Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2021 г.)

Наука: Филология

Секция: Германские языки

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Колокольникова О.Д. КОНЦЕПТ-ЦЕЛЬ «ПСИХИЧЕСКАЯ СФЕРА» В РАННЕЙ И ПОЗДНЕЙ ЛИРИКЕ РОБЕРТА БРИДЖЕСА // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 6(39). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 25-30.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОНЦЕПТ-ЦЕЛЬ «ПСИХИЧЕСКАЯ СФЕРА» В РАННЕЙ И ПОЗДНЕЙ ЛИРИКЕ РОБЕРТА БРИДЖЕСА

Колокольникова Оксана Дмитриевна

аспирант кафедры иностранных языков, Смоленский государственный университет,

РФ, г. Смоленск

TARGET-DOMAIN “MENTAL SPHERE” IN THE EARLY AND LATE LYRICS OF ROBERT BRIDGES

 

Oksana Kolokolnikova

Post-graduate student of the department of foreign languages, Smolensk State University,

Russia, Smolensk

 

АННОТАЦИЯ

Метафорическая система является одним из наиболее значимых параметров индивидуального стиля автора, поскольку может дать представление о характере образного мира создателя текста. Цель данной статьи заключается в рассмотрении особенностей метафорической системы известного представителя английской поэзии XIX – XX века, поэта-лауреата Роберта Бриджеса. Основной акцент делается на изучении распределения и текстовой реализации мегаконцепта Психическая сфера, который является чрезвычайно частотным в творчестве автора. При описании метафорического переноса мы следовали традиционному подходу, рассматривая его как двучленную концептуальную структуру цель–источник.

В результате анализа метафоры в лирике Бриджеса мы получили сведения о характере использования концепта Психическая сфера на всех этапах литературного пути автора, а также сделали выводы об особенностях индивидуального стиля Роберта Бриджеса.

ABSTRACT

The metaphorical system is one of the most significant parameters of the individual style of the author, since it can give an idea of ​​the character of the imaginative world of the creator of the text. The purpose of this article is to examine the features of the metaphorical system of the famous representative of English poetry of the 19th - 20th centuries, poet laureate Robert Bridges. The main emphasis is made on the study of the distribution and textual implementation of the megaconcept “Psychic Sphere”, which is extremely frequent in the author's work. When describing metaphorical transference, we followed the traditional approach, considering it as a two-term conceptual structure of goal-source.

As a result of the analysis of the metaphor in Bridges' lyrics, we obtained information on the nature of the use of the concept of the Psychic sphere at all stages of the author's literary path, and also made conclusions on the features of the individual style of Robert Bridges.

 

Ключевые слова: метафорическая система, индивидуальный стиль, Роберт Бриджес, концепт, Психическая сфера.

Keywords: metaphorical system, individual style, Robert Bridges, concept, Psychic sphere.

 

Изучение индивидуального стиля авторов является актуальным направлением современной лингвистики. Как правило, под индивидуальным стилем понимают совокупность способов использования языковых средств, характерную для какого-либо писателя [4]. При изучении индивидуального стиля автора из всего комплекса присущих ему языковых параметров выделяют определенное количество стабильных признаков, характеризующих идиостиль и отличающих его от идиостилей других писателей [6]. Анализ индивидуального стиля дает возможность понять каким образом автор категоризует мир, охарактеризовать образный мир писателя, и выделить в его внутреннем мире ментальные структуры по их репрезентации в текстах [1, с.10].

Метафорическая система является чрезвычайно значимой характеристикой индивидуального стиля. На основании современных исследований в области когнитивной лингвистики, можно констатировать, что метафоризация тесно связана с личностными особенностями создателя текста и его понятийной системой. Структурирую мыслительную деятельность и восприятие человека, метафора представляет собой важную частью когниции личности [2, с.25]. Авторская метафора взаимосвязана с жизненным опытом ее создателя, и как следствие, дает возможность получить представление об образном мире писателя [2, с.56].

Под метафорой, в широком смысле слова, понимают выполняемое посредством средств выразительности отождествление или сопоставление нетождественных концептов. В настоящей работе мы используем онтологию концептов, предложенную Н. В. Павлович и изложенную в ее монографии «Язык образов» [3]. Мы следуем традиционному подходу, согласно которому метафора представляет собой двучленную структуру, в которой сопоставляются два концепта – концепт-цель или сопоставляемый элемент и концепт-источник, элемент, с которым происходит сопоставление [2]. В приводимых в статье примерах концепт-цель выделяется курсивом, а концепт-источник – подчеркиванием.

Целью данного исследования является описание концепта-цели «Психическая сфера» в ранней и поздней лирике поэта-лауреата Роберта Сеймура Бриджеса, выдающегося представителя английской поэзии 19 – 20 веков. Материалом являются стихотворные произведения Бриджеса, созданные на различных этапах его творчества и опубликованные в собрании сочинений “Poetical works of Robert Bridges: excluding the eight dramas” [5]. Нами было проанализировано 129 стихотворений общим объемом 3578 стихотворных строк, выявлено и рассмотрено более 1400 случаев реализации метафор. Литературную деятельность автора традиционно делят на два периода: ранняя лирика (до 1900 года) и поздняя лирика (1901–1930 года) [7, c. 22]. 

Как правило, концепты-цели это абстрактные либо неясные концепты, нуждающиеся, по мнению автора, в переосмыслении. Концепты-цели сопоставляются с интуитивно более понятными, по мнению автора, концептами-источниками.

Примечательно то, что концепт Психическая сфера является самым частотным концептом-целью, как в ранней, так и в поздней лирике Бриджеса. Данный концепт репрезентирован очень большой и разнообразной группой лексических единиц, обладает широким спектром сочетаемости, что обусловило его выбор в качестве предмета исследования.

Концепт Психическая сфера, являясь самым частотным концептом в позиции цели, представляет собой мегаконцепт, включающий в себя группу концептов, отражающих чувства, состояния, ментальные феномены и др. Данные концепты объединены по сходству и анализ показывает, что они обладают аналогичной сочетаемостью и, таким образом, выступают как один элемент концептуальной системы.

Рассмотрим специфику лексической репрезентации мегаконцепта Психическая сфера в функции цели. На протяжении всего творчества автора Психическая сфера представлена обширным набором лексики, актуализирующей и чувственную (love, hate, spite, desire, distress, sorrow, greed, terror, faith, suffering, passion, patience, hope, sloth, fatigue, incertainty, joy, pleasure, dismay), и ментальную сферу (plan, thought, dreams, ideas). Мир чувств занимает центральное место в данной группе, как по числу лексем-репрезентантов, так и по частотности.

В роли лексических репрезентантов используются лексемы как с положительным (faith, dreams, pleasure), так и с отрицательным модусом (sorrow, distress, fatigue), однако набор лексики говорит об изменении тональности метафорического переосмысления чувств человека. Если в первом периоде творчества Бриджеса превалировалируют положительно окрашенные лексемы (That love would prove so hard a master («When first we met we didn't guess»); Come pride, come pleasure, come distracted mind («Among the tombs»)), то в поздней лирике автора концепт Психическая сфера в большинстве случаев репрезентируется лексикой с отрицательной коннотацией:

And Hate with gasping mouth <…> Contented as mankind longeth to be («Hell and Hate»);

Much suffering shall cleanse thee («Wake up, England»).

Лидирующим репрезентантом концепта Психическая сфера, как в первом, так и во втором периоде творчества Бриджеса, является существительное love:

The lady who led my boyish love («Hell and Hate»);

Love shall comfort and succour the poor that are pined («Christamas eve»);

Each to Love's cradle his own gift («England to India»).

Вторым по частотности лексическим репрезентантом является абсолютный антоним слова love – лексема hate:

And Hate with gasping mouth <…> Striving to seize two children fair («Hell and Hate»);

From blind envious Hate and Perfidy leagued with Might («Pages inedites»).

В своих произведениях Бриджес противопоставляет любовь и ненависть и олицетворяет их. Например, в произведении «Hell and Hate» автор называет ненависть и злобу двумя демонами, а веру – ангелом, который охраняет человеческую любовь:

Two demons thrust their arms out over the world,

Hell with a ruddy torch of fire,

And Hate with gasping mouth

<…>

Then knew I the Angel Faith,

Who was guarding human Love.

(«Hell and Hate»).

Второе место по частотности в мегаконцепте Психическая сфера, как и в первом периоде, занимают феномены ментальной сферы. Наиболее частотными репрезентантами в обоих периодах являются слова mind и thought:

Footsteps of eternal mind («October»);

Man's mind that has this earth for home <…> Hath too its far spread starry dome

(«The excellent way»);

Where thought is lost in going free <…> Prisoned but by infinity («The excellent way»);

An answering thought within me springeth («A vignette»).

Как в ранней, так и в поздней лирике автора, Психическая сфера в большинстве случаев сочетается с концептом Существа в позиции источника. Данный концепт, как правило, репрезентирован не именной лексикой, а глагольной, обозначающей характерные для животных или человека действия:

When my love of beauty <…> Is met by beauty's love («The flowering tree»);

When her fresh flaunt of leaf <…> Gives crowns of golden green («The flowering tree»).

Таким образом, на всем протяжении своего творчества Бриджес воспринимает чувства и мысли человека в качестве существ, обладающих собственной активностью, которые могут встречаться, бороться, бежать, вести, охранять, освежать, кормить, утешать, почитать и т.п.

Как и в первом периоде творчества, помимо сопоставления с Существом, Бриджес также переосмысливает Психическую сферу посредством таких концептов как Пространство, Социальное, Орган, Орудие, Свет:

Психическая сфера – Пространство: While frenzy and care <…> like thin summer clouds («Fortunatus nimium»); Came on the path of God's desire («England to India»);

Психическая сфера – Социальное: In the vision of Beauty, and the Spirit's law («To the united states of America»);  Man's mind that has this earth for home <…> then with his sins grown up to youth («The excellent way»);

Психическая сфера – Орган: And Hate with a grasping mouth («Hell and hate»); The sickness of desire, that in dark days («Melancholia»);

Психическая сфера – Орудие: His scourge of fury is lashing down («The summer trees»); Pain's random darts, the heartless spade of death («Joy, sweetest lifeborn joy»);

Психическая сфера – Свет: Say that Thought of atoms self-became <…> waving to soul as light had the eye in aim («Democritus»); Of sparkling pleasure («A vignette»).

Следует отметить, что в поздней лирике автора концепт Психическая сфера становиться более активным, сочетаясь с гораздо бóльшим количеством концептов. Например, модель автоотождествления Психическая сфера – Психическая сфера в первом периоде наблюдалась лишь в единичных случаях, а в поздней лирике перешла в разряд наиболее частотных моделей. Настолько высокая частотность концепта Психическая сфера обусловлена также редкими моделями образов, которых во втором периоде творчества автора также становиться больше.

Увеличение частотности метафорических моделей с Психической сферой в качестве цели метафоризации свидетельствует о повышении роли данного элемента концептосферы. Широкая сочетаемость в метафоре говорит о том, что Психическая сфера на всем протяжении творчества остается сложным для Бриджеса феноменом, способы интерпретации которого ищет автор, привлекая для этого большое количество различных концептов.

 

Список литературы:

  1. Андреев В.С. Эволюция индивидуального стиля Г.У. Лонгфелло и Э.А. По: образная система и репрезентация пространства: Монография. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2011.
  2. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 256 с.
  3. Павлович Н.В. Язык образов: парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995. 491 с.
  4. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976. Изд.2.
  5. Bridges R.S. Poetical works of Robert Bridges: Excluding the Eight Dramas. London: Oxford University Press, 1913. 486 p.
  6. Halteren H. van, Baayern R.H., Tweedie F., Haverkort M. and Neijt A. machine learning methods demonstrate the existence of a human stylome // Journal of Quantitative Linguistics. 2005. Vol. 12, No. 1. P. 65-77.
  7. Hamilton L.T. Robert Bridges: An Annotated Bibliography, 1873–1988. Newark: University of Delaware Press. 1991. 243 p.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.