Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXXI-XXXII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 09 марта 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Кино-, теле- и другие экранные искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бакеева М.К., Айдар А.М. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЖИССУРЫ НА КАЗАХСТАНСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИЕ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXI-XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 2-3(25). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 13-21.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЖИССУРЫ НА КАЗАХСТАНСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Бакеева Мадина Кайратжановна

докторант, Казахская национальная академия искусств имени Т.К. Жургенова,

Республика Казахстан, г. Алматы

Айдар Алма Муратовна

кандидат наук, ст. преподаватель, Казахская национальная академия искусств имени Т.К. Жургенова,

Республика Казахстан, г. Алматы

CREATION AND DEVELOPMENT OF DIRECTION ON KAZAKH TELEVISION

 

Madina Bakeyeva

doctoral student of The Kazakh National Academy of Arts named after T.K. Zhurgenov,

Kazakhstan, Almaty

Аlma Aidar

PhD, senior lecturer of The Kazakh National Academy of Arts named after T.K. Zhurgenov,

Kazakhstan, Almaty

 

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется начало и развитие пути становления телевизионной режиссуры на казахском телевидении, также расматривается специфика применения режиссуры при создания телевизионных программ.         

ABSTRACT

In the article the beginning and development of a way of formation of a television direction on the Kazakh television is analyzed, also specificity of application of a direction at creation of television programs is considered.

 

Ключевые слова: режиссура, телевидение, искусство, личности, студия, специфика, эфир, процесс.

Keywords: directing, TV, film, digital television, art, persons, studio, specificity, TV broadcast, process.

 

Более полувека назад А. Базен пророчески предсказывал экранную революцию нашей цивилизации: «Мы живем в мире, где скоро не останется ни одного уголка, куда не заглянул бы глаз кинокамеры. Это мир, стремящийся непрерывно снимать слепки со своего собственного лица. Документальные кадры, отснятые десятками тысяч камер, ежедневно обрушиваются на нас с сотен тысяч экранов. Кожа Истории шелушится, превращаясь в кинопленку». [2, с. 55]. Однако тут А. Базен еще и не предполагал возникновение абсолютно новой формы экранного вещания, но тем не менее конкретно характеризовал в своих трудах влияние всего экранного искусства в будущем. С тех пор мы стали не только свидетелями рождения нового вида искусства, но и стали неотъемлемой ее частью. Авторы статьи исследуют становление и развитие пути первых телевизионных режиссеров, а также современные тенденции в изучении проблем в сфере телевидения. Авторами изучены научные труды журналистов, кинорежиссеров и теоретиков кино. Были изучены аспекты сопоставления и преемственности изобразительных средств вещания.

Казахское телевидение на рубеже второго десятилетия ХХI века перешагнуло шестой десяток лет. В данной статье исследуются первые шаги в становлении казахского телевидения. В том числе какие проблемы пережило казахское телевидение, каких высот достигло, каких личностей смогло сохранить, каких профессионалов взрастило. Исследование открыло немало фактов о первых личностях, стоявших у истоков телевидения, о которых осталось совсем мало информации. О необходимости создания аналогичного с соседними государственными телевидениями отечественное телевизионное вещание говорилось много, но, пожалуй, самым первым шагом к реализации данной мечты был следующий факт – письмо Председателя Казахской ССР Динмухамеда Конаева ЦК Казахстана, датированное 12 июня 1957 года, о необходимости создания комитета радио и телевещания при Совете Министров Казахской ССР. А также утвердить на пост председателя Канапию Мустафина. «29 июня 1957 года председателем Совета Министров Казахской ССР Динмухамедом Конаевым было принято Постановление об образовании Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров Казахской ССР» [12]. Таким образом, под руководством К. Мустафина 8 марта 1958 года начинает свою работу казахское телевидение.

Огромным событием в жизни народа Казахстана стало введение в действие первой очереди казахского телевидения в 1958 году. Исследования исторических документации показали, что к моменту запуска первого сигнала телерадиовещания еще стояло недостроенным здание телевидения, но первые зрители уже смотрели опытные передачи алма-атинской студии, которые выходили на голубые экраны с аббревиатурой «АТС». Первым же директором алма-атинской студии был Хамит Абулгазин. «В подготовке и передаче в эфир первой в истории республики телепередачи участвовали первый директор алма-атинской телестудии Х. Абулгазин, главные редакторы С. Нургалымов, И. Саввин, главный режиссер Л. Галимжанова, телеоператоры И. Смирнов, И. Сагитов, художник Э. Немирский и др.» [10, с. 9]. «История телевидения показывает, что оно является результатом слияния самых разнородных открытий в самых разных областях техники, никак не связанных друг с другом» [5]. Были задействованы все технические изобретения и мощь того времени. Несмотря на передовые на тот момент технические возможности, на телевидении остро не хватало собственных кадров. Особенно нужны были телевизионные режиссеры, которых тогда ни один вуз в республике не готовил. Назначенный тогда одним из первых главным редактором Игорь Саввин начал приглашать талантливых и заинтересованных людей из киностудии. Игорь Саввин – выпускник ВГИКа, драматург. А одним из первых режиссеров на ТВ стала Лейла Галимжанова. «О чем бы ни шла речь в контексте основных направлений вещания (массово-коммуникационных, развлекательно-рекреативных, художественно-адаптивных), определяющую роль играет фигура режиссера как постановщика и руководителя, который координирует действия всех подразделений, связанных с той или иной конкретной задачей. Круг его задач включает подготовку информационных и документальных программ, оригинальные постановки того или иного произведения, адаптацию материала к условиям экрана, обеспечение синхронного перевода текста, работу с художниками и операторами, осветителями и звукорежиссерами, гримерами, костюмерами и музыкальными оформителями, а также с ведущими, героями первого плана и массовкой» [11].

Однако, как показало исследование, специфика телевидения резко отличалась от производства в киностудии. Поэтому вновь набранных режиссеров срочно отправляют на учебу в действующие телецентры Ташкента, Баку, Свердловска и Томска. Таким образом, алма-атинская телестудия в те годы значительно уступала им и по техническому оборудованию, и по накоплению опыта работы. Но стремление к освоению и развитию у первых режиссеров дало в дальнейшем положительные результаты. Режиссеры КазТВ были полны энтузиазма и веры в свои творческие возможности создать на пустом месте новое телевидение. Самоотверженность и мужество первопроходцев казахского телевидения сегодня поражают, особенно учитывая, на какой допотопной технике им всем приходилось работать. Первопроходцам пришлось столкнуться с теми же проблемами, с какими когда-то столкнулись первопроходцы кино. «Дюко, Дюмон, Кук и некоторые их современники ясно представляли себе употребление своих изобретений. Горе их было в том, что фотографическая техника того времени не давала им возможности полностью использовать свои изобретения» [9, с. 76]. Первое время в студии, где работал диктор, устанавливались две камеры: одна держала в кадре диктора, а другая была направлена на титры. Камера диктора имела возможность двигаться вслед за движением диктора. А также могла менять масштаб плана от общего до крупного. В случае со второй камерой стояла абсолютно противоположная задача – неподвижность (статика). Для работы с титрами в те времена у режиссеров были помощники – ассистенты режиссеров. Сложности были в основном такого характера. Во всем остальном специфика режиссера телевидения была идентична с кинорежиссерской. В подтверждение данной гипотезы приведем следующие слова А. Митты: «В нашем деле главное, конечно, воображение, фантазия. Она должна убеждать, как сама жизнь. Но кое-что полезно знать. Все-таки мы усаживаем миллионы людей в темных залах. И они, дружно вытянув шеи, смотрят на то, что мы им показываем. И волнуются, и смеются, как один человек, и, если с фильмом повезет, жизнь покажется им полней, разнообразней, ярче.

И тут не меньше таланта важно умение. Проще сказать, ремесло. Оно помогает таланту избежать наиболее распространенных ошибок» [8, с. 15].

Даная статья также исследует такие приоритетные на тот период аспекты, как контент и программа передач. Приоритетной задачей для режиссеров телевидения было донесение необходимой информации до зрителя. А если быть точнее, то самые актуальные события. В числе транслируемых передач были новостные, культурно-просветительские, детско-юношеские, познавательные и др. В каждом из производств важнейшую роль играл режиссер. То время телевидение было режиссерским телевидением. Каждый кадр был выверен и четко поставлен первой плеядой режиссеров. Прошедшие обучение в лучших вузах и телестудиях бывшего СССР первые режиссеры использовали все творческие навыки и технические знания в деле, где главную оценку давал не художественный совет, а советский зритель. Такие приемы режиссуры, как «наезд» и «отъезд», панорама и кадрирование, постановка героев (дикторов) и построение композиции, были заимствованы из сферы кино. «Следует подчеркнуть, что основной элемент фильма – изображение – чрезвычайно выразителен: он дает нашему зрению и слуху фрагмент реальной жизни, в котором форма и содержание практически неотделимы друг от друга» [7, с. 20]. Однако режимы прямого эфира и короткой на то время длительности передач не давали режиссерам полного художественного контроля и возможности вольной интерпретации событий. Как в сфере кино, так и в сфере телевидения теоретические аспекты режиссуры были идентичны. Единственным различием был лишь избранный путь к сердцу зрителя.

В середине пятидесятых в странах содружества начали открываться первые телестудии. Вот что говорил о начальном периоде становления казахского телевидения С. Мазгутов: «В 1958 году телевидение появилось и в Казахстане. 8 марта жители столицы республики впервые на своих экранах смотрели на первых дикторов З. Жуматову и Н. Омарову. Они поздравили первых зрителей с открытием алма-атинской телестудии и поздравили женскую аудиторию с международным женским днем» [10, с. 8–9]. Таким образом телевидение быстро вошло в жизнь казахстанцев. В Алматы открылось первое телевизионное ателье, которое уже весной установило в квартирах горожан 17000 телевизоров первого поколения ТМ-3. Наряду с показом киножурналов и новостей по эфиру шли и оригинальные программы, которые знакомили зрителя с творчеством Ермека Серкебаева, Гарифуллы Курмангалиева, Шакена Айманова. Но главным событием 1958 года, конечно, стала декада казахской культуры и искусства в Москве. Продолжением декады стал показ оперы Дудар-ай по центральному телевидению, куда поехали и режиссеры КазТВ.

Позднее на телевидение пришли режиссеры с театральных подмостков. Одним из них стал Евгений Степанович Голосков. Бывший фронтовик, он после окончания ВОВ долго не мог оправиться от контузии головы. После выздоровления Е. Голосков решает посвятить себя театру и поступает в Московское театральное училище им. Немировича-Данченко. Затем была работа в театрах Мурманска и Перми. Казалось, дальнейшая его жизнь будет тесно связана с театральной сценой. Но судьба распорядилась по-своему. После рождения детей Е. Голосков вместе с женой Лией Степановной решают уйти из театра и устроиться работать на казахское телевидение. Однако специфика телевидения имела свои особенности, оно оказалось крепким орешком даже для такого опытного режиссера, как Е. Голосков. «Как всякое новое художественное явление, ТВ проходит несколько стадии в своих отношениях со “старшимиˮ видами искусства, в формировании своей специфики. Первая стадия, когда ТВ только-только обнаруживает свои эстетические задатки, состоит в откровенном подражании театру, и в особенности кинематографу. Соответственно, формируются и представления о специфике ТВ. Пожалуй, наиболее выразительным для той поры было определение “малоформатное киноˮ. Несмотря на то что в более позднее время эта формула была отвергнута, в ней достаточно точно определено реальное положение дел: режиссура ТВ на этом этапе была фактически кинорежиссурой с поправкой на малые размеры экрана. Отсюда берут начало некоторые правила телережиссуры тех лет: превалирование крупных и средних планов, неторопливый темп повествования, отсутствие “дробногоˮ монтажа кадров» [4, с. 25].

На самом деле рождение телевидения происходило на глазах у зрителей. Постоянные накладки из-за несовершенства техники забавляли людей. Однако программы прямого эфира давали зрителю 60-х годов возможность получать информация из первых рук. Кроме того, в живом эфире показывали спектакли, постановки таких режиссеров, как Е. Голосков и Дмитрий Трухин. К тому времени на студии уже существовали литературно-драматическая редакция, редакция программ для детей и юношества. Но, конечно, начало становления телевидения было временем экспромтов.

«Телевидение как система должно быть объяснено не только через его компоненты, но также и через всю совокупность связей между ними» [1, с. 10]. Вот так происходил процесс вырастания телевидения из радио и кино. Шел интенсивный поиск средств выражения действительности вообще на советском телевидении, частью которого являлось КазТВ. Если кино и театр несли зрителю художественный образ времени, то на телевидении главным являлся факт. Именно он брал на себя особенную долю идеологического влияния на зрительскую аудиторию.

Но первые режиссеры телевидения не уставали искать новые изобразительные средства для показа тех же постановочных спектаклей. Помогали дикторам держаться в эфире, учили редакторов работать над текстом. Поистине тогда ТВ было режиссерским телевидением. Именно в недрах телевидения 60-х годов, по сути дела, и зародились те специфические формы контакта с аудиторией, которые присуще только ей, – это диалог со зрителем. Диалог шел через постановку и изображение. Телевизионные режиссеры так же, как и в театре, отвечали за постановку как сцены, так и кадра. Здесь также прослеживаются корни режиссуры как изобразительного и художественного искусства. «Пусть в кино все будет естественно! Пусть все будет просто! Экран просит, требует, призывает ко всей возможной изощренности мысли и техники, но зритель не должен знать, какова цена этих усилий, он просто должен видеть выразительность и воспринимать ее совершенно обнаженной или кажущейся таковой» [6, с. 6]. Это выражение Л. Деллюка в первую очередь касается не только кино, но и экранных средств выражения в целом, поскольку телевизионное вещание в будущем возьмет преимущество над кинотеатральным. Приемы режиссуры как в кино, так и на ТВ имели как огромное сходство и идентичность, так и некоторые специфические особенности. К примеру, на ТВ расположение диктора по отношению к камере и сцене обозначал режиссер. Расположение от головы до ног, прическа, одежда, манера ведения и общения, перемещение по студии во время записи – все было подчинено непосредственно режиссеру телевидения. Режиссер на телевидении был своего рода царем площадки. Для наиболее действенного воздействия на зрителя использовалась и драматургия. Драматургия соединяла и придавала определенный смысл программе. Разрабатывался сценарий, и по нему работали редакторы, ведущие и режиссеры. Особенно касалось это вышеупомянутых съемок первых театральных и постановочных программ. Роль режиссера все больше и больше росла в своем значении. И одними из первых по-настоящему телевизионными режиссерами стали Лейла Галимжанова, Сауле Естемесова, Сапаргали Шарипов, Ыдырыс Касымов, Шырын Агишева и др. Но если эти люди были первыми в своей профессии, то мостом преемственности специфического вида искусства стала бесспорно Ш. Баймулдина.

Режиссер Шолпан Баймулдина стояла у истоков Целиноградского телевидения. 1963 году после окончания учебы на факультете режиссуры театра при Ленинградском институте культуры Шолпан приезжает в Целиноград, где с образованием целинного края открывали уже третью телестудию в Казахстане. Но 1965 году ее приглашают работать на КазТВ, которому она отдает 40 лет своей жизни. Благодаря ее профессионализму и творческому поиску уже в 70-е годы на Алматинской студии появляются такие программы, как «Алло, Алма-Ата», «Алло, мы ищем таланты», «Что можем, то умеем». Но среди блистательных имен первой плеяды режиссеров нельзя не отметить творчество Шырын Османовны Агишевой. 30 спектаклей, два десятка записанных ею первых программ «Айтыса». А также такие программы, как «Кеш жарык», «Сухбат», «Айтыс», вошли в золотой фонд телевидения. Сапаргали Бегалин, Габит Мусрепов, Чингиз Айтматов, Ильяс Есенберлин остаются живыми собеседниками и для современного зрителя благодаря ее видеозаписям. К сожалению, она не дожила до юбилея своего родного телевидения.

Позднее на телевидении от визуальной привилегированности главенство перешло к редакторской, то есть словесной. Современное телевидение нередко называют «редакторским» именно поэтому. Все дело в том, что словесные и текстовые сообщения передавались быстрее, а современный темп жизни требовал именно оперативности от СМИ. В силу данных диктующих факторов телевидение начинает исходить из авторского текста, а творческая составляющая выходит даже на третью после технического обеспечения роль. «Роль слова как выразительного средства на ТВ, пожалуй, еще больше, нежели в кино, и, конечно же, несравнима с таковой в фотографии. Нельзя забывать, что два обстоятельства – ограниченные изобразительные ресурсы домашнего экрана и большая доля информационных программ – придают особое значение слову в звукозрительном телевизионном синтезе» [3, с. 119]. Таким образом, основной задачей режиссеров на телевидении является визуальное повествование, исходящее из основного текста журналиста или репортера.

Казахское телевидение за 50 лет пережило и взлеты, и падения. За это время сменилось не одно поколение режиссеров, операторов, журналистов, звукорежиссеров и видеоинженеров. И каждое новое поколение внесло и будет вносить свои неповторимые нюансы в его развитие. Однако именно первые, кто был беззаветно предан телевизионной музе, останутся в благодарной памяти в истории отечественного телевидения Казахстана.

 

Список литературы:

  1. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. – М. : Искусство, 1978. – С. 152.
  2. Базен А. Что такое кино? – М. : Искусство, 1972.
  3. Вартанов А.С. От фото до видео. – М. : Искусство, 1996. – 220 с.
  4. Вартанов Ан. Режиссер на телевидении. – М. : Искусство, 1978.
  5. Евразийское сообщество. Экономика, политика, культура. – 2010. – № 1 (69). – С. 180.
  6. Из истории французкой киномысли. Немое кино, 1911–1933. – М. : Искусство, 1988. – 317 с.
  7. Мартен М. Язык кино. – М. : Искусство, 1959.
  8. Митта А.Н. Кино между адом и раем: Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому... – М. : Подкова: Эксмо-Пресс, 2002.
  9. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т. 1. – М. : Искусство, 1958. – 549 с.
  10. Тұрсын Қ. Қазақ тележурналистика: қалыптасу, даму проблемалары. – Алматы : Білім, 2006. – 352 с.
  11.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sanat.orexca.com/2012-rus/2012-3-2/sanat-rezhisser-na-televidenii-problemy-h/.
  12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/722537/zhurnalistika/razvitie_televideniya_kazahstane_1958_2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом