Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 апреля 2020 г.)
Наука: Филология
Секция: Журналистика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РАЗВИТИЕ ТОК-ШОУ В ИНТЕРНЕТЕ
Развитие интернета и его общедоступность привело к тому, что отныне практически каждый эфир телепрограммы или ток-шоу, выкладывается на ютуб-каналах. Интернет стал весьма привлекательным площадкой как для контент-мейкеров, так и для рекламодателей. Уже появились знаменитости, которых ни разу не показывали по телевизору. В связи с таким серьезным влиянием на медиапространство, многие популярные телевизионные жанры не могли не перекочевать в интернет. И прежде чем рассмотреть трансформацию телешоу в медиаформа, сперва необходимо определиться с понятиями.
Крайне трудно найти источник, который бы содержал в себе исчерпывающую дефиницию жанра «Ток-Шоу». Например, Кузнецов в учебном пособии «Как работают журналисты» определил ток-шоу как «разговорное представление», где, по его словам, «конферансье-затейник развлекает публику разговорчиками, иногда вовлекая в общение зрителей из зала»[1]. Таким образом Кузнецов выделяет такие неотъемлемые атрибуты жанра как легкость разговора, артистизм ведущего и обязательное присутствие аудитории. Однако даже аудитория зала, так называемый народ, может в ток-шоу даже не присутствовать (как например в телепередаче «12 решительных женщин»)
Эльвира Могилевская в своей статье посвященном ток-шоу, вообще не приводит определения, ограничиваясь лишь историей образования жанра, когда ведущий прямого эфира Фил Донахью исчерпал все вопросы для гостя и дал возможность зрителям из зала их задать. [2] Наталья Кондратьевна описывает ток шоу как «яркое, эстрадное представление, развлекательную программу, рассчитанную на шумный внешний эффект. Согласно ее определению, для ток-шоу характерно
- наличие актуальной проблемы, задающей содержание разговора
- участники ток-шоу (ведущий, зрители, приглашенные эксперты, непосредственно герои ток-шоу)
- оформления места проведения Ток-шоу (художественного и музыкального)
- регламент дискуссии
- необходимое материально-техническое обеспечение [3]
Исходя из вышеизложенных определений, ток-шоу довольно просто в исполнении и используются буквально на всех телеканалах. Большей популярностью пользуются развлекательные форматы, особенно обсуждения как их либо насущных, бытовых или личных проблем. Как говорил Владимир Познер: «ток-шоу – одна из самых демократичных форм, которая позволяет обыкновенным людям принимать непосредственное участие в телепередаче. Ее не заменит даже интерактивное телевидение» [4].
Какие ограничения могут стоять для развития ток-шоу на телевидении? Во-первых, это цензура (определенные требования и границы допустимого для шоу), во-вторых, - формат самого телеканала и аудитория для которой это шоу будет сниматься. Именно от аудитории телеканала (а соответственно и его тематики) определяется, каким будет ток-шоу. А по данным фонда «общественного мнения», телевидение преимущественно смотрят представители старшего поколения (от 46 лет) [5].
Очевидно, что практически все шоу, рассчитанные на молодое поколение, станут производиться и выкладываться в интернете, где цензура ограниченна лишь правилами сообщества той площадки, на которой они выкладываются. На современном русскоязычном ютубе так и происходит. Самые популярные шоу, которые периодические попадают в тренды – «Битва за хайп» или «Что было дальше», рассчитаны на взрослую аудиторию и предлагают зрителю уникальный контент. В первом случае, люди ради того, чтобы о них узнали хотя бы на мгновение, готовы сражаться на ринге с другими такими же спортсменами. За выпуск проходит несколько боев, перед каждым боем проводится видео презентация каждого из участников, с их краткой предысторией, опытом боев и спортивных достижений. По монтажу и производству «Битва за хайп» не просто стоит на одном уровне с телевизионными передачами, но и опережает их. Ведь если посмотреть на особо конвеерные передачи по ТВ, можно заметить, насколько скуден монтаж и упрощено само производство сюжетов ради частоты выпусков. В «Битве за хайп», как и должно быть в полноценном ток-шоу, есть ведущие (Амиран Сарданов он же «Хач» и Эдуард Билль), присутствие аудитории (причем это не просто бездушная массовка, которая пришла по объявлению с интернета, а именно неравнодушные люди, болельщики), легкость разговора (самим боям уделяется не так много времени, сколько подводкам к ним, в которых ведущие стараются изо всех сил подогреть интерес к предстоящему бою). Может показаться, что это именно спортивная передача, и приписывать ее к ток-шоу нельзя. Считаю, что в данном случае аналогичная ситуация с телепрограммой «Модный приговор» на первом канале, которая на официальном сайте канала обозначена как «ток-шоу о моде». Шоу Амирана Сардарова можно назвать «ток-шоу о боях».
В шоу «Что было дальше», в студию к известным юмористам приходят гости и пытаются рассказать историю, которую эти юмористы должны сами додумать, а потом сравнить, кто оказался смешнее и находчивее всех. Гостя разумеется весь выпуск пытаются подколоть (иногда остроумно), используя мат, черный юмор и оскорбления. В студии так же присутствует живая аудитория в виде зрителей, которые в обсуждении не участвуют.
Отдельного упоминания достоин канал «КЛИККЛАК» в котором выходят несколько форматов развлекательных передач, в том числе одноименное впечатляющее «КЛИККЛАК шоу», которое, в лучших традициях ток-шоу имеет харизматичного ведущего, зрителей в зале и отчаянных участников, готовым сыграть свою роль (даже если она унизительная). В плане продакшена шоу выполнено на уровне телевизионного продукта и не вызывает сомнения в своем качестве.
Итак, если подытожить, можно заявить, что по качеству шоу в интернете ничуть не уступает, а иногда даже и сделано более профессионально, умно и со вкусом, нежели шоу по телевизору. Кроме того, теперь практически каждое шоу с телеэкранов дублируется в интернете. Но в случае с проектами в интернете, доход идет непосредственно с рекламных интеграций в самих роликах, с добавлением ссылки на товар, сайт или услугу под описанием. Телешоу в свою очередь тоже зарабатывают на рекламе, которая идет несколькими ставками во время самого шоу и ее стоимость уже будет варьироваться от рейтинга передачи.
Представляет большой интерес помимо прочего и шоу «Ночной Контакт». Шоу выходит еженедельно и в нем ведущие Стас Ярушин и Костя Пушкин приглашают гостей, чтобы обсудить с острые и необычные темы. Как утверждает описание шоу, «такого не покажут по ТВ. Никакой цензуры, никаких запретных тем, никакой скуки». По сути именно это и делает формат шоу для интернета непохожим, отличимым от телевидения.
Список литературы:
- Кузнецов Г.В.Так работают журналисты ТВУчебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2004
- Эльвира Могилевская «Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования», 2006 г
- Кондратьева Наталья Евгеньевна, Мордовина Людмила Владимировна Ток-шоу как жанр современной массовой культуры // Аналитика культурологии. 2008. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tok-shou-kak-zhanr-sovremennoy-massovoy-kultury (дата обращения: 13.03.2020)
- Голованова М.Г. Фестиваль, объединяющий регионы.//Техника кино и телевидения.1997. №6. Иванова Е.А. Влияние федерального телевидения на региональные телевизионные каналы (на примере Ростовской области). Ростов н/Д., 2003.
- https://fom.ru/SMI-i-internet/14337
дипломов
Оставить комментарий