Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 11 мая 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Попова И.А. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ И В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5(27). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 5-8.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ И В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Попова Ирина Алексеевна

cтудент, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Выбор методики преподавания рисунка в современном мире является важнейшей проблемой при подготовке специалистов в области изобразительного искусства, дизайна и архитектуры. Актуальность тех или иных методов обучения рисунку напрямую зависит от эпохи и мировоззрения человека. Условно-схематический метод обучения рисованию как информативный источник получил свое развитие и стал ведущим в Древнем Египте, а затем и в эпоху средневековья. Актуальным остается вопрос, какое место в современном мире занимает условно-схематический метод обучения рисунку и сохранил ли он свою значимость в настоящее время.

Условно-схематический метод изображения строился на основе плоскостного решения композиции и носил линейный характер. Условно-схематический метод характерен для монументального искусства, так как  нуждается в плоскостном решении и в знании законов фронтального разворота. Главной задачей условно-схематического метода является сохранить плоскость стены [4].

Обучение рисованию в Древнем Египте строилось на заучивании выработанных правил и канонов. Линейное плоскостное изображение фигуры человека с различных точек зрения осуществлялось по определенным канонам. Одним из главных канонов или законов является совмещение в одном изображении нескольких точек зрения на предмет (принцип расположения фигуры  на плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль, торс и глаза – в фас, плечи и нижняя часть туловища – в трехчетвертном развороте). Основное внимание египетские художники обращали на изображение человеческой фигуры, показывая исключительную соразмерность её частей. При создании канона египетские художники производили измерение с математической точностью и использовали такую систему пропорционального членения фигуры на части, которая позволяла по части определить целое. Единицей измерения служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра. Фигура разделялась на 19 частей; 2,5 части приходились на традиционный головной убор[2].

Особенностью древнеегипетской живописи являлось то, что, по существу, она была раскраской и в течение ряда веков сводилась к заполнению силуэта одним цветом, без введения дополнительных тонов и цветных теней.

Важно отметить, что в Древнем Египте обучение рисунку являлось прообразом письменности. Рисунок носил информативный характер, который позволял запечатлеть как главные исторические события, жизнь и деятельность фараонов, так и жизнь простых людей и рабов [4].

Основными принципами изображения фигуры на плоскости являлись: принцип фронтальности; совмещение в одном изображении нескольких точек зрения на предмет; принцип плоскостного линейного изображения фигуры на плоскости; принцип построчного размещения сюжетных сцен горизонтальными поясами; принцип разномасштабности фигур (величина зависит не от расположения фигуры в пространстве, а от значимости каждой из них);принцип копирования по выработанным канонам [3].

В условно-схематическом методе можно выделить ряд положительных черт. Например, математически точные расчеты позволяли ускорить процесс рисования и произвести точные расчеты пропорций фигуры, а метод совмещения в одном изображении нескольких точек зрения на предмет позволял сохранить плоскость стены. Также условно-схематический метод способствовал появлению письменности в Древнем Египте, так как являлся информативным источником [4].

Главным недостатком условно-схематического метода является  ограничение свободы в изображении фигур и предметов, так как данный метод основывался на копировании, механической отработке навыков. Вера в высшие силы, в загробную жизнь, поклонение богам не давали возможности проявить индивидуальность, выйти за рамки канонизированного изображения.

Свое дальнейшее развитие условно-схематический метод обучения рисунку получил в эпоху средневековья.

В методике обучения рисунку в средневековье также как и в Древнем Египте использовали принцип совмещения в одном изображении нескольких точек зрения на предмет, изображение оставалось линейным и выполнялось с учетом точно выверенных математических расчетов. Изображение стало условным и схематичным.

Средневековая педагогика носила религиозный характер и была призвана для осуществления задач церкви. Обучение протекало в условиях средневековой монастырской школы. Наряду с обучением чтению, письму и счету эта школа готовила специалистов для монастырей: переписчиков для размножения религиозной литературы, мастеров миниатюры и стенной росписи. Рисование перестало быть средством воспитания и обучения: оно стало занятием, необходимым для определения профессиональной деятельности [3]. В дальнейшем, в связи с развитием ремесел, работа миниатюриста приобрела самостоятельный характер — выделились специалисты - художники, которые имели учеников. Широкое развитие ремесел настоятельно требовало обучения рисованию, однако обучение в то время носило характер узкой профессиональной подготовки.

Важно отметить, что обучение во всех типах средневековых школ было тяжелым испытанием для учеников. Виной этому была методика обучения, основанная на механической памяти, богослужебные книги были написаны на латинском, а не на родном языке, также наблюдалось отсутствие коллективной работы в классе. Неудачи учеников в обучении порождали многочисленные наказания, которые были схожи с наказаниями в Древнем Египте.

Если же говорить о сходствах в методике обучения этих двух временных периодов, то стоит выделить такие из них как: вера в загробную жизнь; уход от реалистичного искусства; изучение натуры как способ научного познания мира пресекался; использование копировального метода; использование математических расчетов; суровые наказания за невыполнение предписанных канонов [5].

Но, несмотря на то, что в методике обучения рисованию в Древнем Египте и в Средние века пользовались условно-схематическим методом, существовали некоторые различия в принципах изображения фигуры на плоскости.

Главной отличительной чертой использования условно-схематического метода  в Древнем Египте и в Средние века являлись разные каноны, которые соответствовали религиозным догмам временного периода.

Как уже было сказано, одним из главных канонов или законов данного метода в Древнем Египте является совмещение в одном изображении нескольких точек зрения на предмет. Что касается эпохи средневековья, то в этот период методика преподавания рисунка основывалась на вере в мистическое значение геометрических форм, таких как круг, треугольник, на поисках геометрической закономерности, связанной с мистикой религиозных догм. Фигуры, лица, животные – в их основе лежали геометрические формы [4].

Важно также отметить, что египтяне первыми в истории развития человеческой культуры положили начало теоретическому обоснованию практики рисования, они дали сравнительную основу для дальнейшего развития рисунка [1]. Что касается эпохи средневековья, то здесь методика преподавания рисунка приостановила свое развитие в связи с выдвижением церкви как основного источника силы и власти.

На сегодняшний день условно-схематический метод обучения рисунку не является ведущим, так как не направлен на глубокое познание и изучение натуры и окружающего мира. Наука в современном мире занимает ведущее место, поэтому конструктивный метод обучения рисунку наиболее актуален и эффективен.

 

Список литературы:

  1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1984.
  2. Гунина Е. В.Теория и методика обучения изобразительному искусству: история и современность. – Владимир : Изд-во ВлГУ,2012 – 98 с.
  3. Любимов Л.А. Искусство древнего мира. - М.: 1980.
  4. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: зарубежная школа рисунка: учебное пособие для пед. вузов по специальности «Черчение, рисование и труд»: доп. М-вом просвещения СССР/ Н. Н. Ростовцев. – Москва: Просвещение, 1981. – 192 с.
  5. Смирнова И.А. Из истории мирового искусства. - М.: Искусство, 1979.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом