Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 03 июня 2020 г.)

Наука: Филология

Секция: Журналистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Жуков Н.С. К ВОПРОСУ О СТИХОТВОРНОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ Д.Л. БЫКОВА // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 6(28). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 40-44.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

К ВОПРОСУ О СТИХОТВОРНОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ Д.Л. БЫКОВА

Жуков Никита Сергеевич

аспирант кафедры журналистики, Ростовский государственный университет,

РФ, г. Ростов-на-Дону

АННОТАЦИЯ

В статье сделана попытка анализа поэтической публицистики Д. Л. Быкова – современного российского журналиста, писателя, поэта, телеведущего. Анализ проводился как параллельная характеристика современности, из которой черпаются сюжеты автора с собственно литературными произведениями.

 

Ключевые слова: медиа, литература, поэзия, стихотворная публицистика.

 

Российская литература конца ХХ – начала ХХІ века – особенный пласт литературы в российской культуре вообще. Характерной ее особенностью стало то, что в постсоветском пространстве литература становится субститутом философии, и истории, и многих других гуманитарных сфер.

Литература имела большую значимость, чем просто беллетристика, а писатели становились учителями жизни для простого человека. Эстетические и философско-искусствоведческие практики придавали художественному творчеству почти сакральное значение.

Русская культура продолжала носить литературоцентричный характер. Все познание народа черпалось из книг, оно также продолжало оставаться доминирующим типом познания.

Система образования продолжала «приобщать» к советской идеологической литературе и способствовала укреплению позиций литературы в умах народа. Но 90-е годы ХХ века вносят в жизнь населения изменения, сумятицу и перемены. Роль литературы меняется, точно так же, как и роль кинематографа, который в значительной мере опирается на литературу [3].

В свою очередь, социокультурные изменения способствовали трансформации литературно-публицистических жанров и привели к активному поиску новых средств. Начинают появляться новые виды и типы информационно-развлекательных публикаций, которые имеют в основе гиппертекстуальное построение текста, способствуют расширению пространственно-временных рамок, в них авторы используют театральные приемы, ищут новые способы пробуждения интереса читателя, пытаются активизировать интерес читательской аудитории. К истокам многих видов словесного мастерства и литературного искусства как в европейской, так и в русской культурах восходит знаменитое античное красноречие. Его основой является свобода обсуждения гражданским обществом насущных вопросов общественной жизни. Снова становится актуальным умение владеть словом, которому придавалась особая ценность, как средству социального общения и управления [1].

Еще будучи студентом, в далеком 1985 г., Д. Быков начал работать внештатным сотрудником газеты «Собеседник». Потом стал корреспондентом, а с 2000 г. – креативным редактором издания. Кроме того, в 1990-2000-х гг. он сотрудничал со многими периодическими изданиями. Среди низ можем назвать «Огонек», «Вечерний клуб», «Столица», «Общая газета», «Семь дней», «Новая газета», «Труд», «Профиль», «Компания», «Русская жизнь», «Moulin Rouge».

Стиль и содержание статей Д. Быкова о политике, культуре, социальной жизни подарили ему популярность.

Историософия Дмитрия Быкова яркостью и идейной целостностью не отличается – он не берется утверждать какую-либо одну версию. Его герои, споря о катастрофах XX века, высказывают мнения, которые можно встретить, например, в текстах Шарова. Быков активизирует в своем творчестве «пространство нормальности», снижающее пафос отдельно взятых экстравагантных суждений.

В своей публицистике Д. Л. Быков, как правило, подвергает критике не частный случай, а некую совокупность – «некий конгломерат общественных или мировоззренческих категорий». Автор в своих текстах берет курс на деморализацию, уничтожение (хотя бы идеологическое) противника.

Семиотически неоднородный текст с метафорическими описаниями и литературными реминисценциями способен вступать как в сложные отношения с окружающим культурным контекстом, так и с читательской аудиторией, и в силу этого перестает быть элементарным сообщением, направленным от адресанта к адресату. Обнаруживая способность конденсировать информацию, он приобретает память. Одновременно он обнаруживает свойства интеллектуального устройства: он не только передает вложенную в него извне информацию, но и трансформирует сообщения и вырабатывает новые» [4, с. 130].

Неспроста фельетоны и стихотворения автором названы письмами счастья. Кажется, что сам автор с огромнейшим удовольствием рифмует ЧП с ВВП или имена Ражуелина и Равалуманан. А читатель с удовольствием читает эти строки, понимая и принимая игру слов поэта. Нужно заметить, что эта игра небезопасна. Это зависит не от «кровавого режима», а от того, что автор уже приучил своего читателя к сатире и юмору, и теперь читатель ждет этого в каждом произведении.

Нужно понимать, что тексты Д. Быкова всегда задумывались как отдельные самостоятельные продукты, хотя и напечатаны они были в СМИ без указания того или иного информационного повода. Случалось, что они не всегда понимались читателями. Хотя некоторые из текстов Д. Быкова (как «Apocalypse Now», например) настолько обобщены, что не требуют конкретики. Толчком к их написанию могло стать любое происшествие, в котором произошла трагедия. В иных же случаях, без понимания информационного повода для материала, он становится совершенно непонятным. А, соответственно, теряется и авторская ирония, и сюжет в целом.

Дмитрий Быков, поощряя читателя стать участником игры, партнером, собеседником, уже на текстуально экстернальным уровне, отмечает соавторство: «при участие А.С. Пушкина, при участие M. Горького, при участие Эдгара Аллана По». «Соавторство» является эксплицированы указанием для читателя, также, как авторское маркировки произведения - «ньюзикл» - приглашением к игре.

В каждом из стихотворений-пародий, написанных Д. Быковым, дублируются размер, образная система и синтаксис определенных стихотворных произведений указанных художников.

Рассмотрим для примера текстовую версию «Песню о дуривестнике» (по авторской маркировке «Песня о Буревестнике» Максима Горького в интерпретации Дмитрия Быкова в связи с митингами за честные выборы»)

Беззаботный, беспилотный, под свистки и крики местных

По-над площадью Болотной гордо РЭЭТ буревестник

Там не лучшая площадка для свержения бастилий.

Но на площадь, где брусчатка, даже птицу не пустили.

Гром гремит, земля трясется, волны буйствуют в охотку.

Рядом курица несется: «Не раскачивайте лодку!»

Слепота присуща курам от Москвы до Барнаула.

Им еще не видно, дурам: эта лодка утонула ...

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в Инете

И от страха Чуть не плачет ... [2]

Как видим, строфика, размер, синтаксис и ключевые концепты тождественны прецедентном текста – хрестоматийной «Песне о Буревестнике» Максима Горького. Тождественными есть прагматичные направленности двух произведений, различие состоит в исторических контекстстах их написания. Патетический модус снижен до пренебрежительно-саркастического. Все это дает основание для маркировки произведения как сатирически-пародийного ремейка через ироническое снижение первичного объекта-оригинала. По политической тематикой и критическим пафосом, бесспорно, «Песню о дуривестника» следует считать памфлетом.

Важным этапом в творчестве Д. Быкова, по нашему мнению, является сотрудничество с газетой «Новая газета». Тут писатель вел еженедельную авторскую колонку. Именно в колонке была напечатана значительная часть поэтических произведений талантливого журналиста и писателя. Пишет он живо, интересно, безапелляционно. По каждому вопросу он имеет свое мнение. Нельзя сказать, что он не допускает другого, заведомо неправильного мнения. Допускает. Ведь людям свойственно заблуждаться…

Стихотворный цикл Д. Л. Быкова – это сатирическое подражание известным русским поэтам и писателям (А. А. Блоку, С. А. Есенину, И. А. Крылову, М. Ю. Лермонтову, Н. А. Некрасову, А. С. Пушкину, К. М. Симонову и многим другим). Стихотворения цикла «Гражданин Поэт» были посвящены общественно-политической обстановке в России накануне выборов 2011 года и представляли собой культурную аллюзию на всем известные произведения, своеобразный искусственный отклик на происходящие события: стоит подчеркнуть, что Дмитрий Быков в своей стихотворной публицистике всегда отталкивался от актуальной повестки дня.  В качестве проекта «Гражданин Поэт» был реализован Д. Л. Быковым совместно с продюсером А. В. Васильевым и актёром М. О. Ефремовым в эфире радио «Эхо Москва» и телеканала «Дождь», ныне прекратившего свое вещание для широкой аудитории. Стихотворения «Гражданина Поэта» представляют собой пародийные произведения, высмеивающие злободневные проблемы России в авторском контексте. В итоговом печатном варианте «Гражданин Поэт» был выпущен в 2012 году в двух томах: «Гражданин Поэт. 31 номер художественной самодеятельности» и «Гражданин Поэт: наши – всё!». Однако ещё до выхода издания в свет «Гражданин Поэт» стал отдельной социально-политической протестной акцией Д. Л. Быкова против существующей в Российской Федерации законодательной системы и политического строя.

Стихотворный цикл «Гражданин Поэт» Д. Л. Быкова, как нам видится, парадоксален и амбивалентен, а потому представляет собой широкое поле для дальнейших исследований в области соотношения идиостиля и явления прецедентности.

 

Список литературы:

  1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и естетики / М.М Бахтин. М.,1975. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
  2. Быков Д.Л. Гажданин поет: [Электронний ресурс] / Д.Быков. Режим доступа: http://www.f5.ru/pg/post/392032
  3. Лотман Ю. М. Структура художественного текста: [Электронный ресурс] / Ю. М. Лотман. Режим доступа: http://knigosite.ru/library/read/25657
  4. Роменец А. Психология творчества / А. Роменец. М.: Просвещение, 2001. 287 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.