Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 15 января 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Филиппова Г.С. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА «ТРАНССЕНТИМЕНТАЛИЗМ» В МОДНОЙ ИНДУСТРИИ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч.-практ. конф. № 1(24). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 26-31.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА «ТРАНССЕНТИМЕНТАЛИЗМ» В МОДНОЙ ИНДУСТРИИ

Филиппова Галина Станиславовна

ст. преподаватель кафедры «Дизайн одежды» Уральского государственного архитектурно-художественного университета,

РФ, г. Екатеринбург

PECULIARITIES OF THE MANIFESTATION OF THE PHENOMENON “TRANSSENTIMENTALISM” IN THE FASHIONABLE INDUSTRY

 

Galina Filippova

senior Lecturer, Department of Fashion Design, Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье ставится задача рассмотреть феномен «транссентиментализм», выявить основные его черты и определить, в каких формах он проявляется в области модной индустрии, в модных трендах. Транссентиментализм - это одна из составляющих новой социо-культурной среды, где происходит постоянная смена культурных кодов. Дизайнеры должны реагировать на эти изменения, воплощая в модном продукте те особенные свойства, что соответствуют духу времени. Ряд исследователей отмечают, что в социо-культурном состоянии общества сегодня есть много общего с эпохой Романтизма первой половины 19 века. В статье проводятся параллели между этими временными периодами с акцентом на процессах, происходящих в современной модной индустрии. Полученные результаты анализа интересны тем, кто проектирует модный продукт. Студентам профильных вузов данный подход поможет понять то, как общие, глобальные тенденции в обществе влияют на модную индустрию, модные тренды.

ABSTRACT

The task of the article is to consider the phenomenon of “transient mentalism”, to identify its main features and determine in what forms it appears in the field of fashion industry, in fashion trends. Trans-sentimentalism is one of the components of the new socio-cultural environment, where there is a constant change of cultural codes. Designers must respond to these changes, embodying in a fashion product those special properties that correspond to the spirit of the times. A number of researchers note that in the socio-cultural state of society today there is much in common with the Romantic era of the first half of the 19th century. The article draws parallels between these time periods with an emphasis on the processes taking place in the modern fashion industry. The results of the analysis are interesting to those who design a fashionable product. This approach will help students of specialized universities to understand how general, global trends in society affect the fashion industry, fashion trends.

 

Ключевые слова: метамодерн, транссентиментализм, романтизм, мода, модные тренды, модный продукт, дизайнер одежды.

Keywords: metamodern, trans-sentimentalism, romanticism, fashion, fashion trends, fashion product, fashion designer.

 

В ряде современных исследований ученые утверждают, что сегодня мы живем уже в новой социо-культурной парадигме, которую именуют по-разному, предлагая термины: «пост-постмодерн», «метамодерн», «гипермодерн». Культурологи отмечают, что основными творческими приемами в постмодерне являются: цитирование, копирование, трансфомация и переосмысление всего предшествующего. И все это с большой долей иронии. После того как интернет стал обыденностью, произошли глобальные изменения во всех областях нашей жизни и, возможно, постмодерн исчерпан. Анализируя ряд статей, посвященных данной тематике, создается впечатление: все, что мог предложить обществу постмодерн, уже исследовано, трансформировано и множество раз процитирован.

Один из исследователей метамодерна Дмитрий Кудров заявляет: «Постмодерн не отказывает абстрактному ничему в праве на существование, тем самым делая всё бессмысленным и просто несерьёзным, он уничтожает любую вещь, через уничтожение центра, разума, логического мышления» [1].

При переходе в новую систему координат, происходит трансформация культурных кодов и значительное изменение потребительского поведения. Тем, кто работает в модной индустрии, проектирует одежду, аксессуары необходимо постоянно концентрировать внимание на этих изменениях. Известно, что fashion-продукт – это то, что приобретается благодаря воздействию на эмоциональную сферу человека. И здесь важна роль fashion-дизайнера, так как именно он наделяет модные вещи знаками, которые находят эмоциональный отклик у потребителя. Для проектирования востребованного, желанного модного продукта дизайнеру нужно понимать, в каком контексте он работает, какие глобальные тренды есть и будут актуальны. Также ему необходимо разбираться в том, какие темы, настроения, интонации могут затронуть потребителя. Все это предъявляет высокие требования к квалификации дизайнера, к его способности создавать востребованные эмоции и образы.

Поэтому считаем целесообразным остановиться на таком явлении, как транссентиментализм. Нам важно экстраполировать происходящие социо-культурные изменения на модную среду. Стоит заметить, что многие изменения, как раз, наиболее ярко проявляются в моде. При анализе современности исследователи часто используют метод аналогии, сопоставления с предшествующим историческим периодом. Так эпоху Возрождения сравнивали с расцветом культуры классической античности. Сегодня существуют попытки сопоставить современное состояние общества с идейным и художественным направлением первой половины 19 века – романтизмом.

Важнейшими проявлениями романтизма, явились:

- обращение к миру чувств. Романтизм был ответом на предшествующий ему рационализм и скептицизм. Его основными свойствами стали внимание к внутреннему миру человека и понимание, что чувства – это важнейшая составляющая жизни: «…романтизм верит, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум, и подобно ему, способны создавать новый порядок, новую культуру» [2];

- всеобщая потребность в творчестве, интерес, в том числе, к ремеслам, фольклору;

- обращение к миру природы;

- интерес к истории, ее романтизация, идеализация;

-стремление к проявлению индивидуальности, прерогатива личного над массовым;

- интерес к своеобразию национальных культур;

- субъективизм и отсутствие нормы;

- новое отношение к социальной иерархии: «романтизм высказал догадку, что человеческое бытие неизмеримо богаче его социального статуса. Индивиду тесно в наличном историческом пространстве, с помощью воображения он странствует в иные культурные миры, многие из которых он сам и творит» [2].

В этом, скорее всего, неполном списке, мы можем обнаружить много совпадений с интересами, настроениями настоящего периода.

Во - первых, творчество и желание каждого быть сопричастным к творческим процессам. Наш интерес лежит в области модной индустрии, поэтому рассуждения будут касаться пространства моды. Но эти процессы глобальны, затрагивают все сферы современной жизни. Так,например, явления стрит-стайл, или модные блогеры. Это не элитарное происхождение моды и не «просачивание» моды из низов. Здесь мы видим горизонтальное движение: «девочка из соседнего двора» в силу различных обстоятельств становится такой же популярной, как звездный дизайнер. Модные fashion-дизайнеры не могут пройти мимо таких явлений, они черпают свое вдохновение у новых икон стиля.

Обращение к чувствам. Наиболее успешные производители модных продуктов оперируют к миру чувств. Одежда, скорее всего, должна не фиксировать и создавать социальный статус. Она призвана будить эмоции, затрагивать чувственную сферу: «Люди всё больше хотят покупать не одежду «от кутюрье», а концепты, отражающие их самих. Вот почему так популярны бренды с философией, например те же Vetements и Рубчинский. Они захватывают внимание людей если не качеством тканей и уникальным кроем, то неудержимым поэтическим стремлением рассказать миру о своей философии, выраженной даже больше в стиле, чем одежде» [3].

Возвращение в лоно природы. Интерес к необычным путешествиям, стремление разобраться в региональной географии. В России идет активный поиск и разработка своих, индивидуальных маршрутов путешествий в отдаленные, заповедные уголки для знакомства с местной флорой и фауной. Самый простой, поверхностный пример выражения этого направления в моде – разнообразные принты с природной тематикой, отсылкой к конкретным местам, но тенденция гораздо глубже. Исследователи определяют это как макротренд «Генезис». Содержание его заключается в «соединении созданного руками человека и природы. Органичное вплавление, использование и создание новой эстетики, путём модернизации и адаптации под нужды человека» [4].

Проявление субъективизма и отсутствие понимания «нормы» в отношении категорий «красивое» и «безобразное». Как отмечает стилист Ванда Вонг: «… плохой вкус — это таки наличие вкуса. Просто со знаком минус. Это вкус, который работает в другой эстетике. Такая эстетика может не радовать глаз …, но в своем отрицании красоты и воспевании уродства, она, тем не менее, гармонична и целостна» [5]. Согласимся здесь с тем, что «эстетику уродства» тоже нужно уметь создавать, чтобы это оставалось эстетикой и привлекало всеобщее внимание.

Очень активен этот тренд уродливой моды (ugli fashion). Культовый дизайнер Дрис Ван Нотен заметил: «Нет ничего более скучного, чем красота». Мы видим вещи не просто большого объема, а гипер-большого, в витринах магазинов невероятная обувь на гипер-платформах. Одежда, сумки, головные уборы и украшения – все разрушает естественные пропорции человеческой фигуры, создает совершенно новую эстетику. И это не только на подиумах, а здесь, среди нас, сразу на улице. Подобная смелость, отказ от стереотипов, создает ощущение уникальности, исключительности. Но в истории моды это тоже уже было: инкруаябли и мервейёзы – парижские модники 18 века, гипертрофированная мода рококо, субкультурные явления второй половины 20 века и начала 21.

Большой интерес сегодня проявляется к национальным традициям, народным ремеслам. Дизайнеры одежды обращаются к декоративно-прикладному искусству небольших, малоизвестных племен и народов. Они предъявляют все это миру через свои коллекции, практически копируя аутентичные ткани, декор, предметы ручного труда. Многие модные дома используют в укрупненном масштабе различные приемы ткачества, вышивки, валяния, вязания. Это также стало мощным трендом – применение в одежде ремесленных техник, ручной работы.

Как и во времена романтизма, современная мода очень активно цитирует исторический костюм, его элементы. В недавнем прошлом использование откровенных цитат исторического костюма оставалось подиумным вариантом – на уровне игры, гротеска, самовыражения дизайнера. Сегодня это воспринимается потребителем как призыв к действию. Пышные объемные рукава из эпохи романтизма, корсеты, объемные многоярусные юбки длиной «макси», рюши и воланы – все это принимается без скептицизма и усмешки.

Итак, мы рассмотрели аналогию между идейно-художественным направлением первой половины 19 века романтизмом и современным явлением, которое ряд исследователей, на наш взгляд вполне обоснованно, обозначают термином «транссентиментализм». Также нами была поставлена задача спроецировать особенности данного явления на модную индустрию. Fashion-дизайнеру важно чувствовать эти тренды, дух времени и изменение культурных кодов. В дизайне одежды это особенно сложно, так как здесь воспроизводство модного продукта подчинено сезонным циклам и период проектирования нового продукта является краткосрочным, то есть динамика изменения эстетических свойств вещей выше, чем где-либо ещё. Подобные исследования должны предшествовать проектированию модного продукта.

 

Список литературы:

  1. Метамодерн — новый способ смотреть на мир [Электронный ресурс]. 2017 – URL: https://newtonew.com/culture/wow-metamodern (дата обращения 18.10.2018)
  2. Романтизм в культуре [Электронный ресурс]. 2018 – URL: http://www.historicus.ru/romantizm_v_kulture, (дата обращения 18.12.2019)
  3. Свежий взгляд: Молодые дизайнеры о будущем моды [Электронный ресурс]. 2016 - URL: https://www.wonderzine.com/wonderzine/style/style/217893-designers-about-future (дата обращения 20.12.2019)
  4. Макротренд ГЕНЕЗИС. Deskgram https://deskgram.co/explore/tags/макротрендгенезис, (дата обращения 18.12.2019)
  5. Ванда Вонг. Новая эстетика моды: как жить, когда актуальна некрасивая красота [Электронный ресурс]. 2019 - URL: https://www.cosmo.ru/fashion/trends/novaya-estetika-mody-kak-zhit-kogda-aktualna-nekrasivaya-krasota , (дата обращения 21.12.2019)
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.