Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 05 апреля 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Фокина И.В. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ  ПОДХОД  К  ИССЛЕДОВАНИЮ  ГРАЖДАНСКОГО  САМОСОЗНАНИЯ  ПЕДАГОГА

Фокина  Ирина  Владимировна

к.псх.н.,  доцент  ВГПУ,  г.  Вологда

E-mailFokinaIrV@mail.ru

 

С  позиции  аксиологического  подхода  в  основу  разработки  проблемы  гражданского  самосознания  положены  понимание  и  утверждение  абсолютной  ценности  человеческой  жизни.  Применение  аксиологического  подхода  к  исследованию  является  закономерным,  поскольку  именно  общечеловеческие  ценности  и  ценности  социально  значимой  деятельности  определяют  сущность  гражданского  самосознания  педагога,  его  развития.  Однако  Н.А.  Лищинская  отмечает,  что  современной  России  свойственны  глобальные  аксиологические  противоречия,  обусловленные  резкой  сменой  общественно-исторической  формации,  приведшей  к  некоторому  несоответствию  между  элементами  складывающейся  социальной  системы  и  традиционными  ценностями.  Культурная  норма  не  «успевает»  изменяться  вслед  за  социумом  и,  как  следствие,  образуется  идейный  вакуум,  пространство,  не  заполненное  идеалами  и  ценностями,  которые  бы  определяли  действия  людей  [4].

В  рамках  аксиологического  подхода  процесс  становления  гражданского  самосознания  в  условиях  профессиональной  деятельности  –  это  оптимизация  развития  у  педагогов  общечеловеческих  и  профессиональных  ценностей  и  психологическое  обеспечение  формирования  эмоционально-ценностного  отношения  к  обществу.  Важным  фундаментом  для  разработки  психологической  сущности  гражданского  самосознания  в  контексте  аксиологического  подхода  являются  научные  исследования  в  области  духовности  профессионала. 

Один  из  первых  исследователей  проблемы  духовности  профессионала  В.А.  Пономаренко  отмечает,  что  профессионализм  как  вершина  мастерства,  не  может  быть  раскрыт  без  опоры  на  нравственную  основу  личности  профессионала  [5].  Духовность  является  системообразующей  характеристикой  личности  профессионала.  В  отличие  от  таких  категорий  освоения  профессии  как  работник  и  специалист,  профессионал,  характеризуется  не  только  исполнительностью  в  соответствии  с  жестко  заданными  алгоритмами  и  нормативами  исполнения  деятельности  в  экстремальных  условиях,  но  и  моралью  подвижничества,  для  которой  на  первом  месте  стоит  долг  как  результат  взаимоотношений  со  своей  совестью,  а  не  самосохранение.  

Анализируя  психологическую  природу  феномена  духовности,  В.В.  Знаков  выделяет  четыре  основных  направления  исследования  данной  проблемы,  объединяющим  началом  которых  является  понимание  данного  феномена  как  особенностей  внутреннего  мира  человека,  его  самосознания  и  субъективных  путей  восхождения  к  вершинам  бытия  [1].

Согласно  первому  направлению  духовность  есть  результат  приобщения  к  общечеловеческим  ценностям,  духовной  культуре,  мировоззренческая  позиция  человека,  предполагающая  активность  самого  субъекта.  Духовность  заключается  в  умении  распознать  и  выполнить  жизненную  задачу,  нести  любовь,  радость  и  мир,  помочь  себе  и  другим  полностью  реализовать  себя.

Второе  направление  исследований  связано  с  возникновением  состояний  духовности  как  результата  сосредоточения  на  осмыслении  и  переживании  духовных  ценностей  (познавательных,  этических,  эстетических  аспектов  бытия)  в  ходе  разрешения  нравственно  трудных  этических  конфликтов  или  интеллектуальных  озарений. 

В  рамках  третьего  направления  духовность  понимается  как  принцип  саморазвития  и  самореализации  человека,  которые  начинаются  с  признания  субъективной  значимости  общечеловеческих  духовных  ценностей  –  истины,  добра,  красоты.  Мотивационной  основой  психологической  готовности  к  их  усвоению  и  формированию  являются  духовные  влечения  субъекта  как  фундаментальные  переживания  преданности  человека  духовным  ценностям  и  наслаждение  от  их  удовлетворения.  Развитие  духовных  ценностей  в  нравственно-рефлексивном  сознании  субъекта  тесно  связано  с  чувством  личностной  свободы  как  духовного  состояния,  которое  возникает  с  осознанием  внешних  возможностей  и  внутренней  готовности  к  выбору,  исходя  из  личностного  знания  и  смыслообразования.

Четвертое  направление  В.В.  Знаков  называет  религиозным:  в  нем  духовное  выступает  как  божественное  откровение:  Бог  есть  дух.  А  жизнь  духовная  –  это  жизнь  с  Богом  и  в  Боге.

Итак,  содержанием  духовности  является  проблема  смысла  жизни,  центральными  категориями  –  добро  и  любовь,  вера  и  надежда,  мудрость  и  справедливость,  красота  и  возвышенность  деяний  и  помыслов,  совесть  и  стыд,  грех  и  вина,  достоинство  и  честь,  сострадание  и  милосердие,  счастье  и  благополучие  других.  Духовность  связана  с  высшим  уровнем  развития  личности,  способностью  человека  открывать  и  переживать  добро,  красоту,  усваивать  их,  преломляя  через  свое  «Я»,  и  в  соответствии  с  этим  строить  свое  поведение  и  всю  жизнедеятельность. 

Л.И.  Ларионова  отмечает,  что  духовность  является  результатом  взаимодействия  личности  с  социокультурным  пространством,  в  структуре  духовности  условно  выделяются  взаимосвязанные  составляющие:  внутренняя,  связанная  с  категорией  «Я»  (Я-концепция,  направленность,  личностные  смыслы,  ценностные  ориентации)  и  внешняя,  связанная  с  категорией  «Другой»  (взаимоотношения  с  внешним  миром  и  значимыми  другими)  [3].  Их  синтез  порождает  противоречие  между  чувственной  и  рациональной  сторонами  личности  человека,  разрешение  которого  невозможно  без  общих  идей,  высоких  целей,  веры. 

Духовность  не  ограничивается  мыслью  или  словом,  она  глубже,  могущественнее  и  священнее.  Духовность  состоит  в  уверенности  и  опоре  на  то  лучшее  и  высшее,  которое  обязательно  есть  в  душе  каждого  человека  и  к  которому  надо  прислушиваться,  сосредоточенно  испытывать  его,  вникать  в  него,  предаваться  ему.  В  профессиональной  деятельности  педагога  бесценным  является  такое  проявление  духовности  как  ощущение  целостности  и  целенаправленности  жизни,  эмоционально  поддерживающее  человека.  Ощущение  неразрывной  взаимосвязи  с  окружающим  миром,  с  прошлым  и  будущим  своей  Родины,  придает  определенный  смысл  и  значение  собственной  жизни,  служит  опорой  духовного  здоровья  профессионала.  Рассматривая  гражданское  самосознание  личности  педагога  с  позиции  духовности,  мы  отмечаем,  что  его  главным  побуждающим  мотивом  является  долг  как  требования,  осознаваемые  и  выполняемые  человеком  из  нравственных  побуждений  –  облагородить,  обогатить  свою  страну. 

В  исследованиях  процесса  развития  гражданского  самосознания  педагога  профессиональное  саморазвитие  понимается  как  относительно  самостоятельный  вид  внутренней  деятельности,  направленный  на  интериоризацию  внешних  общественных  требований  и  сознательное  формирование,  развитие  на  этой  основе  значимых  качеств.  Мотив  профессионального  самосовершенствования  педагога  выступает  как  модель  образа  «Я  -  профессиональное»,  в  которой  конкретизируется  потребность  личностного  развития,  и  которая  образует  ее  предметное  содержание.  Способность  человека  к  профессиональному  саморазвитию  обуславливается  характером  мотивации  самосовершенствования:  процессуальным,  результативным,  вознаграждения  или  избегания,  источниками  самосовершенствования  и  развития  личностных  качеств  являются  самопознание,  самопобуждение  и  самореализация.  Отождествляя  понятия  саморазвития  и  самовоспитания,  можно  утверждать,  что  самовоспитание  педагога  должно  быть  нацелено  на  его  самоощущение  как  субъекта  образовательного  процесса,  автора  своей  жизни,  гражданина  своего  отечества,  представителя  духовно-нравственной  культуры  своего  народа.

Человеческий  дух  –  это  реальный  опыт  возвышенного  психического  состояния,  возникающего  не  столько  в  результате  действия,  сколько  в  процессе  постижения  смысла  своей  деятельности,  отмечает  В.А.  Пономаренко  [5].  Формирование  духовности,  замечает  В.М.  Иванов  [2],  предполагает  не  механическое  усвоение  содержания  образования,  а  его  творческое  осмысление,  соединение  полученных  знаний  с  реальностью  жизни  в  системе  ценностных  отношений  и  практической  деятельности,  в  результате  чего  преодолевается  абстрактность  обучения  и  восприятия  жизни,  построение  собственной  жизни  приобретает  конкретный  целенаправленный  характер.

Содержанием  психологического  обеспечения  является  актуализация  личностных  смыслов  в  профессиональном  развитии;  совершенствование  приемов  и  способов  самооценки  и  самоопределения,  развитие  способности  к  рефлексии,  отработка  приемов  и  навыков  межличностного  взаимодействия.  Эффективным  методом  такой  работы  признан  тренинг  новых  психологических  образований. 

Таким  образом,  проблема  психологического  обеспечения  процесса  развития  гражданского  самосознания  личности  педагога  рассматривается  нами  с  позиции  духовности,  и  ее  решение  является  приоритетным,  поскольку  направлено  на  развитие  духовно-нравственной  основы  личности  профессионала. 

 

Список  литературы:

1.Знаков  В.В.  Духовность  человека  в  зеркале  психологического  знания  и  религиозной  веры  /  В.В.  Знаков.  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  htpp://www.  hr-portal/ru.

2.Иванов  В.М.  Духовность,  образование,  педагог  /  В.М.  Иванов  //Образование  и  общество.  –  2003.  –  №  4.  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  htpp://www.education.recom.ru.

3.Ларионова  Л.И.  Связь  интеллекта,  креативности,  духовности  в  структуре  одаренности.  /  Л.И.  Ларионова.  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  htpp://www.ipras.ru.

4.Лищинская  Н.А.  К  некоторым  вопросам  аксиологического  подхода  в  формировании  культуры  мышления  студентов  [Текст]  /  Н.А.  Лищинская  //Научные  проблемы  гуманитарных  исследований.  –  2009.  –  Выпуск  4  (2).  –  С.  67  –  72.

5.Пономаренко  В.А.  Психология  духовности  профессионала  [Текст]  /  В.А.  Пономаренко.  –  М.,  2004.  –  289  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.