Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV-XXXV Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 13 марта 2019 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чжао Б. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ РОСПИСИ ТУЮК-МАЗАРА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ЭРМИТАЖА // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XXXIV-XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 4-5(32). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 22-27.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ РОСПИСИ ТУЮК-МАЗАРА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ЭРМИТАЖА

Чжао Баобо

аспирант, Кафедра –искусствоведение, СПГХПА им.А.Л.Штиглица

РФ, г. Санкт-Петербург

ANALYSIS OF THE ARTISTIC FORM OF PAINTING TUYUK-MAZAR FROM THE HERMITAGE COLLECTION

 

Zhao BaoBo

graduate student, Department of Art Studies  St.Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design

Russia, St.Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Данная работа посвящена исследованию буддийских сюжетов росписей из пещер Туюк-мазара, хранящихся в Эрмитаже, а также анализу их художественных форм, основанных на буддийских историях. Автор использовал метод изучения литературных источников, а также методы эмпирического исследования, и, сочетав их с собранными по стенной росписи достоверными материалами, исследовал буддийские символы и художественную ценность росписей пещер Туюк-мазара.

В статье объективно представлены новые находки в росписях, такие как «образ двуглавой птицы» и другие, это – новая гипотеза, выдвинутая в ходе реализации исследования двуглавых птиц. Настоящая статья может вызвать интерес у специалистов в области исследований турфанской росписи.

ABSTRACT

This work is devoted to the study of Buddhist scenes of murals from the Tuyuk-Mazar caves, which are stored in the Hermitage, as well as the analysis of their artistic forms based on Buddhist stories. The author used the method of studying literary sources, as well as empirical research methods, and combining them with reliable materials collected in the context of the wall painting, studied Buddhist symbols and the artistic value of the paintings of the Tuyuk-mazar caves.

The article objectively presents new findings in paintings, such as the “image of a two-headed bird” and others. This is a new hypothesis put forward during the implementation of the study of two-headed birds. This article may be of interest to specialists in the field of research of Turpan painting.

 

Ключевые слова: Эрмитаж, пещеры Туюк-мазара, бодхисаттвы, донатор, двуглавая птица, Турфан, художественная ценность.

Keywords: Hermitage, Tuyuk Mazar caves, bodhisattva, donator, two-headed bird, Turpan, artistic value.

 

Количество фресок из пещеры Туюк-мазара, входящих в настоящее время в коллекцию Государственного Эрмитажа, несколько меньше, чем фресок из пещеры Безеклик. Роспись ТУ-514 была обнаружена Д.А. Клеменцем в ходе Турфанской экспедиции. В описании росписи в Государственном Эрмитаже указано: «Данная роспись изображает стоящего бодхисаттву Майтрея, возможно, являет собой часть проповеди Будды». С точки зрения сюжета можно согласиться с тем, что данная фреска представляет часть проповеди Будды, персонаж, изображенный на росписи – определенно бодхисаттва, однако по нему нельзя опре­делить, действительно ли это Майтрея. Согласно заметкам немецкого исследователя Альберта Грюнведеля, в правом и левом ответвлениях пещеры расположено по три ряда росписей, в каждом – по три изо­бражения. В центре росписей обязательно присутствует образ Будды, облаченного в кашью, сидящего на лотосовом троне под деревом бодхи. Кисти рук Будды сложены в жесте «мудра» или «дхьяна мудра», с двух сторон от него – по одному бодхисаттве, одежда и жесты которых отличаются.   

Тело бодхисаттвы на росписи ТУ-514 характеризуется правильными пропорциями и слегка изгибается – бедра персонажа немного отведены в сторону. Лицо бодхисаттвы обращено влево, на голове – корона с тремя жемчужинами, шелковая ткань развевается позади него, его черные волосы разделены на две части и заплетены. На шее бодхисаттвы – шейный обруч, ожерелье из самоцветов с подвесками, ожерелье из цветов. Из украшений также можно отметить серьги и браслеты. На бодхисаттве юбка, его торс обнажен, вокруг талии повязана шелковая лента, дополняющая короткую юбку. Бодхисаттва босыми ногами стоит на лотосе. Левая рука персонажа немного согнута, кисть сложена в жесте «мудра», правая рука опущена, в ней – кувшин для омовения рук. Черными линиями очерчены контуры, красным цветом передано лицо, грудь, живот и руки, изображение наполнено ощущением объема [4. 96 с]. С помощью зигзагообразных линий на юбке переданы складки. На фрагменте росписи ТУ-938 с помощью подобных зигзагообразных линий выполнены образы летающих апсар.

На росписи ТУ-514 с помощью кругов переданы колени персонажа, в отличие от росписей в Безекликских пещерах, здесь используются не только жёсткие линии, напоминающие железную проволоку, но и разные по толщине короткие линии. На росписи ТУ-514 и на фреске Ту-540 пещеры Безеклик изображены бодхисаттвы, при этом с точки зрения орнаментов одежды, динамики изображения и особенностей персонажей Безекликская роспись отличается большей сдержанностью и строгостью, великолепием, значительными контрастами, а также яркими художественными особенностями. Данные контрасты отражают раз­личные стили буддийского искусства стенной росписи в Турфане.

Фрески в пещерах Туюк-мазара представляют собой росписи раннего периода Турфанского региона, их содержание, как правило, основано на переводных буддийских канонах Синьцзяна IV-V столетий, большая часть которых была выполнена одним из четырёх круп­нейших переводчиков буддийской литературы на китайский язык Кумарадживой (? – 401). Кроме того, в основу росписей легли основные канонические книги, широко распространившиеся в Северном Китае в V-VI веках. В целом, красота и стать тел персонажей фресок Туюк-мазара, их круглые полные лица и благожелательные выражения наполнены притягательностью и дарят людям ощущение близости [5. C. 39-46].

Роспись ВД-672 представляет собой совокупность изображений уйгурских мирян-донаторов, это произведение было найдено во время экспедиции немецкого исследователя Альберта Грюнведеля в Синьцзян. На фрагменте росписи изображены мужчина и две женщины, совер­шающие поклонение Будде: их взгляды направлены влево, руки сложены в молитвенном жесте. Этот сюжет напоминает Безекликские росписи. На основании предметов одежды, аксессуаров и причесок трех персонажей можно судить о том, что они принадлежат к уйгурской аристократии. Прическа мужчины идентична прическе мирянина, изображенного на росписи ВД-758, он отличается крепким и стройным телосложением, однако его украшения выполнены весьма небрежно, это касается и линий, передающих контуры тела.

Согласно изобразительным законам, в живописи на религиозные сюжеты лица и конечности персонажей являются весьма важными композиционными элементами. Черты лица и очертания тела мирянина выполнены в свободной манере, ладони персонажа переданы с помощью небрежных линий, образующих геометрические формы, а на одежду нанесен лишь цвет, при этом не прорисованы узоры – на одеянии просматриваются только круги, воплощающие декор. Очертания тела персонажа выполнены лаконичными и энергичными жесткими линями, подобными проволоке, которые свидетельствуют о скорости исполь­зования кисти древними уйгурскими художниками. Священный цветок в руках мирянина выполнен одиночными контурными линиями, лепестки изображены небрежно, что образует значительный контраст с художественными приемами и стилем фрески ВД-798.

Облик, одежда и украшения женщин, расположенных в центре и справа на росписи, выполнены довольно лаконично. На основании фрагмента росписи можно заключить, что это произведение – явный пример стиля уйгурской живописи, по сравнению с фреской KIMIII-6876 из немецкой коллекции, изображающей группу донаторов-мирян, это произведение привлекает большее внимание. Время создания росписи – VIII-IX век, в 846 году Уйгурское ханство было разрушено киргизами, после чего часть уйгуров переселилась в Турфан. Эпоха охаракте­ризовалась социальными потрясениями, нестабильной политической ситуацией, нехваткой рабочей силы – на росписи в определенной степени отражена социальная обстановка исторического периода.

Уровень мастерства и искусности воплощения масштабных буддийских стенных росписей напрямую связан с материальными вло­жениями донаторов. Китайский буддийский монах, учёный Сюаньцзан в сочинении «Путешествие в Западный край во времена Великого Тан» в разделе «Записки о царстве Каписа» отметил: «Тангуты, проживавшие на землях Хэси, испытывали страх и отправили царю Канишке I в заложники сына китайского императора». Заложник впоследствии стал правителем страны Шулэ по имени Чэнь Пань. Впоследствии Чэнь Пань был вынужден «вернуться на родину, в родной дом, однако даже пережи­тые опасности не заставили его сойти от правильного пути» [6. С. 138-139]. Эта фраза является наиболее ранним упоминанием о правителе-донаторе. В связи с этим данная картина не только произведение, посвященное религиозному сюжету, но и фактическое описание облика феодального государства тысячелетней давности [3. C. 75-83].

В Государственном Эрмитаже помимо росписей из пещеры Туюйгоу, посвященных буддийскому учению, хранятся росписи, вопло­щающие картины спокойной и легкой жизни на чистой земле, в раю. Роспись ТУ-780 была написана на потолке пещеры и обнаружена в ходе первой Синьцзянской экспедиции во главе с академиком С.Ф. Ольденбургом. В левой части потолочной росписи выполнен тигр, символизирующий силу, а в правой – леопард, олицетворяющий смелость. В центре росписи четыре диких гуся образуют кольцо, они символизируют жизнь и мудрость [1. C. 81-90]. С точки зрения компо­зиции можно отметить, что центральным элементом картины выступает то или иное животное, предстающее в окружении винограда, цветов, облаков и других сюжетных элементов. Композиционное решение работы отличается новаторством, а само изображение наполнено опоясывающими структурными элементами.

Рассмотренная роспись обладает определенными отличиями от стенной росписи ТУ-703, в основе которой также лежит религиозный сюжет. Роспись ТУ-703 характеризуется тематическим разделением изображений. На правой стороне произведения выполнены четыре гуся, образующие круг, правая часть которого утрачена. На основании поз двух сохранившихся в левой части птиц можно судить об изначальной композиции, которая, в соответствии с занимаемой в пещере площадью, должны была быть весьма большой. Создатель уделил особое внимание использованию линий, четко проработал оперение гусей, подобно шерсти рассмотренных выше тигра и леопарда. Таким образом, выражение настроения и движения птиц кажутся весьма реалистичными. В про­изведении четко переданы структурные отношения между такими элементами, как виноград, цветы, листья. Данная роспись является произведением стенной росписи с высокой художественной ценностью, она воплощает выдающиеся техники древних мастеров.

На росписи ТУ-507 выполнено изображение двуглавой птицы с длинным хвостом, по которому можно судить, что это, возможно, павлин. Изображение отличается естественностью, четкой проработкой линий, по всей видимости, тело птицы изначально было цветным, но со временем краска обветшала и осыпалась. В нижнем углу фрески KKII-0314 из коллекции, собранной венгерским путешественником и этнографом Марком Аурелем Стейном в Синьцзяне, также выполнена двуглавая зеленая птица. В сочинении «Стенные росписи древних пещер Центральной Азии» указано, что данная фреска была найдена в Туюйгоу. На росписи ТУ-507 рядом с двуглавой птицы есть фрагмент изображения башни, и, хотя с точки зрения перспективы изображение выполнено не точно, можно обнаружить, что у художников Синьцзяна уже более тысячи лет назад сложилось определенное понимание формы.

История о двуглавой птице присутствует в «Каноне метафор» и содержит следующее значение: люди в жизни – двуглавые птицы, которые хранят в глубинах сердца как добро, так и зло. Люди нередко балансируют на грани добра и зла. Таким образом, история пре­дупреждает последующие поколения о том, что гнев и ненависть – это проявление невежества, которое в круговороте жизни и смерти неизбежно приведет к точке невозврата.

Следует уточнить, что двуглавая птица является объектом покло­нения сверхъестественных сил в шаманстве, ее упоминания встречаются в труде советского ученого Л.Я. Штернберга «Первобытная религия в свете этнографии: Исследования, статьи, лекции» [2. C. 70-76]. Согласно положениям исследования господина Ван Бинхуа, археологи­ческие данные свидетельствуют о широком распространении шаманского культа в Синьцзяне, так, в ходе раскопок были обнаружены много­численные следы шаманства. Таким образом, образ двуглавой птицы на росписи ТУ-507 мог появиться под влиянием как буддизма, так и шаманства. Это – новая гипотеза, выдвинутая в ходе реализации исследования двуглавых птиц.

 

Список литературы:

  1. Викторова О.С., Казимирова Р.А. Реставрация расписного потолка «Виноград» из Туюк-Мазара // Продленная жизнь… Реставрация произ­ведений изобразительного искусства в Государственном Эрмитаже. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2013. – С. 81-90.
  2. Лю Чжэн. Двуглавое поклонение птицам и шаманам. -Шаньси.:Вестник Вейнанского педагогического университета, 2015, № 13. - C. 70-76 (刘政,双头鸟与萨满崇拜,-陕西:渭南师范学院学报,2015年13期,70-76页).
  3. Су Юминь, сторонники. ремесленники и пещерные храмы в Западном регионе. - Синьцзян: Исследование западных регионов, 2007. - C. 75-83 (苏玉敏,西域的供养人、工匠与窟寺营造.-新疆:西域研究, 2007年, 75-83页).
  4. У Синьхуа. Турфанская роспись. - Цзинань.: Шаньдун изобразительных искусств, 2013. – 96 с (巫新华,吐鲁番壁画.-济南:山东美术出版社.2013年.96页)
  5. Цзя Иньи, сущность росписей пещеры Гаочан, - Синьцзян.: журнал Синьцзянской академии художеств, 2012, № 1, - C. 39-46.(贾应逸,高昌石窟壁画精粹,-新疆:新疆艺术学院学报,2012年第1期,39-46页).
  6. Цзи Юйлинь.Записки западного региона Да Тан. - Пекин.: Книжная компания Чжунхуа,1985,-С.138-139(季羡林《大唐西域记校注》,-北京:中华书局,1985年.138-139页).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.