Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 июля 2020 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРИЧИНЫ РАСЦВЕТА РУССКОГО ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ ОРЕСТА КИПРЕНСКОГО
REASONS FOR THE RISE OF RUSSIAN PORTRAITURE IN THE WORKS OF OREST KIPRENSKY
Oksana Khukhrina
Head of the Department of Scientific and Educational Activities, St. Petersburg State Budgetary Institution of Culture “Museum and Exhibition Center”,
Russia, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
Орест Адамович Кипренский явился ярким представителем плеяды мастеров романтического направления начала XIX столетия. Художник проявил талант и выдающиеся способности живописца и чуткого человека в жанре портрета. Причины, повлиявшие на развитие природного дарования Кипренского и впоследствии позволившие завоевать мировое признание, представляют собой совокупность исторических событий начала нового века, высокий интерес со стороны общественности к художественной деятельности как таковой, особый статус мастера живописи и созданной в России прочной системы академического образования.
ABSTRACT
Orest Adamovich Kiprensky was a prominent representative of a galaxy of artists of a romantic direction at the beginning of the 19th century. The artist showed the vivid ability of a talented painter and a sensitive person in the portrait genre. The reasons that influenced the development of the natural talent of the artist and subsequently allowed to gain world recognition are a combination of historical events of the beginning of the new century, high public interest in artistic activity as such, the special status of a master of painting and the solid foundation of academic education created in Russia.
Ключевые слова: портретный жанр, академическое образование, исторический контекст, общественное признание, русский романтизм.
Keywords: portrait genre, academic education, historical context, public acceptance, Russian romanticism.
В XVIII веке положение художника в социальной иерархии было незавидным. Дворяне презирали людей ручного труда. Живописец, будучи даже очень одаренным от природы все равно считался ремесленником. Разумеется, он мог занимать руководящие посты в Академии художеств, что ставило его в ранг чиновничества и мог стать даже придворным. Но такой чести удостаивались не многие. Художника, как свободного творца, общество XVIII столетия не знало.
И несмотря на то, что «Академия трех знатнейших искусств» была основана уже в 1757 году по инициативе И.И. Шувалова и М.В. Ломоносова, только через шесть лет в 1764 году Екатерина II утвердила Устав Императорской Академии, в котором на законодательном уровне признавалась самоценность и самостоятельность художественной деятельности. А уже на начало XIX века академическое искусство ставило перед собой и решало большие задачи в области зодчества, скульптуры и живописи. Академия впервые создала широкую и стройную систему художественного образования, собственную крепкую традицию. Западные влияния, формы, приемы усваивались и самостоятельно перерабатывались не только выдающимися мастерами, но и массой рядовых художников. Средний уровень академического мастерства становится прочным и, в целом, достаточно высоким. В основу академической системы было положено изучение античных образцов. Поощрялось всяческое им подражание. Упражнения в рисовании с живой натуры были поставлены не менее строго. Добивались умения не только изображать натуру, но и воспроизводить человеческую фигуру по памяти в любом положении: в покое, в сложном повороте, в движении. Главной целью такого воспитания было научить «сочинять» сначала рисунки, а потом более сложные сюжеты. Искусство «сочинения» композиции высоко ценилось в Академии. За это искусство успевающие ученики получали главные награды. Темы для «сочинения» обычно давались им из библейских сюжетов, античных мифов и сказаний, из античной и русской истории. Большинство тем были отвлеченными и никак не отвечали живым запросам меняющегося общества. По мере того, как содержание академического искусства становилось все менее жизненным, все более отвлеченным, вырождались и формы искусства.
Академия художеств явилась центром художественной жизни страны, в то время она была оплотом классицизма в живописи. Художники стремились к предельной простоте и ясности изобразительного языка, к строгости рисунка. «Безупречная логика в развитии сюжета, строгое соответствие сюжета избранной теме, наконец, рационализм построения композиции – становятся альфой и омегой этого направления» [1, с. 77]. К началу XIX века взятая в целом академическая школа зрелого классицизма в живописи уступает русской архитектуре и скульптуре того периода. Однако отсутствие «пищи для ума и сердца», поражавшее К. Батюшкова, компенсируется жанром портрета. Именно здесь зритель находил искусство, обладавшее большим эмоциональным зарядом и воздействием. «Желаю, чтоб она (картина) сделала на меня сильное впечатление, чтоб она оставила в сердце моем продолжительное воспоминание, подобно прекрасному драматическому представлению, если изображает предмет важный, трогательный» [2, с. 122].
Девятнадцатое столетие привнесло новые идеи, а с ними и новое направление в искусстве. Романтизм как художественное направление ставило своей задачей показать индивидуальность личности и реальность ее переживаний. Романтики небывало сильно и ярко раскрывали богатство и разнообразие человеческой психики, проявляли живой и острый интерес к народному прошлому, к событиям истории, полным драматического содержания и героизма, к народному быту, искусству с их содержанием и формами.
На рубеже нового столетия небывалое дотоле расширение кругозора людей – общественных деятелей, литераторов, художников – вызвало подъем гражданского самосознания, обострение критической мысли и высокий взлет национальной культуры. Во главе Академии художеств стояли высокообразованные люди, отличавшиеся прогрессивностью взглядов: П.П. Чекалевский, автор книги «Рассуждение о свободных искусствах», конференц-секретарь А.Ф. Лабзин, попавший в ссылку за смело сказанное слово. Одним из просвещеннейших людей своего времени, человеком, хорошо знакомым с лучшими представителями передовой мысли XVIII века, был воспитатель и опытный педагог К.И. Головаческий, к которому ученики питали глубокую привязанность.
Образ человека, созданного романтиками, соединил в себе начало лирическое, интимное с началом гражданско-патриотическим, воспитанным идеями русского просветительства XVIII века, Отечественной войной 1812 года и декабризмом.
Одним из ярких представителей русского романтизма начала XIX века был Орест Адамович Кипренский. Именно в портрете он показал себя талантливым последователем Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского. Им были созданы портреты Е.П. Ростопчиной, А.А. Челищева, В.А. Петровского и другие портреты, которые упрочили его известность как мастера портретной живописи.
В Академии Кипренский учится до 1803 года, обнаруживая своеобразие и рост блестящего дарования как в работе с натуры, так и в опытах самостоятельного сочинения все более сложных композиций. Его работам присуща острота восприятия, точность формы, которые ничего не имели общего с «гипсовой» пластичностью Академии. Большое влияние на молодого художника оказывали работы великих мастеров XVII века: Рембрандта, Рубенса, Ван-Дейка, представленные в собрании Эрмитажа, образный строй и живописные задачи которых были близки портретисту. Кипренский уже в эту пору становится замечательным колористом. Академия обострила глаз и руку художника в работе над натурой, развернула его композиционные дарования. Но Кипренский уже здесь пошел по пути самостоятельных исканий, преодолевая косность академической рутины.
Здесь большую роль сыграло изучение и своеобразное талантливое использование наследия старых мастеров прошлого. Мощный художественный темперамент переплавлял все эти воздействия. Вырастала яркая творческая индивидуальность. Кипренский быстро выдвигается и завоевывает общественное внимание. Следующие пять лет петербургской жизни Кипренского раскрывают в нем исключительный талант портретиста. Это было обусловлено тем обостренным, жадным интересом к человеку, не только к его облику, но и к внутреннему миру, который горел в художнике всю его жизнь. Кипренский в эту пору чужд холодного протокольного объективизма. Все его портреты проникнуты чувством и глубоким увлечением не только задачами художника, но и острого психолога-наблюдателя. Кипренский по-новому продолжает линию великих русских портретистов XVIII века, усиливая эмоциональность, теплоту и выразительность портрета, выводя его из круга прежней парадной торжественности, холодной замкнутости, условности выражения и жеста. «Портреты Кипренского не только живут разнообразно и напряженно, но и раскрывают эту жизнь просто и доверчиво зрителю» [3, c. 148].
С 1809 года по 1811 год Кипренский работает в Москве и Твери. Этот период по справедливости можно считать эпохой расцвета таланта и мастерства художника. В 1809 году Кипренский написал, пожалуй, один из признанных портретов - «Портрет Евграфа Давыдова». По своей героической масштабности и романтической вдохновенности – образ новой эпохи. «Как служба в армии в эти годы из сословных традиций превращалась в патриотическое дело, так и этот, по замыслу парадный портрет, далек от официальной парадности восемнадцатого века» [4, с.14].
В начале 1800-х годов меняется роль художника в обществе. И в этом не последнюю роль сыграло общество любителей словесности, наук и художеств. Впервые в истории русской культуры вопросы изобразительного искусства стали занимать умы просвещенных деятелей Вольного общества не менее чем литература, изучение французских философов или английских экономистов. Юные вольнодумцы – ученые, поэты, художники, среди которых был и сын Радищева, - считали себя последователями этого великого революционера. По существу, нельзя понять поразительного взлета творчества раннего Кипренского, если не оценить его тесных дружеских связей с деятелями вольного общества. С одними, как с лингвистом Востоковым и художником Теребеневым, его связывало давнее товарищество в стенах Академии. С другими, как со скульптором Мартосом, он сблизился позднее, когда уехал с ним в Москву работать над знаменитым памятником Минину и Пожарскому. Именно в вольном обществе, где был особенно силен интерес к национальной истории, зародилась идея создания монумента, где впервые выступил главным действующим лицом русский национальный герой.
Кипренский продемонстрировал яркую самобытность русского искусства. Она была обусловлена особенностями исторических условий начала XIX века. Россия вступила на путь освободительной борьбы с врагами Отечества. Подъем национального самосознания и вера в победу вселили чувство гордости и справедливости в правое дело. Высокая гражданственность и оптимизм стали чертами русского романтизма. Оптимистическая окрашенность раннего русского романтизма продиктована обстоятельствами общественной жизни страны: победой над Наполеоном, патриотическим воодушевлением. И той верой в «царство разума», о котором мечтали просветители, «утверждением неограниченных возможностей гармоничной личности» [5, с. 419].
Художник Кипренский принадлежал к поколению свободомыслящих людей России, лучшими представителями которого были А. Тургенев, брат известного декабриста, Вяземский, Гнедич, Батюшков, Востоков и все близкие друзья художника. Художник создал портрет А.С. Пушкина (1827, Государственная Третьяковская галерея) и уже за одно за это заслужил благодарность потомков.
Именно как портретист он завоевывает общественное признание, шумную и прочную славу. Флорентийская Академия впервые обратила внимание на русских художников, которые в то время приезжали пенсионерами от Санкт-Петербургской Академии на «практику» в Италию. И впервые в 1819 году заказала автопортрет русскому живописцу для собрания Уффици. Этим художником был Орест Кипренский. Причины в том, что мощный, поражающий талант Кипренского, его портретный жанр наиболее полно отвечал запросам времени. Это была пора обостренного и глубокого интереса к человеку, к изучению и передаче в искусстве его характера, его психологии, его неповторимого, индивидуального интимного облика, внешнего и внутреннего. Новые начала были провозглашены романтикой, подхвачены и развиты крепнущим реалистическим направлением. Это новый мир, открывшийся художнику, Кипренский выразил раньше, лучше и полнее, чем кто-либо другой в нашем искусстве. И в этом его великое историческое значение.
Список литературы:
- Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX века. — М.: Искусство, 1975. — 239 с.
- Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. — М.: Наука, 1977. — 606 с.
- Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. М.: Советский художник, 1981. — 351с.
- Кислякова И. В. Орест Кипренский. Эпоха и герои. — М., 1982. — 144 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. — М., 2002. — 511 с.
дипломов
Оставить комментарий