Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 10 февраля 2014 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шевчук И.В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДОСУГА И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. № 2(9). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ  ДОСУГА  И  ДОСУГОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шевчук  Ирина  Васильевна

старший  преподаватель  кафедры  педагогики  и  психологии  Республиканского  высшего  учебного  заведения  «Крымский  гуманитарный  университет»,  Украина  г.  Ялта

E-mail: 

 

На  современном  этапе  реформирования  системы  высшего  образования  в  Украине  возникает  ряд  вопросов  по  организации  оптимальных  условий  воспитательной  среды  для  обеспечения  личностного  развития  студентов.  Наряду  с  профессиональными  знаниями  и  умениями  повышается  значимость  таких  личностных  качеств,  как  способность  к  постоянному  саморазвитию  и  самосовершенствованию,  освоение  новых  сфер  деятельности.  Профессиональное  творчество,  любая  культурная  деятельность  человека  связана  с  использованием  свободного  времени. 

Проблема  исследования  свободного  времени  и  досуга  стала  предметом  изучения  в  социологии,  психологии,  культурологии,  педагогике,  культурно-образовательной  работе.  Так,  ученые  С.  Иконникова,  И.  Мельников,  Д.  Половеня,  Л.  Пелех,  О.  Семашко,  Д.  Трегубов,  К.  Шульга  определили  концептуальные  основы  свободного  времени  как  фактора  формирования  личности  студента.  Ю.  Афанасьев,  А.  Вишняк,  И.  Зязюн,  Г.  Каган,  Н.  Крылова,  В.  Кудин,  С.  Пишун,  С.  Цюлюпа  в  своих  публикациях  рассматривают  досуг  как  фактор  формирования  культуры  личности.

В  жизни  современного  человека  важное  место  занимает  сфера  досуга,  которая  является  одной  из  важных  средств  формирования  личности  молодого  человека,  поскольку  в  его  условиях  наиболее  благоприятно  проходят  рекреационно-воспроизводящие  процессы,  которые  снимают  интенсивные  физические,  интеллектуальные,  психические  нагрузки.  Досуговое  время  привлекает  студентов  нерегламентированостью,  самостоятельным  выбором  различных  видов  занятий,  возможностью  сочетать  в  нем  развлекательные  и  развивающие  виды  деятельности.

Однако  организация  досуга  студенческой  молодежи  сложная  и  противоречивая.  С  одной  стороны,  имея  возможность  выбирать  занятие  на  досуге  по  собственному  желанию,  молодые  люди  часто  не  готовы  к  сознательному  выбору  видов  деятельности,  которые  способствовали  бы  полноценному  формированию  личности.  С  другой  стороны,  студенты  воспринимают  досуг  только  как  время  развлечений.  Такая  ситуация  объясняется  тем,  что  организация  досуга  студентов  часто  сводится  к  отдельным  развлекательным  мероприятиям,  или  перенос  в  сферу  досуга  методов  и  форм  учебной  деятельности.  Вызывает  тревогу  и  отсутствие  в  части  студенческой  молодежи  стимула  к  обучению,  самообразованию,  творчеству,  развитию  своих  способностей  и  т.п.  Формирование  творческой  личности  студента  в  сфере  досуга  также  тормозится  низким  уровнем  подготовки  организаторов  к  определенному  виду  деятельности.  Поэтому  необходимо  создать  условия,  которые  побуждали  бы  каждого  студента  творчески  самореализовываться,  развивать  свои  потребности,  интересы,  склонности. 

Поэтому  в  основе  проблемы  досуга  молодежи  лежат  противоречия  между  потребностью  общества  в  формировании  творческой,  всесторонне  развитой  личности,  которая  стремится  к  максимальной  самореализации,  с  одной  стороны,  и  низким  уровнем  культуры  досуга  молодежи,  недостаточностью  условий  для  удовлетворения  и  развития  досуговых  потребностей  —  с  другой.  Решение  проблемы  досуга  находится  на  позициях  повышения  уровня  культурных  потребностей  самой  молодежи  и  организации  таких  видов  досуговой  деятельности,  которые  стимулировали  бы  личность  к  всестороннему  развитию.

Анализируя  энциклопедические  источники  видим,  что  досуг  —  это  составляющая  временного  пространства,  которая  предполагает  распределение  времени  человека  на  рабочее  и  нерабочее;  деятельность,  направленная  на  восстановление  физических  сил,  деятельность  в  свободное  время  вне  сферы  общественного  и  бытового  труда,  благодаря  которой  человек  восстанавливает  свою  способность  к  труду  и  развивает  в  себе  те  умения  и  навыки,  которые  невозможно  усовершенствовать  во  время  трудовой  деятельности.  Исследователи  А.  Воловик  и  В.  Воловик  трактуют  досуг,  как  «свободное  время  человека,  во  время  которого  он  по  своему  выбору  занимается  разнообразной  деятельностью»  [3,  с.  28]. 

Рассматривая  досуг  как  совокупность  занятий  в  свободное  время,  с  помощью  которых  удовлетворяются  непосредственные  физические,  психические  и  духовные  потребности,  в  основном  свободновременного  характера,  В.  Пича  подчеркивает,  что  «в  отличие  от  природной  основы  восстановления  сил  человека  —  это  специфическое  средство  регенерации  этих  сил»  [6,  c.  17].

Н.  Цимбалюк  констатирует,  что  «досуг  выступает  социокультурным  резонатором  изменений  общей  социальной  системы  и  всех  подсистем  общества  и  является  определенным  отражением  возможностей  его  развития,  выявлением  его  жизнедеятельности.  Оно  дополняет  представление  о  социальном  образе  общества,  помогает  понять  степень  его  духовности  и  перспективности»  [8,  с.  6].

В  90-х  годах  В.  Кирсановым  уточнено  понятие  «досуг»  и  выделены  три  аспекта  его  толкования:  1)  досуг  —  свободное,  незанятое  время;  2)  досуг  —  как  свободная  деятельность;  3)  досуг  —  как  состояние  или  психологическое  переживание  [4,  c.  37].

Анализ  научного  осмысления  досуга  позволил  нам  выделить  множество  подходов  к  толкованию  понятия  «досуг»,  что  затрудняет  понимание  его  сущности.  Досугом  называют  деятельность,  отношения,  состояние  ума  и  т.  д.  В  частности,  психологи  утверждают,  что  досуг  —  это  социальная  организация  свободного  времени,  форма  досуговых  услуг.  По  мнению  социологов  —  это  ощущение  свободы,  необязательности,  возможности  свободного  выбора,  не  привычной  деятельности.  Как  утверждает  Г.  Панова,  досуг  —  «это  занятие  человека  в  свободное  время  как  особая  потребность  и  ценность,  которая  реализуется  в  сфере  обслуживания:  в  культуре  —  фильмы,  чтение,  спектакли;  в  отношении  здоровья  —  отдых,  физические  занятия;  общение;  деятельность  во  взаимодействии  и  самоцель;  потребность  в  мастерстве  —  самообразование,  владение  деятельностью;  потребность  в  развлечениях  —  праздник,  бездействие»  [5.  с.  22].

Досуг  характеризуется  рядом  признаков,  основными  среди  которых  являются:  свобода  выбора  досуговой  деятельности;  добровольное  участие  в  досуговой  деятельности;  компенсационность  досуга,  т.  е.  желание  получить  радость  и  удовольствие.  Свобода  выбора  связана  с  ощущением  самоценности  проведения  времени,  что  ощущается  человеком  как  свободная  деятельность.  Важно  иметь  в  виду,  что  основной  ценностью  считается  сама  возможность  «делать,  что  хочу»  в  процессуальном  аспекте,  а  объективное  содержание  и  общественная  ценность,  т.  е.  в  какой  степени  свободная  деятельность  способствует  развитию  личности.

Таким  образом,  если  досуг  —  деятельность,  то  это  значит,  что  оно  не  пустое  времяпрепровождение,  не  простое  бездействие.  Как  отмечает  В.  Воловик,  «досуг  —  часовой  период,  освобожден  от  обязательных  и  незыблемых  дел.  Однако,  это  не  означает,  что  досуг  реализуется  безучастно.  Специфической  деятельностью  во  временной  области  является  досуговая  деятельность,  действительный  мотив  которой  —  потребность  личности  в  самом  процессе  этой  деятельности,  а  следствием  —  его  осуществления»  [3,  с.  128].  Здесь  уместно  отметить,  что  исследователи  по-разному  относятся  к  проблеме  существования  собственно  досуговых  потребностей.  Так  С.  Панова  и  В.  Розин  приводят  такую  классификацию  досуговых  потребностей:  потребность  в  художественной  культуре  (чтении,  просмотр  кинофильмов,  театральных  спектаклей  и  т.  д.),  потребность  в  здоровье  (отдых,  физические  занятия,  спорт),  потребность  в  общении,  потребность  в  повышении  своего  мастерства  (в  самообразовании,  овладении  деятельностью,  что  составляет  личный  интерес  или  профессиональный),  потребность  в  ничегонеделании  [5,  с.  31].  Л.  Устюжанина  отмечает,  что  досуговая  деятельность  удовлетворяет  те  потребности  личности,  «содержание  которых  входит  в  круг  интересов  личности  и  составляет  спектр  эмоционально-значимых  переживаний»  [7,  с.  98]. 

Таким  образом,  с  точки  зрения  сторонников  деятельностной  концепции,  роль  досуга  заключается  в  восстановлении  психических  и  физических  сил  человека,  повышении  его  образовательного  и  духовного  уровня,  осуществлении  лишь  тех  занятий  в  досуговое  время,  которые  отвечают  потребностям  и  желаниям  человека  и  приносят  ей  удовольствие  в  процессе  самой  деятельности.

Итак,  действуя,  человек  стремится  достичь  определенной  цели.  При  этом  он  должна  выбирать  такие  средства,  которые  были  бы  достойны  благородной  цели.  Неправильный  выбор  средств  приводит  к  тому,  что  намерения  и  цели  не  совпадают  с  реальными  результатами  человеческой  деятельности.  Поэтому  человек  является  ответственным  за  цель,  которую  ставит  перед  собой,  за  средства  ее  достижения.  Только  положительно  мотивированная,  высокоорганизованная  и  содержательная,  эмоционально  окрашенная  деятельность  эффективно  влияет  на  развитие  личности.  Каждой  содержательной  деятельности  присущи  процесс  грамотного  проектирования  своих  действий,  их  частичных  результатов,  оценка  и  сравнение  достигнутого  с  поставленной  целью.  При  этом  реализуется  одна  из  главных  задач  человека  —  развивать  свои  способности.  Дело  в  том,  что  формирование  и  развитие  способностей  могут  быть  реализованы  на  основе  удовлетворения  потребностей.  Последние,  в  данной  взаимосвязи  являются  движущей  силой  способностей.  В  связи  с  этим  указанные  задачи  предполагают  развитие  способностей  человека  и  столь  же  всестороннее  удовлетворение  его  потребностей.  Понятно,  что  это  невозможно  без  сферы  досуга,  где  находит  удовольствие  целый  комплекс  потребностей,  в  том  числе  и  потребность  личности  в  развитии,  самосовершенствовании.  Он  проявляется  как  ее  сознательное  желание  специально  влиять  на  себя  определенными  занятиями,  упражнениями  с  целью  самосовершенствования  и  развития.  Как  отмечали  А.  Вишняк  и  В.  Тарасенко,  нужно,  чтобы  человек  сам  хотел  этого  развития,  понимал  его  необходимость  [3,  с.  15].

Специфика  досуговой  деятельности  обусловлена  двумя  обстоятельствами:  характером  труда  и  возрастными  особенностями  личности.  В  нашем  контексте  мы  рассматриваем  досуг  студенческой  молодежи,  поэтому  в  общем  бюджете  времени  студентов  доминирует  учебная  деятельность.  Она  же  и  оказывает  влияние  на  время  досуга  молодого  человека,  что  проявляется  в  более  отчетливой  направленности  студентов  в  творческую  деятельность  по  сравнению,  например,  с  работающей  молодежью.  Сам  процесс  обучения  стимулирует  знания  научно-технического,  художественного  творчества,  других  занятий,  которые  привлекают  студентов  к  культурным  процессам.  Возрастные  характеристики  студентов  определяют  повышенную  потребность  в  межличностном  и  интимно-личностном  общении.

В  толковом  словаре  украинского  языка  дано  определение  досуговой  деятельности  как  «способа  бытия  человека  в  свободное  время,  которое  не  противоречит  общепринятым  социальным  нормам,  способствует  самопознанию,  самоопределению,  самореализации,  самообразованию,  самовоспитанию  и  всестороннему  развитию  личности»  [1,  с.  234].

Научное  обоснование  досуговой  деятельности,  как  одного  из  базовых  видов  деятельности  наряду  с  игровой,  учебной  и  трудовой,  сделал  В.  Воловик,  который  выделил  следующие  специфические  особенности  досуговой  деятельности:

·     основным  структурным  элементом  любой  деятельности  есть  ее  действительный  мотив  —  потребность  личности  в  процессе  этой  деятельности,  а  следствием  —  его  осуществления;

·     она  может  быть  разнообразна  по  своей  сути;

·     в  отличие  от  других  видов  деятельности,  цель  и  содержание  которых  находятся  внутри  этой  деятельности,  цель  и  содержание  досуговой  деятельности  выбираются  человеком  в  зависимости  от  его  морального  развития  и  культурного  уровня;

·     досуговая  деятельность  может  носить  социально  полезный  характер,  характер  социально  нейтральный,  быть  запертой  в  системе  узко  сгруппированных  ценностей  и  приобретать  характер  социально  возражающий,  асоциальный.

Критерием  определения  уровней  досуговой  деятельности,  за  В.  Воловиком,  выступает  отношение  субъекта  этой  деятельности  к  ее  процессу,  активное  или  пассивное.  На  этом  основании  им  выделяются  уровни  досуговой  деятельности:  потребление,  творчество,  экстериоризация  (социальная  активность).  Данные  уровни  взаимосвязаны  и  взаимообусловлены,  что  позволяет  осуществлять  воспитательный  и  образовательный  процесс  путем  целенаправленной  планомерной  и  систематической  организации  досуговой  деятельности  путем  подъема  ее  на  более  высокий  уровень  развития  [3,  с.  8].

Досуговая  деятельность  отличается  от  других  видов  жизнедеятельности  человека  тем,  что  осуществляется  в  соответствии  с  потребностями  индивида,  с  целью  получения  удовольствия,  развлечения,  отдыха,  разнообразить  жизнь.  Выбор  определенного  вида  досуговой  деятельности  предопределяется  его  индивидуальной  и  социальной  ценностью  в  глазах  личности,  а  содержательное  наполнение  досуговых  занятий  отражает  цели  и  задачи,  которые  она  ставит  перед  собой:  приобретение  знаний  и  навыков,  выработка  норм  поведения,  усвоение  культурных  ценностей,  овладение  различными  сферами  общественной  деятельности.

Ученые  в  области  педагогики  досуга  (А.  Жарков,  Ю.  Стрельцов,  В.  Суртаев,  В.  Чижиков  и  др.)  досуговую  деятельность  определяют,  как  специализированную  подсистему  духовно-культурной  жизни  общества,  которая  функционально  объединяет  социальные  институты,  которые  обеспечивают  воспроизведение  потребления,  сохранения  и  распространения  культурных  ценностей;  как  коллективный  и  индивидуальный  способ  жизнедеятельности  людей,  в  основе  которого  лежит  многогранная  деятельность;  как  сфера  жизнедеятельности,  которая  открывает  уникальные  условия  формирования  внутреннего  мира,  повышения  культуры  всестороннего  развития  личности.

Проанализировав  различные  точки  зрения,  нами  был  сделан  вывод:  под  досуговой  деятельностью  понимаем  культуротворческий  процесс,  который  стимулирует  развитие  творческой  индивидуальности,  создает  условия  для  выявления  и  удовлетворения  свободы  выбора  досуговых  потребностей  и  интересов  и  утверждения  на  этой  основе  системы  ценностей  личности.

Актуальными  направлениями  дальнейшей  разработки  обозначенной  проблемы  является  раскрытие  понятия  культуры  досуговой  деятельности  и  культуры  досуга  студентов.

 

Список  литературы:

1.Великий  тлумачний  словник  сучасної  української  мови:  170  000.  /  [Автор  і  голов.  ред.  В.Т.  Бусел].  К.;  Ірпінь  :  ВТФ  «Перун»,  [2004].  —  1425  с.

2.Вишняк  Л.И.  Культура  молодежного  досуга  /  Л.И.  Вишняк,  В.И.  Тарасенко.  К.:  Вища  школа,  1988.  —  70  с.

3.Воловик  А.  Педагогіка  дозвілля  [Текст]:  підручник  /  А.  Воловик,  В.  Воловик.  Харків  :  ХДАК,  1999.  —  332  с.

4.Кірсанов  В.В.  До  визначення  предмета  рекреації  в  контексті  педагогічних  проблем  дозвілля  /  В.В.  Кірсанов  //  Вісник  книжкової  палати.  —  2004.  —  №  9.  —  С.  37.

5.Панова  Г.С.  Модели  учреждений  культуры:  Принципы  формирования  в  сфере  культуры  [Текст]  /  Г.С.  Панова,  В.М.  Розин  //  Перспективные  модели  учреждений  культуры.  М.:  НИИ  культуры,  1990.  —  С.  22—38.

6.Піча  В.М.  Проблема  вільного  часу  сучасних  промислових  працівників  (культура  вільного  часу)  /  В.М.  Піча.  Львів  :  Світ,  1990.  —  152  с.

7.Устюжанина  Л.В.  Особенности  маркетинга  услуг  в  сфере  свободного  времени  :  автореф.  дис.  на  соискание  науч.  степени  канд.  соц.  наук:  спец.  22.00.06  М.,  1997.  —  С.  29—30.

8.Цимбалюк  Н.М.  Організація  та  методика  культурно-дозвіллєвої  діяльності  /  Н.М.  Цимбалюк.  К.:  ДАКККіМ,  2000.  —  145  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.