Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2019 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XI-XIV ВВ. Н. Э.)
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SPATIAL ARTS IN THE STAVROPOL TERRITORY IN THE MIDDLE AGES (XI-XIV CENTURIES AD)
Inna Krylova
сandidate of pedagogical sciences, assistant professor of design department engineering institute of North Caucasus federal university,
Russia, Stavropol
Olga Lovyannikova
head of design department institute of engineering North Caucasian federal university,
Russia, Stavropol
Anastasia Krylova
1st year student institute of engineering North Caucasian federal university,
Russia, Stavropol
АННОТАЦИЯ
В статье раскрываются особенности развития пространственных искусств на территории Ставропольского края в период Средневековья (XI-XIV вв. н. э.) в частности скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. В качестве примера выступают произведения половецкой монументальной скульптуры, найденные на территории края и находки археологического памятника «Городища Маджары».
Проведенный анализ позволяет выявить наиболее распространенные виды и типы половецких каменных изваяний, высказать гипотезу о причинах существовавшей стандартизации изображения.
Изучение особенностей городской архитектуры в Ставропольском крае периода татаро-монгольского ига дает возможность осуществить сравнение между устройством средневекового и современного городского поселения. Найти общее в подходе к планировке городской среды и жилых сооружений, в технологии возведения зданий, а так же сделать вывод о том, что декоративно-прикладное искусство в крае средневекового периода представлено в большей степени развитым керамическим производством.
ABSTRACT
The article reveals the features of the development of spatial arts in the Stavropol territory during the middle Ages (XI-XIV centuries ad) in particular sculpture, architecture and decorative and applied arts. As an example, the works of polovtsian monumental sculpture found on the territory of the region and the findings of the archaeological monument «Settlement of Majara».
The analysis allows us to identify the most common types and types of polovtsian stone sculptures, to hypothesize about the reasons for the existing standardization of images.
The study of the features of urban architecture in the Stavropol territory of the period of the Tatar-Mongolian yoke makes it possible to make a comparison between the device of the medieval and modern urban settlement. To find a common approach to planning the urban environment and residential structures in the technology of construction of buildings and concluded that the applied and decorative art in the medieval period is represented largely developed ceramic production.
Ключевые слова: средневековье, половецкие «каменные бабы», монументальная скульптура, кочевники, городская архитектура, изваяния, города Золотой Орды, Ставропольский край, декоративно-прикладное искусство.
Keywords: middle ages, polovtsian «stone women», monumental sculpture, nomads, urban architecture, statues, cities of the Golden Horde, Stavropol territory, arts and crafts.
На территории современного Ставропольского края в период Средневековья (XI-XIV вв. н. э.) наиболее заметное развитие получили такие виды искусств, как: скульптура, архитектура и декоративно-прикладное искусство.
Значительное место в искусстве средневекового периода занимает художественное наследие половцев. К ценным памятникам культуры и искусства этого народа относятся так называемые «каменные бабы». Они представляют собой оригинальные изваяния, в которых чаще встречается изображение женщины, чем мужчины.
Такие скульптуры являлись не столько самостоятельными художественными произведениями, сколько объектом поклонения и обязательным компонентом погребального обряда. «Коману (половцы) насыпают небольшой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку, держащую у себя в руках перед пупком чашу» – сообщает древний источник [1, с. 140]. Статуи устанавливались на вершинах курганов в местах хорошо обжитых половцами, чаще в окрестностях зимников и летников, а так же по пути постоянных кочевок. Фигуры выполнялись из местного песчаника или ракушечника. Изображение высекалось низким рельефом. Обработанная поверхность могла быть как гладкой «уплотненной», так и недостаточно «отшлифованной». Нижняя часть скульптуры закапывалась в землю до плоской подножки – «пьедестала», а общая высота изваяния достигала 3-х метров. В производстве таких «идолов» древние мастера выдерживали стилистическое единство и задавали определенную стандартизацию жеста, позы, деталей костюма. Так, все половецкие изваяния классифицируются на стоящие и сидящие, стеловидные и полустеловидные. Полустеловидные фигуры встречаются в Предкавказских степях редко. В отличие от стеловидных, они обязательно имеют руки и ноги.
В наиболее совершенных вариантах можно встретить попытку половецкого художника отделить в скульптуре руки от всего объема просветами-прорезями. Стремясь показать на пьедестале ноги, скульпторы помещали их сразу под линией живота, придавая им странную конусообразную укороченную форму. Полустеловидные статуи с рудиментами ног, рук, грудей и пр. представляют в эволюции половецких изваяний переходный этап от обычной круглой скульптуры к стелам. Интересно, что все мужские статуи данной группы сохраняют элементы круглой скульптуры в большей степени, чем женские. Наиболее распространенный стеловидный тип характеризуется частым отсутствием пластических воспроизведений ног и рук. При этом руки могут отсутствовать даже в тех случаях, когда ритуальный сосуд изображается в положенном каноном месте, т. е. под выступающим рельефным животом. Степень разнообразия деталей одежды и прочей экипировки так же варьируется. Иногда они вообще отсутствуют. Строгое, лаконичное использование разнообразных «украшающих» приемов и деталей характеризует значительное количество найденных и хранящихся в музеях края статуй. Во дворе краеведческого музея г. Ставрополя из них создана целая экспозиция [2, с. 567]. Одними из самых «насыщенных» этими памятниками районов были: окрестности хутора Горькая Балка близ г. Армавира, г. Ипатово и с. Манычское. Создается впечатление, что в Предкавказье получило развитие направление, для которого было типичным наряду с созданием богато украшенных и детализированных фигур, изготовление изваяний упрощенного облика. Эту особенность можно связать не с упадком их производства а, наоборот, с увеличением спроса. Отсюда возникает и некоторая стандартизация изображения, его формы, позы, жеста, деталей костюма.
Образ мужчины трактуется традиционно как образ воина. Его полное снаряжение состоит из кафтана, рубахи и сапог. Обязательными деталями костюма являются шлем и нагрудные бляхи. Шлем украшен обручем, вертикальными полосами и навершием-шишаком. Он встречается полусферической, сферической и сфероконической форм. От нагрудных блях на плечи, подмышки и вниз отходят ремни-портупеи. Ноги мужчин обуты в высокие, с треугольными наколенными выступами сапоги и, в отходящие от них к поясу, поножи. Иногда у мужских изваяний встречаются косы. Они располагаются на гладкой плоской спине и изображаются зигзагом. Женский костюм, как правило, состоит из длинной рубахи-платья, специфического головного убора и ювелирных украшений. Иногда в районе пояса можно встретить изображение круглого зеркала и т. п. В основном, наклоненную вперед короткую шею и тяжелую вислую грудь женщины украшают ожерелья и гривны, в уши надеваются серьги, на кисти рук – браслеты. Сапоги с высокими голенищами крепятся ремнем к бедрам и поясу.
Большой оригинальностью отличается конструкция головного убора. Она состоит из широкополой «шляпы» с высокой тульей и двух крупных объемов, похожих на рога. Устройство последних долгое время оставалось для ученых загадкой, пока в одном из захоронений не был найден хорошо сохранившийся образец. Он представлял собой монолитные, цельнометаллические «рога», выполненные рубчатым рельефом. В другом варианте эта деталь костюма состояла из набора металлических дуговидных пластиночек, нашитых на войлочную основу. «Рога» располагались по обеим сторонам лица и обладали не только эстетической ценностью, но и определенным магическим значением. На скульптуре их строение передавалось валикообразными объемами. Лица мужчин и женщин мало отличаются друг от друга. На них застыло выражение строгости. Каменные истуканы изображались полнощекими, безбровыми, с круглыми или заостренными подбородками, с небольшими, слегка выпуклыми носами. Глаза располагались в углублениях и имели овальную, слегка раскосую форму. Рот и усы мужчин моделировались обобщенно в виде одной фигуры с отходящими от нее «крыльями» концами усов.
Производство «идолов» было прервано монгольским нашествием. Некоторое время культ предков с поклонением их смертному воплощению – каменным статуям – продолжал существовать, только изваяния стали помещаться в полускрытых под землей (в ямах) святилищах.
Со второй половины XIII по XIV вв. н. э. население территории современного Ставрополья включается в социально-экономическую и культурную жизнь народов, вошедших в состав Золотой Орды.
Самым выдающимся историко-художественным памятником татаро-монгольского времени на Северном Кавказе являлся город Маджар (территория г. Буденновска), раскинувшийся на протяжении 3 – 4 км. по берегу р. Кумы. Это был крупный центр ремесла и торговли, имеющий право чеканить свою монету, поддерживающий связи со всеми европейскими и большинством азиатских городов Золотой Орды [3, с. 44]. Весь город делился на отдельные кварталы. На его территории можно было повсеместно встретить круглые каменные башни, мавзолеи, мечети. Поверхности мечетей украшались рядами глазурованных плиток с цитатами из Корана.
Дома наиболее обеспеченных горожан возводились из обожженного, квадратной формы кирпича и естественного камня. Украшались они особым «отделочным» кирпичом, лицевая сторона которого покрывалась цветной глазурью: голубой, зеленой, красной или желтой. Некоторые из них расписывались характерным орнаментом, в котором преобладали растительные и геометрические мотивы.
Жилые дома малообеспеченной части населения строились из кирпича-сырца квадратной формы. Строения представляли собой четырехугольник в плане. Фасад дома был обращен во двор, а с улицей контактировала длинная и глухая стена. Интерьер такого здания состоял из двух или трех комнат [4, с. 202].
Полы в комнатах были в основном глинобитными, реже устилались обожженными кирпичами. Иногда на поверхности пола оформлялось место для молитвы «намаза» в виде квадрата из глазурованного кирпича.
Маджар славился своими достижениями в декоративно-прикладном искусстве. Особо развитым было керамическое производство. Маджарские мастера выработали специфические приемы производства, начиная от изготовления глиняного теста до особых способов размещения сырой посуды в горне для обжига. Здесь изготовлялась высококачественная посуда разнообразной формы, резные плитки для украшения зданий мавзолеев, а так же предметы из кости [5, с. 83]. В конце 1395 года войска Тамерлана практически разрушили Маджары, и восстановить свою былую мощь городу уже не удалось.
В завершении краткого обзора развития искусства на Ставрополье в средневековый период необходимо отметить, что художественные традиции данных кочевых народов не оказали серьезного влияния на дальнейшее развитие искусства на Ставрополье. Лишь некоторые решения в обустройстве городского поселения периода татаро-монгольского ига нашли свое воплощение в современной планировке городской среды и жилых сооружений, в технологии возведения зданий. Тем не менее, произведения половецкой монументальной скульптуры, найденные на территории края и находки археологического памятника «Городища Маджары» на сегодняшний день являются достоянием не только региональной и общероссийской культуры, но и давно приобрели всемирное значение.
Список литературы:
- Кубарев Г.В. Древнетюркские изваяния: воплощение эпических героев или воинов-предков // Археология, этнография и антропология Евразии. 2007. № 1 (29). С. 136-144.
- Ставрополь в описаниях, очерках, исследованиях за 230 лет. / Под ред. В.А. Шаповалова, К.Э. Штайн. Ставрополь: Издательство Ставропольского государственного университета, 2007. – 1344 с.
- История Северного Кавказа / А.Х. Абазов, Ю,В. Зеленский, Е.Ф. Кринко и др. Ростов-на-Дону: изд.-во Южного Федерального университета, 2017. – 280 с.
- Иванов В.А. Химеры и миражи Золотой Орды // Золотоордынское обозрение. 2014. № 1(3). С.190-211.
- Джиованни дель Плано Карпини. История Монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны. / Перевод А.И. Малеина. М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. – 125 с.
дипломов
Оставить комментарий