Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXXI-XXXII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 09 марта 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гуркова А.А. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА В ТЕХНИКЕ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXXI-XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 2-3(25). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 5-9.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА В ТЕХНИКЕ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

Гуркова Анастасия Андреевна

студент 4 курса, Институт искусств, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,

РФ, г. Новосибирск

Методические аспекты ведения работы в жанре пейзаж являются основой к постижению законов живописи и созданию художественного образа. Особенно эмоциональные образы создаются художниками при изображении природных мотивов, лесостепи, лугов, реки, которые точно и тонко передают настроение автора.

Создание работы в технике масляной живописи представляет собой процесс активного отношения, отображения, осмысленного создания композиции. От композиции зависит общее впечатление, последовательность восприятия произведения. Пейзажная работа — это обобщение пишущим увиденного, изображение языком живописи настроения, передача образа, донесение идеи. Искусство пейзажа является неотъемлемой частью изобразительного искусства и опирается на его законы.

Масляная живопись — это возможность писать многослойно, при этом показывая еще более выразительные средства этой техники. Изначально выполняется рисунок, делается это мягким материалом (уголь, соус) на натянутом прогрунтованном холсте. После чего на рисунок можно наносить краски, по завершении работы, после высыхания, можно покрыть работу лаком, это уже делается по желанию. Масляная техника сама по себе непредсказуема, она не стоит на месте. Это одна из немногих живописных техник, которая в первую очередь передает настроение автора [4, с. 246].

Пейзаж менялся на протяжении не одной эпохи, помимо этого, менялись не только способы и приемы изображения пейзажа, но и накапливались художественный опыт и красота. Со временем искусство стало выражать свое отношение к действительности.

Выполнение пейзажа начинается с этюда с натуры, так как для создания убедительного изображения необходимы передача закономерностей освещенности и цвета.

Необходимо отметить несколько основных условий для успешного решения композиции пейзажа: уравновешенность, соподчинение, а также соразмерность. Все элементы изображения должны быть соразмерны как между собой, так и по отношению к изображаемой плоскости. Уравновесить все части в композиции — значит прийти к какому-то для себя решению, получив при этом равновесие в работе. Это прежде всего зависит от расположения основных масс композиции, от положения композиционного центра, от цветовых отношений в пейзаже, от манеры письма в работе [2].

В работе над пейзажем нужно помнить, что поиск равновесия в работе влечет за собой соподчинение всех элементов композиции. При этом композиционный центр выполняет смысловую нагрузку пейзажа, выражает художественно-эмоциональный образ работы. Средствами гармонии в композиции, в том числе и в композиции пейзажа, являются: ритм, пропорции и другие ее составляющие.

В организации композиции пейзажа использовались различные виды ритмов — тоновые, цветовые. Ритмическая композиция несет в себе движение, динамику через формы окружающих элементов, через цвет.

Нужно понимать, что излишняя пестрота в пейзаже, резкое чередование темного со светлым усложнят композицию, могут разрушить общий цветотоновый строй работы. Для этого необходимо стараться найти гармонично организованный ритм, делать мягкие переходы от одного элемента к другому [2].

Поэтому именно контраст формы или цвета нам дает динамику и выразительность композиции пейзажа. Контраст и нюанс в работе могут спокойно сосуществовать друг с другом, отдавая предпочтение тому или другому в большей или в меньшей степени в композиции.

Работа над живописным изображением предполагала следующие задачи: нахождение общего колорита, гармонизация больших тоновых и цветовых отношений всех частей пейзажа.

Живописный процесс основывался на противопоставлении цвета и тона. Работа с цветовыми отношениями с учетом общего тонового и цветового состояния помогала достичь общего колористического единства в работе [3, c. 35].

Единство и выразительность колористического строя пейзажа определялись и единством примененных изобразительных средств. В поиске цветового решения в работе, во-первых, необходимо определить сам мотив работы, в какое время года изображается природа; во-вторых, определиться с колоритом, каких отношений больше — теплых или холодных, какие погодные условия характерны для этого времени (дневное, вечернее или рассеянное); и, в-третьих, определить из каких основных цветов складывается колорит данного пейзажа, точнее, суметь найти ведущие цвета в пейзаже. Нахождение и ограничение ведущих цветов делает работу целостной.

Необходимо учитывать ряд закономерностей локальных цветов при поиске гармоничных сочетаний. Влияние света на цвет и, наоборот, цвета и формы, цвета и материала, цвета и его назначения. Цветовые закономерности при сочетании нескольких цветов: например, теплые цвета рядом с холодными кажутся более теплыми. Малонасыщенный цвет рядом с насыщенным хроматическим цветом приобретает оттенок дополнительного цвета к хроматическому. Холодные цвета в сопоставлении с более холодными выглядят более теплыми, а с менее холодными становятся еще холодней. Это применимо и по отношению переднего плана к дальнему.

В работе необходимо, прежде всего, сохранять целостность живописного изображения, выделяя главное и соподчиняя второй план, объединяя светом, тоном, колоритом пейзажа.

При выполнении работы над пейзажем необходимо соблюдать некоторые технические особенности работы в технике масляной живописи:

– мотив работы должен был быть простой, а сама композиция — смотреться целостно, едино и закрыто;

– начиная писать поисковые этюды с натуры, нужно помнить о том, что желательно передать настроение осенней поры;

– кисть лучше использовать плоскую и широкую, а уже при детализации можно перейти на более маленький размер кисти, также нужно чаще вытирать кисть, чтобы в дальнейшем цвета в работе не были грязными, иначе испортится работа;

– писать лучше используя льняной масло для яркости и насыщенности работы;

– в завершающем этапе необходимо тщательно прописать детали, фактуру деревьев, воды, элементов на переднем плане, при этом фон необходимо писать как можно более обобщенно и хаотично.

Процесс создания пейзажа заключается в следующем: в первую очередь выполнить несколько небольших по размеру эскизов, с разных точек зрения в цвете, чтобы найти наилучшее композиционное решение, также стараясь уловить цветовую, колористическую организацию пейзажа, при этом не изображая подробно детали. Наметить тонально-цветовые отношения, контраст теплых и холодных цветов. Работая уже над длительным этюдом, важно постараться передать его законченность. Нужная компоновка, найденная в эскизе, переносится в соответствующем увеличении на подготовленный холст.

Выполняется первая прописка пейзажа цветом — подмалевок. Не следует работу начинать с частностей, пока не будет найдено отношение больших масс. Иначе выражаясь, в первой прописке лучше сразу наметить отношения большими цветовыми пятнами, чтобы на этом этапе уже были понятны ведущие цвета натуры, и в дальнейшем стараться их сохранять. Чем богаче многообразие градации оттенков, тем живописнее изображение.

В процессе работы над пейзажем следует помнить о том, что надо постоянно сравнивать. Сравнивать друг с другом формы предметов, пропорции, цвет, тон и прочие нюансы. Следует не забывать о важном принципе в живописи — от общего к частному и от частного к общему. В последующих прописках, уже уходя от тонкослойной живописи, можно постепенно переходить к более пастозному письму форм и деталей предметов.

Завершающим этапом будет обобщение изображения. Излишняя детализация, пестрота не нужны. Обобщить — значит нужно подчинить деталь, выбранный предмет общему, целому. На этом этапе выполнения работы можно закончить писать пейзаж. После полного высыхания работа оформляется в раму.

Пейзаж, как и другие жанры, имеет огромный пласт в истории изобразительного искусства и практике в подготовке профессиональных художников. Изображение природы представляет собой одну из самых эмоциональных областей в изобразительном искусстве. В независимости от эпохи, во все времена природа бесконечна и разнообразна [1, с. 180].

 

Список литературы:

  1. Демин Г.С. Художественный образ в живописи // Вестник Тюменского государственного гуманитарного университета. — Тюмень, 2014. — № 10. — С. 179–185.
  2. Коробко Ю.В. Краткосрочный этюд как средство формирования базовых навыков в живописи с натуры у будущих учителей изобразительного искусства / Ю.В. Коробко, М.Н. Степанова // Общество, социология, психология, педагогика. — Краснодар, 2017. — С. 111–113.
  3. Лукьянов Б.Г. Художник. — М. : Союзнополиграфпрома, 1987. — 65 с.
  4. Сухарев А.И. Освоение технологии масляной живописи на академических занятиях // Омский научный вестник. — 2014. — № 3(129) / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osvoenie-tehnologii-maslyanoy-zhivopisi-na-akademicheskih-zanyatiyah-1 (дата обращения: 07.11.2019).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом