Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXI-XXXII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 09 марта 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Кино-, теле- и другие экранные искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чеснова О.А. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА В ФИЛЬМАХ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXI-XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 2-3(25). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 21-25.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА В ФИЛЬМАХ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

Чеснова Ольга Александровна

канд. экон. наук, доц. кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии, доц., Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения,

РФ, г. Санкт-Петербург

ANALYSIS OF THE FEATURES OF THE ART WORLD IN ANDREY TARKOVSKY'S FILMS

 

Olga Chesnova

Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of economic and social management processes in the film and television industry, associate Professor, Saint Petersburg state Institute film and television,

Russia, Saint Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Цель  статьи состоит в выявлении особенностей художественного мира фильмов Андрея Тарковского, особое внимание уделено роли символов для раскрытия  образов героев фильмов, проанализированы характерные черты киноязыка  режиссера на примерах из  фильмов «Зеркало», «Солярис», «Андрей  Рублев».

ABSTRACT

The purpose of the article is to identify the features of the artistic world of Andrei Tarkovsky's films, special attention is paid to the role of symbols for revealing images of film characters, and the characteristic features of the film language of the Director are analyzed using examples from the films "Mirror", "Solaris", and "Andrey Rublev".

 

Ключевые слова: киноискусство; киноязык; символ; фильм.

Keywords: cinematography; film language; symbol; film.

 

Фильмы Андрея Тарковского  входят в золотой фонд мирового кинематографа, он является одним из самых известных  режиссеров  авторского кино, каждый  кадр  его фильмов неповторим, наполнен глубоким смыслом, так  как  и  композиция, и ритм  обладают завершенностью и цельностью. Кинокритики и искусствоведы утверждают, что Андрей  Тарковский изобрел и тщательно проработал в своих фильмах абсолютно новый киноязык [1,2,6]. Кроме того, он внес вклад в теорию искусства, написав теоретический труд «Запечатленное время», в этой работе Тарковский отмечает  особую миссию киноискусства  –  возможность запечатлеть время и бесконечно воспроизводить его на экране, режиссер пишет: «время, запечатленное в своих фактических формах и проявлениях, –  вот в чем заключается  для меня главная идея кинематографа и киноискусства» [4].

Примечательно, что в статье, написанной в 70-е годы ХХ века, Андрей Тарковский ищет ответ на вопрос, который и сегодня волнует всех, кто связан с киноиндустрией – какие мотивы движут кинозрителями, что привлекает людей в кинозалы. Тарковский формулирует два побуждающих мотива: это жажда развлечений-аттракционов и потребность в проживании нового опыта, «поиск упущенного, потерянного времени» [4]. Интересно, что современные маркетологи, вооруженные результатами масштабных социологических опросов, в качестве основных побуждающих к покупке билетов в кино мотивов выделяют те же факторы.

В указанной публикации суть авторской работы в кино Андрей Тарковский определяет как «ваяние из времени» [4], он утверждал, что основной инструмент режиссера – это  время, которое необходимо не только зафиксировать на экране, но и возможно   воспроизводить   неоднократно с целью решения художественных задач, поставленных режиссером. В качестве идеального кинематографа он представляет кинохронику – способ воссоздания, восстановления утерянной жизни. В рамках инновационного, особенного киноязыка,  А. Тарковский  использовал такие приемы как активное наблюдение за временем, фактами и приметами, его отражающими, метод фокусировки на фактах, их вещественности. Он раскладывал время на отдельные составляющие, стремился концентрироваться на том, что соединяет факты в единое целое, отражать то, что находится между фактами. В картинах Тарковского особое место уделено снам и иллюзиям, однако он всегда настаивал на значимости изображения правды жизни.

В  творчестве Андрея Тарковского огромную роль играет монтаж, который рассматривался режиссером как инструмент отсекания лишнего [3,6]. Киноязык  Тарковского базируется на глубоком  проникновении в психологический  мир героев, которые обладают особой, как бы светящейся энергией, для его фильмов характерно временное напряжение внутри кадров, которое обеспечивает определенный ритм фильма.

Особенности  киноязыка  Тарковского прослеживаются уже в его ранних работах, однако этот язык прошел определенные стадии становления на протяжении всего творческого пути режиссера. Новаторство фильмов Тарковского состоит в совмещении объективного и субъективного. Так, в фильме «Иваново детство» выстроено два событийных ряда  –  реальные события и сновидения Ивана. Мальчик как бы воскрешает свое прошлое – счастливое и светлое, хотя бы  урывками продолжает жить в нем. Тарковский показывает прошлое как особый вид времени и человеческого бытия. Вся фильмография Тарковского – доказательство того, что, по мнению режиссера, человек весь соткан из прошлого бытия, и именно  оно  обладает существенной властью над людьми.

В первом фильме режиссера, снятом на киностудии «Мосфильм», помимо реальных актеров уже задействованы зримые символы, роль которых в понимании авторского замысла чрезвычайно велика. Это фильм «Иваново детство»,  полноправными участниками которого являются свет, вода, дерево, лошадь, яблоки. В этой кинокартине Тарковский умело переплетает явь и сон, причем снам мальчика отводится довольно существенная часть экранного времени, персонаж живет фактически в двух мирах: во сне и наяву. Отметим, что реальность больше напоминает представления об аде, она противоречит здравому смыслу – ребенок ориентирован на месть и уничтожение других людей. А реалии сна, наоборот – естественны, соответствуют правильному ходу событий – ребенок живет в мире материнской любви и заботы, солнечного света.

Подчеркнем, что достоверность и правдивость киноязыка Тарковского базируются на его щепетильном отношении к деталям, тщательной подготовке к киносъемочному процессу. Так, для обеспечения исторической точности в фильме «Зеркало» было засеяно и выращено поле гречихи, возведен дом на старом фундаменте в точном соответствии с воспоминаниями автора, для костюмов были использованы специально состаренные ткани. При  подготовке  к съёмкам фильма «Андрей Рублёв» Тарковский провел большую работу по изучению канонов постройки храмов и иконописи [5].

Кинокартина  «Андрей Рублёв» переполнена символами, на которые возложена  большая  смысловая нагрузка.   Самым важным символом, который проходит через все творчество Тарковского является вода как материальная первооснова жизни. Важно отметить, что вода у Тарковского многозначна – это и бурный поток, и стоячее болото, это и отдельные капли, и струи. Близкий по своему значению к воде символ – это молоко, то есть жидкость, имеющая бесценную основу, молоко часто является символом нравственно насыщенной  жизни. Дерево – символ сути человека, часто изображается мертвое, обугленное дерево как символ измученной, выгоревшей души человека. Дом – излюбленный символ в творчестве, как Тарковского – сына, так и Тарковского – отца (поэта Арсения Тарковского).

Он, как полноправное действующее лицо, появляется в  фильмах «Зеркало», «Солярис», «Жертвоприношение» и  других. Подчеркнем, что в творчестве Тарковского также глубоко символичен образ матери, который играет особую роль в фильмах «Иваново детство» и «Зеркало», мать рассматривается как защита и источник света, правильного устройства мироздания, также образ матери тесно перекликается с пониманием родной земли, Отчизны. Говоря  о символах и образах, которыми  переполнены картины Андрея Тарковского,  следует подчеркнуть, что особую роль в формировании символов киноязыка Тарковского сыграло творчество отца режиссера - Арсения Тарковского, который, будучи наследником русской поэзии серебряного века, также наполнял свои стихи мифическими персонажами и одушевленными материальными предметами. В фильме «Зеркало» стихи отца режиссера – это отдельный значимый пласт повествования, своеобразный ключ к пониманию всей идеи фильма.

Инновационные подходы Тарковского прослеживаются во всех его фильмах. Динамика, движение – это стихия Тарковского, в его фильмах камера движется, активно перемещается словно взгляд зрителя на происходящее.

Тема времени в творчестве Тарковского тесно переплетается с темой памяти и темой руин.  Знаменитый кадр из «Ностальгии», где дом из русской деревни, то есть дом из памяти героя Янковского, являет себя в руине готического собора, в полной мере свидетельствует о поглощении памяти следами. «Ностальгия» вся пронизана противоречием между чужими следами времени, истории, и утрачивающей почву памятью. Показательно, что в поздних картинах режиссера тема руин в развитии перетекает в авторское видение апокалипсиса, он видит в руинах не только прошлое, но и будущее человечества. Во всех фильмах Тарковского природа, ее зрительные и слуховые образы  играют  особую  роль, передают  умонастроение героев, их ощущение смятения или предчувствия. В трактовке Тарковского природа  - символ исчезновения исторического в вечном, во вне историческом.

Таким образом, особая глубина творчества Тарковского проявилась в том, что он в своих фильмах наглядно показывает связь времен – человек воспринимается как связующее звено между прошлым и будущем, поколениями предков и потомков. Следует выделить следующие особенности  киноязыка Андрея Тарковского: обилие длинных планов, работа подвижной камерой; каждый кадр имеет особую зримую фактуру и стиль; передача  через  изображение глубокого психологического смысла; большое внимание уделяется  деталям обстановки на съемочной площадке, происходит передача целого комплекса эмоций через материальные предметы; умелое  использование сюжетных пауз, передача психологического состояния героев через состояние природы.

 

Список литературы:

  1. Мир и фильмы Андрея Тарковского /  Сост. А. М. Сандлер. — М.: Искусство, 1990. 
  2. О Тарковском. Воспоминания в двух книгах  [ Антология: Т. Гуэрра, К. Занусси, А. Кончаловский, А. Куросава, В. Шёман, Э. Юзефсон, Д. Банионис, Н. Бондарчук, Н. Бурляев, Н. Гринько, В. Малявина, М. Терехова, О. Янковский и др.]. — М.: Дедалус, 2002. 
  3. Перепелкин. М. А. Слово в мире Андрея Тарковского. Поэтика иносказания. — Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. 
  4. Тарковский   А.А. Запечатленное время // Искусство кино https://kinoart.ru/texts/andrey-tarkovskiy-zapechatlennoe-vremya (09.02.2020)
  5. Тарковский  А.А. Лекции по кинорежиссуре // Тарковский А.А. Уроки режиссуры. М, 1992
  6. Филимонов В.П.  Андрей Тарковский. Сны и явь о доме. М.: Молодая гвардия, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.