Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXXVII-XXXVIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 07 сентября 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Попов А.В. ИМПРЕССИОНИЗМ И ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МИРИСКУСНИЧЕСКОГО РЕТРОСПЕКТИВИЗМА В XXI ВЕКЕ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXVII-XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 8-9(30). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 4-9.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИМПРЕССИОНИЗМ И ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МИРИСКУСНИЧЕСКОГО РЕТРОСПЕКТИВИЗМА В XXI ВЕКЕ

Попов Алексей Валентинович

канд. искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов (АИС),

РФ, г. Москва

IMPRESSIONISM AND THE PROBLEM OF MODERNITY WHEN USING MIRISKUSNICHESKOY RETROSPECTIVE ARCHITECTURE IN THE XXI CENTURY

 

Alexey Popov

Candidate of Science, аrt Critics and Art Historians Association(AIS),

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Цель статьи – исследовать возможности современного восприятия картин, формально связанных с изображением прошлого. При изучении художественного материала был использован метод формально–стилевого анализа. Установлено, что обращение к импрессионизму в картинах, в которых художник использовал ретроспективизм мастеров «Мира искусств», способствует возникновению равноправного диалога между прошлым и настоящим.

ABSTRACT

The purpose of the article is to explore the possibilities of modern perception of paintings formally associated with the image of the past. When studying the artistic material, the method of formal–style analysis was used. Set that appeal to the impressionism paintings in which the artist used retrospectivism masters "World of art", contributes to an equitable dialogue between past and present.

 

Ключевые слова: живопись; современность в живописи; «Мир искусства»; модерн; импрессионизм; Хвастунова; ретроспективизм; искусство; графика; стиль.

Keywords: painting; modernity in painting; "World of Art"; modern; impressionism; Khvastunova; retrospectivism; art; graphics; style.

 

Объединение художников «Мир искусства» (1898–1927) в течение первых пятнадцати лет XX века играло решающую роль в культурной жизни дореволюционной России, однако в Новейшем времени художественная система мирискусников не подтвердила свою жизнеспособность, что позволило А.М. Эфрос констатировать следующее:  «"Мир искусства" исчез, исчез как течение начисто, – и идейно, и творчески»  [3, с. 204].   Сложившуюся ситуацию можно отчасти объяснить тем, что обращение к сюжетике «Мира искусств», основанной на ретроспективизме, то есть на желании художника изображать прошлое, а не настоящее, так же, как использование стилистики модерна в 1930–1950-е годы было под строгим запретом. Однако и после того, как искусственные ограничения были сняты, а произошло это во второй половине 1950-х годов, художественная традиция мирискусников оказалась невостребованной. Одной из возможных причин сложившейся ситуации является отсутствие современности произведений, обращенных к прошлому, на необходимость которой обращал внимание Я.А.Тугендхольд [2, с. 208].

Поводом для проведенного исследования стало создание А.В.Хвастуновой в 2013 году цикла графических произведений, объединенных общим названием «Карабиха Н.А.Некрасова», в которых художник попытался придать современное звучание произведениям, изображающим события минувших дней.

Актуальность статьи обоснована важностью решения обозначенной проблемы для современных художников, работающих над обновлением отечественного искусства и стремящихся использовать творческие достижения мастеров «Мира искусства».

Цель исследования заключается в том, чтобы на примере творчества А.В.Хвастуновой, которая обратилась к мирискусническому ретроспективизму в начале XXI веке, оценить способ усиления современности графических произведений, формально обращенных к прошлому.

Анализ листов, входящих в цикл «Карабиха Н.А.Некрасова» показал, что в рамках проделанной работы художник предпринял успешную попытку наладить равноправный диалог между прошлым и настоящим в работах, отображающих быт старинной дворянской усадьбы XIX века. Действительно, изобразительный язык, который использовала А.В.Хвастунова для создания листов «Летний день. Карабиха», «Барский пруд», «Старый пруд», «Голубой пруд» основан на объединении стилистики модерна и импрессионизма – такой вывод был сделан на основе использования формально–стилевого метода. Во всех перечисленных листах присутствуют характерные черты импрессионизма, проявляющиеся в стремлении художника зафиксировать ежеминутно меняющееся состояние природы при пленэрном контакте с натурой, в желании не только передать материализованный воздух, но и донести до зрителя ощущение вибрирующей воздушной среды. Способность импрессионизма в соответствии со своей сущностью передавать непосредственное, натурное впечатление в определенной степени нивелирует условность модерна и способствует восприятию изображения, которое формально обращено к прошлому, ближе к современной реальности, ближе к жизни. Подобное стилевое объединение модерна и импрессионизма не выглядит странным – Д.В.Сарабьянов писал о том, что «соседство русского модерна с импрессионизмом и с реализмом определило особенность национального варианта стиля» [1, с. 195]. 

Восприятие листа «Летний день. Карабиха» соответствует названию картины и основано прежде всего на ощущении солнечного летнего дня, точно соответствующего реальной действительности, и только потом зритель начинает осознавать историзм изображенной дворянской усадьбы XIX века. Пожалуй, в этой работе чувство узнаваемости природного состояния превалирует над характерным для мирискусников эстетизмом художественной формой, в которой стилистика модерна проявлена в ослабленном виде по сравнению с листами «Барский пруд», «Старый пруд» и «Голубой пруд». Действительно, повышенная плоскостность, цветовая композиция, основанная на гармоничном распределении плоских пятен, и условность цветового решения листов с изображением водоема являются типичными признаками стиля модерн. Ослабление позиций модерн в работе «Летний день. Карабиха» немедленно проявилось в снижении уровня эстетического звучания, характерного как для мастеров «Мира искусства», так и художников группирующихся вокруг объединения «Голубая роза». В листах, к которых стиль модерн был более последовательно использован А.В.Хвастуновой, ослабление эстетического кредо автора не наблюдается. Представляется, что ощущение  современной жизни, обусловленное импрессионистической составляющей, в работах «Барский пруд» и «Старый пруд» не уступает по своему звучанию ощущению прошлого от прогуливающихся женщин в платьях по старинной моде – у зрителя создается впечатление, что изображенное не находится в глубине веков, а присутствует где совсем близко, то есть разрыв между прошлым и настоящим в данных работах минимизирован.

 

Рисунок 1. А.В. Хвастунова. Летний день. Карабиха. 2013. Б., гуашь, 44 х 64

 

Рисунок 2. А.В. Хвастунова. Барский пруд. 2013. Б., гуашь, 43 х 61

 

Рисунок 3. А.В. Хвастунова. Старый пруд. 2013. Б., гуашь, 63,5 х 44

 

Рисунок 4. А.В. Хвастунова. Голубой пруд. 2013. Б., гуашь, 39,5 х 63,5

 

Подводя итоги проведенного анализа графических листов из цикла «Карабиха Н.А.Некрасова» созданных А.В.Хвастуновой можно утверждать, что одна из возможностей усиления современного звучания произведений основанных на использовании мирискуснического ретроспективизма, то есть формально обращенных к прошлому, состоит в объединении импрессионизма и модерна, традиционно характерного для мастеров «Мира искусства».

 

Список литературы:

  1. Сарабьянов Д.В. Русский вариант стиля модерн в живописи конца XIX – начала XX века // Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. – М.: Советский художник, 1980. – С. 182–221.
  2. Тугендхольд Я.А. Искусство и современность // Тугендхольд Я.А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. – М.: Советский художник, 1987. – С. 208–215.
  3. Эфрос А.М. Судьбы дореволюционных художественных течений в советской живописи // Эфрос А.М. Мастера разных эпох. – М.: Советский художник, 1979. 336 с. – С. 186–226.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом