Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXXI-XXXII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 09 марта 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чурюканова О.В. ГОРОДЕЦКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Е.А. РАСТОРГУЕВА. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXI-XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 2-3(25). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 9-12.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ГОРОДЕЦКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Е.А. РАСТОРГУЕВА. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА

Чурюканова Оксана Викторовна

канд. ист. наук, вед. научный сотрудник Плёсского музея-заповедника,

РФ, г. Плёс

«Россия — это жизнь человеческая. У каждого она складывается по-разному, но каждая жизнь — травинка России»

Е.А. Расторгуев

 

23 февраля 1920 г. в селе Николо-Погост Нижегородской губернии родился Евгений Анатольевич Расторгуев – заслуженный деятель искусств России, живописец, график, иллюстратор, скульптор, изобретатель своеобразного жанра искусства «объемная живопись».

Детские годы будущего художника прошли в живописном Городце на Волге. В 15 лет Е.А. Расторгуев поступил в Горьковское художественное училище и стал студентом у Анатолия Васильевича Самсонова – наследника живописных традиций С. Герасимова, С. Чуйкова, В. Фаворского, братьев Весниных. Как и многие другие юные художники той трагической поры, в 1941 г. Анатолий Расторгуев был призван в ряды Красной Армии. На фронт попал в качестве военного картографа. В послужном списке у него значатся бои на Карельском фронте, участие в Петсамо-Киркенесской операции по освобождению Северной Норвегии, работа во фронтовой газете, участие в возведении первого мемориального музея Второй мировой войны — архитектурного комплекса-мемориала «Свирская победа». В 1945 г. Е.А. Расторгуев был награжден орденом Отечественной войны 2-ой степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» и др.

С окончанием Великой Отечественной войны и возвращением страны к мирной жизни, в душе Евгения Анатольевича вновь проснулось желание учиться живописи. В 1946 г. он попадает сразу на второй курс (при поддержке М. Натаревича) в Институт им. И.Е. Репина. Затем переезжает в Москву и поступает в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова на живописный факультет в мастерскую С. В. Герасимова. Общение с такими великими художниками, как Ю. Пименов, А. Тышлер, Г. Шегаль, Н. Чернышев, со временем переплавилось в настоящую дружбу.

Признание таланта Е.А. Расторгуева произошло в 1953 г.: художника, не имевшего кандидатского стажа, приняли в члены Союза художников СССР. Произошло это не без участия и рекомендаций от величайших мастеров – С. В. Герасимова и В. Н. Бакшеева. После демонстрации своих работ в залах Третьяковской галереи, Е. А. Расторгуев становится членом Правления Союза художников. Еще спустя четыре года, его картину «Юность» приобретет Третьяковка.

Далее – сотрудничество с журналом «Юность», работа иллюстратором и корреспондентом и, как результат, – творческие командировки с обширной географией: Урал, Братская ГЭС, Дальний Восток, Находка, русский Север и целые циклы картин о стройках, буднях простых работяг, рыбаков.

Творческие интересы Евгения Анатольевича просто поражают: то он профессионально занимается книжной графикой, оформляет книги в издательствах «Детгиз», «Молодая гвардия», «Советский писатель», то вдруг увлекается керамикой, пишет портреты театральных деятелей (в частности, актрис Н. Мордюковой и А. Ивановой) и выпускает книги собственных стихов и воспоминаний.

С родным Городцом у Расторгуева всегда была неразрывная связь, его часто называют «художник из Городца». «Городец был бы красивейшим местом на Волге, если бы не людское пренебрежение всем нематериальным – т. е. Красотой, которая сейчас мстит им своей неузнаваемостью, – сокрушался Евгений Анатольевич, – ходя по камням его, чувствуешь, как народ прошлый истинно русский – Великий, облюбовал одно из лучших мест на Средней Волге, чтобы поставить город для своей жизни. Затем разукрасил его, возвёл церкви и вырастил деревья. Сейчас для знающего прошлое почти невозможно представить, что же тут когда-то было, настолько все это изуродовано, пропитано апатией душевной» [1, с. 115].

Евгений Анатольевич сам удивлялся своей глубокой привязанности к малой родине: «За нашей улицей – Городец, а там весь мир, потом-то я и в Париже был, а вот поди ты, в сердце осталась Церемонова Заверниха! Милая Родина моего детства». Художнику довелось побывать в самых отдаленных уголках мира, и в этих путешествиях он будто стремился осуществить свои детские мечты. Недаром же еще мальчиком для городецкого пряничника Алексея Горохова написал масляными красками в бело-серых тонах картину «Ниагарский водопад», а в четырнадцать запоем читал подаренные отцом книги Амбруаза Воллара «Ренуар» и «Сезанн».

В 1975 г. у Е.А. Расторгуев устраивает персональную выставку в Берлине, посещает музеи и исследует современные направления в изобразительном искусстве; участвует в выставке декоративно-прикладного искусства в Салоне Нади Леже в Париже. В 1989 г. знакомится с итальянскими художниками в Риме. В 1991 г.  осматривает выставку Жоржа Сера в Нью-Йорке. В 1996 г. Расторгуев снова в Париже, на выставках Шагала, Ларионова, Гончаровой. Осень 1999 г. прошла в городке Берз-лез-Альп, где Е.А. Расторгуев создал «французскую» серию масляных пастелей. Еще были его выставки в Дрездене, Онфере, Нью-Дели, Бирмингеме, Варшаве, Торонто, Пенсильвании и Питтсбурге, но в душе художника оставалась одна любовь – к Родине, к России.

Работы Евгения Анатольевича Расторгуева находятся в коллекциях ведущих музеев нашей страны, региональных картинных галереях, за границей. Образец творчества одного из интереснейших и своеобразных авторов отечественного изобразительного искусства можно встретить и в собрании Плёсского музея-заповедника.

Картина Е.А. Расторгуева «Натюрморт с пряничной доской» 1980 г. поступила на постоянное хранение в фонды Плёсского музея-заповедника по Акту 24 от 12.04.83 г. из Ивановского областного художественного музея. В выставках в Плёсе она участия пока не принимала. Натюрморт, писанный на картоне, представляет собой живописную постановку: поверхность стола, задрапированную синей тканью, удерживающую на себе несколько шаткую конструкцию из зеленой стеклянной рюмки, вычурной формы, с нежно-пастельной розой в ней, сочных, громадного размера, груш, разложенных парами по бокам от нее, и пряничной доски с изображением парусного кораблика. Причем, с первого и непосвященного взгляда, эта пряничная доска кажется картиной, заключенной в деревянную раму.

Своеобразная насыщенная гамма расторгуевских картин сложилась как раз после 60-х, овеянных надеждой и свободой, но особенно ярко проявилась в 2000-е, отмеченные обилием натюрмортных работ художника. Кстати, героями его натюрмортов очень часто становилась не столько утварь, сколько некие сказочные персонажи – мужики и бабы – будто отпечатанные своими наивными фигурами и ликами на поверхности пряничной доски.

Художник переплавляет в своих работах народность, доброту и детскость наивного искусства, смелость и революционность французского импрессионизма, лучшие традиции русской живописной школы. В итоге рождается его собственный мир, населенный забавными персонажами, образными воспоминаниями, овеянный даже не «духом эпохи», а воздухом, каким дышали люди, сам художник, в момент, когда на свет появлялась та или иная картина.

Как символично относит нас в прошлое живописца «Натюрморт с пряничной доской», весь исполненный тайных смыслов, понять которые помогают стихи самого Е.А. Расторгуева. Груши – как предметное выражение природного «рая», лиловая драпировка – как лента воспоминаний («Обуглились цветы, в ночной и синей вазе...// В воспоминаниях всё длится грусти срок.// Цветам не расцвести,// и вёсен не собрать...// Надеждою томим, за дальним поворотом// сиреневый платок твой долго буду ждать» [2, с. 33]), роза – образ любимой, трагически погибшей жены («ТВОЙ сад идет за мной,// преследует меня// тот запах яблок спелых// и дуновенье алых роз...» [3, с. 56]), пряничная доска – это сам Городец, а корабль, изображенный на ней – художник, всегда стремившийся из дальних странствий на родину, в Россию («Как-будто мне в душе России не хватает...// Ударился корабль о затонувший мол...» [4, с.74].

Евгений Анатольевич был большим мудрецом. Стоит прислушаться к его размышлениям о России, искусстве, историко-культурном наследии страны, благо, осталось немало опубликованных его воспоминаний, интервью и литературных трудов: «Всех людей потянуло копаться в нравственно-этических и философских проблемах. Люди просто разучились чем-то любоваться, восхищаться или улыбаться. Им надо прийти на выставку художника и «рвать нервы» или «копаться» в нашей истории», ««Искусство — дело одиночное, та песня, которая сидит в груди — песня неповторимая, и когда вокруг слишком много народа — она не поётся», «Память – очень важная вещь» [5].

Е.А. Расторгуев был хранителем памяти, теперь наша задача – сохранить память о нем.

 

Список литературы.

  1. Расторгуев Е.А. Записки из Зазеркалья. – С.-Пб.: Русский авангард, 1997,   – С. 115.
  2. Расторгуев Е.А. Венок. – М., 2009, – С. 33.
  3. Расторгуев Е.А. Венок. – М., 2009, – С. 56.
  4. Расторгуев Е.А. Венок. – М., 2009, – С. 74.
  5. «Городецкий вестник», – № 12 (13769) от 1.02.2007 г. – С. 3.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом