Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 июля 2020 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА
Эстрадный вокал – одна из наиболее проблематичных для разработки сфер теории музыки. Отметим, что сложности здесь начинаются уже на терминологическом уровне. Сам термин «эстрада», а, следовательно, и «эстрадный вокал», как производное от него, употребляется на постсоветском пространстве, а также в Польше, Чехии и Словакии. В США и странах Западной Европы, понятием, эквивалентным «эстрадному вокалу» является «popular vocal music». В немецкоязычных странах существует обобщающее понятие для определения досугового искусства – «unterhaltungskunst», в которое входит и эстрадное искусство.
Одним из принципиальных вопросов теории эстрадного вокала является выявление общих стилистических черт, присущих эстрадному искусству в целом. Наличие общего комплекса свойств и признаков эстрадного искусства обусловлено спецификой площадки, собственно эстрадой, на которой выступает исполнитель. Являя собой тип открытой концертной площадки, эстрада подразумевает и открытость исполнительства: артист не отделен от своей аудитории ни занавесом, ни рампой, он позиционирует себя как человек, вышедший из публики, и тесно связан со зрителем. Общаясь во время выступления, артист превращает зрителей в своих активных партнеров и работает на получение ответной реакции зала. Эстрадный исполнитель обладает большей свободой поведения, нежели академический артист, ограниченный рамками соответствующей традиции, подразумевающей его дистанцирование от зрителя. Каноничными для открытой площадки являются:
1) прямой, непосредственный контакт артиста с публикой;
2) «открытость» его творчества;
3) способность к мгновенному перевоплощению, к оперативной ответной реакции на поведение публики.
Данные тенденции мы можем проследить на всех этапах развития искусства эстрады, по мнению С.С. Клитина, «уходящей своими корнями в древние празднества, шествия, карнавалы, скоморошества» [2, с. 14].
Исследователь С.С. Клитин в своей работе «Эстрада: проблемы теории, истории и методики» определяет общее свойство и признаки видов эстрадного искусства: «если открытая площадка дала свое имя всему эстрадному искусству, то специфику искусства эстрады можно выразить в производном слове-понятии “эстрадность”, объединяющем в себе все специфические качества данного вида искусства» [2, с. 15].
Под эстрадностью С.С. Клитин понимает, прежде всего, открытость, которая реализуется на разных уровнях, включая актерское искусство, внешнее оформление, способы коммуникации с публикой. Именно этим параметром исследователь обосновывает широту жанровой палитры эстрадного искусства.
Следующими критериями эстрадности являются лаконизм и социальная мобильность. Лаконизм, как и открытость, проявляется в нескольких аспектах эстрадного искусства: в авторском сочинении, тяготеющем в эстрадном вокале к жанру песни, романса; в актерских средствах воплощения образного содержания; в компонентах внешнего оформления эстрадного номера и условиях его демонстрации. Лаконизм позволяет эстраде оперативно откликаться на события и делает ее мощным средством влияния на самую широкую аудиторию.
Вокальная эстрада в сравнении с другими жанрами эстрадного искусства является более сложным видом творчества, ее основой является синтез четырех компонентов: музыки, слова, пения и актерского искусства. Они равно важны и мы позволяем себе утверждать, что эстрадный исполнитель – всегда актер. Однако, как показывает практика, «при отсутствии у певца яркой актерской одаренности произведение обретает некую жизнь благодаря слушательской аудитории, компенсирующей недостаточность исполнительского искусства силой своего воображения» [2, с. 58].
Начиная с XIX в. в музыкальной эстраде обозначились два вида: собственно концертная эстрада и та эстрада, которую можно назвать прикладной (к примеру, выступления в кафе и ресторанах). Такая градация осуществляется на основе целевой аудитории и месте эстрадных выступлений. Различие условий эстрадных выступлений обуславливает разные требования к репертуару, мастерству и внешнему облику артиста.
Как отмечает А.И. Канкарович, «наиболее распространенной формой эстрадных представлений в первой половине XX в. были сборные или дивертисментные концерты, строившиеся на основе контраста и единства последовательности выступлений разных артистов» [1, с. 10]. Чаще всего на таких концертах вокалисты исполняли уже признанные произведения, которые были подобраны в соответствии с их амплуа. В сборных концертах самоценным становится исполняемое произведение, обеспечивающее успех у публики, а не талант исполнителя. Концерты этого рода начали критиковать еще в 1920-е гг. Как следствие, «на смену сборным концертам все чаще и чаще приходят сольные концерты, в которых на первый план внимания выдвигается личность артиста. Такие концерты строятся по принципу жанрового контраста и позволяют продемонстрировать широту творческого потенциала исполнителя» [1, с. 11]. В сольном концерте очень важно не только мастерство исполнения, но и показ внешнего и внутреннего облика артиста, его умение общаться с аудиторией. Главная задача таких концертов состоит в общении зрителя с известным артистом, оттого очень важную роль здесь играют не только исполнительские задачи, но и вопросы имиджа, поведения, общения. В настоящее время форма сольного концерта значительно переосмысливается и нередко трансформируется в шоу.
Классической формой выступления эстрадных артистов является номер – непродолжительное по времени выступление одного или нескольких артистов, выстроенное по законам драматургии. Короткометражность предполагает предельную концентрированность выразительных средств, «аттракционность», возможное использование гротеска, буффонады, эксцентрики. При этом «особое значение приобретает наличие яркой индивидуальности актера, удачно найденный им имидж, внутренняя энергетика» [4, с. 685].
Эстрадный вокал – тип пения, направленный на поиск индивидуальной манеры. В отличие от академического и народного вокала, являющихся строго каноничными, в эстрадном вокале при сохранении общих стилистических черт приветствуются отклонения от общепринятых правил.
Эстрадный вокал сочетает в себе множество различных вокальных стилей. В нем можно найти элементы как академического вокала, так и народного, джаза, рока. Из всех типов пения эстрадный вокал ближе всего к обычной речи, поэтому важное значение имеет четкая и внятная дикция певца. Так, некоторые эстрадные стили (авторская песня, шансон) строятся лишь на владении речевой манерой пения и актерском мастерстве исполнения. Своеобразие звука в эстрадном вокале заключается в большей открытости и естественности, чем в академическом. В отличие от народного, эстрадное пение строится на более высокой опоре звука и характеризуется большей легкостью. Общими чертами эстрадного вокала с другими видами являются: опора звука, правильная позиция, использование резонаторов.
Становление и развитие эстрадного вокала, как и эстрадного искусства в целом, по-разному проходило в разных культурах. Каждая национальная певческая традиция характеризуется своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука. Различия в певческой манере вызваны фонетическими особенностями языка, темпераментом, характером, ментальностью разных народов, их фольклором, во взаимосвязи с которым находится эстрадная песня. Так, «для итальянцев характерно продолжение традиций стиля bel canto – блестящего легкого и изящного стиля пения, которое в настоящее время понимается как певучесть вокального исполнения» [3, с. 400]. Вокальность итальянского языка и удобство итальянских мелодий для голоса позволяют максимально использовать певческие возможности голосового аппарата. Итальянское певческое искусство оказало влияние на формирование других национальных вокальных школ. Для французов характерно большое внимание к декламационным элементам, что обусловлено спецификой фонетики французского языка и влиянием традиции распевной декламации поэтов и актеров XVIII в. Немецкая школа представляет собой симбиоз итальянской песенности и французской декламации, существующей в контексте немецкого народного творчества. Для развития русской вокальной школы важную роль сыграли традиции народного и церковного пения, большое влияние оказало итальянское bel canto.
Таким образом, мы выявили, что эстрадный вокал, развиваясь в рамках эстрадного искусства, прошел эволюцию, обусловленную многообразием форм и жанров эстрады, различиями национальных традиций. Становление и развитие эстрадного вокала в разных культурах проходило под воздействием национальной певческой традиции с присущими ей стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука. Различия в певческой манере вызваны фонетическими особенностями языка, темпераментом, характером, ментальностью разных народов, их фольклором. При этом эстрадному вокалу присущ ряд характеристик, свойственных всем родам эстрадного искусства (открытость, лаконизм, социальная мобильность, праздничность). Эстрадный вокал обладает и чертами, общими с другими видами вокала (опора звука, правильная позиция, использование резонаторов). В отличие от каноничных академического и народного вокала, в вокале эстрадном при сохранении общих стилистических черт допустимы и даже приветствуются отклонения от общепринятых правил.
Список литературы:
- Канкарович А.И. Культура вокального слова / А.И. Канкарович. – М. Музгиз, 1957. – 53 с.
- Клитин С.С. Эстрадные заведения: 15 очерков для профессионалов и любителей эстрадного искусства / С.С. Клитин. – М.: ГИТИС, 2002. – 353 с.
- Музыка: энциклопедия / гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: Большая российская энциклопедия, 2003. – 671 с.
- Эстрада России. Двадцатый век : лексикон / Гос. ин-т искусствознания. – М.: Россмэн, 2000. – 782 с.
дипломов
Оставить комментарий