние  украинской  музыки  Львова...  Главные  позиции  в  нем  занимали…  фортепианная,  камерная  и  духовая  музыка»  [1,  c.  57].

Среди  немногих  композиций  для  духовых  инструментов  этого  периода  следует  назвать  «Метелицу»  для  фортепиано,  скрипки  и  кларнета  В.  Барвинского  [2,  с.  155],  «Похоронный  марш»  для  симфонического  оркестра,  в  составе  которого  три  тромбона,  и  «Марш  Просвиты»  для  духового  оркестра  Н.  Нижанковского  [3,  с.  349],  переложения  для  духовых  коллективов  Я.  Ярославенко  (Винцковского).

В  восточной  Украине,  наряду  с  интенсивным  развитием  искусства  струнного  квартета,  фортепианного,  скрипичного,  виолончельного  сольного  исполнительства,  образовывались  и  духовые  (смешанные)  камерные  коллективы,  вызвав  заинтересованность  композиторов  этим,  довольно  редким  направлением.  В  жанре  камерно-духовой  музыки  писали:  В.  Томилин  («Две  пьесы»  для  флейты,  гобоя,  кларнета,  скрипки,  альта  и  виолончели,  1928),  А.  Зноско-Боровский  («Трио»  для  тромбонов,  1938,  «Дуэт»  для  двух  кларнетов  и  «Дуэты»  для  флейты  и  кларнета,  1928),  Л.  Лисовский  (программные  «Этюды»  для  двух  флейт,  1928),  М.  Гозенпуд  («Сюита  на  туркменские  народные  темы»  для  флейты,  виолончели  и  фортепиано,  1928),  И.  Бэлза  («Баллада»  для  кларнета  и  фортепиано),  В.  Косенко  («Соната  для  флейты»,  1923),  Д.  Клебанов  («Первый  квартет  для  деревянных  духовых  инструментов»,  1928),  Б.  Лятошинский  («Соната  для  духовых  инструментов»,  1926,  во  второй  редакции  —  «Сюита»  для  квартета  деревянных  духовых  инструментов,  1944,  а  также  «Третий  квартет  для  деревянных  духовых  инструментов»,  1928),  Г.  Таранов  («Квартет»,  1927).

На  художественные  искания  композиторов  в  сфере  камерного  духового  искусства  в  Украине  существенно  влияли:  стилистика  А.  Скрябина,  импрессионизм  раннего  Б.  Лятошинского,  традиции  С.  Рахманинова,  мелодика  В.  Косенко,  авангардные  тенденций  АСМ  (Ассоциации  современной  музыки)  и  АПМУ  (Ассоциации  пролетарских  музыкантов  Украины),  экспрессионизм,  конструктивизм,  технические  средства  атональности,  полифонизм.  И  все  же,  выдающиеся  композиторы  в  20-е  годы,  практически,  не  создали  произведений  для  медных  духовых,  и  для  тромбона  в  частности.

Инструментальное  исполнительство,  как  и  профессиональное  музыкальное  образование  в  Украине,  развиваясь,  испытывали  острую  потребность  в  педагогическом  и  концертном  репертуаре  для  тромбона  и  ансамблей  с  его  участием.  Послевоенные  десятилетия  в  истории  духового  исполнительства  стали  периодом  возрождения  духовых  инструментов.  После  длительного  перерыва  духовое  исполнение  возвращалось  на  концертную  эстраду,  достигая  значительных  успехов  в  оркестре  и  камерном  ансамбле.

Над  созданием  тромбонного  репертуара  преимущественно  работали  В.  Блажевич  и  Е.  Рейхе,  хотя  их  музыка  не  соответствовала  необходимым  художественным  критериям.  При  этом  профессиональные  композиторы  мало  писали  для  этой  сферы  исполнительского  творчества.  К  тому  же,  очевидно,  все  еще  довлела  традиция  создания  концертного  и  педагогического  репертуара  самими  педагогами  и  исполнителями.

Первыми  образцами  украинского  репертуара  для  ансамблей  медных  духовых  инструментов  принято  считать  «Шесть  маршей»  для  духового  оркестра  (1943),  пьесы  для  духовых  инструментов  и  фортепиано  (1938—1940)  и  «Скерцо»  для  трио  тромбонов  (1937)  А.  Зноско-Боровского,  а  также  произведения  В.  Клебанова:  «Баллада»  для  трех  тромбонов  и  тубы  (1958),  композиции  «На  первомайском  параде»  и  «Романс»  для  квинтета  медных  духовых  (1959).

В  60—80-е  годы  заметно  активизировалась  международная  гастрольная  деятельность  советских  исполнителей,  и  это  существенно  подняло  их  профессиональный  уровень.  Всесоюзные  конкурсы  исполнителей  на  духовых  инструментах  состоялись  в  Ленинграде  и  Минске.  Однако  отношение  к  украинскому  музыкальному  искусству  как  к  провинциальному,  второстепенному  приводило  к  тому,  что  в  концертных  и  конкурсных  программах  преобладали  произведения  русских  авторов  и  композиторов  из  стран  социалистического  содружества.

В  годы  «хрущевской  оттепели»  ослабла  жесткая  изолированность  советских  музыкальных  исполнителей  от  западных  влияний,  благодаря  которым  обогащался  и  украинский  тромбонный  репертуар.  Наряду  с  заинтересованностью  композиторов  камерно-инструментальным  творчеством,  развивалось  и  ансамблевое  исполнительство,  получившее  вскоре  международное  признание.  Заметно  возрос  художественный  уровень  интерпретаторов,  активизировалась  деятельность  камерно-инструментальных  коллективов,  определявших  характер  исполнительского  искусства  Украины  в  это  время.  Формировалась  новая  школа  украинского  исполнительства,  профессиональная  по  уровню  мастерства,  по  своеобразной  манере  игры.  Именно  в  60-х  годах  в  камерном  исполнительстве  актуализировалась  проблема  оригинальной  интерпретации  камерных  произведений,  присущей  только  определенному  коллективу,  и,  вместе  с  тем,  вполне  соответствующей  композиторскому  замыслу.

Тромбонный  репертуар  в  украинской  музыке  60—80-х  годов  обогащался,  прежде  всего,  благодаря  произведениям  представителей  киевской  и  харьковской  композиторских  школ,  в  творчестве  которых  преобладали  композиции  для  тромбона  и  фортепиано,  однородные  и  смешанные  тромбонные  ансамбли  и  концертные  циклы.  Так,  первую  группу  произведений  для  тромбона  и  фортепиано  составляли:  пьесы  И.  Польского,  «Фантазия»  для  тромбона  и  фортепиано  А.  Каменского,  «Дума»  Л.  Колодуба,  «Довбуш»  В.  Клина,  «Канон»  и  «Экспромт»  И.  Хуторянского;  другую  —  «Интермеццо»  для  квинтета  медных  духовых  Л.  Левитова,  «Скерцо»  для  трех  тромбонов  В.  Рыбальченко,  «Малую  сюиту»  для  четырех  тромбонов  и  «Сюиту»  для  двух  труб,  двух  тромбонов  и  тубы  И.  Мартона,  «Conglomerato  piccolo»  Я.  Верещагина,  «Сюиту»  для  секстета  духовых  В.  Полевой,  «Эпитафию  памяти  Райнера  Марии  Рильке»  для  чтеца,  двух  труб  и  двух  тромбонов  Л.  Грабовского.

Сложными  по  своим  выразительным  средствам  и  самыми  масштабными  по  форме  в  украинском  тромбонном  искусстве  этого  периода  были  такие  произведения:  «Концерт  для  трубы  и  тромбона  с  оркестром»  как  первый  образец  ансамблевого  тромбонного  концерта  в  украинской  музыке  Е.  Зубцова,  а  также  «Интермеццо»  для  тромбона  с  эстрадным  оркестром  В.  Иванова  и  концерт  для  тромбона  с  оркестром  А.  Зноско-Боровского.

Большие  концертные  циклы  в  украинской  музыке  были  созданы  Е.  Зубцовым  («Концерт  для  трубы  и  тромбона  с  оркестром»),  Е.  Станковичем  («Камерная  симфония  №  1»  для  флейты,  тромбона,  кларнета,  литавр,  ксилофона,  арфы,  фортепиано,  скрипки  и  колокольчиков  из  цикла  «Камерные  симфонии»),  в  котором  каждая  из  названных  симфоний  написана  для  определенного  ансамбля  солистов.

На  80-е  годы  приходится  расцвет  украинского  сольного  тромбонного  исполнительства  и,  как  следствие,  композиторского  творчества  для  этого  инструмента  и  его  ансамблей.  В  течение  следующего  десятилетия  репертуар  значительно  обогатился  произведениями  для  тромбона,  среди  которых:  ансамбли  «Вий»  для  квинтета  медных  духовых  К.  Цепколенко,  «Сонатина»  для  четырех  тромбонов  П.  Ладыженского,  несколько  ярких  концертных  произведений,  среди  которых  —  «Скерцо-остинато»  для  тромбона  с  оркестром  А.  Красотова.  В  этот  период  композиторы  работали  в  экспериментальных,  нетрадиционных  формах  и  инструментальных  составах,  в  которых  тромбон  был  одним  из  составляющих  ансамбля  солистов.  Среди  образцов  таких  произведений  следует  назвать:  камерную  симфонию  №  1  “Lugubre”  для  кларнета  /  саксофона,  фагота,  тромбона,  двух  перкуссионных  установок  и  арфы  В.  Зубицкого,  поэму  «У  монумента  скорбящей  матери»  для  четырех  тромбонов  и  ударных  инструментов  В.  Иванова  и  сцену  из  «Гамлета»  для  сопрано,  скрипки,  тромбона  и  фортепиано  В.  Полевой.

В  это  время  интенсивно  развивался  и  концертный  жанр  для  медных  духовых  инструментов.  В  связи  с  этим  следует  назвать  двойной  концерт  для  трубы  и  тромбона  Е.  Зубцова,  концерт  для  тромбона  В.  Здоровеги,  концерт  для  тромбона  А.  Зноско-Боровского,  концерты  для  тромбона  Е.  Нестеренко,  В.  Гомоляки,  Л.  Колодуба,  Л.  Юриной.  Достижением  украинской  тромбонного  репертуара  стали  и  произведения  композиторов  украинской  диаспоры,  в  частности  М.  Кузана  «Огонь  природы,  обновляя,  объединяет»  для  шести  тромбонов. 

В  90-е  годы  интерес  к  камерному  сольному  исполнительству  в  Украине  заметно  возрос,  как  и  уровень  его  профессионализма.  Камерно-ансамблевая  музыка  имела  особую  популярность  в  это  время:  организовывались  многочисленные  сонатные  вечера,  концерты,  даже  фестивали  камерной  музыки.  Все  это  требовало  соответствующего  учебного  и  концертного  репертуара.

Анализируя  особенности  развития  собственно  тромбонного  репертуара,  стоит  отметить  не  только  его  количественное,  но  и  жанровое  обогащение,  разнообразие  его  стилистики  и  тематики.  Можно  выделить  несколько  групп  произведений  по  жанровым  признакам  и  исполнительским  составам,  в  частности  произведения:  для  тромбона  соло  в  сопровождении  фортепиано  в  сопровождении  других  инструментов  (органа,  маримбы,  ударных  и  т.  д.)  для  однородных  тромбонных  ансамблей  (трио,  квартеты  тромбоны)  ансамбли  медных  духовых  инструментов  с  участием  тромбона;  смешанные  камерные  ансамбли  с  участием  тромбона;  концертные  пьесы  и  произведения  крупных  форм  (сюиты,  вариационные  и  сонатные  циклы)  в  сопровождении  симфонического,  камерного,  эстрадного,  духового  оркестров  вокально-инструментальные  и  театрализованные  композиции  в  сопровождении  камерных  ансамблей  с  участием  тромбона.

В  течение  90-х  годов  для  тромбонных  соло  были  созданы:  «Клейноды  (Древняя  баллада)»  для  тромбона  и  органа  В.  Губы,  «Интегральные  речитативы»  (моносимфония)  и  «Маски  идолов»  для  тромбона  и  фортепиано  В.  Пацеры,  «Ария»  для  тромбона  соло  А.  Щетинского,  «Концертный  дуэт»  для  тромбона  и  фортепиано  Б.  Яровинского,  “Disintegration”  («Распады»)  для  тромбона  соло  Л.  Юриной,  HomoludensVI  («Пара  анекдотов  на  всем  известную  тему»)  для  тромбона  В.  Рунчака.

Для  ансамбля  тромбонов  были  также  написаны  «Идиллия»  Л.  Колодуба  для  четырех  тромбонов  и  «Две  концертные  пьесы»  для  квартета  тромбонов  П.  Яровинского.  Репертуар  медных  духовых  ансамблей  пополнился  такими  произведениями:  «Вальс»  и  обработка  украинской  народной  песни  для  двух  труб  и  двух  тромбонов  В.  Иванова,  “Partita  quasi  burlesca”  для  квинтета  духовых  В.  Птушкина,  «Малая  партита  в  стиле  свинг»  для  двух  труб  и  двух  тромбонов  Л.  Колодуба,  «Утренний  крик  птицы»  для  духового  квинтета  А.  Годзяцкого,  «Фрески»  для  трубы  и  тромбона  В.  Ларчикова,  «Лирический  эскиз»  и  «Capriccio»  для  брасс-квинтета  А.  Канерштейна,  симфония-концерт  для  брасс-квинтета  и  органа  Е.  Ленка,  «Музыка»  для  брасс-квинтета  и  фортепиано  Б.  Фроляк,  «Накануне»  для  квинтета  духовых  А.  Щетинского,  «Музыка  для  небесных  музыкантов»  (микросимфонии)  для  духового  квинтета  Е.  Станковича,  пьеса  для  десяти  тромбонов  Ю.  Потеенко.

Особенно  много  было  написано  для  смешанных  камерных  составов  с  участием  тромбона,  в  частности:  “The  Playboll”  («Игра  в  мяч»)  для  тромбона,  контрабаса  и  фортепиано  С.  Зажитько,  «Романс»  для  кларнета,  тромбона,  виолончели  и  фортепиано  В.  Козаренко,  трио  для  кларнета,  тромбона  и  вибрафона  (две  пьесы)  А.  Полевого,  “Chemnis  de  sombres”  («Пути  теней»)  для  тромбона,  контрабаса  и  ударных  А.  Загайкевич,  “XIN”  для  тромбона,  контрабаса,  фортепиано  и  ударных  Л.  Юриной,  «Мистерия»  для  фортепиано,  тромбона,  контрабаса  и  вибрафона  В.  Полевой,  «Па-де-катр»  для  саксофона,  тромбона,  ударных,  гитары  А.  Щетинского  .

Обогатился  и  жанр  концерта,  среди  лучших  его  образцов  следует  назвать:  концерт  для  двух  тромбонов  с  оркестром  и  концерт  №  2  для  тромбона  с  оркестром  В.  Пацеры,  концертино  для  тромбона  с  камерным  оркестром  В.  Чепеленко,  «Концерт  для  большого  духового  оркестра»  В.  Бибика  и  его  разновидности  —  «Камерный  концерт  №  5»  для  фортепиано,  квинтет  духовых  и  струнных  В.  Загорцева,  «Концертная  фантазия»  для  тромбона  и  оркестра  М.  Стецюка.  Новую  группу  составили  вокально-инструментальные  композиции:  «Крещение  Господа  нашего  Иисуса  Христа»  для  баса,  кларнета,  тромбона,  альта,  виолончели  и  контрабаса  А.  Щетинского,  «Еще!»  для  баритона,  кларнета  inEs,  альт  -  саксофона,  валторны,  джазовой  трубы,  тромбона  и  перкуссии  С.  Зажитько,  «Суламифь»  для  16  голосов,  двух  труб  и  трех  тромбонов  А.  Гринберга.

Примечательно,  что  среди  композиторов,  пишущих  для  тромбона,  этого  традиционно  мужского  инструмента,  все  чаще  пробуют  свои  силы  и  композиторы-женщины  —  А.  Гнатовская,  Л.  Юрина,  Ю.  Гомельская,  Л.  Донник,  В.  Дробязгина,  Т.  Хмельницкая,  Ж.  Колодуб.  В  частности,  широко  известны  сольные  тромбонные  композиции  Ю.  Гомельской  («Триумф  адреналина»  для  тромбона  и  перкуссии),  В.  Дробязгиной  (миниатюры  «Вальс»,  «Кавалерийская»  и  «Ария»  для  тромбона  и  фортепиано).  Для  ансамбля  тромбонов  в  2000-е  годы  были  созданы  такие  произведения:  квартет  для  четырех  тромбонов  М.  Ластовецкого;  «Легенда»  для  четырех  тромбонов  В.  Мартынюка;  «Токката»  для  четырех  тромбонов  и  фортепиано  В.  Николаева;  две  пьесы  для  ансамбля  тромбонов  В.  Павенского;  триптих  для  пяти  тромбонов  («Ария»,  «Фуга»,  «Хорал»)  и  маленькое  трио  «Игрушка»  для  двух  тромбонов  и  фортепиано  Т.  Хмельницкой;  «Два  блюза»  для  квинтета  тромбонов  В.  Пацеры.  Для  ансамблей  медных  инструментов  —  сюита  «Пестрые  картинки»  для  двух  труб  и  тромбона  Ж.  Колодуб,  «Интермеццо»  для  тубы  и  тромбона  А.  Костина,  «Поздравление  новому  тысячелетию»  для  брасс-квинтета  В.  Николаева,  «Казацкие  диалоги»  для  трубы,  тромбона  и  ударных  Т.  Оскоменко-Парулавы,  трио  для  трубы,  тромбона  и  фортепиано  В.  Пацеры.

Среди  произведений  для  смешанных  исполнительских  составов  внимание  исполнителей  привлекали:  “Ave  Maria”  для  виолончели,  тромбона  и  фортепиано  В.  Пацеры,  «Без  иллюзий»  для  кларнета,  тромбона,  виолончели  и  фортепиано  А.  Щетинского,  «Космические  диалоги»  для  ударных,  медных  духовых,  синтезатора  и  фортепиано  Т.  Оскоменко-Парулавы.

Значительно  обогатилась  группа  тромбонных  произведений  концертного  плана,  включающих  различные  типы  циклов,  творчески  своеобразно  переосмысленых,  в  частности:  концерт  для  тромбона  и  симфонического  оркестра  Л.  Колодуба,  концерт  для  тромбона  и  симфонического  оркестра  “SOS”  А.  Костина,  «Камерную  симфонию»  для  флейты,  кларнета,  тромбона,  фортепиано  и  струнного  оркестра  Е.  Петриченко,  «Романс»  для  тромбона  и  симфонического  оркестра  М.  Стецюка,  «Размышление»  для  тромбона  и  камерного  оркестра  А.  Гнатовской. 

Известны  и  театрализованные  вокально-инструментальные  композиции  с  участием  солирующего  тромбона:  видеохеппенинг  с  тромбоном,  ударными,  импровизируя  саксофоном  и  пантомимой  “Waterdreams”  Л.  Юриной,  «Нестор  Батюк»,  монолог  с  приплясыванием  для  чтеца,  бубна,  скрипки,  баяна,  мандолины,  тромбона,  эпизодического  баритона  и  других  звуков  С.  Зажитько.

Таким  образом,  украинский  репертуар  для  тромбона  и  камерного  духового  ансамбля  развивался  в  соответствии  с  национальными  художественными  традициями.  Благодаря  активной  гастрольной  деятельности  духовых  исполнителей  на  международном  уровне,  ослабла  их  довольно  жесткая  изолированность  от  Запада  и  его  влияния  —  все  это  способствовало  развитию  украинского  тромбонного  репертуара,  его  обогащению  экспериментальными,  нетрадиционными  формами  и  инструментальными  складами,  включающих  и  тромбон.  В  последние  десятилетия  ХХ  века  заметно  возрос  профессионализм  камерного  сольного  исполнительства  в  Украине,  этому  способствовало  и  обновление  учебного  и  концертного  репертуара,  включающего  произведения  для  тромбона  соло  в  сопровождении  фортепиано  и  других  инструментов,  для  однородных  тромбонных  ансамблей,  ансамблей  духовых  инструментов  с  участием  тромбона,  смешанных  камерных  ансамблей  с  участием  тромбона.  Все  это  создало  надежную  основу  для  дальнейшего  развития  тромбонного  искусства  с  учетом  его  новейших  тенденций  в  XXI  в.

 

Список  литературы

1.Витвицький  В.  Музичне  життя  Закарпатської  України.  /  Витвицький  В.  Музикознавчі  праці.  Публіцистика.  Львів:  2003.  —  215  с.

2.Барвінський  В.О.  Коментований  список  творів  //  Василь  Барвінський.  З  музично-письменницької  спадщини:  Дослідження,  публіцистика,  листи.  ред.-упор.  В.  Грабовський.  Дрогобич:  Коло,  2004.  —  256  с.  —  С.  136—175.

3.Соневицький  І.М.  Композиторська  спадщина  Нестора  Нижанківського  //  Записки  НТШ  ім.  Т.  Шевченка.  Т.  ССХХVI:  Праці  Музикознавчої  комісії.  Львів,  1993.  —  С.  334—353.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий