Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIV-XV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 08 октября 2018 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Домаренко Я.С. БЕЛОРУССКАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ ДИНАСТИИ ХУДОЖНИКОВ КУГАЧЕЙ. ГРОДНЕНСКАЯ РОДОСЛОВНАЯ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XIV-XV междунар. науч.-практ. конф. № 9-10(11). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 6-15.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

БЕЛОРУССКАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ ДИНАСТИИ ХУДОЖНИКОВ КУГАЧЕЙ. ГРОДНЕНСКАЯ РОДОСЛОВНАЯ

Домаренко Яна Сергеевна

студент магистратуры УО «Гродненского государственного университета имени Янки Купалы» специальности «Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство и черчение)»

Преподаватель «Средней школы №35 имени Н.А. Волкова г. Гродно»,

Беларусь, г. Гродно

АННОТАЦИЯ

Цель статьи заключена в раскрытии связи династии художников Кугачей с Республикой Беларусь. Задачи исследования: выявление вклада художников Кугачей в культуру Беларуси, определение места художников в процессе культурного взаимодействия между двумя государствами: Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Исследование посвящено творчеству художников из династии Кугачей в контексте города Гродно и Беларуси, России. Выявление патриоти­ческого отношения династии художников Кугачей к своей белорусской странице биографии. Дом, «родовое гнездо» художников Кугачей, находится в городе Гродно по улице Студенческой, дом № 3. Явный интерес к творческой жизни художников Кугачей проявился на совре­менном этапе, в XXI веке. Необходимым является поднятие вопроса о происхождении династии Кугачей. Затронута проблема сохранения культурного наследия династии художников Кугачей в Беларуси, поднят вопрос национального самоопределения и принадлежности мастеров.

Ключевые слова: «родовое гнездо», культурное взаимодействие, реалистическая школа живописи, династия Кугачей, три поколения художников, патриотизм, национализация, репрессии, репатриация, город Гродно, Беларусь.

 

Художники Кугачи представляют собой династию живописцев, включающую три поколения мастеров, передающих накопленный опыт из поколения в поколение, от старших представителей к младшим, следующих русской реалистической школе живописи [6].

Впервые фамилия художников получила широкую известность, в контексте белорусской истории, благодаря научному исследованию историографа, профессора Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, Валерия Николаевича Черепицы, издавшего в 2009 году монографию, «Гродно, Студенческая, 3: история дома и жизни его обитателей. Век ХХ», посвященную истории дома и белорусского города Гродно [5].

Монография профессора В.Н. Черепицы посвящена исследо­ванию старинного дома начала XX века, расположенного по адресу: Республика Беларусь, г. Гродно, улица Студенческая, дом № 3. Не претендуя на искусствоведческий анализ и основываясь на архивных данных, документах, фактах, письмах, воспоминаниях очевидцев, профес­сору В.Н. Черепице становится известно, что художники действительно жили здесь и исторически связаны с вышеупомянутым зданием и городом Гродно. В рамках истории данного дома, профессор повествует о судьбах жителей этого здания, упоминая Кугачей, проживавших в нём. [5, с. 11]

Этот дом является «фамильным гнездом» семьи династии худож­ников Кугачей на протяжении всего XX века. Дом №3 с 1925 года располагался на улице «Зелёной», а «Студенческой» улица стала назы­ваться с 1935 года. В 1940 году здание попало под муниципализацию. Дом был национализирован, многие члены семейства Кугачей, Наумюков были подвержены арестам и репрессированы [8].

Подвергались изменениям в ходе исторических событий названия улиц и нумерация домов. Сохранилась надпись на кирпичной стене дома № 3, принадлежавшего Кугачам. Эта небольшая спокойная улочка в центральной части города называлась сперва переулком Софийским, то переулком Зеленым, затем Елинкой в честь чешского президента межвоенного времени. Во времена войны обрела № 409 и называлась «Летзенер–штрассе». Под окном первого этажа здания сохранилась надпись: «GEORE 1348» [3].

Актуальным является изучение творчества членов династии, живших на улице Студенческой в Гродно, а также прославившихся и заслуживших признание по всему миру. Их жизнь и творчество является частью истории белорусского города Гродно.

Несмотря на тот факт, что большую часть жизни художники провели за границей, например, в России, обучаясь и обретая широкую известность среди поклонников творчества вне Беларуси, они оставили след в истории страны [1]. Актуальность обусловлена немногочислен­ностью специальной литературы, посвященной происхождению динас­тии, исследованию истории, особенностям творческой жизни Кугачей на территории Беларуси.

Новизна исследования заключена в том, что белорусская страница истории Кугачей является малоизвестной среди поклонников творчества художников и для массового зрителя. Остро поднимается проблема выявления связи мастеров с Республикой Беларусь и Гродненщиной, выявлена необходимость популяризации творческой жизни художников Кугачей среди белорусских граждан. Горожане и белорусы должны знать историю родного края и имена великих людей, некогда про­живавших на этой земле. Новизна заключается в открытии ряда картин Кугачей, хранящихся в частной коллекции семьи Наумюк в городе Гродно, попавших в семью в качестве благодарности, подаренных лично Юрием Петровичем Кугачем.

Художники, бесспорно, исторически, своим происхождением и корнями, связаны с Беларусью. Это указывает на ценность исследования.

В Гродно до сей поры живут люди, помнящие Кугачей и имеющие с ними общение, связь, подтвержденную документально. Это дальние родственники художников, семьи Кивляк, Наумюк, хранящие письма и картины великих художников, подаренные на добрую память самими Кугачами [7].

Ветвь родового древа Кугачей, от которой произошли художники, началась со старейшего известного представителя рода, основателя гродненского дома на улице Студенческой, д. № 3 — Ивана Петровича Кугача (1858 — 18.08.1936).

Гродненская страница истории династии началась в 1906 году, с момента заселения семьи Кугачей в дом № 3 на улице Студенческой в городе Гродно.

Иван Петрович Кугач родился в 1858 году. Художником Иван Петрович Кугач не являлся, никогда не рисовал и в проявлении художественных способностей замечен не был. И.П. Кугач служил на железной дороге, работал вахмистром железнодорожной жандармерии, несущей полицейскую службу на территории, упомянутой ранее, желез­ной дороги. Ему довелось работать на станциях Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги: Ландворов (Лентварис), а позднее в городе Гродно.

В 1915 году при отступлении русской армии из белорусского города Гродно, в 1915 году, И.П. Кугач вместе с семейством и сослуживцами переехал в Петербург.

Он покупает участок в городе Гродно, где в 1905 году начинает строительство одноэтажного дома для своей большой семьи, имеющего мезонин (мансарду) [5, с. 12].

Сюда переезжают дети и супруга Ивана Петровича, Елизавета Георгиевна Кугач (в девичестве Милявская) – немка, дочь Георга Милявского. Она имела евангелическо-аугсбургское вероисповедание, сама родом из восточно-прусских мазур, которые перебрались в Россию во 2-й половине XIX века. В доме проживали шесть совместных детей супругов Кугачей: Зинаида, Ольга, Евгения Фурман (дев. Кугач, 1886 г.р.), Надежда Наумюк (дев. Кугач, 1888 –1967), Нина (1896 г.р.) и Пётр (отец Юрия Петровича Кугача (1917‑2013), первого художника из рода Кугачей, основателя художественной династии). Зинаида и Ольга умерли совсем в раннем возрасте [5].

Три поколения художников: деды – сыновья – внуки, – являются главными творческими представителями династии.

Первое поколение – родоначальник первого поколения художников, Юрий Петрович Кугач (1917-2013) и Ольга Григорьевна Светличная, супруга художника.

Второе поколение художников возглавляет Михаил Юрьевич Кугач (1939 г.р.), сын Юрия Петровича Кугача и Ольги Григорьевны Светличной.

Третье поколение – дети Михаила Юрьевича в лице Екатерины Михайловны Кугач (1965 г.р.) и Ивана Михайловича Кугача (1972 г.р.)

Михаил Юрьевич Кугач утверждал: «Во мне течет белорусская, украинская, русская - суздальская – кровь… Мой прадед умер в Гродно, дед учился в этом же городе и потом уехал в Питер» [9].

Кугачам довелось побывать во многих местах благодаря нелёгкой судьбе: г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Куйбышев (Самара), г. Уфа (Башкирия), г. Нальчик (Северный Кавказ), г. Самарканд, г. Баку, д. Озеры, д. Поречье (Беларусь) [5].

Летом 1915 года произошла эвакуация семьи Кугачей из города Гродно в различные губернии России. Кугачи всегда возвращались на родину, в одноэтажное каменное здание в городе Гродно, с мезонином (мансардой), построенное в 1906 году И.П. Кугачем (1858- 18.08.1936).

Жизнь семьи была тесно связана с Гродно. Попытка выехать после революции из новой советской России в родной дом по улице Студенческой в городе Гродно, находящийся ранее на территории Польши, стоил им больших усилий и испытаний. В ходе истории белорусский город Гродно был центром различных административно-территориальных единиц, таких как: Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя, СССР и независимая Беларусь. Город Гродно, начиная с 1991 года, является областным центром Республики Беларусь.

Многие члены семьи Кугач жили в сложный период XX века. Они пережили Первую мировую войну, революцию, тяготы гражданской войны, жизнь в довоенной Западной Польше, репатриацию. Пережили немецкую оккупацию и рисковали жизнью, спасая еврейского мальчика Иону от смерти получив посмертно звание «Праведник мира» за этот героический поступок.

В знак глубочайшей признательности эта награда была вручена посмертно, жившим на Студенческой во время Великой Отечественной войны, Александру Варфоломеевичу Наумюку (27.06.1879 – 20.05.1952), его сыну Петру Александровичу Наумюку (1920 – 16.04.2005) и Надежде Ивановне Наумюк (в девичестве Кугач, 1888 – 1967) — родной тёте Юрия Петровича Кугача [7].

Кугачи прошли эвакуацию, послевоенную жизнь, неустроенность, национализацию в 1940-м году их гродненского дома по улице Студенческой, дом № 3, расстрелы, доносы, аресты и прочие ужасы Советской власти. Этот дом уникален, его можно назвать настоящим «родовым гнездом» многочисленного семейства Кугачей, которые, так или иначе, возвращались сюда, невзирая на лишения и неустроенность, сложности жизни и быта, переезды, связанные с особенностями того времени, военным и политическим положением в стране.

Художники никогда не забывали свои белорусские корни и старались, по возможности, приехать на родину с выставками и картинами. Это подтверждается словами Михаила Юрьевича Кугача, давшего интервью собственному корреспонденту по Могилёвской области Павлу Минченко, напечатанное в рамках публикации для газеты «Союз. Беларусь — Россия» от 02.02.2006 года: «Потому процесс создания Союзного государства представляется естественным. Мне непонятен возможный посыл, что "может быть иначе". Мой прадед умер в Гродно, дед учился в этом же городе и потом уехал в Питер. Я даже не могу сказать, что наша выставка в Могилеве являлась вкладом в создание Союза. Нет. Просто хотели сказать: ребята, мы как были с вами, так и остаёмся...» [9]

Что касается своей национальной принадлежности, позиции, являются ли художники белорусскими или российскими, Кугачи однозначно не относят себя ни к одной стороне, ни к другой. Страна была Советская, сплоченная, большая и общая для всех. Разве можно отделить себя, если Родина была одна, в которой жили многие нацио­нальности. Богатая культурная жизнь, общая для всех, люди проживали вместе в одной стране и постоянно обменивались культурным опытом. Взаимообогащение культур и взаимообмен происходил непрерывно [2].

Михаил Юрьевич Кугач утверждал: «…поиск ответа на вопрос: кто я такой? Во мне течет белорусская, украинская, русская - суздальская - кровь. И что, разделять моих предков по национальному признаку?» [9]

Я глубоко убежден, что честный художник любой национальности будет всегда за воссоздание той прежней великой страны. Но это возможно лишь при одном условии - любви и уважении всех наций друг к другу» [9].

Это сейчас национальный вопрос становится очень болезненным, и многие люди пытаются спекулировать и манипулировать обществен­ным сознанием на этот счёт, поднимая вопрос национальной принадлежности и самоопределения.

Юрий отмечает: «Мы никогда не задумывались о том, что однокурсники должны строить отношения между собой лишь исходя из национальной принадлежности. Выскажи кто-то такую мысль — на него, по крайней мере, посмотрели бы как на идиота. А кто из нас украинец, белорус либо россиянин, мы вообще не задумывались» [9].

Михаил Юрьевич Кугач утверждал, что любой российский деятель искусства не знает, почему мы живем с белорусами по разные стороны границы, полагая, что эта межа между двумя странами относительно виртуальна [9].

Художники бережно относятся к своей белорусской странице истории и стараются налаживать контакт с далёкой родиной. Многие из династии живописцев учились, а теперь живут и работают в России.

Художники, бесспорно, являются достоянием России, русской культуры. Именно здесь президент В.В. Путин отметил творческий вклад художников, вручив государственную награду, и неоднократно поздравляя художника Юрия Петровича с Днём рождения: «Уважаемый Юрий Петрович! Поздравляю Вас с юбилеем — 90-летием со дня рождения. Ваше творчество по праву признают достоянием отечест­венной и мировой культуры. А Вас — хранителем лучших традиций национальной школы живописи. Настоящий мастер, бесконечно преданный своему делу, высоким художественным принципам и идеалам, Вы одинаково свободно и уверенно чувствуете себя в разных жанрах. Созданные Вами полотна поражают глубиной и выразительностью. Их высоко ценят и профессионалы, и многочисленные поклонники изобразительного искусства. Успехов Вам, вдохновения, всего самого доброго» [11].

«Вы по праву принадлежите к плеяде ярких, талантливых, наде­ленных огромным запасом творческой энергии людей — признанных корифеев отечественного изобразительного искусства. Ваши произве­дения, созданные за многие годы плодотворной работы, знают и любят не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами», – поздравляет президент [10].

В городе Гродно живёт дальняя родственница художников Кугачей, Марина Михайловна Наумюк – супруга Петра Александровича Наумюка. Его мать, Надежда Ивановна Кугач, приходится родной сестрой Петра Ивановича Кугача – отца Юрия Петровича Кугача, представляющего первое поколение художников из династии Кугачей.

Марина Михайловна Наумюк любезно рассказала исследователю историю знакомства двух семей: Кугачей и Наумюков.

В те времена семья Наумюков жила в белорусском городе Гродно, а семья Кугачей проживала в Москве. Семья Наумюков, в частности, тётя Ю.П. Кугача — Надежда Ивановна Наумюк — жила в городе Гродно, и до 1939 года эти две семьи совершенно ничего не знали друг о друге.

Старейший из Кугачей, Иван Петрович Кугач, построил здесь дом. А когда начались тяжёлые времена 1917 года, всю железную дорогу и управление тогда эвакуировали вместе с ними в Петербург.

Пётр Иванович Кугач обучался в Петербурге, а потом попал в Москву, где работал при Совете Министров у Булганина Н.А. Позднее, вступив в брак, в 1917 году в семье Петра Ивановича рождается Юрий Петрович Кугач. В 1939 году на территории города Гродно была Советская власть. Пётр Иванович написал письмо в Гродно, желая узнать, жива ли здесь семья Наумюков.

Кугачи жили в то время в Петербурге, когда Гродно вошло в состав Польши. По этой причине они расстались и ничего не знали друг о друге.

Теперь тут, в Польше, находился их гродненский дом. Кугачи в лице Надежды Ивановны Наумюк (в девичестве Кугач) с мужем Александром Варфоломеевичем и ребёнком Петей — Петром Александровичем Наумюком — уехали сюда, в Польшу, потому что здесь находился их родной дом в городе Гродно. Семья была уверена, что этот процесс нахождения Гродно в составе Польши будет временным, ведь это русская земля была когда-то, Советская власть. Они переехали, а территория Гродно до 1939 года стала относиться к Польской границе, «восточным кресам» польским. Связь между семьями прекратилась.

И только в 1939 году отец Юрия Петровича Кугача из письма узнал, что Надежда Ивановна ещё жива — проживает тут с супругом и взрослым сыном. Пётр Александрович Наумюк и Юрий Петрович Кугач были очень дружны. Только после событий 1939 года стал воз­можным приезд П.А. Наумюка к Ю.П. Кугачу, состоялась долгожданная встреча.

П.А. Наумюк учился в Гродно, окончил гимназию. Поступил, стал студентом гродненского института, когда Советская власть пришла. Был в числе самых лучших студентов, подменяя на занятиях иногда даже самих преподавателей. По просьбе учителей института читал лекции по дисциплинам другим студентам [4].

Но, в скором времени, был исключен «за религиозную пропаганду в стенах института». Его родители являлись участниками Крестного хода, проходили мимо, когда он выходил из института. Позвали к себе сына, что было замеченным из окон учебного заведения. Первоначально было издано распоряжение выдать справку «за нетактичное поведение с преподавателями», но молодой человек подал апелляцию и добился своего.

Газета «Правда» сообщила, что «вас исключили за религиозную пропаганду в стенах института». Человек только подошёл к родителям, участвующим в Крестном ходе, но этот необдуманный шаг немедленно отразился на его обучении.

Ему пришлось уехать из Гродно в Москву, где и произошла встреча с Ю.П. Кугачем. Эта судьбоносная встреча вдохновила Юрия Петровича Кугача написать по памяти портрет Петра Александровича Наумюка, который хранится в Гродно в коллекции семьи Марины Михайловны, супруги Петра Александровича.

Семья Марины Михайловны Наумюк, проживающей в городе Гродно в данный момент, сыграла важную роль в жизни Юрия Петровича Кугача.

Тётя Нина — Нина Ивановна Кугач — завещала наследство только Марине Михайловне Наумюк и Петру Александровичу Наумюку. Марина Михайловна с супругом Петром Александровичем поде­лились наследством с художником Юрием Кугачем. За этот поступок художник подарил Наумюкам свои пейзажи, которые и сейчас радуют Марину Михайловну и хранятся у неё дома для будущих поколений, для внуков и правнуков. Художник был крайне благодарен и пригласил семью Наумюков в свою мастерскую и попросил выбрать любые картины, которые им нравятся. Эти картины стали подарком художника. Это красивые пейзажи, написанные Кугачем на академической даче под Москвой, а так же в белорусской деревне Салатье, и другие его работы.

Произведения Кугачей находятся в частных коллекциях России, Франции, Германии, Италии, Испании, Австрии, Англии, США и других стран мира.

Живописцы патриотически настроены и способствуют культурному развитию Беларуси. Они привозят в Беларусь свои картины, на безвоз­мездной основе дарят некоторые экземпляры работ в белорусский музейный фонд, участвуют в выставках, проводят мастер-классы. Поддерживают связь с родственниками, проживающими в Гродно, в частности, с Наумюками. Марина Михайловна Наумюк бережно хранит подаренные художниками картины и книги, хранящие автографы мастеров. А также фотографии Кугачей, письма и поздравительные открытки, дорогие сердцу [9].

Таким образом, поставленную цель выявления связи художников с Беларусью можно считать выполненной и доказанной, поставленные задачи решены. Осознавая значимость этих талантливых художников, очень важно говорить о них и сохранять наследие, которые они нам оставили. К сожалению, в Беларуси о Кугачах знают не многие. Это говорит о необходимости просвещения белорусов в данном направлении, так как очень важно знать своих героев в лицо. Важно помнить людей, которые когда-то ходили по нашему городу и родным местам, благодаря нелёгкому труду, прославляя родной край.

 

Список литературы:

  1. Бычков Ю. Юрий Кугач / Ю. Бычков. – Художник РСФСР, 1983. – 236 с.
  2. Минченко П. Михаил Кугач: Быть честным, оставаться самим собой: [Михаил Кугач: Честный художник — за воссоздание былой великой страны — Российская газета] / П. Минченко // Союз. Беларусь-Россия № 248, газ. – 2006. – 2 февр. – С. 3.
  3. Канюк Н. Тайны немецкой карты [Во время войны улицы получили номера и изменили названия] / Н. Канюк // Вечерний Гродно, газ. – 2010. – 21 февр. – С. 1.
  4. Кугач Ю. Юрий Петрович Кугач / Ю.П. Кугач, Г. Лоевская. – Москва: Галарт, 2016. – 126 с.
  5. Черепица В.Н. «Гродно, Студенческая, 3: история дома и жизни его обитателей. Век ХХ»: моногр. / В.Н. Черепица. – Гродно: ГрГУ, 2012. – 435 с.
  6. Шелуднева А. Связь Времен. Династия художников: каталог творческих работ. / А. Шелуднева, Дорофеев. С. – Москва: Объединение художников Москворечье, Москва: Инфорес-Сервис-Центр, Эдас Пак.
  7. В годы войны семья из Гродно спасла еврейского мальчика, в будущем известного израильского режиссера. [Электронный ресурс] // grodnonews.by. Вечерний Гродно. – Режим доступа: http://grodnonews.by/category/glavnoe/news22637.html. – Дата доступа: 08.10.2018.
  8. Где эта улица, где этот дом… [Электронный ресурс] //pisateli.by. – Режим доступа: http://pisateli.by/shatyrenok-czerepiza.htm. – Дата доступа: 08.10.2018.
  9. Михаил Кугач: Быть честным, оставаться самим собой [Электронный ресурс] // Rg.ru. Русская газета. – Режим доступа: https://rg.ru/gazeta/soyuz/2006/02/02.html. – Дата доступа: 05.09.2018.
  10. Путин поздравил художника Юрия Кугача с днем рождения. [Электронный ресурс] // ria.ru. – Режим доступа: https://ria.ru/culture/20120321/601749271.html. – Дата доступа: 08.10.2018.
  11. Ю.П. Кугачу. Президент России. [Электронный ресурс] // www.kremlin.ru. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/letters/26306. – Дата доступа: 08.10.2018.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.