Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 24 июля 2013 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ЧЕРНОЗЕМЬЕ (КОНЕЦ XVIII — НАЧАЛО XIX ВВ.)
Кононова Татьяна Леонидовна
канд. ист. наук, доцент КГУ, г. Курск
E-mail: kononova55@mail.ru
В конце XVIII века книгопечатание постепенно перестает быть прерогативой правительства, книга становится более демократичной и проникает во все слои общества, самые отдаленные города России. Первые провинциальные типографии в России начинают появляться после выхода «Указа о вольных типографиях» (15 января 1783 г.), по которому типографии были приравнены к «прочим фабрикам и рукоделиям» [7]. Необходимость типографий вызывалась, прежде всего, ведомственными нуждами губернских канцелярий. Типографии создавались при губернских правлениях (за счет сумм, ассигнованных на содержание канцелярских служителей), а также при Приказах общественного призрения, ведавших народным образованием, здравоохранением и благотворительностью. Возникали в провинции и «вольные», то есть частные типографии — в Ярославле, Тобольске, Тамбове и Костроме, но также благодаря содействию заинтересованных губернских властей.
Целью данного исследования является проследить историю возникновения типографского и издательского дела в Центральном Черноземье, используя материалы Курской, Орловской и Воронежской губерний, а также выявить основные направления издательской деятельности начального периода книгопечатания и отличительные особенности книгоиздания конца XVIII в.
Следует отметить, что распространение типографского и издательского дела в стране находилось в непосредственной связи с происходившими в этот период глубокими изменениями в социально-экономической, политической и культурной жизни. В конце XVIII в. в губернских городах происходили сдвиги в развитии культуры и народного образования. В 1786 г. открылись Главные народные училища в Курске, Воронеже, Орле и Тамбове. Усиливался интерес к театру. В 1792 г. в Курске начал работать театр братьев Барсовых. В 1802 г. возник профессиональный театр в Воронеже, на сцене которого в разные годы играли многие великие артисты России. В 1798 году Курск стал пристанищем признанного и известного в России поэта Ипполита Федоровича Богдановича, автора знаменитой поэмы «Душенька». Появление в Курске знаменитого поэта, несомненно, оставило добрый след в развитии литературной жизни края и оказало определенное влияние на судьбы местной интеллигенции. Пребывание Н.М. Карамзина на Орловской земле в 1793—1795 гг. и литературная деятельность писателя служили поддержанию в этих местах серьезного, заинтересованного отношения к печатной деятельности. Общественность губернских городов проявляла большой интерес к литературе и поэзии.
Курск был шестым городом, который основал у себя типографию после указа 1783 г. и входил в число пяти городов, где было издано больше двадцати книг. Первая типография в Курске была открыта в 1792 г. Приказом общественного призрения [2]. Организация была поручена директору училищ А.И. Арсеньеву, который был назначен заведующим типографией. В губернии не было квалифицированных мастеров и рабочих, их пришлось выписать из столицы. При типографии был и корректор — учитель Главного народного училища Семен Зубков, знаток русской истории, автор книг и переводчик.
В курской типографии печатались, прежде всего, различные деловые бумаги губернского правления, перепечатывались указы и манифесты правительства, а также другие издания, получившие впоследствии название «летучих». Как указывал курский историк и краевед А.А. Танков, только в течение первых трех дней функционирования типографии (с 5 по 7 июня 1792 г.) в ней были «тиснуты»: 1. Указы наместнического правления о взыскании недоимок — 150 экз. 2. Указ о солдатских детях — 30 экз. 3. Объявление о поимке беглых крестьян — 200 экз. [12].
В начальный период провинциального книгопечатания с 1792 по 1804 год в Курске было издано 27 книг [11]. Любопытно, что 12 из 27 изданных книг составляют оригинальные художественные произведения. Оригинальная художественная литература в Курске ограничивалась «малыми» формами — здесь издавались преимущественно оды, поучения, поэтические опыты, написанные курскими авторами. Так, самой первой книгой, изданной в Курске, считается сочинение местного учителя Ивана Тимофеевича Васильева «Благополучное время, или разговор мальчика со стариком» (Курск, 1792). Она написана в форме диалога между мальчиком и стариком и посвящена «преждебывшим достопамятным происшествиям в свете». Наиболее типичным было издание в этот период поэтических сборников. В 1794 году был издан сборник «Торжество Курских муз или Подробное описание празднества бывшаго при освящении нового каменного дома Главного народного училища от Приказа общественного призрения сооруженного», куда вошли сочинения курских учителей Павла Кондратьева, Михаила Лаврова, ода Ивана Коростовцева, стихи Василия Краснова «Перестань Парнасс днесь возноситься!..», ода регистратора Григория Зеленского. К этому времени в Курске сложился небольшой, но дружный кружок из представителей местной интеллигенции, куда входили учителя народного училища и некоторые губернские чиновники.
Помимо оригинальной художественной литературы в начальный период книгопечатания в Курске издаются также книги прикладного характера. В 1794 г. тиражом 1000 экз. в Курске вышла книга «Скоро жать или Двойной серп», в которой описывались орудия для ускоренной уборки хлебов. В 1793 был издан «Лошадиный охотник или Примечания о конских заводах из опытности почерпнутыя» также тиражом 1000 экз. «Известие об удабривании земли» вышло в свет в 1795 году.
Интересно, что из 27 книг, изданных в Курске в указанный период, переводных было всего три, и все они были переведены на русский язык курянами. Это «Старший Катон» Цицерона, переведенный с латинского Егором Карнеевым (1795); «Подробное изъяснение о колесах и водяных мельницах» Андреаса Каовенгофера в переводе с немецкого Семена Зубкова (1793); и «Обстоятельное руководство двойного или итальянского счетоводства купеческого…» Иоганна Стиллигера (1795). Книгу Стиллигера перевел с немецкого коллежский асессор Карл Удам, снабдив ее пояснениями.
В Курске в этот период было напечатано всего два учебных пособия: в 1794 году вышли «Таблицы землеописания Российского» и «Таблицы Российской истории», составленные «орловского главного училища учителем исторических наук» Василием Баршацким. В 1793 году были напечатаны книги курского гражданского губернатора С.Д. Бурнашева «Картина Грузии, или описание политического состояния царства Карталинского и Кахетинского» и «Описание областей Адребижанских в Персии и их политического состояния». В 1794 вышло в свет «Описание горских народов». Историко-этнографические записки Бурнашева полны интересными наблюдениями и живыми сценами, а картографические труды обнаружили высокую компетентность их исполнителя. Единственным краеведческим изданием этого периода явилась «История о городе Курске; о явлении чудотворной Знамения Пресвятыя Богородицы иконы, нарицаемыя Курския; о Курском Знаменском монастыре и его настоятелях» (1792). Автор книги — Амвросий Гиновский, архимандрит Знаменского монастыря.
Результатом политической реакции начала 1790-х годов, расправы с Радищевым и Новиковым стал указ Екатерины II от 16 сентября 1796 г., который не только запретил «вольное» книгопечатание, но и внес значительные изменения в цензурную практику [9]. Централизация цензуры осложнила издательскую деятельность в провинции, что привело к снижению издательской активности. В 1797 г. типография в Курске была передана губернскому правлению. Всего из 27-ми книг, изданных в Курске с 1792 по 1804 гг., 22 вышли в свет до 1797 г.
Одним из первых распоряжений Александра I после восшествия на престол стал указ от 31 марта 1801 г. о восстановлении закрытых в 1796 году вольных типографий. Указом от 9 февраля 1802 г. вновь устанавливались порядок открытия типографий и печатание в них книг «на правилах, в указе 1783 года января 15 дня изображенным» [8]. Однако в Курске, после 1802 года были издано всего две книги.
Типография в Воронеже была основана губернатором в 1798 г. [3, с. 21]. Инициатором создания типографии стал Евфимий Алексеевич Болховитинов, историк, археограф, переводчик, библиограф, церковный деятель. В Москве Болховитинов имел возможность близко познакомиться с практикой организации работы типографии Н.И. Новикова. В Воронеже совместно с группой единомышленников, получившей название «кружок Болховитинова», он активно содействовал просвещению. В кружок Е. Болховитинова входили учителя главного народного училища С.В. Юшков, А.И. Зиновьев, П.В. Соколовский, Г.П. Успенский; директор народных училищ Г.А. Петров, местный врач И.Н. Елинский, помещик И.Н. Черенков и другие. Кружок существовал с 1798 по 1806 гг. и сыграл значительную роль в общественной жизни Воронежа. Но главной его заслугой, явилось участие в создании Воронежской губернской типографии [1, с. 23—24].
Типография состояла при губернском правлении и общее руководство в течение первых 13 лет осуществлял директор народных училищ Григорий Андреевич Петров. Корректором в типографии с 1799 г. работал учитель С.В. Юшков; он же выполнял и обязанности фактора типографии. Это был человек, искренне любящий книжное дело. В типографии кроме корректора работали мастеровые — наборщики, тередорщик и батырщик [3, с. 26—27]. Труд типографских мастеровых был тяжелым, все работы выполнялись вручную. Типография существовала на собственные средства — доход от продажи книг; губернское правление ежегодно выделяло 100 руб. за печатание своих документов.
Первая книга, напечатанная в воронежской типографии, называлась «Опыт Воронежской губернской типографии. Отделение первое». Словом «опыт» подчеркивалось, что это проба воронежской типографии. Издание представляло собой сборник стихотворных произведений русских писателей Ломоносова М.В., Сумарокова А.П., Хераскова М.М., Державина Г.Р., Карамзина Н.М. и других. Затем из печати вышло второе отделение (выпуск), составленное из произведений иностранных писателей, на французском и немецком языках. По сведениям исследователя истории Воронежского края А.И. Гайворонского, и первое и второе отделения «Опыта Воронежской губернской типографии» были распроданы полностью, что свидетельствует о большом спросе воронежцев на художественную литературу в те годы [4, с. 63—68].
Всего с 1798 по 1806 г. в Воронежской губернской типографии было напечатано 29 книг. Первым художественным произведением драматического жанра, напечатанным в воронежской типографии, стала драма «Опыт дружбы драмма в четырех действиях. Представлена в Воронеже на благородном театре 1798 года» (Воронеж, 1799). Автор произведения неизвестен. В драме рассматривается проблема дружеских взаимоотношений в обществе, отстаиваются права искренней любви, свободной от социальных уз. В 1804—1806 гг. в воронежской типографии было издано несколько пьес местного драматурга Андрея Элина, которые ставились на воронежской сцене. Вероятно, издание этих пьес было вызвано потребностью в них воронежского театра.
Примечательно, что авторами первых книг, напечатанных в типографии, были воронежские авторы. Книги становятся больше по объему, разнообразней по тематике, улучшается их оформление. В 1799 г. в типографии начали печататься труды Е.А. Болховитинова. 1800 год ознаменовался изданием первой историко-краеведческой книги «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии, собранной из историй, архивских записок и сказаний Е. Болховитиновым», в которой Е.А. Болховитинов выступает как учёный-экономист, статистик, соединивший знание источников с личными наблюдениями. Работа Е.А. Болховитинова содержит обильный фактический материал, и не потеряла своей научной ценности до наших дней. Это первое исследование по светской и церковной истории края.
В воронежской типографии печатались не только оригинальные произведения, но и переводные сочинения зарубежных авторов. В 1800 г. один из членов кружка Е.А. Болховитинова, П.В. Соколовский перевел и подготовил к изданию сочинение энциклопедиста Робине «Философическое разсуждение о человеке и его превосходствах, содержащее в себе сравнение состояния, и способностей человеческих с состоянием и способностями других животных…». Философские взгляды Робине основывались на материалистическом миропонимании, на данных изучения природы и человека. Книга была издана с разрешения московской цензуры, на средства типографии. Ее название на титульном листе напечатано 14-ю разными шрифтами. В 1801 г. было издано сочинение Н. Шмида «Космография или описание тел мира для общеполезного познания великих дел Божиих» в переводе учителя главного народного училища Г. Успенского. Перевод и издание этих книг свидетельствуют об интересе членов кружка Болховитинова к французским философам-материалистам и английским мыслителям, изучавшим проблемы естественного происхождения жизни.
Следует упомянуть еще об одном издании воронежской типографии начального периода книгопечатания. Это небольшое по объему сатирическое произведение Д.И. Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». В этом произведении ярко проявилось религиозное свободомыслие Д.И. Фонвизина. По сведениям А.И. Гайворонского, книга была напечатана в Воронеже до 1803 г. на средства неизвестного частного лица и разошлось почти полностью [4, с. 78—80].
В Орловской губернии первое типографское заведение появилось лишь в 1812 г. [10]. До этого служебные надобности удовлетворялись в курской типографии, которая печатала бумаги для Курского и Орловского наместничества. Орловская типография принадлежала карачевскому купцу И.Я. Сытину, известному санкт-петербургскому типографу, успевшему незадолго до указа 16 сентября 1796 г. перевести свое предприятие в Смоленск. В 1812 г. Орловское губернское правление пригласило И.Я. Сытина заведовать губернской типографией. Впоследствии собственное заведение он передал сыну А.И. Сытину.
Большой опыт по организации книгоиздательского производства и неограниченный доступ к оборудованию губернской типографии позволили ему организовать в Орле и поставить на широкую ногу книгоиздательское дело. Период работы в Орле известного книгоиздателя (1814—1830 гг.) стал наиболее продуктивным по количеству и тематике выпускаемых книг [5]. Сотрудниками Орловской областной научной универсальной публичной библиотеки им. И.А. Бунина удалось выявить около ста книг, изданных И.Я. Сытиным в губернской и собственной типографиях [6]. Основную массу изданий составляют переводные беллетристические произведения — сочинения А. Радклиф, С.Ф. Жанлис, А.Г. Лафонтена, Ф.Р. Шатобриана, Х.Г. Шписа и др. Издавались и оригинальные художественные произведения, хотя их число невелико — опера А. Аблесимова, комедия Д.В. Ефимьева и т. д. Среди изданий встречается и литература, необходимая в домашнем обиходе, книги о правилах карточных игр, описания «хитростей и фокусов», песенники, своеобразные энциклопедические справочники. Издавал И.Я. Сытин и книги для детей — популярные учебники арифметики и многочисленные азбуки. Умение ориентироваться на российском книжном рынке и оставшиеся со времен работы в Санкт-Петербурге связи сделали книгоиздательскую деятельность И.Я. Сытина рентабельной. Его книги продавались в Орле, Москве и некоторых других городах.
Следует отметить, что необходимость и возможность создания губернских типографий была обусловлена развитием общественной и культурной жизни провинции наряду с ростом экономики и торговли в городах Черноземного региона. Издательская деятельность в русской провинции в данный период, безусловно, представляла собой значительное явление в культурной жизни России. В первых типографиях Черноземья издавалась не только служебная документация, но и книжная продукция. Отличительной особенностью этого периода местного книгопечатания являлось значительное количество беллетристики. Местное книгопечатание в значительной мере способствовало возникновению и развитию областной литературы, которая впоследствии влилась в состав общерусской. Часть изданий была посвящена истории, географии, естественнонаучным вопросам; издавалась литература прикладного характера, переводные сочинения. Интересно, что литературы религиозного содержания издавалось больше в Воронеже. В Курске издавалось больше книг практического характера. Для провинциального книгоиздания того времени была характерна малочисленность краеведческих изданий. Краеведческая литература еще не стала той органичной и наиболее естественной частью местной книжной продукции, какой она явилась впоследствии, особенно в пореформенный период. Большую часть книжной продукции составляли оригинальные художественные произведения, написанные местными авторами, в основном учителями Главных народных училищ. Примечательно, что заведовали типографиями и в Курске, и в Воронеже, директора этих заведений, а учителя — служили в типографиях корректорами. Местная интеллигенция и чиновники являлись не только авторами первых изданных в провинциальных типографиях книг, но и переводчиками зарубежных изданий. Отличительной особенностью провинциального книгоиздательства в указанный период явилось то, что им выпускались книги ярко выраженного местного характера. Можно сказать, что в конце XVIII — начале XIX вв. в Центральном Черноземье были заложены лучшие традиции местного книгопечатания.
Список литературы:
- Антюхин Г.В. Печатное слово России: история журналистики Черноземного центра страны XIX века. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1993. — 219 с.
- Блюм А.В. Возникновение книгопечатания в Курске: историко-библиографические заметки // Краеведческие записки: Вып. 3. — Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1968. С. 143—154.
- Воскресенский Н.В. Пятидесятилетие воронежских губернских ведомостей: исторический очерк с биографиями редакторов и сотрудников / составил действит. член Воронежск. губерн. стат. комитета Н.В. Воскресенский. — Воронеж: Типо-лит губерн. правл., 1888. — 76 с., 1 л. табл.
- Гайворонский А.И. Золотые архивные россыпи: из истории культуры Воронежского края (конец XVIII — начало XX вв. — Воронеж: Центрально-Черноземное книжное изд-во, 1971. — 262 с.
- Горожанский Я.И. Список книг, напечатанных в Орле в первые тридцать лет нынешнего столетия // Памятная книжка Орловской губернии на 1888 год. Орел, 1888. С. 160—164.
- Жукова Ю.В. Основные тенденции развития типографско-издательского дела в Орловской губернии // Девятые Денисьевские чтения: материалы межрегион. (с междунар. участием) науч. -практ. конф. по проблемам истории, теории и практики библиотечного дела, библиотековедения, библиографоведения и книговедения, г. Орел, 25—26 окт. 2012 г. — Орел : Издатель Александр Воробьёв, 2012. — С. 210—216.
- О позволении во всех городах и столицах заводить типографии и печатать книги на российском и иностранных языках, с освидетельствованием оных от управы благочиния : [Именной указ от 15.01.1783] // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. 21: 1781—1783 гг. СПб., 1830. С. 792.
- О уничтожении Цензур, учрежденных в городах и при портах; о дозволении открывать вольные типографии и о поручении губернаторам рассматривать вновь издаваемые книги: [Имен. указ от 9.02.1802] // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. 27: 1802—1803 гг. СПб., 1830. С. 39—40.
- Об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг; об учреждении на сей конец Цензур в городах: Санктпетербурге, Москве, Риге, Одессе и при Радзивиловской таможне, и об упразднении частных типографий: [Имен. указ от 16.09.1796] // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. 23: 1789—1796 гг. СПб., 1830. С. 933—934.
- Рубинштейн Е.И. Книгопечатание в русской провинции первой половины XIX в. // 400 лет русского книгопечатания. 1562—1964: русское книгопечатание до 1917 г. — М.: Изд-во Наука, 1964. — С. 295.
- Семенников В. Библиографический список книг, напечатанных в провинции со времени возникновения гражданских типографий по 1807 год / составил В. Семенников. СПб., 1912. С. 29—31.
- Танков А.А. Из истории печатного дела в Курске // Курские губернские ведомости. 1897. № 229.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий