Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 03 июня 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Франжуло В.А. СПЕЦИФИКА АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ЗООМОРФНОГО ОРНАМЕНТА КАК ОБЛАСТИ ИСКУССТВА // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 6(28). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 9-15.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СПЕЦИФИКА АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ЗООМОРФНОГО ОРНАМЕНТА КАК ОБЛАСТИ ИСКУССТВА

Франжуло Валерия Андреевна

аспирант, Львовская национальная академия искусств,

Украина, г. Львов

THE SPECIFICS OF ANIMALISTIC CREATIVITY AND ANIMAL’S ORNAMENT AS A FIELD OF ART

 

Valeriia Franzhulo

graduate student, Lviv National Academy of Arts,

Ukraine, Lviv

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена комплексному исследованию символизации языка искусства и выявлению специфики процесса символотворчества в теории и практике искусства. Орнамент выступает важнейшим слагаемым художественного языка и содержательным зерном композиций. В декоративном искусстве была широко выявлена тема животного. Во все времена истории тема зооморфного орнамента не иссякала в декоративном-прикладном искусстве всех народов.

ABSTRACT

The article is devoted to a comprehensive study of the symbolization of the language of art and the identification of the specifics of the process of symbol creation in the theory and practice of art. The ornament is the most important component of the artistic language and the meaningful grain of the compositions. In decorative art, the theme of the animal was widely identified. At all times of history, the theme of zoomorphic ornament did not dry out in the decorative and applied art of all peoples.

 

Ключевые слова: искусство, художественный образ, творчество, культура, символы, зооморфный орнамент.

Keywords: art, artistic image, creativity, culture, symbols, animal’s ornament.

 

Многообразный животный мир – это значительная часть окружающей нас природы, с которой тесно связана жизнь человека. С древнейших времен прирученные животные были друзьями и помощниками человека, а дикие животные являлись объектами охоты.

В последнее время замечается увеличение заинтересованности вопросом символизации орнаментальной культуры и выявления особенности процесса символотворчества в концепции и практике искусства, знакам принадлежит специализированная значимость в предоставлении культурной информации. «Каждая культура предстает как всеобъемлющая знаково-символическая система, владеющая собственным “языком”, который обладает определенным функциональным и семантическим значением» [7, с. 345]. К данному изречению необходимо добавить увеличение социальной заинтересованности к восстановлению культурных обычаев.

Орнамент выступает важнейшим слагаемым художественного языка и содержательным зерном композиций. Орнамент раскрывает их первичные формы, способствует раскрытию особенностей образного мышления, мировоззрения. С.В. Иванов подчеркивал, что «в народном искусстве орнаментальные формы получают как интеллектуальную, так и эмоциональную нагрузку. Интеллектуальный момент выступает, в частности, и в тех многочисленных и разнообразных названиях, которые дают своим узорам их исполнители. Самые отвлеченные геометрические формы наполняются конкретным содержанием, отражающим представления народа об окружающей действительности» [6, с. 346].

Существенна обрядовая, магическая роль орнамента, широко использовавшего знаки, символы и стилизованные изображения различного содержания. Со временем орнаментальные мотивы утрачивают свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность.

Изображения животных в древности часто носили сакральный характер, были связаны с проявлениями анимизма, тотемизма, других форм религиозных культов. Здесь зоолог с помощью историка может познакомиться с этнокультурными традициями охраны отдельных животных-символов, тотемов. Не исключено, что такие традиции окажутся полезными и на современном этапе борьбы за сохранение отдельных видов животных и целых природных комплексов.

Изображение животного принадлежит к разделам искусства, требующим большого труда. Животный мир – очень сложное явление природы. Его живая сущность закономерно построена. Анатомия животных не менее сложна, чем анатомия человека. Облики животного мира беспредельно разнообразны, окраска животных гармонична и богата оттенками всех цветов, формы пластичны, движения упруги и быстры [4, c. 67]. Животных, чтобы понять и освоить их внешность, необходимо долго и вдумчиво изучать.

Первые изображения животных появились еще на заре человеческого общества много тысячелетий назад. Наиболее ранние схематические рисунки на каменных плитах и стенах пещер сменялись все более живыми и выразительными изображениями животных [9, c. 5]. Яркими примерами образных изображений животных, сделанных руками первобытных людей, могут служить наскальные росписи пещер. В творчестве древних мастеров, периода палеолита, мезолита, неолита и энеолита, представление животного попадается значительно чаще любых других изображений.

Наиболее известные и выдающиеся образцы анималистического творчества древнего человека – олень и собака. На оленя – священное животное лаосцев – пра-пракрымчане охотились с незапамятных времен. Об этом свидетельствуют найденные в древних погребениях ожерелья из оленьих и волчьих зубов. В те времена на оленей охотились коллективно. Завидной добычей олень считался и в более поздние времена, в палеолите. На оленей охотились и скифы [5, c. 109]. Фрагменты такой охоты изображены в целом ряде скифских деревянных поделок. По самым последним данным, число животных резко снизилось. Их осталось в Крымском государственном заповеднике всего около полутысячи [5, c. 110]. Причины – лесные пожары, бескормица, браконьеры.

Древнейшие изображения животных представляют собой ценные памятники первобытной культуры. Много интересных образцов анималистического искусства можно найти в культуре народов древнего мира. Весьма востребовано образное изображение животных было и в наиболее поздние периоды. Известно прекрасное творчество шумерских, древнеегипетских, древнегреческих мастеров, чьи работы выполнены с великолепным умением и на сегодняшний день слывущие настоящими шедеврами античного искусства. Большого расцвета достигло искусство, в том числе и анималистическое, в Крыму.

К более поздним анималистическим произведениям крымско-татарского этноса можно отнести глиняные статуэтки, изделия из камня и кости. Еще более совершенны полные динамики и экспрессии росписи пещеры и пещерные города Крыма, архитектура, скульптура и живопись.

Основной отличительный признак зооорнамента, выражающийся в его подчиненной, несамостоятельной роли, в том, что зооорнамент вне орнаментированного объекта и независимо от него даже не может существовать, но является все же единственным и достаточным для определения орнамента признаком. Этот признак позволяет определить границы области зооморфного орнамента, но не раскрывает всех специфических его черт.

Одним из наиболее красочных вариантов зооморфного орнамента минувшего считается скифо-сибирский, возникновение которого причисляют к I в. до н.э. Анималистические изображения попадаются на скифских и сарматских филигранных изделиях, вооружении, конной упряжи. Считается, что на формирование «звериного стиля» в культуре данных наций огромное воздействие оказало мастерство древнейших племен Передней и Центральной Азии. Примерно с IV в. до н.э. скифские изображения с анималистическими мотивами начинают напоминать древнегреческую интерпретацию зооморфного изображения [11, с. 463].

В середине I тыс. до н.э. манера подачи «звериного стиля» становится в более декоративной форме, начинает появляться более сложная орнаментальность. С животных тел исполняются витки и переплетения. В этот момент живность является будто олицетворением того или иного божества. К примеру, скифская небожительница Вертрагна (богиня победы) превращается в рисунках древнейших мастеров в белоснежную лошадь. В ряде музеев Российской Федерации, а также Украины существует колоссальное число блях с зооморфными изображениями, где животные изображены свернутыми в кольцо. В IV–III вв. до н.э. зооморфный узор у скифов становится наиболее натуралистичным и реалистичным [11, с. 471]. Историки объединяют данный факт в первую очередь в целом непосредственно с эллинистическим воздействием. Облик грифона возник у скифов, вероятно, под воздействием искусства Малой Азии.

Применение анималистических мотивов в европейском узоре было весьма обширным явлением. Можно привести пример романского периода: в 950–1250-е годы встречаем орнаментальную резьбу по камню с применением таких изображений, как лев, сирена, кентавр, грифон и орел, в большом количестве населенных пунктов. Они же изображались на глиняной плитке, мозаичном панно и текстильных изделиях. Во времена эпохи готики традиция изображения «звериного стиля» была продолжена. Можно привести пример сюжетов животных мотивов в таком виде живописи, как миниатюра. Возникновение миниатюры непосредственно связано с появлением первых рукописей, а позже и полноценных книг [3, с. 173]. Обширное распространение в европейской орнаментации получили иллюстрации птиц разного рода. Зачастую их изображали сидячими в Древе Жизни или же разгуливающими по саду (райских кущах) и клюющими ягоды. Аналогичные сюжеты зачастую применялись с целью декорации текстиля, а также в росписях по дереву.

В период эпохи Возрождения в связи с антропоцентризмом и, как следствие, возникновением интереса и популяризации изображения человеческого тела анималистические мотивы отходят на второй план. В то время при создании орнамента художники зачастую применяли древнеримские элементы. По этой причине декор, созданный с использованием львиных голов и дельфинов, попадается все же достаточно часто.

Античная культура была необычайно распространена также в период классицизма. Павлины, лебеди и куропатки в данный период применяются с целью декорации текстиля и предметов быта повсеместно. Широко популярной, к примеру, считается «ткань с куропатками» [2, с. 68], использованная в период правления Екатерины II с целью дизайн-оформления Царскосельского дворца. Примечательными также являются материи Лассаля «с павлинами» [2, с. 69], хранящиеся на сегодняшний день в Государственном историческом музее. Анималистические мотивы часто применялись с целью оформления текстиля в XVIII–XIX вв., где флористические сюжеты использовались в качестве обрамления. «Звериный стиль» в узорах и орнаментальной форме сохранял свою популярность вплоть до окончания XX в., применение анималистических мотивов в современном прочтении остается распространенным и в наши дни.

Мастера декоративно-прикладного искусства Крымского полуострова не всегда считались с правилами шариата, воспрещающим изображение живых созданий. В своем изобразительном творчестве крымские мастера отражали стилизованным реальный мир, находящийся вокруг их самих. Полные изображения, схожие к натуральным, встречаются на предметах вплоть до первой половины XV столетия, а затем со второй половине XVIII столетия. На сегодняшний день можно сформировать представление о содержании и характере зооморфных изображений по малочисленным уцелевшим образцам ювелирных, вышитых, камнерезных изделий, а также эскизам татарских вышивок Старокрымского района, произведенных А.М. Петровой, а также узоров, собранных по всей территории крымского полуострова В.В. Контрольской.

Одним из авторов, которому была интересна тема зооморфных орнаментов, является Хакимова Нори. Ее статья была опубликована в журнале «Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки» [10, с. 172–182]. Статья посвящена изучению семантики зооморфных орнаментальных мотивов на тканях абра Худжанда XIX–XX вв. Эти орнаментальные мотивы построены из изображений зверей с различной степенью стилизации, как реалистических, так и условных. Узоры зооморфного характера изображались по принципу «часть за целое». Зооморфный орнамент нес в себе четкий магический смысл, защищал от злых духов, символизировал плодородие. Изображение зооморфного орнамента имело конкретные цели, посредством таких изображений стремились вступить в контакт с иным миром, приобщиться к нему. Орнаментальные узоры зооморфного характера у таджиков делятся на: хищные звери (дарранда), пресмыкающиеся (хазанда), гады (газанда) – скорпион (каждум).

Орнаментальные узоры в большинстве случаев строятся на принципе ритмической повторяемости либо одного, либо нескольких элементов. Иногда имеет место зеркально-симметричное повторение одного и того же мотива, иногда имеет место неполное зеркальное повторение, но такое построение рисунка, при котором правая и левая его части воспринимаются как подобные друг другу [8, с. 154]. Весьма часто в орнаментальных композициях встречается ось: либо ось симметрии (иногда ось равновесия), либо ось, вдоль которой развивается повторяющийся узор. Изучение фактического материала показывает, однако, что не всегда рисунок орнамента строится по этим принципам. Встречаются такие орнаментальные формы, которые и несимметричны, и не строятся на основе повторяемости элементов.

Зооморфный орнамент всегда обусловлен той техникой и тем материалом, при помощи которых он выполнен. Скульптурный рельефный орнамент на сооружении, выполненный в металле отливкой или ковкой, не может быть совершенно таким же, как тесаный из камня [1, с. 182]. Подчиненность орнамента материалу и технике выполнения отнюдь не является особой, лишь ему присущей специфической чертой. Любое произведение скульптуры и живописи также в значительной мере зависит от его техники и материала исполнения. Масляная живопись не похожа на темперную живопись. Фреска специфична по колориту и даже по рисунку не только в силу того, что фресковая роспись как декоративная форма обусловлена чисто архитектурными требованиями, предъявляемыми к ней, но и в силу техники выполнения, в силу того, что она выполняется по сырой штукатурке красочными пигментами, затертыми на воде. Любые металлические изделия, выполняемые отливкой, отличны от выполняемых штамповкой.

Таким образом, зооморфный орнамент, будучи узором, используемым в художественной обработке различных объектов, участвующим в решении художественного образа орнаментированных объектов, подчинен этим объектам, их художественному содержанию, характеру и форме. Он может включать в себя тематические изображения и быть подчинен определенному принципу построения и очень часто основывается на ритмической повторяемости одних и тех же элементов или на их зеркальном симметричном повторении. Трактовка орнамента обусловлена материалом и техникой его исполнения и теми условиями, в которых находится орнаментированный объект и которые влияют на восприятие как объекта, так и нанесенного на него орнамента.

Исследуя зооморфный орнамент в архитектуре, архитектурный орнамент, можно привлекать для анализа и карнизы, и фризы, и капители, и другие детали архитектуры. Капитель или наличник нельзя считать орнаментом – они являются частями зданий, но они часто заключают в себе элементы орнамента.

В животном орнаменте объективная действительность отображается с различной степенью конкретности, также в орнаменте возможно отображение конкретных форм природы. Следовательно, зооморфный орнамент – декор, построенный на повторении изображений животных (реальных и фантастических), чаще всего стилизованных. Иногда такое оформление и называют «звериным».

В декоративном искусстве была широко представлена тема животного. Во все времена истории эта тема не иссякала в декоративном искусстве всех народов, а иногда даже главенствовала.

 

Список литературы:

  1. Асанова А.Е. Народный орнамент как источник этногенеза // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 4 (29). – С. 329.
  2. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры: сборник статей. – Ленинград, 1989. – С. 110.
  3. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. – М., 2010. – С. 335.
  4. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М., 1999.
  5. Згуровская Л. Крым. Рассказы о растениях и животных. – Симферополь : Бизнес-информ, 1996. – С. 264.
  6. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. Труды конференции по истории Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск, 1961. – С. 345–350.
  7. Осмонова Н.И. Традиционная культура кыргызов как текст и знаково-символическая система // Вестник КРСУ. – 2015. – Т. 15. – № 2. – С. 12–16.
  8. Полевой В.М. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1999. – Кн. II. А-М. – С. 388.
  9. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. – М. : Просвещение, 1969. – С. 58.
  10. Хакимова Н. Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова // Гуманитарные науки. – 2014. – № 2 (39). – С. 136.
  11. Ямилова Р.Р. Семантика зооморфных изображений на тканях и атрибутах костюма эпохи Золотой Орды // Золото-ордынское наследие: сб. ст. – 2009. – Вып. 1. – С. 463–471.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом