Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 11 мая 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Кино-, теле- и другие экранные искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сюе К. ТРАНСФОРМАЦИИ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5(27). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 9-13.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТРАНСФОРМАЦИИ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Сюе Кан

аспирант, Институт высшей школы журналистики и массовых коммуникаций экономического факультета, Санкт-Петербургский государственный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

Одной из самых очевидных тенденций развития современных медиа является визуальная информация. Лавинообразное увеличение количества информации, насыщенная повестка дня СМИ – всеё это приводит тому, что гораздо больший объем информации СМИ предлагают потребителям в максимально приближенном к их желаниям формате – визуальном. Актуальность темы нашего исследования не вызывает сомнения в связи с вышесказанным [2].

Появление и развитие визуальной информации берут свои истоки с Древнего Китая: китайские предки рисовали то, что они видели на костях и черепашьих щитках, и таким образом создали множество иероглифов, например: 人 – человек, 山 – гора, 火 – огонь. Визуальная информация передает четкие, ясные и конкретные впечатления и ассоциации, более того, она улучшает понимание, запоминание и принятие решений, поскольку использует понятные и простые для восприятия формы.

За всю историю своего существования визуальная информация претерпела колоссальное количество изменений, начиная с древности, когда визуальная информация существовала только в виде наскальных рисунков или иероглифов, до трех классических элементов СМИ, к которым мы давно привыкли, – печать, радио и телевидение.

На исходе XX века процесс массовой коммуникации трансформируется: вместе с появлением новых технологий и новых медиа происходит видоизменение носителей информации, увеличивается количество способов передачи и интерпретации информации.

К современным элементам визуальной журналистики непосредственно относятся фотография, медиадизайн, инфографика, иллюстрации, видео и т.д. Визуализация непосредственно расширяет читательскую аудиторию, делая данные доступными и привлекательными. В своем исследовании, посвященном инструментам визуализации информации в СМИ, С.И. Симакова утверждает, что визуализация медиаконтента привлекает внимание к журналистскому материалу, делает его более доступным для понимания и привлекательными с точки зрения формы; расширяет читательскую аудиторию и увеличивает нагруженность медиасообщения [2, 4].

Однако существует ряд проблем, возникающих в процессе трансформации визуальной информации, несмотря на все преимущества использования визуальной информации в современных средствах массовой информации.

Во-первых, объемы визуального контента увеличиваются, и это создает проблему, связанную с тем, что аудитории становится сложно избавиться от лишней информации. В качестве примера можно привести подписки на различные новостные сообщества в социальных сетях, Instagram или VK, поскольку к каждом посту прикрепляется определенное фото или иллюстрация. С одной стороны, это привлекает внимание аудитории, но и в то же время читателю приходится рассеивать свое внимание на информацию, которая ему и вовсе была не интересна. Кроме того, загрузка всех этих изображений и других медиаматериалов расходует интернет-трафик и аккумулятор телефона. Исследователь В.Э. Шевченко подтверждает, что лишний текст, пространство, графика и изображения, которые не несут смысловой нагрузки, отвлекают от сути информации, искажают информацию, делают контент непригодным для понимания, останавливают взгляд читателя, но из-за своей неинформативности или перегрузки деталями раздражают, утомляют и, как следствие, заставляют сразу выключить данную страницу. Таким образом, журналистам необходимо задуматься о том, что излишняя иллюстративная фото- и видеоинформация отвлекает читателя и препятствует усвоению той информации, ради которой он открыл тот или иной источник материала [5].

Во-вторых, существуют этические проблемы, возникающие в процессе распространения визуального контента. Поскольку уже научно доказано, что человек быстрее и качественнее воспринимает информацию визуально, а именно иллюстративно или в качестве графиков, и отображенную на графиках и в таблицах информацию считает наиболее правдивой, то очень просто ввести в заблуждение аудиторию, демонстрируя недостоверную информацию. Например, на двух графиках, представленных ниже на рисунке, можно увидеть статистические данные среднего пенсионного возраста в ряде стран. Целесообразно отметить, что если не уделять достаточное количество внимания цифровым данным, а только графическим, то можно заметить, что пенсионный возраст в Беларуси практически в восемь раз опережает аналогичные показатели в Японии. Однако мы видим, что если привести график к единой оси, то разницы по этим показателям практически нет.

 

   

Рисунок 1. Пенсионный возраст в разных странах

 

Павел Лебедев в статье «Какую пользу приносит инфографика» подтверждает наши мысли тем, что, если не знать, как визуализировать данные, можно привести аудиторию к неправильному выводу. Ее легко ошибочно распространять и истолковывать [6].

В-третьих, на сегодняшний день в некоторых странах уже появилось новое поколение интернет-связи – 5G, в ближайшее время данная связь начнет функционировать и на территории Российской Федерации. Тем не менее работники сферы СМИ не готовы к этому новшеству. Развитие новых цифровых технологий привело к расширению существующих и появлению новых видов визуализации информации в современных СМИ. Но технологии развиваются, скорость интернета увеличивается, ожидается появление новых форм визуальной информации в журналистике, а в научной среде на данный момент существует еще недостаточно исследований на эту тему. С наступлением эры 5G мы не знаем, в какой форме мы будем получать информацию, поскольку в идеальных условиях пользователи могут передавать 1,25 ГБ данных каждую секунду между устройствами. Перед журналистами стоит острый вопрос о том, какие новые формы передачи визуальной информации можно будет использовать при распространении 5G. В скором будущем 5G поможет новостным организациям получить доступ к видео с мест событий в высоком разрешении от гражданских журналистов, все это ускорит переход к персонализированным новостям, мобильным форматам и визуальной журналистике. Журналистам нужно найти ответ, как использовать новую технологию для создания новой формы визуальной информации [1, 3, 7].

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что информация стала более доступной. Это привело к тому, что зритель, читатель, слушатель стал, с одной стороны, более избирательным, а с другой – менее восприимчивым. Для того чтобы привлечь и удержать читателя, которому теперь сложнее воспринимать информации в потоке событий, СМИ вынуждены изобретать новые способы и форматы. Обращая внимание на изображения или иллюстрированный материал, читатель часто старается оценить происходящее без углубленного чтения публикаций СМИ. Визуальная информация достаточно разнообразна в своих проявлениях и кардинально влияет на средства массовой информации и коммуникации, приводя к их радикальной трансформации как на уровне формы, так и содержания. И на наш взгляд, если решить упомянутые выше проблемы, визуальная информация трансформируется в лучшую сторону, позволяя сфере СМИ и аудитории получать более достоверную информацию в кратчайшие сроки.

 

Список литературы:

  1. 5G окажет огромное влияние на многие сферы жизни // Webznam. 19.03.2019 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://webznam.ru/blog/5g_ogromnoe_vlijanie/2019-03-19-987 (дата обращения: 13.12.2019).
  2. Кевин Андерсон. Визуальная журналистика не только для «больших людей» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.kbridge.org/ru/visualjournalismisnotjustfor thebigboys/ (дата обращения: 29.01.2016).
  3. Симакова С.И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. – 2015. – № 5 (360). – С. 163–169.
  4. Симакова С.И. Инструменты визуализации информации в СМИ: Инфографика // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. – 2017 a. – № 6 (402). – С. 91–99.
  5. Шевченко В.Э. Визуальные коммуникации: тенденции форм и технологий передачи информации // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. – 2015. – № 5 (360). – С. 189–195.
  6. DesignWrites. Какую пользу приносит инфографика / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://medium.com/@grifer163/какую-пользу-приносит-инфографика-97de6b96ee27 (дата обращения: 29.01.2016).
  7. Превезенцева Т.А. Технологические тренды будущего в медиа и журналистике // Поколение Будущего: сборник статей Международной студенческой научной конференции, 2019. – С. 53–57.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.