Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 13 мая 2019 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Толеген А.Т. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА «АСТАНА ОПЕРА» // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. № 5(17). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 34-41.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА «АСТАНА ОПЕРА»

Толеген Алия Толегенкызы

докторант, Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова,

Казахстан, г. Алматы

АННОТАЦИЯ

 В данной статье рассматриваются особенности современных театральных сооружений. В качестве яркого примера современности был исследован Государственный театр оперы и балета «Астана Опера».

ABSTRACT

The article discusses the features of modern theater buildings. As a vivid example of modernity, the «Astana Opera» was studied.

 

Ключевые слова: эстетика архитектуры театра, дизайн, интерьер.

Keywords: aesthetics of theater architecture, interior, design.

 

Одними из объектов изучения эстетических и культурных ценностей в дизайне в той или иной культуре являются здания культурно-просветительных и зрелищных учреждений. Они как нельзя лучше отражают национальные ценности данной культуры и несут в себе отпечаток того времени, в котором были возведены. Учреждения такого типа являются центрами искусства.

Театральные архитектурные сооружения всегда привлекали внимание не только своим содержанием, но и вдохновляли своим величием и индивидуальностью в исполнении декоративно-прикладных элементов мастерами разных эпох. Театральная архитектура практически родилась одновременно с рождением театра.

Театр, как и церковь, предназначен для особой духовной деятельности человека. Он погружает людей в мир, отрешенный от суеты повседневности, и знакомит публику с миром художественной фантазии, эмоций и душевных переживаний [2, с. 60].

На протяжении своей истории театральное здание не раз подвергалось существенным реформациям. Когда изменялось театральное искусство, изменялась и архитектура театра [2, с. 5].

Если раньше театральные сооружения состояли из сцены и зрительного зала, то в настоящее время они представляют собой сложную структуру, т. к. она включает в себя множество помещений различного предназначения и оснащена современным оборудованием.

Очень важна правильная организация театрального пространства. Говоря о театральном пространстве, мы подразумеваем взаимоотношения зрительского и сценического пространства, а также помещения производственного комплекса. К зрительскому комплексу относятся зрительный зал, вестибюли, гардероб и фойе.

Сценический комплекс включает в себя помещения для обслуживания персонала – это актерские помещения, помещения цехов, монтировочный цех, звукоцех и вспомогательные помещения.

Под понятием «производственный комплекс» подразумеваются мастерские по изготовлению театральных декораций, мебели и костюмов.

Пространства, предназначенные для публики, подчиняются целям так называемой предварительной настройки зрителей на восприятие театрального искусства вообще и данного спектакля в частности.

Анализ дизайна современного интерьера в театральных сооружениях показывает, что основными критериями являются отношения человека с миром вещей как с эстетической точки зрения, так и с практической. Эстетический анализ несет в себе гармоничное расположение предметов, пропорции в пространстве, перспективу, а также семиотику. Если говорить о семиотике, то она является своеобразным метаязыком по отношению к реальным вещам и одновременно языком-объектом для представлений человека о мире, преобразованном дизайном.

Одним из ярких примеров современных театров, который включает в себя все вышеперечисленные критерии, является Государственный театр оперы и балета «Астана Опера». Он входит в десятку самых больших оперных театров мира, будучи третьим по величине театральным сооружением и примером сочетания национальных и европейских элементов с использованием принципов организации мобильного пространства.

 

Рисунок 1. Государственный театр оперы и балета «Астана Опера»

Фото: culturemap.kz

 

Для воссоздания театра были привлечены специалисты из тридцати трех стран мира, таких как Россия, Швейцария, Италия, Марокко, Албания и других. Автором проекта является Бехджет Иса Пацолли, а главным архитектором стал Ренато Аркетти.

 В 2010 году по инициативе Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева был заложен первый камень, и в течение трех лет театр возводили профессионалы своего дела, учитывая интересы и требования заказчика и сохраняя при этом основную концепцию объекта.

При создании сценического комплекса были использованы профессиональные навыки и знания немецких мастеров, при строительстве же производственного комплекса прибегли к услугам итальянских профессионалов. Благодаря такому многогранному составу мастеров его техническое оснащение отвечает мировым стандартам.

Театру «Астана Опера» присущ стиль неоклассицизм, т. к. он построен с учетом лучших классических традиций греко-римского античного зодчества, при этом в архитектуре театра подчеркнут казахский национальный колорит.

Территория театра занимает девять гектаров, а площадь самого здания – 64 000 квадратных метров, из которых 3000 занимает сценическая площадка, состоящая из четырех сцен. Высота здания – 32 метра.

Здание театра одинаково поражает грандиозностью и архитектурным изяществом. Красоту экстерьера театра можно рассмотреть с любой стороны за счет свободной территории вокруг самого театра. Театр «Астана Опера» словно тянется к небу, и такая иллюзия появляется за счет системы ступенчатых террас.

С фасада он кажется возрожденным Парфеноном, единственное, в чем заключается отличие – театр «Астана Опера» имеет Т-образную форму, если посмотреть сверху, и в ансамбль экстерьера входят 24 мраморных колонны. На двускатном фронтоне высечен барельеф с изображением вечной птицы Самрук, возвышающейся на дереве познаний и окруженной растительными элементами, напоминающими казахские орнаменты. Квадрига, весом в пять тонн, установленная на крыше театра, выполнена в образе сакской царицы Томирис и поддерживается внешним нефом стройных колонн. Автором данной скульптуры является казахстанский мастер Канат Нурбатуров. Образ царицы Томирис несет в себе символическое значение отваги и независимости, а также напоминает нам о ее роли и значении не только в истории Великой степи, но и в мировой культуре человечества. В правой руке царица держит древнегреческий музыкальный инструмент лира, а левой рукой указывает путь.

Древний инструмент лира несет в себе несколько символических значений: 1) «музыкальный инструмент как символ поэтического творчества»; 2) «музыкальный инструмент как символ освобождения от рабства»; 3) «поэтическая душа» [1, с. 158].

Данные символические значения, бесспорно, подходят к смысловому значению скульптуры квадриги сакской царицы Томирис. Лира является основным знаком в скульптуре, который указывает зрителю, что речь идет о высоком искусстве и что его проводником является значимая фигура в истории казахского народа. Статуя словно говорит нам: «Здесь начинается поэзия  Великой Степи!»

Исследуя историю создания знаменитого памятника античной архитектуры – древнегреческого храма Парфенон, возвышающегося на холме Акрополя, который, несомненно, стал предметом вдохновения при создании театра «Астана Опера», хотелось бы отметить и тот факт, что смысловое значение также стало примером подражания. Древнегреческий храм Парфенон посвящен покровительнице этого города – богине Афине, она являлась богиней мудрости, знаний, искусства и ремесла, покровительницей городов, науки и мастерства, а также военной стратегии и тактики. В древнегреческой мифологии она считается одной из самых уважаемых и почитаемых богинь.

Что касается театра «Астана Опера», здесь мы видим также возвышение женщины в образе царицы Томирис, личность которой имела историческое значение и стала предметом обожествления. Она, также как и богиня мудрости Афина, несет в себе смысловое значения мудрости, отваги и любви к своему народу.

Основными материалами при создании архитектуры театра были мрамор, латунь и медь. Фасады театра отделаны натуральным камнем в разной обработке. Алюминиевые окна были стилизованы «под латунь» и прекрасно дополняли экстерьер здания своим легким классическим стилем. Крыша здания покрыта предварительно окисленными и стабилизированными медными пластинами.

Перед главным входом архитектурного здания на платформах встречают посетителей работы казахстанских скульпторов Мурата Мансурова и Токтара Ермекова: с правой стороны – «Кобызист» и с левой – «Девушка с жетыгеном». Эти скульптуры были отлиты в Италии, в городах Виореджио и Петро-Сента. Они идеально вписываются в ниши фасада театра и не только несут эстетическую нагрузку, но и имеют глубокое смысловое значение. Данные скульптуры обладают пластикой и реалистичностью в движении, словно сейчас девушка прикоснется к струне жетыгена – и мы услышим музыку казахского народа. А вместе с ней и кобыз, который очаровывает своим звучанием любого слушателя. Рассматривая сами музыкальные инструменты: кобыз и жетыген – с семиотической точки зрения, надо отметить, что кобыз является носителем эпического творчества жырау; а на жетыгене играли перед походами или охотой, тем самым желая удачу. Также эти скульптуры говорят о мужском и женском начале.

Экстерьер заднего фасада также представляет собой фантастическую картину, у которой основной изюминкой является композиция из статуй семерых коней. Они словно вырываются на свободу и несут за собой дух театрального искусства. Фасад здания имеет классический сдержанный стиль, но ансамбль бегущей стаи коней создает совершенно необычную общую композицию. Особенно красивыми цветовыми оттенками статуя богата во время заката – тогда здание приобретает золотой оттенок и статуя переливается разными цветами золотистой гаммы.

Оказавшись внутри театра, зритель попадает в главное фойе, окруженное двенадцатью мраморными колонами, в центре которых возвышается люстра из богемского хрусталя, ее высота составляет 5,51 метров, диаметр – 5 метров и вес – примерно 1600 кг. Напольный рисунок из кусочков разноцветного мрамора напоминает форму солнца и является продолжением центра фойе. По обе стороны фойе расположены гардеробы.

Пройдя к центру фойе, можно ощутить удивительную акустику. В интерьере использована двухъярусная система потолков, которые украшены декоративной лепниной с казахскими орнаментами, в приятной золотистой гамме. По обеим сторонам от центра фойе, создавая плавную линию движения на второй этаж, продолжая тематику национальных мотивов казахских орнаментов, величественно возвышаются мраморные лестницы. Стены лестниц украшают росписи, выполненные вручную в формате 3D. Сюжеты для изображений позаимствованы у одних из самых красивых достопримечательностей Республики Казахстан – Чарынского каньона и озера Боровое с его неповторимыми берегами. Цветовая гамма в главном фойе несет в себе ощущение легкости и божественности.

Пол, стены, декоративные панели и витые мраморные лестницы этого фойе отделаны наборным сицилийским мрамором – как своеобразная жемчужина в пространстве.

Интерьер театра соединяет в себе греко-римские мотивы и казахские национальные традиции. Оттенки бордового цвета придают интерьеру торжественный и величественный вид, а золотой цвет напоминает нам о богатстве театрального мира.

 

                    

 Рисунок 2. Фойе театра «Астана Опера»                                 Рисунок 3. Центральный зал                  

 

На втором этаже театра имеются два буфета. Планировка фойе устроена по зеркальному типу, т. е. от центра фойе лестницы отображают друг друга, даже на втором этаже буфеты устроены таким образом. Интерьер буфета имеет свободное пространство и легкость в облицовке стен. Вся мебель состоит из белого и молочных цветов и имеет классический стиль.

Оказавшись на третьем этаже, можно попасть в камерный зал, который представляет собой форму круга. По правому или левому крылу можно попасть в небольшой музей театральных экспонатов. Стены третьего этажа также украшены настенной росписью, на них изображена природа казахский земли. Музейными экспонатами являются театральные костюмы и фотоархив истории казахского театра.

В театре «Астана Опера» имеются два зрительных зала: основная сцена на 1250 человек и камерный зал на 250 мест, а также два боковых кармана. Основная сцена театра отличается своей многогранной функциональностью и мобильностью. Здесь можно увидеть новейшие технологии и оборудование для воплощения смелых и необычных идей в сценографии и режиссуре.

Оркестровая яма основного зала имеет вместимость до 120 музыкантов и может трансформироваться при необходимости, т. е. если нужно больше пространства, она расширяется и первые два ряда в партере отсутствуют. Также в ней имеются несколько платформ на разных уровнях с отдельным выходом для музыкантов.

По традиции девятнадцатого века, зрительный зал имеет подковообразную форму. Особенным цветовым колоритом и декоративным исполнением отличается зрительный зал. Он выполнен в красной цветовой гамме с золотой окантовкой, и выражается она в национальных орнаментах и золотых поручнях. Дизайн амфитеатра, ложи бенуара, ложи бельэтажа выполнены в полукруглой форме и, таким образом, напоминают отдельные балконы, хотя являются цельными ложами. И такая форма дает возможность зрителю почувствовать себя особенным на отдельном балконе. Общая композиция ложи напоминает по форме такое природное явление, как грибы-вешенки, которые растут на стволах деревьев, а национальные орнаменты наполняют ее содержанием и духом казахского народа.

Главный занавес изготовлен из огнестойкого велюрового полотна и украшен вышивкой – золотистыми казахскими орнаментами. Передний короткий занавес составляет композицию, которая состоит из музыкального инструмента лиры и казахского национального герба. Оба занавеса имеют нежную окантовку, которая представляет собой колосья, и несут в себе символику богатого урожая страны. На зеркалах в зрительном зале висят ролл-занавески двух типов, которые выполняют функцию акустического характера, поглощающая либо отражающая звук.

Камерный зал отличается своим дизайном и также сохраняет акустику благодаря обшитым из специального дерева стенам. Работа итальянских мастеров ярко выражена в потолочной росписи пейзажей, а также в самом центре на картине, где из облаков скачут навстречу зрителям все те же четыре коня, которые несли царицу Томирис.

 

Рисунок 4. Камерный зал театра «Астана Опера»

Фото: tengrinews.kz

 

Также в театре есть 26 специально оборудованных помещений для репетиций, их особенность заключается в том, что пол и стены отделаны специальными видами дерева и имеют отверстия, которые поглощают лишний шум, сохраняя в комнате чистый звук.

Одним из самых важных критериев при создании культурно-зрелищных сооружений является доступность для людей с ограниченными возможностями. Для этого в театре были предусмотрены широкие дверные проемы, безопасные пандусы, специальный лифт по правой стороне фойе и другие необходимые атрибуты, дающие возможность безопасного и максимально комфортного просмотра спектаклей и концертов для людей определенных социальных групп.

Таким образом, театр «Астана Опера» включает в себя все основные требования, при этом не теряя своей индивидуальности. А индивидуальность его представляет собой национальный дух, который выражается в декоративных национальных элементах, гармонично вписавшихся в греко-римский стиль интерьера и экстерьера. В данном ансамбле прекрасно сохранены все традиции истории театра и современности, которая выражена в технологии и специальном оборудовании.

И все вышесказанные критерии гармонично сочетаются между собой и несут эстетическую ценность. Только при такой ориентации дизайн может выполнить свою высокую культурную миссию и стать в условиях обновления общества действенным средством решения проблемы – активно влиять на повышение качественных показателей организации предметно-пространственной среды. Через повышение ценностных характеристик дизайн способен воздействовать и на процесс формирования личности, активизацию человеческого фактора [4].

 

Список литературы:

  1. Атаманова Н.В. Семантика звукообозначений в поэзии Ф.И. Тютчева: Автореф. дис. канд. фил. наук – Брянск: ООО «Ладомир», 2012.
  2. Базанов В.В. Театральные здания и сооружения: структура и технология. – Изд. 2-е, доп. – СПб: Изд-во СПбГАТИ, 2013. – С. 101
  3. История казахского искусства. Искусство Казахстана нового и новейшего времени. – Алматы, 2013. – Т. 3. – С. 864
  4. Краснобородкина А.Г. Дизайн как способ организации предметно-пространственной среды в культуре XX века: Автореф. дис. канд. культ. – Нижневартовск, 2004.
  5. Магия «Астана Опера» // kazinform [Электронный ресурс] – Режим доступа https://www.inform.kz/ru/magiya-astana-opery_a3279958 (дата обращения: 15.06.2018).
  6. Шукир Ш. Астана – сердце мое. Книга-фотоальбом. – Астана: Сарыарка, 2018. – С. 320
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.