Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 05 июня 2019 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СТАРЫЙ ЗАМОК – КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРХИТЕКТУРЫ ГРОДНЕНСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
THE OLD CASTLE IS A CULTURAL HERITAGE OF ARCHITECTURE OF THE GRODNO HISTORICAL CENTER
Ekaterina Karpach
master's student of Yanka Kupala state University of Grodno,
Belarus, Grodno
АННОТАЦИЯ
Целью является знакомство с одной из главных достопримечательностей города Гродно – Старым замком, изучение его архитектуры, стиля, а также некоторых исторических событий, связанных с ним.
ABSTRACT
The aim is to get acquainted with one of the main attractions of the city of Grodno – the Old castle, the study of its architecture, style, as well as some historical events associated with it.
Ключевые слова: Старый замок, готические черты, Стефан Баторий, Витовт, Ренессанс.
Keywords: The old castle, the Gothic character, Stefan Batory, Vytautas, the Renaissance.
В мировом наследии белорусская архитектура занимает особое место. Невзирая на войны, революции и социальные потрясения, удалось сохранить и восстановить многие из драгоценных памятников. На протяжении всей своей истории белорусский народ создавал сложную и оригинальную архитектуру. Его лучшие памятники отражают особенности и важные архитектурно-художественные течения и достижения его эпохи, свидетельствуют о практической мудрости и художественных способностях архитекторов Беларуси.
Архитектура всегда была сильно переплетена с жизнью общества и его культурой, что сделало ее символом исторических эпох, стилей, отдельных стран и городов. Так, символами Гродно стали Каложская церковь, Старый замок, Фарный костел.
Одним из старейших архитектурных памятников Гродно является Старый замок, расположенный на крутом холме на правом берегу Немана, где он впадает в реку Городничанка. Топография местности определила абрис – план замка, который по форме был близок к треугольнику. Протяженность крепостных стен достигала почти 300 метров со средней толщиной около 3 м. Стены имели неодинаковую высоту и были завершены зубцами. Снаружи их, как и башни, подпирали контрфорсы. От города замок отделялся оврагом и глубоким рвом [2].
Во времена правления князя Витовта в замке было пять укрепленных башен. Въездная башня, квадратного сечения, находилась в юго-восточном углу крепости и соединялась с городом деревянным подъемным мостом. Самая высокая башня, круглого сечения, уцелела с XIII века и была включена в систему новых крепостных укреплений. По своему характеру она близка к оборонительным и сторожевым башням, наподобие башни в Каменце. Башни до наших дней не сохранились: некоторые из них были разобраны в конце XVI века при строительстве дворца Стефана Батории; от других остались фундаменты и части стен [4].
К восточной стене замка между двумя башнями – круглой и угловой – примыкал двухэтажный дворец. Его архитектура, как и архитектура всего замка Витовта, имела готические черты. О сооружениях стен можно судить только по сохранившимся остаткам кирпича и валуна-камня. Кирпич в кладке стен использовался для выравнивания рядов камня, в башнях – как облицовочный материал. Сохранились знаки – клейма мастеров, резанные острым инструментом на обратной стороне кирпича перед обжигом. Рисунки знаков очень разнообразны и составляют несколько десятков видов.
Круглая башня-донжон сохранилась с XIII века, четыре башни были квадратными (12х12 м): башня-ворота, со стороны Немана, затем на мысе над устьем Городничанки и в северо-восточном углу [3]. Башня-врата имела зубчатую боевую площадку. Рядом был подъемный мост через глубокий овраг. Под башней была замковая тюрьма. Стены дворца были одновременно кладкой замка и приспособлены для защиты, так как у них были узкие окна-бойницы. На первом этаже дворца были хозяйственные помещения, на втором – комнаты князя. Двор возле дворца и ворот был вымощен, а между домами сделан деревянный тротуар.
В 80-х годах XVI века был перестроен старый замок под нужды и предпочтения тогдашнего короля Речи Посполитой – Стефана Батория. Из укреплений Витовта использовались только стены и некоторые башни. Дворец был перестроен итальянским архитектором Скотто из Пармы [5]. В планировке двухэтажного дворца заметна его приспособленность к обороне: не было парадного вестибюля и парадной лестницы, стены отличались большой толщиной. Небольшие по размеру комнаты и несколько залов создавали асимметричную и замкнутую в плане композицию. Строение было украшено аттиками (стенка над карнизом, которая завершает строение в виде балюстрады).
Внутренняя отделка нижнего этажа была выполнена из кирпича, королевские комнаты второго этажа отделаны шлифованным гипсом, декорированы изразцами и резьбой. Пол был выложен мрамором и керамической плиткой [3].
Стены могучих полукруглых сводов первого этажа были сделаны из кирпича и оштукатурены, пол выложен из кирпича, двери сделаны из дуба или железа. Здесь располагались канцелярия, архив, сторожа, другие служебные и хозяйственные помещения. Королевские покои и тронный зал располагались на втором этаже. Стены были отделаны шлифованным гипсом и позолотой, тканями с орнаментом, гобеленами. Пол выложен мраморной, каменной, керамической и глазурованной плиткой. Потолок был покрыт богатой резьбой, окрашенной в разные цвета, или позолочен. В комнатах были мраморные и каменные камины, выложенные майоликовыми изразцами эпохи Возрождения. Переход между первым и вторым этажами находился на главной парадной лестнице, которая размещалась посередине фасада.
Фасады дворца и особенно фронтоны (часть здания, ограниченная крышей и карнизом) были богато украшены трехцветным (черными, белыми, красными кодерами) сграффито и резьбой. Сграффито – это техника монументальной живописи, которая состоит в том, чтобы выцарапать верхний слой штукатурки до нижних, контрастных цветных слоев в соответствии с рисунком. Техника сграффито была характерна для архитектуры эпохи Возрождения и родилась в Италии, откуда приехала в Беларусь.
На первом этаже королевского дворца были сводчатые перекрытия, здесь располагались канцелярия, архив, сторожа и другие служебные помещения. Тронный зал и королевские покои занимали второй этаж, отделанный резьбой, шлифованным гипсом и плиткой. Пол парадных комнат был отделан керамической плиткой и мрамором.
Дворец того времени сохранился в формах ренессансной архитектуры. Его характерными чертами являются декоративный аттик, окна с тонкими наличниками, эркеры с фигуративными завершениями. Был применен новый подход к решению замка – он задуман как дворцово-замковый комплекс [1]. Дальнейшая судьба старого замка была связана с многочисленными изменениями. В XVII веке, после войны Польши и России, замок был отремонтирован под руководством литовского канцлера Паца. Тогда окна потеряли свое обрамление и были увеличены. Часто замок достраивался в XVIII веке. Надстройка третьего этажа, созданная в XIX веке, окончательно изменила его облик [1].
Старый замок изучали во второй половине 80-х годов XX века белорусские исследователи. Они нашли фрагменты сграффито, определили композицию и планировку дворца, разработали графическую реконструкцию. Вид дворца изображен на гравюре Гродно 1600 года, выполненной радзивилловским гравером Томашем Маковским.
Старый замок – это одна из важнейших жемчужин, дошедших до наших дней. Он насчитывает многовековую историю. За свою историю Старый замок много раз перестраивался и менял свой внешний облик, при этом каждый раз меняя хозяев. Его история берет свое начало еще с XI века, когда он был обычным деревянным оборонительным сооружением, но уже в XIII веке, при князе Витовте, замок претерпел колоссальные изменения, первое из которых – это то, что сооружение из деревянного превратилось в каменное и было наделено ярко выраженными готическими чертами. Еще через два столетия здание снова перестроили, чтобы оно отвечало требованиям господствующей тогда эпохи и нового хозяина. Теперь оно стало ренессансным. К сожалению, из-за многочисленных войн до наших дней сохранились только фрагменты замка, а именно: оборонительные укрепления, Верхняя и Нижняя церкви и дворец. Но даже эти небольшие крупицы позволяют нам окунуться в историю, ознакомиться с веяниями прошлого и с тем, как они смогли внедриться в культуру города.
Список литературы:
- Краўцэвіч А. Гарады і замкі Беларускага Панямоння (XIV-XVIII ст.) / А. Краўцэвіч. – Мінск: Навука і тэхніка, 1991. – 171 с.
- Ткачоў М.А. Абарончыя збудаванні заходніх зямель Беларусі XIII-XVIII стст. / М.А. Ткачоў; под рэд. П.А. Раппапорт. – Мн.: Навука і тэхніка, 1978. – 144 с.
- Ткачоў М.А. Замкі і людзі / М.А. Ткачоў. – Мінск: Навука і тэхніка, 1991. – 184 с.
- Трусаў А.А. Старонкі мураванай кнігі: Манументальная архітэктура эпохі феадалізму і капіталізму / А.А. Трусаў. – Мн.: Навука і тэхніка, 1990. – 190 с.
- Loza S. Architekci i budowniczowie polscy / S. Loza. – Warszawa: Budownictwo i Architektura, 1954.
дипломов
Оставить комментарий